Исследовательская работа тема: «Кураист, который покорил мир»

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИсследовательская работа тема: «Кураист, который покорил мир»униципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

№ 2 с. Акъяр муниципального района Хайбуллинский район



Исследовательская работа тема: «Кураист, который покорил мир»



Исследовательская работа

тема: «Кураист, который покорил мир»







Автор работы:

Атанова Газиза Мусаевна,

10 «б» класс МАОУ СОШ №2 с. Акъяр

Руководитель:

Атанов Муса Мухаметгалеевич

преподаватель истории и обществознания

ГБПОУ Акъярский горный колледж

имени И. Тасимова




с. Акъяр,

2014 г.

Оглавление

Введение

  1. Курай - башкирский народный инструмент.

  2. Известный кураист - Юмабай Исянбаев.

Выводы

Литература

Приложения











Введение

Актуальность. История - коллективная память народа, в то же время память отдельного человека включает в себя историю своего народа. Без этой истории, без этой памяти нет народа, нет личности.

Проблемы, рассматриваемые в данной исследовательской работе, призваны помочь сохранить часть истории башкирского народа, его культуры.

В условиях глобализации важно популяризировать народную культуру, народную музыку. Подрастающее поколение должно как можно больше знать о народных инструментах, стремиться научиться играть на них. В связи с этим, будет полезно знакомство с удивительной судьбой выдающейся личности, кураиста с большой буквы Юмабая Исянбаева. Судьба Юмабая Исянбаева тесно связана с историей нашей родной земли - с Хайбуллинским районом.

А изучение истории - всегда актуально: «Кто контролирует прошлое - контролирует будущее, кто контролирует настоящее - контролирует прошлое».

Также использовались данные из районного краеведческого музея, архивы газет «Хайбуллинский вестник», «Советская Башкирия», «Башkортостан»

Проблема исследования: ХХ век с его прекрасными и трагическими страницами ушел в прошлое, стал историей, все меньше людей знавших лично Юмабая Исянбаева, народная культура вытесняется новой, глобализированной. Наша задача запечатлеть в печатной и электронной форме те сведения, которые можно отнести к первоисточникам, так как эти сведения - уникальны.

Цель исследования: изучение истории жизни Ю. Исянбаева; повышение интереса к истории родного края; поддержка краеведческой деятельности населения, способствующая формированию активной жизненной позиции; воспитание уважения к народной культуре, бережное отношение к историческому наследию родного края.

Задачи исследования:

  • изучить литературу и архивные материалы районного архива, содержащие сведения о жизни Ю. Исянбаева;

  • систематизировать и изложить собранные материалы;

  • рассказать о выдающемся кураисте Юмабае Исянбаеве;

Объект исследования: история курая, творчество Юмабая Исянбаева.

Предмет исследования: жизнь и судьба выдающегося кураиста Юмабая Исянбаева.

Методы исследования: изучение литературы, работа с архивными материалами, в ходе исследования встретилась с директором музея Байгускаровой Р.Ф., изучила материалы по данной теме.

Практическая значимость: данное исследование можно использовать читателям библиотек, посетителям музеев, учащимся школ и т.д.

Научная новизна: обобщен материал по данной теме.











  1. Курай - башкирский народный инструмент.

Кура́й (башк. ҡурай,) - башкирский духовой инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности - от 120-180 мм до 450-1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. У башкир курай является наиболее широко распространённым инструментом.

Курай - традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на его изготовление. Стилизованный "зонтик" курая изображен на гербе и флаге Республики Башкортостан. Изначально курай возник как степной пастушеский музыкальный инструмент. С переходом башкир на оседлый образ жизни он не утратил былого значения. На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник. Курай - не только сольный, но и аккомпанирующий и ансамблевый инструмент; игра на нем споровождается голосовым звуком. Курай используется как сольный инструмент и великолепно звучит в ансамбле. На нем исполняются плясовые наигрыши, марши. Русские писатели, историки и путешественники уже давно обратили внимание на исключительную особенность этого простого на вид, но очень мелодичного инструмента.
Русский писатель Михаил Авдеев пишет: «Чебызга (курай) род дудки с ладами, инструмент чисто башкирский, который, говорят, составляет странное явление в ряду духовых инструментов. …Башкирец, дикий питомец степей, гор и лесов, не хитер на изобретения. Там, где можно вырезать дудку, он срежет ее и сделаем чебызгу, там, где нет дудки, он играет на горле».
«Наиболее распространенный башкирский народный музыкальный инструмент - курай, - пишет музыковед и фольклорист Лев Лебединский. - Много причин способствовало давней популярности этого инструмента среди башкир. Звучание курая - поэтичное и эпически-возвышенное. Его дальная слышимость на открытом воздухе, чистый, «прямой» флейтовый характер звучания. …Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть».

Этимология названия

Этимология названия не выяснена. Возможно, это слово иранского происхождения, изменившееся в процессе тюркизации и кыпчакизации, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта). В мировой музыкальной культуре первоначальным названием флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого они изготовлялись. Шумерская флейта ги-гид содержит название тростника, камыша ги, иранский най значит «тростник». Названия башкирской и абхазской продольных флейт - курай и ачарпан - обозначают растения, из которых эти инструменты сделаны.

