Разработка урока по истории по теме Русь в XII-XV веках. Повторительно-обобщающий урок

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 им. П.М. СТРАТИЙЧУКА»

с. КУРСАВКА АНДРОПОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ























Подготовила и провела

учитель истории

МБОУ СОШ №1 им. П. М. Стратийчука

с. Курсавка Андроповского района

Ставропольского края

Баласян Л.В.












Февраль, 2014






Тема: Русь в XII - XV веках»

(в форме и по материалам ЕГЭ)

Цель урока: повторить и систематизировать большой и сложный материал по истории Руст XII - XV веках в форме и по материалам ЕГЭ

Задачи урока:

Образовательные:

  1. совершенствовать навыки учащихся по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ;

  2. формировать хронологические умения учащихся

  3. обучить учащихся последовательным и правильным действиям при работе с документами

Развивающие:

  1. развитие коммуникабельных способностей учащихся по теме;

  2. развитие умений выделять главное, сопоставлять факты, анализировать, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее по проблеме урока.

  3. формировать коммуникативную компетенцию учащихся;

  4. закрепить умение работать на бланках ЕГЭ

Воспитательные:

  1. развивать культуру речи, взаимоотношения, речевой этикет;

  2. воспитывать уважение, понимание и толерантность;

  3. способствовать развитию у учащихся адекватного восприятия жизни;

  4. формировать навык работы в группах у учащихся.

Тип урока: урок проверки, контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Оборудование:

  • Мультимедиапроектор.

  • Карточки с заданиями.

  • Презентация по теме урока

  • Тренажер на знание дат

Ход урока

1. Оргмомент

2. Мотивация. Сообщение темы и целей урок

- Здравствуйте, ребята. Скажите, какую основную цель вы ставите перед собой в этом году?

- Как успешно сдать ЕГЭ? (Ответы учащихся).

- Мы завершили с вами изучение трёх важнейших этапов в истории России: возникновение государства Киевская Русь, феодальная раздробленность и становление Московского государства.

Сегодняшний урок мы посвятим повторению такого раздела истории России как Русь в 13 - 15 веке. Этот период, пожалуй, самый тяжёлый в истории российского государства.

Давайте сейчас перед тем как мы займемся практикой, немного повторим теорию.

Итак, чем характеризуется 13, 14 и 15 века? (Учащиеся называют основные события данного периода, даты и исторических личностей)

Действительно, Русь пережила нашествие монгольских племён с востока и вторжение с Запада немецких и шведских рыцарей.

Пережила тяжёлое и длительное монголо-татарское иго. Была отброшена в своём развитии на 100 с лишним лет, но, как птица феникс возродилась из пепла, сохранила свою самостоятельность, уничтожила ненавистное иго и стала единым централизованным государством, центром которого стала Москва.

Все события в истории России этого периода до сих пор оцениваются историками неоднозначно, и вызывают частые споры о достоверности того или иного факта. И мы с вами попробуем на уроке разобраться в некоторых проблемных вопросах истории данного периода.

Первый этап «Тестирование по части А»

Я вам сейчас предлагаю пройти тестирование, где будут задания типа А с выбором одного ответа из 4 предложенных вариантов. Работать будем коллективно.

Итак, если всем все ясно приступили к выполнению (работа выполняется коллективно, ответы учащимися аргументируются) - слайды 2-11.

Подведение итога первого этапа: Что помогало вам в работе над этим блоком заданий? (Ответы учащихся)

Для лучшего прохождения части А, конечно необходимо знание дат, и сейчас мы проверим ваши знания хронологии (тренажер дат).

Второй этап «Тестирование по части В»

Как вы знаете вторая часть работы в бланках - это выполнение заданий типа В с ответом в краткой форме (слово или числа). Перед вами на столе лежат задания для работы с источником. Я прошу ознакомиться с ними и постараться дать верный ответ. Опять, же я прошу аргументировать свой ответ, объясняя, что в источнике дало вам подсказку для правильного ответа.

Задание В7 - «Работа с источником» - обратимся к анализу текстовых исторических источников (презентация - слайды 12-20)

Примечание: Если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т.п.), в которой оно должно стоять в предложении.

Подведение итога: На что необходимо опираться в работе с источником? (Ответы учащихся).Разработка урока по истории по теме Русь в XII-XV веках. Повторительно-обобщающий урок.

