• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по Истории России Московское государство конец XV - начало XVI вв. , 6 класс

Конспект урока по Истории России Московское государство конец XV - начало XVI вв. , 6 класс

Конспект урока учителя истории и обществознания Киселевой Е.В. МОУ СОШ № 45 КГО в 6 классе по курсу «История России» на тему: «Московское государство в кон. XV –нач. XVI вв.» Данный конспект содержит цель урока, основные задачи урока: образовательные, развивающие и воспитательные, этапы урока, а также подробное описание каждого из этапов урока. На уроке предусмотрена работа в группах, которая позволяет учиться анализировать текст учебника, составлять схемы, соотносить новый материал с тем матер...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока учителя истории и обществознания Киселевой Е.В. МОУ СОШ № 45 КГО в 6 классе по курсу «История России» на тему: «Московское государство в кон. XV -нач. XVI вв.»

Цель урока - доказать, что в кон. XV -нач. XVI вв. Московское государство имело все характерные черты единого, централизованного государства.

Задачи:

  1. Образовательные

  • Познакомить учащихся с появлением государственной символики при Иване III;

  • Изучить сложившуюся систему управления государством и сбора налогов;

  • Рассмотреть сложившееся территориальное деление в этот период;

  • Ознакомить учащихся с закрепощения крестьян, созданием свода законов единого государства и единой военной организации.

  1. Развивающие

  • закрепить умение составлять схемы управления, территориального деления по учебнику;

  • развивать умение работать в группе;

  • анализировать текст учебника при изучении вопроса о создании единой военной организации;

  • выделять основные положения Судебника 1497 г.;

  • проанализировать знание основных черт единого централизованного государства в Московском государстве в кон. XV - XVI вв.

  1. Воспитательные

  • Воспитывать патриотическое отношение к государственной символике;

  • Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории своей страны;

  • Прививать уважение к участникам группы.

Тип урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы.

Этапы урока:

  1. Орг. момент;

  2. Проверка знаний для постановки новой темы;

  3. Постановка цели урока;

  4. Изучение нового материала

  • Рассказ учителя;

  • Работа в группах и выполнение поставленного задания (выявление характерных черт для единого государства);

  • Выступление участников групп и записи в тетрадях.

  1. Обобщение изученного материала;

  2. Оценка знаний;

  3. Домашнее задание.

Оборудование: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца 16 века, раздаточный материал с заданиями для групп, карточки для магнитной доски с основными чертами единого государства, маркеры и 2 ватмана для составления схем, 20 магнитов, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

Этап урока

Описание этапа

№ слайда/ действия учителя

Время

1.Орг.

момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. У всех есть учебники, ручки, тетради, дневники на партах?


  1. мин.

2.Проверка знаний для постановки новой темы

На протяжении последних четырех уроков мы с вами рассматривали, как русские княжества после феодальной раздробленности в 12-13 вв., постепенно стали объединяться в 15-16 вв. Какое княжество играло роль объединителя? (Московское). При каком князе к Московскому княжеству был присоединен Новгород и ликвидировано ордынское владычество? (при Иване III). Именно при Иване III и его сыне Василии III завершилось объединение русских земель вокруг Москвы. Ребята, прежде чем, мы начнем новую тему урока, давайте вспомним признаки единого государства:

1.Единая территория;

2.Единый аппарат управления;

3.Единая система налогообложения;

4. Единая армия;

5. Единые законы на всей территории государства.

Эти признаки и станут для нас сегодня планом работы на урок.

Слайд 1

Учитель прикрепляет напечатанные признаки государства на магнитную доску.

2-3 мин.

3.Постановка цели

Цель урока - сегодня мы с вами докажем что, в этот период Московское государство на рубеже 15-16 вв. имело все характерные черты единого централизованного государства.

Слайд 2

1 мин.

4.Изучение нового материала

Рассказ учителя



Работа в группах





Выступление представите-лей групп

Тема урока: (запишите в тетради) «Московское государство в конце 15 - начале 16вв.»

Запишите в тетради подзаголовок: «Признаки единого государства». Давайте, посмотрим на карту. Какие княжества к концу 15вв. вошли в состав Московского княжества? (называют: Белозерское, Костромское, Галицкое, Новгородское и т.д.)

Таким образом, мы доказали, что княжества объединились в единое государство на единой территории (запишите признак 1).

Рассказ учителя: «Теперь на Руси был один правитель - единственный великий князь - Иван III, который принял титул «великий князь Московский и Всея Руси», у которого появились символы верховного правления. Таким образом, можно записать 2 признак «Единый аппарат управления», подпункт а) один правитель.

Но чтобы рассмотреть какая сформировалась система управления государством, мы сейчас с вами разобьемся на группы. У каждой группы будет свое задание:

1 группа - пункт «Органы управления» (получают листки с заданием и карточки для составления схемы «Система управления в Московском государстве») Приложение 1;

2 группа - пункт «Органы управления» (получают листки с заданием и карточки для составления схемы «Территориальное деление и местное управление») Приложение 2;

3 группа - пункт «Преобразования в войске. Изменение порядка владения землей» (получают листки с заданием и дают характеристику московского войска) Приложение 3;

4 группа - пункт «Органы управления», «Ограничение свободы крестьян» (получают листки с заданием и изучают Судебник 1497г.) Приложение 4.

По окончании работы групп, представители группы выступают перед классом.

Итоги работы групп:

1 группа - доказано, что в Московском государстве сформировались единые органы управления. Запишите, во втором пункте подпункт б) единая система управления в Московском государстве», а также схему управления;

2 группа - доказано, что в Московском государстве сформировались единые органы управления и система налогообложения. Запишите во 2 признаке в) единое территориальное деление, а также схему деления. А также после выступления группы запишите 3 признак «Единая система налогообложения»;

3 группа - доказано, что в Московском государстве сформировалось единая армия. Запишите, 4 признак «Единая армия - московское войско из помещиков»;

4 группа - доказано, что в Московском государстве появился единый свод законов. Запишите, 5 признак «Первый свод законов единого государства - 1497 год - Судебник Ивана III.»

Слайд 3

Слайд 4,5



Слайд 7-11





Раздаются Приложения с заданием для групп.

Учащиеся работают самостоятельно и доказывают, что в Московском государстве сложились все основные черты единого государства.



Слайды 12-14



Слайды 15-17



Слайды 18-19

Слайды 20-21

2 мин. - рассказ учителя,





10 мин. -работа групп,





5 мин. -выступление представителей групп

5.Обобщение изученного материала

Таким образом, в Московском государстве 15 - 16 вв. сложились основные черты единого государства:

  • единая территория,

  • единый аппарат управления (Какие органы власти?),

  • единая система налогообложения (Кто собирал налоги? Кто контролировал сбор налогов?),

  • единая армия (Как называлась и из кого формировалась?),

  • единые законы (Как назывался свод законов единого Московского государства?)

Слайд 22

Учитель подводит итоги совместно с учениками, которые отвечают на вопросы.

2 мин.

6.Оценка знаний

Те, кто выступал у доски, получают оценки… остальные, пожалуйста, сдайте тетради.

1 мин.

7.Домашнее задание

Запишите домашнее задание: параграф 21, выписать в тетрадь понятия после параграфа.

1 мин.



© 2010-2022