Происхождение

Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как этого типа, так и других - свистковых флейт, многоствольных флейт и пр. Относится это в полной мере и к Волго-Уральскому региону, где фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане 3 Бишунгаровского могильника (Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV-II вв. до н. э. Археологические находки деревянных духовых инструментов в силу природы материала единичны. Имеющиеся в настоящее время сведения не позволяют установить место возникновения курая. Нельзя полностью исключать версию о параллельном развитии аэрофонов в различных регионах. Однако есть основания рассматривать и некоторые теории о его происхождении - южносибирско-алтайскую (тюркскую) и среднеазиатскую (иранскую). Южносибирско-алтайская теория связывает происхождение курая с культурой древних кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая, которые в ходе Великого переселения народов переместились на запад. Среднеазиатская теория апеллирует к культурному влиянию тюркских народов Средней Азии, у которых имеются аналогичные кураю аэрофоны - каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор.

В целом уже к X веку на территории Волго-Уральского региона были представлены самые разные типы аэрофонов. Увеличивается их разнообразие, конструкция совершенствуется. Продолжается использование подобных музыкальных инструментов и в Волжской Булгарии. Первые письменные упоминания о курае появились в XIII-XIV вв. Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX - начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Этнографические и музыковедческие исследования

Первые историко-этнографические работы, в которых дается описание курая, появились в ХVIII веке. Так, об этом инструменте башкир упоминает в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи», написанной по результатам Академических экспедиций, П. С. Паллас. О курае у башкир пишут также другие участники Академических экспедиций - И. И. Лепёхин и И. И. Георги. В 1859 году краевед В. М. Черемшанский в своей работе «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении», упоминал такие музыкальные инструменты, как «чибизга» (курай) и «кубыз». В конце XIX века возрастает интерес к музыкальному искусству различных народов, населяющих Российскую Империю, в том числе и народов Поволжья и Урала. Важной вехой в изучении курая стали работы С. Г. Рыбакова, который проводил исследования по маршруту Белебей-Уфа-Златоуст и Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии - очерк «Курай, башкирский музыкальный инструмент», опубликованный в 1896 году в «Русской музыкальной газете», и более объёмистый труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», вышедший из печати в 1897 году. В них было представлено первое подробное описание этого музыкального инструмента. Значительный вклад в изучение башкирской народной музыки, в том числе и исполняемой на курае, внесли фольклорные экспедиции по Башкирии и соседним областям образованного в 1932 году Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры. Среди сотрудников института - Г. С. Альмухамедов, И. В. Салтыков, А. С. Ключарёв, С. Х. Габяши. Весомый вклад в изучение исполнительского искусства на курае внес научный сотрудник Института этнографии АН СССР Л. Н. Лебединский. В 1937 году в Башкирии им были осуществлены фонозаписи кураистов. В 1939 году он становится консультантом по делам искусств при СНК БАССР и возглавляет комплексную экспедицию по изучению быта, этнографии и фольклора башкир юго-восточных районов Башкирии. Позднее результаты исследований будут обобщены им в фундаментальной работе «Башкирские народные песни и наигрыши» (1962). В этой работе он дает описание курая и инструментальных наигрышей на нём. С начала 1930-х годов проблемой происхождения и реконструкции курая начинает заниматься музыковед В. М. Беляев. Для выяснения происхождения он предполагает использовать теорию линейных обмеров. Обмеры кураев по системе Беляева были продолжены в 1942 году находящимся в эвакуации в Уфе М. Я. Береговским, который подверг исследованию 8 кураев из различных коллекций, установив, что они имеют естественные размеры, указывающие на древность происхождения инструмента. Во второй половине 40-х годов XX века обнародует свои материалы любитель-фольклорист И.Мусин, собравший за несколько десятилетий уникальную коллекцию кураев. Заметим, что фольклорные экспедиции уже с конца 30-х годов показывали, что народное инструментальное искусство приходит в упадок. В 70-80-е годы ХХ века искусствовед Р. Ф. Зелинский продолжает исследования курая в Башкирии, а искусствовед Р. Ф. Халитов в Татарии. Искусствовед М. Н. Нигметзянов публикует описание кураев из коллекции И. Мусина. В постсоветский период исследования игры на курае были продолжены в работах искусствоведов РБ. Рассматривались особенности двухголосного гортанного пения, сопровождаемого игру на курае (искусствовед Х.С. Ихтисамов), проблемы выделения и изучения стилей, исполнительских школ кураистов (искусстовед Ф. Х. Камаев), процессы влияния народной музыки, включая курай, на композиторское творчество и формирование академической музыки в Башкортостане (искусствовед Е. Р. Скурко). Проводились исследования, посвященные исполнительскому репертуару, стилям игры кураистов, музыкальным жанрам инструментальных мелодий и их музыковедческому анализу (Р.Ф. Зелинский).

Разновидности курая

Классический курай

Классический курай - открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570-810 мм - в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 - на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны. На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого. Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.

Копшэ курай

Копшэ курай - открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе - на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) - свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250-300 мм. Число игровых отверстий - от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай - щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260-265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы - серебро, алюминий.

Казан курай

Казан курай (казанский курай) - свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента - 580-800 мм. Диаметр у верха инструмента - 20-30 мм, у основания - 10-15 мм. Число игровых отверстий - два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай - свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690-775 мм. Число игровых отверстий - два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе - на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Курай из соломки - аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120-180 мм. Диаметр - 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

Другие разновидности

  • Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).

  • Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.

  • Сыбызгы (һыбыҙғы).

