- Преподавателю
- История
- Технологическая карта 5 класс История древнего мира
Технологическая карта 5 класс История древнего мира
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хайруллина Г.Р. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ганиева Н.Н., учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №2» ЕМРРТ
Технологическая карта урока открытия нового знания
5класс
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного моря.
История
Класс
5
Тема урока
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного моря
Цели урока
Образовательная: Дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации. Объяснять значение понятие: колонизация
Деятельностная: Формировать умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навыки чтения исторической карты. Формирование способности учащихся к новому способу действия. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Задачи урока
создавать условия для определения причин колонизации, развития умений характеризовать основные направления колонизации, выделять факторы, определившие деятельность греков в каждом направлении, определять характер взаимоотношений эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов; раскрывать последствия Великой греческой колонизации; содействовать формированию навыков работы с картой, учебником, источником.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
показывать на карте территории, на которых были основаны греческие колонии;
- понимать причины переселения греков;
-иметь представление о том, как выглядела греческая колония;
уметь работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное; уметь сравнивать разные источники информации.
Устойчивый познавательный интерес, мотив.
Получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Осмыслить важность взаимодействия различных народов.
Условия реализации урока
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии
Оборудование
Учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер
Карта «Образование греческих колоний в VIII - VI век до н.э.»
Хрестоматия по истории
Мультимедийная аппаратура, доска, компьютер, презентация
Основные понятия
Великая греческая колонизация
Форма проведения урока
Урок - исследование
Этап урока
(название, время, цели)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивационно-целевой
Цели:
Ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действие
Продолжительность:
10 мин
Учитель вводит учащихся в затруднение с помощью подводящего диалога. Предлагает учебно-практическую задачу:
«Сократ шутливо говорил, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота». Что имели ввиду афинский мыслитель. С этим понятием мы уже встречались на уроках истории.
Исследовать карту «Образование греческих колоний в VIII - VI в. до н.э.»
Слушают учителя, задумываются над высказыванием Сократа. Рассматривают карту «Образование Греческой колонии в VIII - VI в. До н.э.».
Включиться в учебную деятельность Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать её данные.
Регулятивные: принимают учебную задачу, составляют план последовательности действий.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, обмениваться знаниями с одноклассникам, вступать в диалог.
Познавательные: осуществлять поиск информации и анализировать её.
Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, формировать навыки анализа, осознание роли зарождения античного мира.
II. Процессуальный:
Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Продолжительность
22 мин.
Ставит проблемный вопрос:
В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.
- Как вы думаете, почему?
- Вспомните, что такое колония?
- Какой народ древнего Востока основывал колонии и с какой целью?
На какие вопросы нам нужно найти ответы по теме «Греческая клонизация»?
Определяет способ взаимодействия обучающихся, управляет, моделирует, координирует деятельность учащихся.
Работая с картой «Образование греческих колоний в VIII - VI в. до н.э.», определить направление греческой колонизации:
Формулировка вопросов по теме
«Причины греческой колонизации»
«Места создания колоний».
«Значение колонизации»
-
Работают с картой.
Анализируют текст учебника, источник. (приложение 3)
-
Формулируют тезисы
-
Реализовывают план решения проблемы: обсуждают, анализируют, делают выводы. Фиксируют результат, оценивают новые способы познания.
Читать историческую карту, анализировать её данные. Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков. Характеризовать важные факты истории древней Греции. Классифицировать и группировать их по предложенным признакам.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, выбирать средства для достижения цели из предложенного.
Коммуниткативные: организовывать учебные взаимодействия с одноклассниками в группе, определять способы взаимодействия, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Познавательные: давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные: выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
III. Рефлексивно-оценочный этап (итог урока)
10 мин
Организует закрепление изученного материала по вопросам и организует оценку способов и видов деятельности учащихся.
-
Выполнить предложенные задания (приложение 1)
-
Заполнить лист самооценки (приложение 2)
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Анализируют и самостоятельно оценивать свою деятельность.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.
Коммуникативные: способность оценивать совместную деятельность с одноклассниками.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: уважение к истории народов древнего мира и осознание роли зарождения Античного мира.
IV. Домашнее задание
3 мин.
Учитель дает дифференцированное домашнее задание.
1. прочитать § 32; подготовить пересказ истории о царе Скиле;
Записать домашнее задание.
Приложение 1
Задания по теме «Основание греческих колоний»
I. Тест для самопроверки учащихся
1. Греки покидали Родину и основывали свои поселения из-за:
а) увеличения притока рабов в полисы Греции б) угрозы голода в) вторжения племен дорийцев с севера.
2. Где греки основывали свои колонии?
а) в глубине чужих территорий б) во внутренних районах балканского полуострова
в) на побережье Средиземного и Черного морей.
3. Товары, которые греки везли в колонии, - это:
а) оливковое масло, вино, оружие б) рабы, зерно, оливковое масло в) зерно, мед, шкуры животных.
4. Греки, жившие в разных концах побережья Средиземного и Черного морей,:
а) порывали связь с Родиной
б) забывали родной язык и перенимали культуру местных народов
в) говорили на родном языке и называли себя эллинами.
II. Внимательно рассмотрите рисунки и определите, где происходит действие: в колонии или самой Греции. Приведите доказательства вашей точки зрения.
а) б)Я считаю, что на данном рисунке действие происходит в
__________________________ , так как
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Я считаю, что на данном рисунке действие происходит в
__________________________ , так как
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
III. Исправьте фактические ошибки в тексте.
В VIII - VI вв. до нашей эры греки основали десятки поселений в Средиземноморье и Причерноморье. Одной из причин, заставлявших греков переселяться в чужие края, было стремление подчинить себе другие народы. Они всегда стремились занять самые удобные места для своих поселений, поэтому вступали в вооруженную борьбу с местными жителями, отвоевывая приглянувшиеся территории. Свои колонии греки создавали подальше от моря, опасаясь нападения пиратов.
Несмотря на то, что греки переселялись на чужбину, они никогда не порывали связь с родным полисом, сохраняли общий язык и культуру. Живя рядом с «варварами», греки стали осознавать себя единым народом - эллинами, а свою родную страну они называли Элладой.
IV.Заполните схему «Причины греческой колонизации»
V. Продолжи предложение:
Колонизация дала грекам: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________
2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы
3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников
4. Я справился(лась) с заданиями по теме урока
Приложение 3
Из «Истории» Фукидида
« В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население. ...самые могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию, поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа. …эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию - большей частью пелопоннесцы…»
(Фукидид - древнегреческий историк. Иония - западное побережье Малой Азии