Материал для викторины по истории

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории России в 7 классе. Автор учебника «История России XVII-XVIII века» Е.В. Пчелов

Тема: «Начало правления Петра 1. Северная война»

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Способствовать развитию коммуникативных навыков. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, учить слушать ответы друг друга. Формировать чувство патриотизма.

Форма урока: игра-викторина. Для проведения урока следует дать ученикам задание прочитать необходимые параграфы (§§17-20). Викторина составлена в виде презентации.

Ход занятия:

Класс делится на три группы. Перед тем как войти в класс, каждый ученик выбирает карточку с названием команда. Садятся за столы согласно названиям ( Гангут, Гренгам, Ништадт). Ведущий-учитель зачитывает вопрос . Группы обсуждает задание и через определенное время дают, записывая его на бланк. Бланки сдаются учителю. Называется правильный ответ. Группы получают балла за правильные ответы. Та группа, у которой больше баллов получает «5» за урок, вторая группа - «4», последняя - «3».

Приложение.

1 в. - 2 балла; 2 в. - 2 балла; 3 в. - 1 балл; 4 в. - 1балл +по 1 баллу за каждую фамилию; 5 в. - по 1 баллу за каждую страну; 6 в. - 2 балла; 7в. - по баллу за каждое правильное слово; 8 в. - 5 баллов; 9 в. - 3 балла; 10 в. - максимум 8 баллов; 11 в. - 2 балла

Отрывки из поэмы «Полтава» А.С. Пушкина, стихи А. Мицкевича «Петербург»

Задания для викторины:

  1. Название потешных полков Петра. (Преображенский и Семеновский)

  2. Как Петр назвал ботик, на котором обучался управлению кораблем? (дедушка русского флота)

  3. В каком году Петр стал единодержавным царем России? (1696 г.)

  4. А.С. Пушкин в поэме «Полтава» писал: «… И он промчался пред полками, могущ и радостен, кА бой. Он поле пожирал очами. За ним во след неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова- В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны…» Кого поэт называл «птенцами гнезда Петрова»? ( Федор Юрьевич Ромодановский, Алексей Семенович Шеин, Федор Алексеевич Головин, Борис Петрович Шереметев, Франц Лефорт, Патрик Гордон, Александр Данилович Меншиков, Брюс, Боур, Репнин и др.)

  5. В каких странах побывал Петр с миссией Великого посольства? (Немецкие государства: Рига, Курляндия, Брандербургско-Прусское государство, Голландия, Англия, Австрия, Польша)

  6. Какое событие неожиданно прервало миссию Великого посольства и Петр возвратился в Россию? Как называется картина В. Сурикова?

  7. Заполнить пропуски в тексте. «Северная война началась в _1__________ году. Русская армия двинулась к _2_______ - крепости, преграждавшей путь в Прибалтику. На выручку ей двинулась армия противника во главе с королем _3_________. Его войско насчитывало около _4_________ солдат, уступая по численности русской армии. Тем не менее она была разбита. Только гвардейские полки, среди которых _5__________, __6________ и _7________ не отступили под натиском врага.»

  8. Петр так написал об этом поражении русских войск: «Но когда мы сие несчастие (или лучше сказать великое счастие) получили, тогда неволя леность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила». О каком сражении идет речь? Почему Петр позднее оценил его как «счастие»? (о сражении под Нарвой, которое дало толчок для развития России, для изменения армии, превращения ее в сильную и боеспособную, регулярную армию на основе рекрутской системы).

  9. Какой это город, когда был основан, как его называл основатель? На слайде виды Петербурга. Учитель читает стихи Пушкина и Мицкевича. ( 16 мая 1703 г., парадиз)

Адам Мицкевич «Петербург»

И кто столицу русскую воздвиг,

И славянин, в воинственном напоре,

Зачем в пределы чуждые проник,

Где жил чухонец, где царило море?

Не зреет хлеб на той земле сырой,

Здесь ветер, мгла и слякоть постоянно,

И небо шлет лишь холод или зной,

Неверное, как дикий нрав тирана.

Не люди, нет, то царь среди болот

Стал и сказал: «Тут строиться мы будем!»

И заложил империи оплот,

Себе столицу, но не город людям.

Вогнать велел он в недра плавунов

Сто тысяч бревен - целый лес дубовый,

Втоптал тела ста тысяч мужиков,

И стала кровь столицы той основой.

……………………………………………………………..

Все улицы ведут нас по прямой,

Все мрачны, словно горные теснины

Дома - кирпич и камень, а порой -

Соединенье мрамора и глины.

Всё ровно: крыши, стены, парапет,

Как батальон, что заново одет.

А.С. Пушкин.

Люблю тебя, Петра творенье!

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье, береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак.

Свет безлунный, когда я в комнате своей пишу, читаю без лампады.

И тихи спящие громады, и светла Адмиралтейская стрела.
10. Решить кроссворд. Каждому ученику выдается задание. (можно поставить индивидуальные отметки за кроссворд)

1. Переправа на Днепре, где 30 июня 1709 года русская конница разбила остатки шведских войск.

2.«Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за _________, за православную нашу веру и церковь».

3. Деревня, у которой русские войска разбили в сентябре 1708 года корпус генерала А.Л. Левенгаупта.

4. Тактика, которую использовал против шведов Петр после их вторжения в пределы России.

5. Польский король, союзник Петра 1.

6. Река, возле которой русское командование выставило охрану, что заставило шведов в битве 27 июня 1709 года атаковать русские войска в лоб.

7. Гетман Украины, перешедший на сторону Карла XII.

1 п

е

р

е

в

о

л

о

ч

н

а

2 о

т

е

ч

е

с

т

в

о

3 л

е

с

н

а

я

4 т

о

м

л

е

н

и

я

5 а

в

г

у

с

т

6 в

о

р

с

к

л

а

7 м

а

з

е

п

а



  1. Объяснить с какими сражениями или событиями связаны названия команд. Указать даты. (морские сражения 27 июля 1714 г.. 27 июля 1720 г., 30 августа 1721 г.)



© 2010-2022