Открытый Урок Восстание Спартака

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Восстание Спартака 73-71 г.г. до н.э.

Урок открытия новых знаний.

Конструктор урока:

1. Обобщение, повторение прошлой темы. 5мин.

2.Мотивация. 4 мин.

3. Актуализация 5 мин.

4. Постановка учебной задачи 5 мин

5. Открытие нового знания 5 мин

6.Первичное закрепление 5 мин

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 5 мин

8. Включение новых знаний в систему знаний и повторений. 3 мин.

9. Рефлексия. 3 мин.

Этапы урока

  1. Повторение по карте: (Ответы на вопросы) 1 ученик.

Остальным тестовая работа.

Фронтальный опрос:

- Что такое гражданская война?

-«Все дороги ведут в Рим» - почему?

- Какие ещё события привели к началу гражданской войны в Риме?

2. -Как называется глава, которую мы начали изучать? - Из кого состояло население Древнего Рима? (слайд). Определите, кто ещё из римского населения выступил против власти Римлян. Подсказка: Это были те, кто ничего не имел, их называли «Говорящее оружие».

Свобода! Свобода! Богиня богинь!

Когда нападут легионы врагов, -

В мечи превратишь ты оковы рабов!

И в странах позора, где царствует гнет,

Пусть самый ленивый оружье берёт!

Свобода! Свобода! Богиня богинь!

Тебя призывая, мы рвёмся к мечам!

К оружью, товарищи, смерть палачам!

-К чему призывала эта песня? (Эти строки призывали восстать рабов на войну против своих угнетателей). С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.

- О чем они могли мечтать? (О свободе.)

- Как рабы могли добиться свободы? (Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы - было восстание). Работа с термином: Восстание - это борьба за свободу и независимость.

Где использовался труд рабов?

Слайд (Гладиаторские бои). «Нет славы в убийстве льва в клетки» О чём эти слова? Их произнёс Спартак. Родом он был из Фракии, воевал с римлянами. А потом попал в плен. Спартак отличался отвагой, физической силой и выдающимся умом. Именно он и возглавил восстание рабов. Рассказывают что, когда Спартак был впервые приведён в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведёт его к злополучному концу.

4. Как называется тема нашего урока? (Записали: Восстание рабов под предводительством Спартака.)

Какие задачи: Что нам нужно узнать?

  1. Причины, даты начала и окончания.

  2. События

  3. Итоги.

Главный вопрос: Почему именно в Риме началось это восстание?

Задание № 3 Крупнейшее восстание в древности произошло в 73-71 г.г. до н.э. Посчитайте, сколько лет назад началось это восстание?

5. Задание №4 Работа с документом, определение причин восстания.

Работа с документом Плутарх. Марк Красе, 8-11

Восстание сопровождалось разграблением всей Италии и известное так же под названием Спартаковские войны, было вызвано следующими обстоятельствами.

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов , большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие туда не за преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставивший их учиться ремеслу гладиаторов.

Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать. Не дороже одной утки или курицы стоила жизнь раба. "Лучше умереть за свободу, - говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян".

Стихотворение Байрона

Цирк вкруг бойца плывет, он умирает -

А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.

Что жизнь ему, и приз, и торжество?

Перед ним - шалаш на берегу Дуная:

И детворы его играет стая,

И там их мать… И вот

Отец зарезан, римлян забавляя!

Задание:

Выпишите причины:

1. Тяжелое _____________ рабов.

2. Желание быть ____________________.

3. _____________ обращение.

Работа с иллюстрацией стр. 247

Рассказ учителя: 200 заговорщиков, вооружившись кухонными ножами бежали из школы г. Капуи, но только 80 сумели укрыться на вершине вулкана Везувий. Остальные по доносу были уничтожены римскими войсками. Забраться римским войскам на вершину горы и уничтожить восставших было невозможно. Тогда они окружили вулкан и стали ждать, когда голодные и измождённые рабы без еды и воды сами сдадутся. Но Спартак пошёл на хитрость. Ночью, когда в лагере римлян все уснули, по лестницам, сплетёнными из виноградной лазы воины дерзко и неожиданно спустились и разгромили лагерь римских воинов. Первая победа окрылила воинов Спартака.

Какое значение имела эта маленькая победа?

Весть о победе облетела все окрестные города и провинции, все рабы с юга Италии встали в ряды воинов Спартака.

Эта было первое событие этого восстания. Запишите его

7-8.Все остальные вы разберёте сами. Чтобы раскрыть план нашего урока мы с вами проведем исследовательскую работу:

2 вариант. Исследователи. Пункты параграфа 51 пункт 3и 4

Вопросы:

1. Какая задача стояла перед Спартаком? (Дать свободу каждому.)

2.Почему повел свое войско на Альпы? (войско римлян было слишком сильным.)

3.Почему Спартак изменил свои планы, и повернули на юг Италии?

4. Как воины Спартака оказались в ловушке?

1 вариант. Аналитики.

Стр. 249 карта.

Внимательно рассмотрите легенду карты и восстановите историческую последовательность события восстания Спартака?

Вставьте пропуски, подготовьте рассказ у доски покарте.

2. После победы у подножия Везувия войска Спартака отправились _____________________. Одержали победу в провинции Галлия в долине реки _______________. Армия Спартака уже насчитывала более 120 тысяч воинов. Но неожиданно войска поворачивают на _________________. На ___________ Италии они оказались в ловушке.