Одним из сложных заданий части В является работа со схемами и картами. Давайте рассмотрим на примере работы с картами нашего периода.

Задание В8-11 - «Работа с историческими картами и схемами» (презентация - слайды 21-25).

В8. Назовите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками

На карте Руси XIII века показан стрелками поход хана Батыя по завоеванию Северо-Восточной Руси 1237-1238 гг.
Ответ: Батый|ханБатый

В9. Покажите на карте цифру, которой обозначена столица земли, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

Ответ: Новгород, цифра 2.

В10. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период

2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели

3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет

4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства

5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость

6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства

Пояснение.

Поход Батыя на Русь начался в декабре 1237 г. вторжением в Рязанскую землю. В результате похода Батыя Русь попала в зависимость от Золотой Орды: вынуждена была платить дань, а князья править по ярлыку. На завоеванных территориях - в степях и низовьях Волги - в 40-е гг. XIII в. было создано государство Золотая Орда.
Ответ: 156

Разработка урока по истории по теме Русь в XII-XV веках. Повторительно-обобщающий урок.

Назовите имя русского полководца XIII в., одержавшего победы над неприятелем в сражениях, отмеченных на карте цифрами «3» и «4».

Пояснение.

Это были сражения, в которых принимал участие князь Александр Ярославич Невский.

Ответ: Александр Невский

Покажите на карте цифру, которой обозначен город, который в XIII в. героически оборонял от захватчиков воевода боярин Дмитр (Дмитрий).

Пояснение.

Воевода охранял Киев.
Ответ: 2

Назовите название реки, на которой в 1223 г. произошла первая встреча русских войск с отрядами монголо-татар.


Ответ: Калка



Напишите название битвы, представленной на схеме.Разработка урока по истории по теме Русь в XII-XV веках. Повторительно-обобщающий урок.

Битва происходила на Куликовом поле, впоследствии получившая название - Куликовская

Ответ: Куликовская|Куликовская битва

Назовите название реки, обозначенной на схеме цифрой «1»?

Ответ: Река Дон

Подведение итога второго этапа: На что необходимо опираться в работе с частью В?

Итак, мы прошли два первых этапа подготовки к ЕГЭ. И теперь думаю уже готовы к уровню С.

Третий этап «Часть С»

Задание С5. Анализ различных точек зрения и их защиты (работа в группах).

В исторической науке существует дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«ГЛАВНЫМ ФАКТОРОМ ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ БЫЛО ЕЕ ВЫГОДНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСОЕ ПОЛОЖЕНИЕ».

Используя исторические знания, одна группа приведет два аргумента, которые можно потвердеть данную точку зрения, а другая группа два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.

Что у вас получилось. Давайте сравним с предложенным эталоном ответом.Аргументы за:

Аргументы против:

- Москва была расположена на дороге переселенцев с юга, посередине между Киевской землей, с одной стороны, и Владимиро-Суздальской, с другой;

- через Москву проходили важные торговые пути;

- Москва была защищена от набегов ордынских отрядов лесами.

- Большую роль сыграла политика московских князей, которые поддерживали тесные отношения с Ордой и заручились поддержкой православной церкви;

- важную роль сыграл фактор случайности - длительное время княжества целиком переходили к одному наследнику.

А какие еще факторы возвышения Москвы вы можете назвать?

Подведение итога третьего этапа: В чем заключается ценность любого представленного документа?

Подведение итога урока: В начале урока, я оставила цель: повторить и закрепить учебный материал по истории Руси в 13-15 веках в форме и по материалам ЕГЭ. Как вы считаете, добились ли мы ее и каким образом?

Домашнее задание: Рекомендовать еще раз внимательно просмотреть пройденный материал по истории Руси в 13-15 веках»

Удачи вам, успехов и если вы будете так дальше работать, то добьетесь самых высоких баллов! Спасибо за работу!















Литература.

  1. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов История России с древнейших времен до конца XVII века -М., Просвещение, 2012.

  2. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. История. М.: Просвещение 2010год.

  3. В.Н. Шевелёв. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по истории России. Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010.

  4. Е.Н. Лобанова. История. Типовые тестовые задания. Учебно-практическое пособие. Издательство «Экзамен», М., 2011.







© 2010-2022