Исследовательская работа Жизнь и подвиг Митрополита Макария (Булгакова)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2 Яковлевского района Белгородской области» имени Героя Советского Союза Швеца В.В.







«Жизнь и подвиг Митрополита Макария (Булгакова) как пример истинного служения Богу для каждого священнослужителя Русской православной церкви»



Автор работы:

Наверская Валентина Сергеевна

ученица 7 класса

Руководитель:

Батракова Людмила Ивановна

Старшая вожатая

т. 8-920-205-22-29





Томаровка, 2016г

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………стр.2-3
2. Глава 1 ДЕТСТВО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ…………………………………………………………..стр.3-4
3. Глава 2 ОТРОЧЕСТВО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ…………………………………………………………...стр.4-5
4. Глава 3 СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ……………..……………………………………………......................стр.5-7
5. Глава 4 ОСОБЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ, КАК ПРИМЕР ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН И СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ………………………………………стр.7-9
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………стр.9
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………стр.10

































ВВЕДЕНИЕ

Каждому человеку уготован свой жизненный путь. Господь никогда не дает человеку ношу, непосильную для него. Но как часто мы, столкнувшись с совсем незначительными неприятностями и препятствиями в своей жизни, начинаем роптать и жаловаться на судьбу, на несправедливость Бога к нам, которые, конечно же, по нашему умыслу, достойны гораздо лучшего.

Я родилась в семье верующих православных христиан. Мой отец священнослужитель. Он очень добрый, но строгий и рассудительный. Когда что-то в моей жизни идет не так, как мне бы хотелось, он приводит мне в пример подвиги святых, жития праведников и мучеников. И я понимаю, что на самом деле все мои проблемы просто надуманные. Я живу в замечательной семье, учусь в хорошей школе, у меня есть все необходимое для жизни и моих увлечений. Я еще не знаю, кем стану, когда вырасту. А ведь были и сейчас есть люди, с самого раннего детства знающие, к чему они стремятся и кем хотят стать. Одним из самых ярких примеров таких людей стал для меня Митрополит Макарий (Булгаков). Мне захотелось узнать больше о человеке, который является примером для моего отца. Так появилась идея провести исследование.

Цель моего исследования: Как можно больше узнать о жизни и духовном подвиге Митрополита Макария (Булгакова) и рассказать о нем своим одноклассникам, друзьям и прихожанам нашего храма Иконы Божьей Матери Казанская в поселке Тоамровка.

Задачи:

  1. Изучить биографию Митрополита Макария (Булгакова)

  2. Познакомиться с его трудами

  3. Расспросить о нем и его роли в истории Белгородчины настоятеля храма Иконы Казанской Божьей Матери отца Романа

  4. Провести опрос среди учеников школы и прихожан храма

  5. Посетить библиотеку Белгородской духовной семинарии, чтобы найти книги и документы, связанные с жизнью Митрополита Макария

  6. Издать буклеты с жизнеописанием Митрополита Макария для распространения среди учеников школы и прихожан храма

Объект исследования: Жизнь и духовный подвиг Митрополита Макария (Булгакова)

Предмет исследования: особые черты характера Митрополита Макария (Булгакова)

Методы исследования:
1. Анализ литературы по данному вопросу.
2. Систематизация полученных знаний.
3. Исследование, опрос очевидцев.

Гипотеза: предположим, что Митрополит Макарий (Булгаков) обладал такими чертами характера, которые следует развивать в себе каждому православному священнослужителю.

Глава 1. ДЕТСТВО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ

Сначала я решила познакомиться с биографией Митрополита Макария (Булгакова) и узнать о его семье и о том, как проходило его детство. Из интернет-источников на православных сайтах получила много информации по данному вопросу и выделила для себя основное.

Митрополит Макарий - в миру Михаил Петрович Булгаков - родился 19 сентября 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской Губернии (ныне - Новооскольский район Белгородской области). Его отец Пётр Булгаков был священником села Сурково. Как пастырь, о. Пётр оставил по себе самую добрую память, которая более полувека сохранялась среди прихожан. Он часто говорил в храме назидательные простые поучения и безотказно посещал дома своих пасомых по случаю крестин, венчаний и др. Многим беднякам в пору летнего рабочего времени было трудно найти восприемников, поэтому священник Пётр приходил им на помощь и сам становился крестным отцом крестьянских детей.
   Мать Михаила Булгакова, Стефанида Григорьевна, была дочерью священника Григория Спасского из Корочанского уезда. Получившая домашнее воспитание, она была женщина очень разумная, мягкая и благочестивая. Она усердно посещала церковные службы. Продолжительные домашние молитвы сопровождала частыми земными поклонами. Помимо строгого соблюдения постов, Стефанида Григорьевна постилась и сверх положенного уставом. С особым вниманием и любовью она всегда слушала чтение Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. В 1850 году на её пожертвования был устроен жертвенник в местной приходской церкви. Таким образом, я выяснила, что Михаил, будущий Митрополит, родился в очень добропорядочной семье.
   Михаил был третьим ребёнком среди шести детей. Младенец родился слабым и в тот же день был крещён с именем Михаил. Мальчик от рождения обладал слабым здоровьем и постоянно страдал золотухой (распространённая среди детей болезнь, вид современного диатеза), которая в последствии очень мешала ему хорошо учиться и приносила много страданий. Его отец умер в 1823 году, когда старшей дочери исполнилось 10, Михаилу - 7 лет, а самому младшему - три месяца. Семье едва хватало средств к существованию.