Технология изготовления курая

Технология изготовления классического курая

Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля Реброплодника уральского (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая - Дудник лесной и Дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом.

Процесс изготовления включает четыре этапа.

I этап. На этом этапе подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдается тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.

II этап. На этом этапе растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле-августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, темном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забирают растение, когда оно уже высохло целиком.

III этап. На этом этапе осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая.

IV этап. На этом этапе производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая.

Другие технологии

Необходимость массового производства инструментов побудила мастера В. Ш. Шугаюпова к созданию в 1976 году курая из строганого шпона, а через три года на способ было получено авторское свидетельство. Для изготовления курая используется тонкий, узкий лист шпона бука, граба или березы, не имеющий дефектов, толщиной 0,5-0,7 мм. На лист шпона по специально разработанным лекалам наносится разметка и вырезается заготовка. Получившуюся заготовку опускают в горячую воду, где она начинает размякать и скручиваться в спираль. Затем получившуюся заготовку недолго просушивают и, используя для придания нужной формы конусообразный металлический прут, склеивают. Далее заготовку просушивают несколько дней. После того как клей просохнет, приступают к нанесению игровых отверстий, которые проделывают с помощью электрического выжигательного прибора, дорабатывают верхнее входное и нижнее отверстие и обрабатывают заготовку абразивной шкуркой. Получившееся изделие покрывают лаком и сушат. После этого инструмент готов к использованию.

Игра на курае

На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-dur, D-dur, Cis, h-moll, e-moll, fis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:



  • c1 (редко выше) - так называемый короткий курай

  • h

  • b

  • a - средний курай

  • as

  • g - длинный курай.

Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.

Виртуозы-кураисты помимо традиционных приемов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу - это разновидность двухголосного пения - игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поется бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространен в шаманской практике. Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.

Общественные организации

В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.

Творческие конкурсы

  • Республиканский конкурс кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева (Республика Башкортостан, учрежден в 1978 году)

  • Республиканский конкурс кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова (Республика Башкортостан)

  • Открытый городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина (Республика Башкортостан, Уфа, 2008, 2009, 2011, 2014).

  • Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах им. С. Сайдашева (Республика Татарстан, Казань)

  • Республиканский конкурс профессиональных кураистов на приз имени Гаты Сулейманова (Республика Башкортостан, Уфа, 1997, 2012)

  • Республиканский праздник курая (Республиканский конкурс кураистов «Байга») (Республика Башкортостан, Октябрьский).

  • Зональный конкурс кураистов на приз имени В. Шугаюпова (Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Малояз, 2011)

Известные кураисты

  • Аиткулов, Азат Миннигалеевич - заслуженный артист РФ (1998), народный артист БССР (1991), заслуженный артист БАССР (1987).

  • Ахметшин, Хасан Шагимарданович

  • Баик-Айдар (Баик Аблаев, по другим данным Баймухамет Байназаров)

  • Бикитимиров, Рушан Салаватович - заслуженный артист РБ (2009)

  • Бикчурин, Азат Нуриманович - заслуженный артист РБ (2011)

  • Буляканов, Рахматулла Губайтович

  • Габит-Сэсен (Аргынбаев, Габит Бикмухаметович)

  • Гайзуллин, Рамил Мавлитович - заслуженный артист РФ (2008), народный артист РБ (2003), заслуженный артист РБ (1994)

  • Гайнетдинов, Юлай Ишбулдович - народный артист Республики Башкортостан (1994).

  • Дильмухаметов, Ишмулла Ишкалеевич - заслуженный артист РСФСР (1975), народный артист БАССР (1973), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1974).

  • Дияров, Карим Мухамадеевич - заслуженный работник культуры БАССР (1983).

  • Ильбаков, Ишморат Каюмович - народный артист РБ (1997), заслуженный артист БАССР (1989).

  • Искужин, Адигам Динисламович - заслуженный работник культуры РБ (1993).

  • Исянбаев, Юмабай Мутигуллович - народный артист БАССР (1991).

  • Ишмуратов, Ильшат Шайхисламович

  • Ишмухамет-сэсэн (Балапанов Мурзакай Магадеевич)

  • Карабулатов, Расуль Рафикович - заслуженный артист РБ (1997), народный артист РБ (2003)

  • Кахым-турэ

  • Кубагуш сэсэн

  • Рахимов, Ришат Рашитович - народный артист РБ (1995), заслуженный работник культуры БАССР (1982).

  • Рахматуллин, Мухамет Абдрахманович

  • Сарбаев, Гайфулла Фахрисламович - заслуженный артист РСФСР (1957)

  • Сулейманов, Гата Зулькафилович - заслуженный работник культуры РСФСР (1978), заслуженный артист БАССР (1953), народный артист БАССР (1963)

  • Салават Юлаев

  • Тулебаев, Мухамет Усманович - заслуженный работник культуры БАССР (1986)

  • Шарипов, Рустам Фазыльянович

  • Юлдашев, Роберт Нажипович - народный артист Республики Башкортостан (2012)



  1. Известный кураист - Юмабай Исянбаев.

Юмабай Мутигуллович Исянбаев (башк. Иҫәнбаев Йомабай Мотиғулла улы, 1891-1943) - советский башкирский народный музыкант-кураист. Народный артист Башкирской АССР. Один из основоположников профессионального исполнительского искусства на курае.

