Рабочая программа по истории 6 класс (VIIIвид)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории VIII вида для 6 класса составлена на основе:

- Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273,приказ №41-4ст.79 ФЗ

- Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред.М.И. Бгажноковой. М., «Просвещение», 2010 г

- Учебного плана МКОУ Перелешинская СОШ на 2015-2016 учебный год.

Для реализации данной программы используется учебник «Мир истории» для 6 класса СКОУ VIII вида авторов И.М.Бгажноковой , Л.В.Смирновой (М.: «Просвещение», 2013).

Цель обучения:

-обобщить имеющиеся в спонтанном опыте сведения, для формирования новых предпонятий, понятий необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины; развитие и коррекция недостатков психического, речевого развития; формирование навыков социальной и жизненной компетенции доступными средствами образования.

Задачи обучения:

-научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

-помочь стать социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;

-формировать новые предпонятия, понятия, необходимые для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины.

Общая характеристика учебного процесса

В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» положено научное исследование Л.В.Смирновой*, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся Y- YI классов носят разобщенный фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область в которой живут, смешивают понятия «столица», «главный город края, области», не представляют состав числа в временных границах века, не умеют объяснить кто такие «предки», «потомки», что означает «кочевой, оседлый образ жизни», «настоящее», «прошлое» и многие другие понятия. Отсутствие опыта предварительного педагогического изучения готовности умственно отсталого ребенка осваивать тот или иной предмет неизбежно связано с завышением уровня сложности обучения, указанные выше обстоятельства побудили авторов включить пропедевтическую программу «Мир истории» для создания необходимых предпосылок к усвоению последующего курса истории (YII - ХI классы). Таким образом, при отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами особое внимание уделяется соблюдению и других принципов:

  • цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;

  • принцип экзистенциальности, позволяющий обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;

  • принцип историзма, требующий предъявления изучаемых событий в соответствии с конкретной исторической обстановкой;

  • принцип объективности для устранения субъективных оценокискажений в толковании исторических фактов.

Большие разделы, охватывающие определенный этап истории, завершаются сведениями из культуры, науки, искусства. В программе содержатся методические опоры для учителя, для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разноуровневых возможностей.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

  • традиционное обучение;

  • активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Формы контроля достижений учащихся:

  • пересказ;

  • работа с раздаточным материалом.

Виды контроля:

- самоконтроль;

- контроль учителя.

Место предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану школы на изучение истории отводится 35 часов в год, 1 ч в неделю.

Планируемые результаты

1 уровень:

  • Удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и представлений из всех разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы.

  • Умение участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы.

  • Умение высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам.

  • Сформированность основных компонентов учебной деятельности:

- понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно и с помощью учителя;

- овладение элементами самоконтроля при выполнении заданий;

- овладение элементами оценки и самооценки;

- интерес к изучению истории.

2 уровень:

- Усвоение наиболее доступных понятий на уровне их понимания и узнавания.

- Использование части понятий в активной речи.

- Умение последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий).

  • Сформированность основных компонентов учебной деятельности:

  • умение слушать учителя, самостоятельное выполнение предложенных видов заданий;

  • использование помощи учителя при выполнении учебных задач, умение самостоятельно исправить ошибки;

  • усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

  • адекватная реакция на оценку учебных действий.

Содержание программы

1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ, ОБ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЯХ, О ПРОСТРАНСТВЕ ВОКРУГ НАС - 9часов

История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера). История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, посёлок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа. Местность, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение названия. Край (область, республика), в котором мы живём, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края, города. Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика, в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Руководство страны, республики. Понятия о большой и малой родине. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент.

2.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ - 6 часов

Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Приборы для отсчёта времени. Понятие об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени. Новые сведения. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), «лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее.Части века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события 20 в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (21 в.).

История - наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3-4 примера). Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор). Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

3. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА - 4 часа

Человек - житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований. Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.

Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.

4.ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ И ДЕЛ ЧЕЛОВЕКА -9 часов

Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных ресурсов.

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.

Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанных с изготовлением мебели

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы выживания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 - 4 примера). Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 - 4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 - 3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.

5.ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - 7 часов

Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления). Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.

Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления). Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах). Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.





Календарно - тематическое планирование

№ п/п

№ур. по теме

Дата

Тематическое планирование

Содержание курса

Характеристика деятельности

Примечания

по плану

фак-тич.

кор-рекц.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ, ОБ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЯХ, О ПРОСТРАНСТВЕ ВОКРУГ НАС - 9часов

1

1

История имени. Отчество и фамилия человека.

Как возникли имена, фамилии; значение имен, полное и неполное имя, имена вымышленные и реальные.

Славянские имена, христианские имена, обычаи, святцы.

Заполнение анкет, выполнение заданий к текстам в учебнике.

Рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т. д..

Составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках, членах семьи.

Написание своей биографии и биографии членов семьи.

Составление родословного дерева (рисунок).

Составление словесного автопортрета, портретов членов семьи и друзей.

Чертить схемы улиц, маршрутов движения.

Умение проводить пропедевтическую работу с символами, цветами карты.

Рисование государственного флага, прослушивание государственного гимна.

Проведение словарной работы.

2

2

Семья. Биография.

Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Семейный альбом. Понятие о родословной, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

3

3

Семья. Биография.

4

4

О доме.

Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом, кто и когда его построил. Толкование пословиц и поговорок о семье, доме.

Жилище человека, отчий дом, исторические дома, малая родина.

5

5

Названия городов и улиц.

История улицы. Название улиц, их расположение. Улица моего дома, моей школы. Названия городов

6

6

Истоки

Местность, где мы живём. Название местности, происхождение названий.

Истоки, родной край.

7

7

Страна, в которой мы живём.

Страна, в которой мы живём. Столица, национальный состав. Государственные символы. Руководство страны, соседние государства.

Конституция, президент, Государственная дума, герб, гимн, флаг.

8

8

Страна, в которой мы живём.

9

9

Планета, на которой мы живём.

Планета, на которой мы живём. Земля и др. планеты Солнечной системы. Солнце и Луна. Планета, космос, атмосфера

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ - 6 часов

10

1

Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем.

Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Приборы отсчёта времени. История календаря. Меры времени.

Летоисчисление, хронология,

римская эра, христианская эра. Юлианский календарь.

Изображение схем сменяемости времен года.

Составление календаря на неделю, месяц, изображение «Ленты времени» одного столетия, одного тысячелетия (с учетом программы по математике).

Ориентировка на «ленте времени».

Рассказы об истории календаря.

Определение времени по солнечным часам, работа с моделью лунного времени.

Нахождение пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени и др.

Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме.

Рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам.

Ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями (можно с культовыми).

Составление вопросов для викторин.

Просмотр фильмов о культурных памятниках.

11

2

Русский земледельческий календарь.

Историческое время: век, тысячелетие, название месяцев. Русский земледельческий календарь.

Славянский календарь, обычаи, обряды, приметы.

12

3

Счет лет в истории. Историческое время.

Части века: начало, середина, конец. Основные события XX века, новое тысячелетие.

Столетие, тысячелетие, арабские и римские цифры

13

4

Что такое история. Какие науки помогают истории.

История - наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Науки, помогающие добывать исторические сведения. Археология, геральдика, нумизматика.

История - наука о прошедшем и настоящем времени. Исторические факты.

14

5

Как работают археологи.

Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры, памятники зодчества, УНТ.

Исторические источники: письменные, вещественные, устные.

15

6

Историческая карта.

Понятие об историческом пространстве, исторической карте.

Историческая карта- географическое изображение государства в разные периоды времени.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА - 4 часа

16

1

Земля и космос.

Земля, космическое пространство, религия, фантастика. Человек - житель планеты Земля.

Составлять рассказ по рисунку.

Отличать человека от животного.

Сравнить древнейших и современных людей.

Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме.

Рассматривание и анализ иллюстраций.

Выполнение заданий к текстам в учебнике.

17

2

От кого произошел человек. Человек умелый

Версии о происхождении человека на Земле. Отличие человека от животного.