   В 1823 году мать послала Михаила на обучение к крёстному отцу - священнику Павлу Никитскому, служившему за 7 верст от них. Священник Павел с давних лет содержал домашнюю школу. Михаил, несмотря на усердие и прилежание, с трудом усваивал учёбу: болезнь сопровождалась притуплением умственных способностей и особенно памяти. Однако он научился читать и писать.
  

Глава 2 ОТРОЧЕСТВО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ

Нелегким было и отрочество Михаила. Но он всегда отличался огромным усердием и волей духа. Стремился выучиться, стать человеком и принести пользу не только своей семье, но и Отечеству. Через 2 года мать отвезла сына в г.Корочу в приходское духовное училище. Хотя и там учение давалось с трудом, но преподаватели заметили настойчивость и трудолюбие мальчика. Впоследствии митрополит Макарий сам говорил, что он «всегда принадлежал к числу самых исправных и аккуратных учеников». Ещё через 2 года, в июле 1827 года Михаил без задержек переходит в Окружное уездное духовное училище, расположенное в г.Белгороде в одном здании с Курской духовной семинарией.
   Вскоре Господь наградил терпение трудолюбивого ученика. Ввиду плохих способностей уроки приходилось мальчику учить даже тогда, когда сверстники могли играть во дворе. От шума Михаил удалялся обычно с книжкой за сложенные на дворе дрова. Однажды случайно брошенный камень перелетел через поленницу и попал в голову Михаила так, что глубоко рассёк кожу и вызвал сильное кровотечение. Вопреки ожиданиям, потеря крови не усилила болезненность мальчика. Напротив, с заживанием раны навсегда сошли все следы золотухи и мучительная болезнь навсегда оставила мальчика. Хотя по физическому развитию Михаил продолжал отставать от товарищей, но это уже не мешало быстрому расцвету духовных и умственных сил при нажитом трудолюбии. Вскоре он занял первое место в классе. Впоследствии митрополит Макарий всегда был благодарен Божественному Провидению, испытавшему его в детстве посредством мучительной болезни: она послужила одним из самых сильных побуждений к постоянному трудолюбию.
    Способности Михаила ещё более обнаружились, когда он был переведён из училища в Курскую духовную семинарию. В семинарии Михаил Булгаков хорошо усвоил языки, развил и усвоил ту замечательную по ясности, легкости и простоте речь, которой выделяются и до сих пор привлекают все его труды, строгую логичность и точность мысли.

Глава 3 СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

14 июля 1837 года Булгаков закончил семинарию со степенью студента и прослушал курсы наук богословских, философских, словесных, исторических, физико-математических; изучал языки: греческий, латынь, еврейский, французский. В августе 1837 года Михаил Булгаков вторым по списку поступил в Киевскую духовную академию, получив на вступительных экзаменах почти по всем предметам по единице, т.е. высшему баллу. Наставником будущего Митрополита стал сам ректор академии архимандрит Иннокентий. Здесь Михаил Булгаков написал свое выпускное сочинение «История Киевской духовной академии». Сочинение дало автору степень магистра, а митрополит Московский Филарет писал: «Сочинение достойное внимания по обилию собранных сведений и по порядку изложения оных ... На последнем году обучения в академии исполнилось давнее желание Михаила. В возрасте 25 лет 15 февраля 1841 года он был пострижен в монашество с именем Макарий, в честь митрополита Киевского священномученика Макария. Вместе с ним принимал постриг Георгий Говоров, будущий святитель Феофан Затворник. 25 марта того же года монах Макарий был посвящён в сан иеродиакона. Ещё через три месяца, по окончании курса наук, он 28 июня 1841 с причислением к первому разряду воспитанников был рукоположен в иеромонаха.
   Иеромонах Макарий стал вторым по списку магистром. Выпустившись с высшими баллами, иеромонах Макарий возглавил в 1841 году впервые образованную кафедру Русской церковной и гражданской истории.    Помимо учебных занятий иеромонаху Макарию было поручено исполнять должность ректора Киево-Подольских духовных училищ. Заботам молодого иеромонаха были вверены более 500 воспитанников. Иеромонах Макарий всегда говорил лекции наизусть, хотя в то же время было заметно, что он тщательно их готовил дома. Произносил свои лекции он громко, отчётливо, ясно и выразительно. С 1844 по 1848 года архимандрит Макарий был назначен членом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета. За помощью в скорейшем продвижении поданных на рассмотрение трудов к архимандриту Макарию обращались и преосвященный Иннокентий (Борисов), и епископ Антоний (Мартыновский), и профессор Я.К.Амфитеатров и многие другие. За своё добросовестное отношение к делу он у всех пользовался глубоким уважением. Репутация архимандрита Макария как беспристрастного и аккуратного цензора сделалась широко известной и в кругу светских писателей. Трудился архимандрит Макарий совершенно бесплатно.

