Сценарий интегрированного урока история. обществознание. обж СМУТА

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История 7 класс СЦЕНАРИЙ урока

Выбор темы интегрированного урока и его содержание обусловлены новой концепцией и актуализацией трудных вопросов в отечественной истории.

Характеризуя историческое прошлое нашей страны, урок имеет цель укрепить патриотические чувства молодежи, содействовать развитию умения выражать свою позицию, обобщить научную информацию по данной теме. На разных этапах занятия ученики демонстрируют свои способности самостоятельной работы, которая помогает им преодолевать трудности образовательного процесса.

Тип урока: интегрированный урок : история, ОБЖ, обществознание.

Смута в России

Цели урока:

  1. Раскрыть причины Смуты, основные события и ее последствия.

  2. Показать роль русского народа в освобождении страны от интервентов.

  3. Воспитывать и укреплять патриотизм, показав значение праздника Дня народного единства для современного общества.

  4. Продолжать формировать умения студентов работать с картой, с исторической и учебной литературой, с компьютерными технологиями.

Цель интегрированного урока: при изучении и закреплении полученных знаний применять компьютерные технологии, используя интеграционные связи, углубить знания предметам на примере событий Смутного времени.

Основные понятия урока: Династический кризис, смута, самозванство, общественная система, личность, дни воинской славы (викториальные дни), интервенция, гражданская война, народное ополчение.

Даты:

1598 - 1605 - царствование Бориса Годунова

1604 - 1618 - Смута в России

1605 - 1606 - правление Лжедмитрия I

1606 - 1610 - царствование Василия Шуйского

1606-1607 - восстание Ивана Болотникова

1607 - 1610 - движение Лжедмитрия II

1611 - 1612 - I и II Ополчения. Освобождение Москвы

1613 - 1645 - царствование Михаила Федоровича

1617 - Столбовский мир со Швецией

1618 - Деулинское перемирие с Речью Посполитой.

Оборудование: настенная карта «Россия в XVII веке», книжная выставка, проектор, мультимедиа.

Ход урока.

1 этап. Организационный момент. Актуализация знаний.

I. Вводное слово учителя истории, обществознания.

Сегодня мы проведем интеграцию трех предметов. Тема по истории «Смутное время», по обществознанию «Особенности общественной системы», по ОБЖ «Дни воинской славы России». Опираясь на исторический материал, попытаемся объяснить характерные особенности общественной системы на примере сложного Смутного времени начала XVII века.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Написать на доске периоды истории России.

  2. Рассказать события истории России по векам.

  3. Охарактеризовать общество как систему, ее составляющие подсистемы.

2этап. Проблематизация.

Личности (устный журнал- краткое сообщение обучающихся о каждой личности )дети отвечают с мест не более 10 предложений о каждом.

Федор Иванович - царь Российского государства, сын Ивана IV.

Борис Годунов - русский царь с 1598-1605, избранный Земским собором.

Иван Исаевич Болотников - военный и политический деятель Смутного времени в России, предводитель восстания 1606-1607 годов.

Патриарх Гермоген- второй патриарх Московской Руси, общественный деятель эпохи Смуты.

Лжедмитрий - царевич Дмитрий, самозванцы.

В.Шуйский- царь 1606-1610 года, представитель княжеского рода.

Минин и Пожарский - лидеры Второго народного ополчения в годы Смуты.

Михаил Романов (1613-1645) - первый русский царь из династии Романовых , избран на царствование Земским собором.

Задание для обучающихся : работа в группах по 4 человека, сидящих да двух рядом стоящих партах.

1.Составить 4 синквейна по любой личности.

2.Определить роль личности в разрешении Смуты.

3этап. Изучение нового материала.

На доске в течение урока.

  1. Причины и признаки Смуты.

  2. Смена царей.

  3. Крестьянская война под руководством Ивана Болотникова.

  4. Борьба русского народа против польско-шведской интервенции.

    • Патриарх Гермоген;

    • Второе народное ополчение . К.Минин и Д. Пожарский.

    • Русское оружие XVI -XVII вв.

    • Воцарение Романовых. Иван Сусанин.

  5. События Смутного времени в литературе и искусстве.

  6. Дни воинской славы России.

1. Причины и признаки Смуты.

В конце XVI - начале XVII века Россия переживала Смутное время (1598-1613). Выводятся на монитор своевременно моменту.

Признаки Смуты:

  • слабость государственной власти (смена царей)

  • самозванство

  • гражданская война

  • интервенция

Причины Смуты:

  • хозяйственное разорение по итогам Ливонской войны и боярских междоусобиц

  • опричнина

  • стремление социальных групп общества улучшить свое положение

  • представление народа, что власть у «природного царя»

  • династический кризис - пресечение династии Рюриковичей.

2. Смена царей.

С 1584-1598 правил Федор Иоанович (сын Ивана Грозного).