18

3

Следующее поколение людей каменного века. Наступление ледников.

Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за ледников.

Первобытный период, наскальная живопись. Миллион лет до нашей эры, мамонты, ледниковый период.

19

4

Борьба за выживание. Новые занятия людей.

Борьба за выживание. Способы охоты, изобретение лука. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. Развитие земледелия и скотоводства.

Кочевники и собиратели. Охота, земледелие, скотоводство.

ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ И ДЕЛ ЧЕЛОВЕКА - 9 часов

20

1

Огонь в жизни древнего человека.

Источники огня в природе. Способы добычи древнейшим человеком. Очаг, культ огня. Использование огня.

Уметь определять время создания исторических источников.

Называть признаки родовой общины.



Называть факторы, обусловившие «неолитическую революцию»

Работать с источниками.

Анализировать источники.

Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме.

Рассматривание и анализ иллюстраций.

Выполнение заданий к текстам в учебнике.



21

2

Изготовление посуды, орудий труда.

Изготовление посуды. Орудий труда.

Природные источники огня, гончар, керамика.

22

3

Вода, ее значение в жизни человека.

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство. История мореплавания.

Снасти, лодка, парус, папирус.

23

4

Вода и земледелие. Вода как источник энергии.

Вода и земледелие. Поливное земледелие и его значение в жизни человечества. Использование человеком воды для получения электроэнергии: водяное колесо, гидроэлектростанция.

Искусственное орошение, поливное земледелие.

24

5

Понятие о жилище. Первые жилища человека.

Понятие о жилище. Первые жилища человека. Сборно-разборные жилища. Материалы. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий.

Землянка, искусственные материалы.

25

6

История появления первой мебели.

История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели.

Стул, кровать, комод, трон.

26

7

История хлеба и хлебопечения.

Питание как главное условие жизни любого организма. Уточнение представлений о пище в разное историческое время. История хлеба и хлебопечения. Картофель в России.

Белки, жиры, углеводы, витамины, бактерии. Пресное тесто, дрожжи.

27

8

Понятие о посуде и её назначении.

Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды. Деревянная посуда. История её появления, виды. Посуда из других материалов.

Глазурь, белая глина, фарфор. Берёста, резьба, тиснение, роспись, керамика.

28

9


История появления одежды, обуви.

Уточнение представлений об одежде и обуви их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Пословицы и поговорки об одежде и обуви.

Женский костюм, мужской костюм. Сандалии, лапти, сапоги, простолюдин.

ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - 7 часов

29

1

О далеких предках- славянах. Причины зарождения религиозных верований.

Зарождение религиозных традиций и верований. Содружество людей - как способ выживания в трудных природных условиях. Семья.

Община, вече. Обряды, обычаи, жертвоприношение.

Составлять рассказ по рисунку, сравнить древнейших и современных людей.

Уметь определять век по дате, работать с линией времени.

Знать науки, помогающие изучать прошлое.

Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме.

Рассматривание и анализ иллюстраций.

Выполнение заданий к текстам в учебнике.

30

2

Христианство, ислам, буддизм.

Христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религий для духовной жизни человечества.

Будда, Иисус Христос, пророк Мухаммед.

31

3

Искусство и культура

Виды и направления искусства.

Зарождение науки.

32

4

Письмо и первые книги.

Речь как главное средство общения и коммуникации УНТ. История возникновения письма.

Пиктография, иероглифы, кириллица.

33

5

Понятие о науке. Важнейшие человеческие изобретения.

Понятие о науке. Важнейшие человеческие изобретения.

Колесо, ось, спутник.

34

6

Войны. Причины возникновения войн.

Войны. Причины возникновения войн. Войны религиозные, захватнические, освободительные. Исторические уроки войн.

Конфликт, фашисты.

35

7

Повторительно-обобщающий урок.

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник «Мир истории» для 6 класса СКОУ VIII вида авторов И.М.Бгажноковой , Л.В.Смирновой (М.: «Просвещение», 2013).

2. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред.М.И. Бгажноковой. М., «Просвещение», 2010 г



© 2010-2022