Чтобы ближе познакомиться с богословскими работами Митрополита Макария и их значением в жизни православной церкви, я побывала в библиотеке Белгородской Духовной семинарии. Здесь хранятся богословские труды Митрополита. Как выяснилось, они очень пользуются спросом у студентов и преподавателей семинарии. Наибольший интерес вызывает «История Русской Православной Церкви».

Я выяснила, какими были основные труды Митрополита Макария (Булгакова):

  1. В 1842 году в «Христианском Чтении» был опубликован первый богословский труд митрополита Макария «Святого отца нашего Димитрия Ростовского святителя и чудотворца, догматическое учение, вы- бранное из его сочинений».

  2. В 1843 году вышел следующий ученый труд, обративший на него внимание ученого мира, «История Киевской академии». В 1846 году вышло начало «Истории Русской Церкви» под заглави ем «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира».

  3. В 1847 году митрополит Макарий издал «Введение в Православное богословие», за которое получил степень доктора Богословия и Высочайше пожалован наперсным крестом, украшенном драгоценными камнями. Эта книга переведена на французский язык под редакцией протоиерея И.Васильева и вышла в Париже в 1857 году.

  4. В 1852 году появилось в свет «Православное догматическое богословие» в 5-ти томах. За этот труд автор получил благодарность от Го- сударя Императора и полную Демидовскую премию. Книга переведена на французский язык и издана в Париже в 1859 году.

  5. В 1855 году преосвященный Макарий издал «Историю русского раскола, известного под именем старообрядчества». Эта книга также была введена в качестве руководства в семинариях и академиях.

  6. С 1857 года началось издание знаменитого обширного труда преосвященного Макария «История Русской Церкви». Были изданы первые три тома. В 1866 году вышли IV и V тома, 1870 - VI, 1874 - VII, 1877 - VIII, 1879 - IX, 1881 - X и в 1882 году - XI. Как и Н.М.Карамзин, митрополит Макарий подготовил XII том своей «Истории», но вышел он уже после его смерти. По выходе каждого тома почти во всех светских и духовных журналах печатались положительные отзывы об этом тру- де.

  7. В 1867 году митрополит Макарий издал сокращенный вариант под названием «Руководство к изучению Православного догматического богословия». Эта книга была передана в Святейший Синод, который сделал ее учебником догматики в духовных семинариях.

Глава 4 ОСОБЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ, КАК ПРИМЕР ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН И СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Так какие же основные черты характера отличали Митрополита Макария (Булгакова) и по сегодняшний день привлекают к себе сотни последователей, вызывают безмерное уважение и стремление хотя бы частично выработать такие в себе не только у православных христиан, но и особенно у священнослужителей Русской Православной Церкви?

Изучая биографию, я нашла такие отзывы о Митрополите от его современников:

  • архиепископ Курский Илиодор был восхищён способностями Михаила Булгакова, которые он развил в себе благодаря необыкновенному трудолюбию;

  • монах высокого аскетического подвига и чистоты, Архимандрит Елпидифор увидел в юноше радость иноческого жития и нравственного совершенства;

  • В.И.Аскоченский писал: «Послушайте молодого монаха Макария,- как хорошо, с каким энтузиазмом импровизирует он свои уроки из истории Русской Церкви. Послушайте, говорю, его все слушают». Иеромонах Макарий всегда говорил лекции наизусть, хотя в то же время было заметно, что он тщательно их готовил дома. Произносил свои лекции он громко, отчётливо, ясно и выразительно;