Биография

Исянбаев Юмабай Мутигуллович родился 21 сентября 1891 года в деревне Верхнее Смаково Оренбургского уезда Оренбургской губернии. Юмабай Исянбаев учился игре на курае у знаменитых кураистов Хибатуллы Кутушева, Габита Баракова и других. К семнадцати годам он уже исполнял на курае свыше 100 башкирских мелодий. В 1925 году Юмабай Мутигуллович, совместно с народными музыкантами из других советских республик, участвует во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. В 1940 году Юмабай был обвинён в связях с Заки Валиди и арестован. Сидел в тюрьме в Омске. В 1942 году отправлен на фронт. Воевал на Орловско-Курской дуге. В составе репертуара Юмабая Исянбаева были такие классические башкирские мелодии и инструментальные наигрыши как «Урал», «Буранбай», «Баик», «Кара юрга» и другие. После возвращения на родину он начинает работать артистом-кураистом в Башкирском театре драмы и принимает участие в спектаклях «Салават-батыр», «Ашкадар», «Карагул», «Ынйыкай и Юлдыбай», «Шауракай» и других. Всего в театре было три кураиста: Юмабай Исянбаев, Гиниятулла Ушанов, Хамит Ахметов. Исполняя народные мелодии в гастролях по Башкортостану и за его пределами, они завоевали большую популярность. В 1927 году Юмабай Мутигуллович участвует во Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне. После окончания этой выставки артисты Советского Союза под руководством Г. Любимова выступили в различных городах Германии, Швеции, Бельгии и Голландии. Участником труппы являлась и знаменитая певица Ирма Яунзем, которая исполняла на русском и башкирском языках под аккомпанемент Исянбаева Юлая народные песни «Курай» и «Абдрахман».

Из статьи Р. Шакура «Кураист, который покорил мир»

«Ноябрь 1966 года. В то время я работал в отделе литературы и искусства редакции газеты «Совет Башкортостаны». Однажды журналист Ирек Аргынбаев принес статью о кураисте. Когда мы прочитали рукопись и увидели фотографию кураиста, удивлению нашему не было предела и наши души переполнило чувство национальной гордости. Это была статья, посвященная Юмабаю Исянбаеву, великому народному музыканту, знаменитому кураисту начала XX века, имя которого еще при жизни превратилось в легенду.
Много воды утекло с той поры. Имя знаменитого кураиста, о котором умалчивали в течение 30-40 лет, постепенно возвращается народу. О Юмабае Исянбаеве с большим уважением вспоминает певица народная артистка РСФСР Ирма Петровна Яунзем в своей книге «Человек идет за песней» и публикует фотографию, на которой она запечатлена вместе с кураистом.
Летом 1927 г. Юмабай Исянбаев вместе с ней выступал во Франкфурте-на-Майне на Всемирной выставке музыки. Когда Ирма Петровна исполняла башкирские народные песни «Курай» и «Абдрахман», он аккомпанировал ей на курае. Начиная с 1978 г. Министерство культуры Башкортостана начало проводить конкурсы кураистов, кубызистов, домбристов и мастеров горлового пения на приз имени Юмабая Исянбаева.
В 1991 году в связи со 100-летием великого кураиста были организованы торжества на его родине - в Хайбуллинском районе. Восстанавливая историческую справедливость, Президиум Верховного Совета республики накануне этого праздника издал Указ о присвоении Юмабаю Мутигулловичу Исянбаеву почетного звания «Народный артист Башкирской АССР».
От имени Президиума Верховного Совета грамота была вручена его дочери Фариге. Присутствующие с энтузиазмом встретили сообщение о том, что детской школе искусств в Акъяре и одной из центральных улиц присваивается имя Юмабая Исянбаева. Редкий подарок привезли работники радио Башкортостана - запись игры на курае Юмабая Исянбаева. Я рад, что в 1987 году, встретившись с сыном Юмабая Салихьяном Исянбаевым, получил много ценных сведений о его отце. Но сначала о сыне. Салихьян родился 18 декабря 1920 года. Четыре года провоевал на фронтах Великой Отечественной войны. Получив ранение на Ленинградском фронте, целый год пролежал в госпитале. Механиком-водителем участвовал в битве на Орловско-Курской дуге. Демобилизовавшись в 1946 году, Салихьян строит железные дороги. Затем обосновывается на родине жены Гульямал - в деревне Абзаково Белорецкого района. У них три сына и одна дочь. К большому сожалению, эта наша встреча с Салихьян-агаем была первой и последней. В 1989 году я получил известие о его кончине.