Два года войска Спартака одерживали _________________ над Римлянами. Но последний и решающий бой они ________________.

Опрос:

1. Какую цель преследовали войска Спартака?

2 Ученик рассказывает события по карте у доски.

3. Почему войска повернули на юг, ведь свобода была так близка?

Задание поработаем экспертами. Этот период восстания называют коренным переломом в ходе восстания. Почему многие историки говорят не восстание Спартака, а Спартаковские войны. Почему?

Подсказка 1: первое предложение стр. 248 пункт№ 3.

Подсказка 2. Какую цель ставит восстание?

Какую цель ставит война? (Обратимся к терминам. Восстание -борьба за свободу, Война - борьба за власть.)

4.Как воины Спартака оказались в ловушке?

5. Дополнения.

Где и когда состоялся этот бой мы с вами сейчас узнаем.

Задание№6 Заполни рабочий лист

1. Дата - событие

2. Спартак - это имя символизирует (означает)___________________.

Напишите одно существительное.

Причины поражения:

Задание №7 Выберите 3 правильных варианта ответа:

1. Предводитель рабов был эгоистичен и думал только о своей свободе, а не о свободе рабов.

2. Войско Спартака было слабее, чем Римская армия.

3. Отсутствие плана ведение войны у рабов.

4. Спартаку и его воинам помогли пираты и переправили их на остров Сицилия.

5. Войска Спартака оказались в ловушке, Красс преградил путь из южной части полуострова.

Проверка на доске Слайд, поменялись вариантами проверили друг у друга поставили + возле каждого правильного ответа.

Слайд Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства. Старался отучить от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей. " Свободы я добиваюсь, свободы жажду, свободу призываю, свободу для каждого отдельного человека и для народов, великих и малых, могущественных и слабых. А со свободой придут мир, благоденствие, справедливость и все то высшее счастье, которым бессмертные боги дают человеку возможность. Поэтому даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной истории, т.е. в памяти человечества благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами древнего мира.

9. А сейчас в форме игры "Да - нет", закрепим полученные знания. Инструктаж.

1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да - нет.)

2. Спартак был родом из Греции? (Да - нет.)

3. По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да - нет.)

4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да - нет.)

5. Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да - нет.)

Проверьте себя по ключу и поставьте оценку.

Домашнее задание: 1.Параграф 45 пересказ, ПТ

Составьте рассказ от имени гладиатора:

2. Жизнь раба- гладиатора в Риме.

3. Я - воин Спартака.

Рабочий лист 1 вариант

Ф.И. Класс____________________________________________________Светофор

1- не было сложно,

2- вызвало затруднения

3-сложное задание

Задание №1

Определите и запишите тему урока: __________________________

__________________________________________________________

Задание №2Крупнейшее восстание в древности произошло в 73-71 г.г. до н.э. Посчитайте, сколько лет назад началось это восстание?

_____________________________________________________________

Задание № 3 Работа с документом

Прочитайте исторический документ, стихотворение и выпишите причины восстания.

Плутарх. Марк Красе, 8-11

Восстание сопровождалось разграблением всей Италии и известное так же под названием Спартаковские войны, было вызвано следующими обстоятельствами. Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие туда не за преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставивший их учиться ремеслу гладиаторов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать. Не дорожи одной утки или курицы стоила жизнь раба. "Лучше умереть за свободу, - говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян".

Стихотворение Байрона

Цирк вкруг бойца плывет, он умирает -

А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.

Что жизнь ему, и приз, и торжество?

Перед ним - шалаш на берегу Дуная:

И детворы его играет стая,

И там их мать… И вот

Отец зарезан, римлян забавляя!

Задание:

Выпишите причины:

1. Тяжелое _____________ рабов.

2. Желание быть ____________________.

3. _____________ обращение.

События восстания:

1. _____________________________________

Задание №5 Стр. 249 карта. Внимательно рассмотри карту, легенду карты и восстановите историческую последовательность события восстания Спартака?

Вставьте пропуски, подготовьте рассказ у доски по карте.

2. После победы у подножия Везувия войска Спартака отправились _____________________. Одержали победу в провинции Галлия в долине реки _______________. Армия Спартака уже насчитывала более 120 тысяч воинов. Но неожиданно войска поворачивают на _________________. На ___________ Италии они оказались в ловушке.

Два года войска Спартака одерживали _________________ над Римлянами. Но последний и решающий бой они ________________.

Задание №6 Просмотри видеофильм и выполни задание

1. Запищи Дату и событие. ___________________________________

2. Допиши предложение: Спартак - это имя символизирует (означает)____

_________________________________________________________________.

(Напишите одно существительное.)

Причины поражения:

Задание №7 Выберите 3 правильных варианта ответа:

1. Предводитель рабов был эгоистичен и думал только о своей свободе, а не о свободе рабов.

2. Войско Спартака было слабее, чем Римская армия.

3. Отсутствие плана ведение войны у рабов.

4. Спартаку и его воинам помогли пираты и переправили их на остров Сицилия.

5. Войска Спартака оказались в ловушке, потому что Красс преградил путь из южной части полуострова.

Задание № 8. Зачерните неправильный ответ «Да» или «нет».

1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да - нет.)

2. Спартак был родом из Греции? (Да - нет.)

3. По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да - нет.)

4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да - нет.)

5. Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да - нет.)





© 2010-2022