15 мая 1591 года в г.Угличе погиб Дмитрий (загадка смерти не разгадана и до ныне).

С 1598-1605 правил Борис Годунов.

В 1601-1603 годах - голодные бунты. 1603 год - восстание Хлопка. Появляется самозванство.

С 1605-1606 год правил Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев).

1606-1610 гг. - Василий Шуйский - «боярский царь». В его правление вспыхивает крестьянская война под руководством Ивана Болотникова, появляется Лжедмитрий II, начинается открытая интервенция Польши и Швеции.

3. Крестьянская война под руководством И.Болотникова (1606-1607)

Историки называют восстание Болотникова гражданской войной - первая гражданская война в России. Участвовали все социальные группы: крестьяне, холопы, посадские люди, казаки, стрельцы, дворяне. Была охвачена огромная территория. Москва - Калуга - Тула.

4. Борьба русского народа против польско-шведской интервенции.

В 1609-1618 гг. разворачивалась открытая интервенция Польши и Швеции. В июле 1610 г. бояре свергли Василия Шуйского. Власть оказалась у Семибоярщины (1610-1613 гг.). В сентябре 1610 года бояре тайно впустили поляков в Москву и присягнули польскому королевичу Владиславу. Одновременно началась шведская интервенция.

По призыву патриарха Гермогена стали собираться народные ополчения. Первое народное ополчение во главе с П.Ляпуновым, созданное в г.Рязани, распалось.

Второе народное ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского было собрано в Н.Новгороде.Видеофрагмент «Минин и Пожарский».

В борьбе русского народа против интервенции мы познакомились с разными людьми каждый из которых внес свою лепту в ликвидацию Смутного времени. Чтобы обобщить всю информация, мы подведем итог роли личности в истории. В начале узнаем характерные черты личности (теоретический материал) и попытаемся проанализировать, как личность участвует в историческом процессе. Сообщение учеников «Роль личности в истории».

4 ноября 1612 года - освобождение Москвы от поляков. С 2005 года отмечается в России как День народного единства. Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича Тишайшего день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником и отмечался до 1917 года. Презентация студента «Вооружение воинов второго народного ополчения».

21 февраля 1613 года на Земском соборе был избран царь Михаил Романов (1613-1645 гг.). Иван Сусанин спас жизнь царя.

Последствия Смуты:

  1. Хозяйственное разорение страны и экономический кризис.

  2. Усиление Боярской Думы и Земского Собора.

  3. Воцарение новой династии Романовых.

  4. Усиление позиции дворянства.

  5. Сохранение независимости страны, но потеря территории.

В 1617 г. по Столбовскому миру со Швецией Россия потеряла выход в Балтику.

В 1618 году по Деулинскому перемирию с Польшей Россия потеряла Смоленск, Чернигов, Северские земли.

Историческое значение Смутного времени: русский народ отстоял независимость своей страны, но очень дорогой ценой.

5. События Смутного времени в литературе и искусстве (презентация).

6. Дни воинской славы России (презентация).

4 этап. Закрепление изученного материала.

Тестирование учеников (рефлексия).Оценить сложные ли вопросы.

«Российское государство в XVI-ХYII веках»

1.Какое событие произошло позже других?

1) правление Василия Шуйского,
2) «Угличская драма»,
3) правление Лжедмитрия I,
4) воцарение династии Романовых.


2. Что из перечисленного произошло в царствование Федора Ивановича?

1) заключено Полюсское перемирие со Швецией,
2) началось восстание Хлопка,
3) принят указ о «заповедных летах»,
4) смерть царевича Дмитрия.


3. В каком году началось царствование династии Романовых?

1) 1584, 2) 1598,
3) 1605, 4) 1613.

4. Кого в период Смуты называли «тушинским вором»?

1) Лжедмитрия II,

2) Василия Шуйского,
3) Ивана Болотникова,

4) Ивана Заруцкого.


5.В каком году заключен Столбовский мир?

1) 1617, 2) 1634, 3) 1648, 4) 1667.

V. Домашнее задание. Используя учебную литературу повторить основные моменты занятия, определить актуальность темы и формы работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная разработка интегрированного урока «Россия в XVII веке. Смутное время», позволяет объединить информацию исторического прошлого с современными традициями гражданского мировоззрения, подвести итоги начального раздела общественной дисциплины, провести аналогии с важнейшими викториальными днями России. В рамках основной темы по истории ученики знакомятся с причинами, значением, участниками и последствиями Смуты.

Для проведения урока была проделана значительная подготовительная работа, учащиеся получили индивидуальные задания по разным предметам, подготовлены сообщения, доклады, презентации. В ходе занятия используются разные формы учебной деятельности: тестирование, работа с картой, с первоисточниками, техническими средствами (презентации).


© 2010-2022