«Отец мой родился 6 августа 1891 года в деревне Верхний Смак нынешнего Хайбуллинского района, - поведал мне Салихьян-агай. - Мать Сафия из деревни Абдельнасир. Отец погиб в боях на Воронежском фронте в 1943 году...»
Обратите внимание: 1943 год, Воронежский фронт. Это очень важное сведение, потому что в 1940 году Юмабай Исянбаев был арестован по ложному обвинению. В буклете «Юмабай Исянбаев - знаменитый кураист башкирского народа», изданном в 1991 году, было сказано, что последним известием от него стало письмо, датированное 1941-м годом, из г. Ульяновск, в котором он сообщал об отправке на фронт.
«В семье их было трое: Юмабай, его брат Галимьян, сестренка Зубайля. Мы - тунгаурские башкиры. Наш род называли верховым, потому что наши предки были богатырского телосложения. Старика Гиззата мог на своей спине выдержать только один Каурый (Саптар), мощный конь. Отец был весом 145 килограммов, т.е. 9 пудов с половиною, ростом двухметровый великан, я доставал только до его плеча», - свидетельствовал Салихьян-агай. - Отец обучался в медресе соседней деревни Абдельнасир, у Якыбая-хальфы, а затем продолжил образование самостоятельно. Он исполнял все башкирские мелодии, знал историю каждой из них. В Абзакове был человек по имени Сафа Магафуров. В марте 1919 года он встретил Юмабая в Стерлитамаке. «Такого искусного кураиста, такого замечательного человека я больше никогда не встречал», - говорил он». Юмабаю Исянбаеву был дан редкий талант искусного кураиста. Курай - инструмент, связывающий башкирскую землю, мир башкира со вселенной, с мирозданием. Он охраняет и бережет наш дух, и мы, как народ, со звуками курая и песнями, исполненными под его аккомпанемент, воссоединяемся с вечностью.
Юмабай с детских лет впитывает в себя мелодии, песни, запоминает истории их создания. Очень рано раскрывается в нем талант кураиста. Он учится играть у своего односельчанина - Хибатуллы Кутушева, у своих двоюродных братьев Габбаса, Сибагата, Гайнуллы. Сохранились сведения о том, что Юмабай исполнял 150 мелодий. Стройный, широкоплечий, легкий в движениях, он состязался на сабантуях с опытными кураистами, сэсэнами.
В 1920 Юмабай Исянбаев вступает в партию, его избирают председателем сельского совета, членом волостного исполнительного комитета. На собраниях он выступает с пламенными речами, играет на курае. Первый раз Юмабая обвинили в том, что он выражал недовольство по поводу продналога и агитировал против Советов. Случилось это в декабре 1921 года. К счастью попав под амнистию, 28 ноября 1923 г. он возвращается домой.
«Мой отец несколько лет жил в Уфе. В 1925 году ездил в Париж, а в 1927 - в Берлин, - рассказывал Салихьян-агай. - Был и в Швеции. У моего отца была переводчица Людмила из Москвы. Она знала башкирский язык, пела башкирские песни, на курае ей аккомпанировал мой отец».
О триумфальных выступлениях Юмабая Исянбаева в городах Европы много писалось в периодической печати. Вот что рассказывал об этом сам знаменитый кураист: «В 1925 году Центральный Исполнительный Комитет Башкортостана получил телеграмму от комиссара народного образования А.В. Луначарского. В телеграмме сообщалось, что нужен кураист для выступления на открывающейся в Париже Всемирной выставке декоративно-прикладного искусства. По этому случаю обратились в Зилаирский кантон. Председатель исполкома Айнулла Бикбов, вызвав меня, сказал: «Юмабай-кустым, поедешь в Париж. Как наши деды-прадеды с победой прошли по улицам Парижа, покорив Наполеона, ты тоже пройди по этим улицам, покорив сердца парижан».
Есть предположение, что Юмабаю Исянбаеву по его подсказке был отлит новый курай из стали или из серебра.
Что касается башкирской национальной одежды, ее сшили в мастерских Большого театра СССР.
Для участия в парижских концертах были приглашены мастера-исполнители народных песен из Казахстана, Узбекистана, Армении.
Программу, подготовленную для гастролей, дважды показывают москвичам. Юмабай Исянбаев исполняет мелодии «Урал», «Буранбай», «Перовский». Для него была сделана специальная декорация, изображающая природу Урала. Высокую оценку выступлениям Юмабая дали центральные газеты: «Концерт был прекрасным! Это ярко блеснувшие башкирский кураист Юмабай Исянбаев, киргизский* певец Амре Кашаубаев, узбекская танцовщица Тамара-ханум, Сукиасов, Харибекишвили и армянское трио Кахуровых - истинно народные артисты союзных республик».
Делегация артистов и народных исполнителей в июле 1925 года направляется из Москвы в Париж. Билеты на концерты были уже заранее распроданы. Там советские артисты дали 11 концертов.
*Казахов в те годы еще продолжали называть киргизами.
Один из театров Парижа. В нем буквально яблоку негде упасть. Юмабай-агай за сценой играет мелодию «Урал». Медленно открывается занавес, он в национальной одежде, без курая появляется на сцене. В углу сцены заранее был посажен курай, выкопанный с корнем на родной хайбуллинской земле. На глазах многотысячных зрителей Юмабай с величайшей осторожностью срезал курай и тут же, сделав дырочки, заиграл мелодию «Баик». Зал встретил его выступление бурными аплодисментами. Кураиста вызывали на сцену несколько раз.
Юмабай поразил зрителей. Однажды, во время концерта, поднимается на сцену дама, пожимает руку кураисту и, сняв свое драгоценное кольцо, надевает его на палец Юмабая.
Заведующий фонографическим кабинетом Сорбонны профессор Перно приглашает в гости башкирского кураиста Юмабая Исянбаева и казахского импровизатора и домбриста Амре Кашаубаева, мелодии в их исполнении он записывает на фонографическую ленту.
Французские газеты писали: «Нам пришлось увидеть и услышать истинное народное творчество башкир, казахов, узбеков. Своей естественностью, мелодичностью оно отличается от современных музыкальных произведений, поражая и удивляя нас своей внутренней таинственностью и волшебными чарами. Перед нами еще не изученный, богатый, неисчерпаемый мир музыки...
Временами к звукам музыкальных инструментов присоединяется мелодия курая - это удивительный башкирский музыкант Исянбаев исполняет на курае свои художественные, чарующие арии. Курай отличается своими грустными переливами мелодий».
Присутствовавшие на парижских концертах Ромен Роллан, Анри Барбюс, великий русский певец Федор Шаляпин дали высокую оценку выступлениям народных талантов.