  • Как замечали впоследствии, оценивая деятельность иеромонаха Макария как ректора училищ, в нём «счастливо совмещались выдающиеся умственные дарования и трудолюбие любознательного учёного с замечательным практическим тактом административного деятеля»;

  • Г.С.Рыбаков вспоминал: «Наше время отличалось строгостью правил студенческого быта. Но мы не чувствовали этой строгости и не тяготились ею. Вся эта регламентация, под разумным управлением и при педагогическом такте преосвященного Макария ещё в бытность его инспектором, такте, основанном на глубоком знании свойств души человеческой, вошла в нравы и обычаи студентов, составляя дух заведения, который традиционно переходил от одного курса к другому и которым, как потоком, увлекался всякий новичок, даже из не привыкших к требованиям общежития. Студенты обыкновенно говорили: "у нас это не принято"».

  •    «С сердечной благодарностью припоминаем,- говорил воспитанник академии того времени,- что во всё время его управления академией мы не видели ничего, кроме самого искреннего, прямого и доброжелательного отношения к нам - воспитанникам академии. Нашему уважению к нему не было предела. Более прямого, честного и откровенного начальника-педагога мы не встречали в нашей жизни».

  • Монах Саровской обители, впоследствии письмоводитель митрополита Макария, так описывает своё первое впечатление от приезда нового архиерея: «При первом же взгляде на него он поразил меня. Необычайная красота его лица, правильные и тонкие черты, освещённые глубоким умом, молодость, благородная и величественная осанка - всё это невольно приковало мое внимание. Тут, несомненно, сказалось ярко выраженное преобладание и господство духа над плотью. ... Мне хотелось проверить своё впечатление. Оказалось, что и на других иноков нашей обители преосвященный Макарий произвёл также очень сильное впечатление».

  • Современники вспоминали, что «преосвященный Макарий как никто другой умел отыскивать и награждать заслуги».


  •    «Трудно указать,- говорил один иностранный учёный, знаток истории Русской Церкви,- другого западно-русского иерарха на протяжении XIX века, который бы так глубоко и верно понимал, охранял и поддерживал интересы Православия в западной России, как знаменитый митрополит Макарий Булгаков».

Кроме того, я обратила внимание на то, что в своих проповедях настоятель храма Иконы Казанской Божьей Матери отец Роман, а также Епископ Губкинский и Грайворонский Софроний не единожды упоминали о Митрополите Макарии (Булгакове), приводя в пример его жизнь, служение Богу. На мой вопрос, какие из качеств Митрополита они хотели бы развить в себе, они единодушно ответили, что само отношение к жизни Митрополита Макария уже достойный пример для подражания. Чистота помыслов, беззаветное служение Богу и бескорыстная любовь к истине и к окружающим - те качества, которые достойны каждого священнослужителя и православного христианина.

Но знают ли о Митрополите Макарии (Булгакове) мои сверстники и знакомые, что о нем известно прихожанам храма? Чтобы ответить на этот вопрос были опрошены 53 учащихся 7-10 классов МБОУ «Томаровская СОШ №2», а также 72 прихожан храма. Оказалось, что из 125 опрошенных лишь 64 человека слышали о Митрополите, и только 17 человек знают о его жизни и богословских трудах.

Чтобы как можно больше человек узнали о Митрополите Макарии (Булгакове), были выпущены буклеты с основной информацией и указанием источников, в которых можно более глубоко познакомиться с его жизнью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование закончено. Моя гипотеза подтвердилась полностью. Митрополит Макарий (Булгаков) действительно является достойным примером в жизни не только любого православного христианина, но и служителей Русской Православной Церкви. Для того, чтобы большее количество людей узнало о его жизни и деяниях, выпущены и розданы по благословению настоятеля храма Иконы Казанской Божьей Матери в поселке Томаровка отца Романа буклеты с кратким жизнеописанием Митрополита Макария (Булгакова).

Проводя свое исследование, я почерпнула многое и лично для себя. Теперь я знаю, что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком. Остается только постараться и развить в себе такие качества, как трудолюбие, упорство в учебе, любовь к истине и окружающим меня людям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Приселков М. Митрополит Макарий (Булгаков) и его «История Русской Церкви (1816-1916)». «Русский исторический журнал», 1918

  2. Титов Ф. И. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк, т. I : Годы детства, образования и духовно-училищной службы митрополита Макария (1816-1857). Киев, 1895

  3. Титов Ф. И. (свящ.). Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк, т. II (1857-1868). Киев, 1903.

  4. Инернет-ресурсы.

  5. Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX . М., 1898.

  6. Воспоминания Е. Е. Голубинского. Кострома, 1923.





© 2010-2022