Парижский еженедельник. 31 июля 1925 г.

После возвращения на родину Юмабай Исянбаев почти два года работал артистом-кураистом в Башкирском театре драмы, участвовал в спектаклях «Салават-батыр», «Ашкадар», «Карагул», «Ынйыкай и Юлдыбай», «Шауракай». В театре было три кураиста: Юмабай Исянбаев, Гиниятулла Ушанов, Хамит Ахметов. Исполняя народные мелодии в Уфе и различных районах Башкортостана, они завоевали необычайную популярность. Кстати, это трио выступало на сцене Большого театра.
Особое место в творческой биографии Юмабая Исянбаева занимают зарубежные гастроли 1927 года. Летом этого года он участвует в культурной программе Первой Всемирной выставки музыки, проводившейся во Франкфурте-на-Майне в Германии. Здесь башкирский кураист с большим успехом исполняет мелодии «Урал», «Буранбай», «Салимакай», «Журавлиная песнь». Группа советских артистов дает пять концертов в Берлине. Затем - гастроли по городам Европы.
Во Франкфурте-на-Майне Юмабай Исянбаев выступает со знаменитой певицей Ирмой Яунзем, исполнявшей песни народов СССР на различных языках. В сопровождении кураиста Исянбаева она исполняла и башкирские народные песни.
Позже, в декабре 1973 года, она напишет Гате Сулейманову об Исянбаеве: «Он был очень красивым человеком - высокий рост, смуглое миловидное лицо, умный взгляд. Я с ним познакомилась перед поездкой в Германию на Первую Международную выставку музыки в 1927 году. Наши концерты проходили в Большом театре оперы города Франкфурт-на- Майне. Юмабай исполнял на курае башкирские народные мелодии. И это было прекрасно! Удивительно чисто, ново и восхитительно!
Башкирские мелодии, похожие на кружево, в его исполнении напоминали то трели жаворонка, то бескрайние степи, то знойное солнце... Оторваться от такого чуда просто было невозможно...
Хорошо помню зарубежные залы, переполненные зрителями, их бурные аплодисменты, посвященные этому удивительному художнику. Мне и самой посчастливилось выступить вместе с Юмабаем. Во время этих концертов я разучила две башкирские народные песни. Это «Курай» и «Абдрахман», которые Юмабай Исянбаев виртуозно и с высоким мастерством исполнял на курае.
Совместные концерты с энергичным, талантливым художником, кураистом-музыкантом Юмабаем Исянбаевым я вспоминаю как светлый музыкальный праздник. Этого забыть нельзя».
В 1929 году, вернувшись в родную деревню, Юмабай участвует в организации колхозов. Его многодетная семья, пока он гастролировал за границей и работал в Башкирском театре драмы, жила в деревне Верхний Смак. Юмабай-агай и Сафия-апай вырастили пятерых детей. И был еще у них приемный сын Юмагали.
Создав колхоз «Сарыкуль», Исянбаев становится его председателем. Затем работает в сельпо, исполняя обязанности ревизора.
«Не помню, то ли в 1936-м, то ли в 1937-м году он ездил по деревням, собирая талантливых кураистов, - вспоминает Салихьян-агай. - Тогдашний начальник ГПУ Султан Файзуллин всегда заезжал к нам. Он был из деревни Второе Иткулово Баймакского района. Фотография отца с кураем, сделанная во Франции, у него тоже была.
В 1940 году, обвинив в связях с Заки Валиди, отца арестовали. Сидел он в омской тюрьме. На фронте я получил письмо от отца. Он писал, что уходит на фронт. Это было в июне 1942 года. В 1943 году я послал ему письмо из района Орловско-Курской дуги. «Сынок, мы с тобой рядом, я возле города Воронежа. Скоро перейдем в наступление...» - писал отец. После этого ни одного письма. Семья осталась без кормильца». В 1944 году умирает и Сафия-апай. Многие фотографии и письма пропали в этот период. «Золотой перстень, подаренный отцу в Париже, тоже пропал», - сокрушался Салихьян-агай.
- Как изготовлял курай ваш отец? - поинтересовался я у Салихьян-агая.
- Обычно приносили тростник его друзья. Отец говаривал: «Курай берите в самом верховье ложбины. Такой курай бывает очень мелодичным...» Курай отец всегда делал сам. Длиной он был в девять ладоней. Расстояние между отверстиями в два пальца. Отец играл, положив курай на грудь. Иногда курай разрывался пополам. Он говорил, что это от звонкости инструмента.
Поистине Юмабай Исянбаев был великим музыкантом. Его имя будет вечно в памяти народной».

О жизни и творчестве Юмабая Исянбаева снят документальный фильм «Курай Юмабая» (1991, киностудия «Башкортостан сценарий К.Аралбай, З.Н.Кадиков, режиссер Д.Р.Халитова, оператор М.Н.Новиков).

Память

Министерством культуры Башкирской АССР в 1978 году учреждён приз имени Исянбаева за мастерство исполнения башкирских народных мелодий на курае, кубызе и узляу. С 1991 года конкурсы проводятся на родине кураиста в Хайбуллинском районе.

То, что в нашем районе есть улица Юмабая Исянбаева, школа искусств имени Юмабая Исянбаева, проводится конкурс имени Юмабая Исянбаева - все это хорошо, но я считаю, что надо бы установить памятник нашему знаменитому земляку, т.к. памятника нет, есть только памятная доска перед парадным входом школы искусств.



Выводы и рекомендации

Исходя из вышеизложенного пришли к следующим выводам:

1.Курай древний башкирский народный инструмент. Требуется продолжить популяризацию этого инструмента, знакомить подрастающее поколение с традициями игры, историей этого инструмента.

2.Знакомить подрастающее поколение с выдающимися личностями, воспитывать чувство гордости за народ, у которого есть такие личности.

3. Продолжить изучение истории родного края, через призму судеб отдельных выдающихся людей нашего края.

4.Я считаю, что в Хайбуллинском районе надо установить памятник Юмабаю Исянбаеву, в райцентре или на его малой родине.

Практическое применение исследования заключается в том, что собран материал, представляющий интерес для:

  • проведения культурно-массовых мероприятий в школах;

  • предоставления информации в библиотеках по данному вопросу.













































Литература и источники

ссылки:

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B9, dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/237711, haibulla.ru/about/znaminit/detail.php?ID=9509, delomir.ru/index.php?page=5&num=103&top=3437.

литература:

  • Зелинский Р. Ф. Башкирский курай // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч.2. - М., 1988.

  • Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. - Ижевск, 2011.

  • Кубагушев А. М. Традиционные башкирские народные инструменты. - Уфа, 1997.

  • Кубагушев А. М. Курай // Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т.3. З-К. - Уфа, 2007.

  • Шакур Р. Кураист, который покорил мир // Бельские просторы № 6, 2004

  • Саримов Р. Древнее легенды // Вокруг света, № 9, 1981

  • Рахимов Р. Г. Башкирские музыкальные инструменты

  • Р. Юлдашев Другая жизнь древнего инструмента

Также использовались данные из районного краеведческого музея, архивы газет «Хайбуллинский вестник», «Советская Башкирия», «Башkортостан»





























Тезисы доклада

Курай в башкирском народном творчестве овеян преданиями и легендами. С древнейших времен сопровождал он башкирских джигитов и в труде, и в сражении, разделяя с ними радость и горе, ходил на охоту, переезжал с кочевья на кочевье, вел задушевные беседы в теплые летние ночи у костра на берегу горной реки или у домашнего очага в долгие зимние вечера.

В простом на вид высушенном стебле растения, из которого срезается курай, будто скрыта волшебная сила, способная выразить сокровенные тайны музыкального, поэтического дарования башкир, возвышенный строй и красоту их мелодий в сочетании с первозданной красотой Урала. В инструменте завораживает теплота, нежность и чистота тембра, характер звучания которого приближается, а порой и сливается с певческим голосом. Поэтому в народе ценятся три манеры исполнения: чистый, грудной и горловой.

Удивляет и легкость изготовления курая как разновидности продольной флейты: из полого стебля вырезается коническая трубка длиной от 600 до 900 мм с наружными диаметрами от 15 до 20 мм с пятью (реже тремя) игровыми отверстиями (четыре - на лицевой, одно - на тыльной стороне). Так с течением веков из «орудия производства» - пастушеского и охотничьего сигнального инструмента - курай превратился в сольный и ансамблевый музыкальный инструмент с натуральным диатоническим звукорядом и диапазоном звучания до трех октав. Так курай стал символом духовной красоты башкирского народа.

Издревле искусство игры на курае глубоко почиталось и бережно передавалось из поколения в поколение. В истории остались имена лучших сказителей и кураистов: Кубагуш (XV- XVI вв), Баик (XVIII-XIX вв), Ишмухамет Мырзакаев (1780- 1877), Хибатулла Кутушев (1822- 1910), Габит Аргынбаев (1850- 1922), Юмабай Исянбаев (1981- 1943).

ИСЯНБАЕВ Юмабай Мутигуллович - (21.09. 1891, в деревне Верхнее Смаково Оренбургского уезда, Оренбургской губерни, ныне Хайбуллинского района РБ, - 1943, погиб на фронте), башкирский народный музыкант-кураист. Народный артист БАССР (1991). Традиции игры на курае перенял от известных кураистов Хибатуллы Кутушева, Габита Баракова у своих двоюродных братьев Габбаса, Сибагата, Гайнуллы. В 17 лет Юмабай Мутигуллович исполнял на курае свыше ста башкирских мелодий. В 1925 вместе с народными музыкантами советских республик он принял участие во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Французская пресса и ученые-музыковеды проявили большой интерес к кураю и высоко оценили исполнительское мастерство музыканта. В его репертуаре были классические башкирские народные мелодии и инструментальные наигрыши «Урал», «Буранбай», «Баик», "Кара юрга" и др. После возвращения на родину, с 1925 года Юмабай Исянбаев почти два года работал артистом-кураистом в Башкирском театре драмы, участвовал в спектаклях «Салават-батыр», «Ашкадар», «Карагул», «Ынйыкай и Юлдыбай», «Шауракай».
В театре было три кураиста: Юмабай Исянбаев, Гиниятулла Ушанов, Хамит Ахметов. Исполняя народные мелодии в Уфе и различных районах Башкортостана, они завоевали необычайную популярность.

Участник Всемирной музыкальной выставки во Франкфурте-на-Майне (Германия, 1927). После выставки советские артисты под руководством Г.Любимова выступили в городах Германии, Швеции, Бельгии, Голландии. В составе труппы была известная певица Ирма Яунзем, исполнявшая на русском и башкирском языках под аккомпанемент Исянбаева народные песни «Курай» и «Абдрахман». Министерством культуры БАССР в 1978 учрежден приз имени Исянбаева за мастерство исполнения башкирских народных мелодий на курае, кубызе и узляу. С 1991 года конкурсы за обладание этим призом проводятся на родине кураиста в Хайбуллинском районе.



Доклад выступления

Добрый день уважаемые участники, жюри и присутствующие! Свое выступление хочу начать с прекрасных стихотворных строк Шайхзады Бабича.

Мой курай, зазвени, заиграй

Всеми красками звонкого мира,

Все печали развей, мой курай,

Чтобы дрогнуло сердце башкира!

Расскажи о разливах зари,

Расскажи о могучем Урале.

Степи в песне своей сотвори,

Чтобы кони по ним проскакали,

Чтобы реки неслись, второпях

На утесы кидаясь с разбега!..

Расскажи о летовках в горах.

И о поисках долгих ночлега…

Тема моего проекта - «Кураист, который покорил мир»

Проблема исследования: ХХ век с его прекрасными и трагическими страницами ушел в прошлое, стал историей, все меньше людей знавших лично Юмабая Исянбаева, народная культура вытесняется новой, глобализированной. Наша задача запечатлеть в печатной и электронной форме те сведения, которые можно отнести к первоисточникам, так как эти сведения - уникальны.

Цель исследования: изучение истории жизни Ю. Исянбаева; повышение интереса к истории родного края; поддержка краеведческой деятельности населения, способствующая формированию активной жизненной позиции; воспитание уважения к народной культуре, бережное отношение к историческому наследию родного края.

Задачи исследования:

изучить литературу и архивные материалы районного архива, содержащие сведения о жизни Ю. Исянбаева;

систематизировать и изложить собранные материалы;

рассказать о выдающемся кураисте Юмабае Исянбаеве;

Объект исследования: история курая, творчество Юмабая Исянбаева.

Предмет исследования: жизнь и судьба выдающегося кураиста Юмабая Исянбаева.

Методы исследования: изучение литературы, работа с архивными материалами, проведение анкетирования.

Практическая значимость: данное исследование можно использовать читателям библиотек, посетителям музеев, учащимся школ и т. д.

Научная новизна: обобщен материал по данной теме.

Значимость исследования

Министерством культуры Башкирской АССР в 1978 году учреждён приз имени Исянбаева за мастерство исполнения башкирских народных мелодий на курае, кубызе и узляу. С 1991 года конкурсы проводятся на родине кураиста в Хайбуллинском районе.

То, что в нашем районе есть улица Юмабая Исянбаева, школа искусств имени Юмабая Исянбаева, проводится конкурс имени Юмабая Исянбаева - все это хорошо, но я считаю, что надо бы установить памятник нашему знаменитому земляку, т.к. памятника нет, есть только памятная доска перед парадным входом школы искусств.

В ходе работы над проектом я встретилась с директором музея Байгускаровой Разилей Файзулловной, сглавным архитектором нашего района Каримовым Азатом Сайфулловичем, специалистом по строительным делам Билаловым Даутом Галиулловичем; изучила архивные и другие материалы; а так же провела опрос среди учащихся старших классов.Я задавала им вопросы «Знаете ли вы, кто такой Юмабай Исянбаев?» и «Нужен ли памятник Исянбаеву в нашем районе?».Большинство старшеклассников дали утвердительный ответ

Выводы и рекомендации

Исходя из вышеизложенного пришли к следующим выводам:

1.Курай древний башкирский народный инструмент. Требуется продолжить популяризацию этого инструмента, знакомить подрастающее поколение с традициями игры, историей этого инструмента.

2.Знакомить подрастающее поколение с выдающимися личностями, воспитывать чувство гордости за народ, у которого есть такие личности.

3. Продолжить изучение истории родного края, через призму судеб отдельных выдающихся людей нашего края.

4.Я считаю, что в Хайбуллинском районе надо установить памятник Юмабаю Исянбаеву, в райцентре или на его малой родине.

Практическое применение исследования заключается в том, что собран материал, представляющий интерес для:

  • проведения культурно-массовых мероприятий в школах;

  • предоставления информации в библиотеках по данному вопросу.



  • В ходе работы над проектом я встретилась с директором музея Байгускаровой Разилей Файзулловной, с главным архитектором нашего района Каримовым Азатом Сайфулловичем, специалистом по строительным делам Билаловым Даутом Галиулловичем; изучила архивные и другие материалы; а так же провела опрос среди учащихся старших классов. Я задавала им вопросы «Знаете ли вы, кто такой Юмабай Исянбаев?» и «Нужен ли памятник Исянбаеву в нашем районе?».Большинство старшеклассников дали утвердительный ответ, поэтому я пришла к выводу, что памятник нужен и сделала экономические расчеты

Обсудив со специалистами, главными архитектором районной Администрации нашего района, я установила, что установка памятника Ю.Исянбаева обойдется в среднем 900 тыс рублей из бетона.

© 2010-2022