- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Власова С.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 245
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
-
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения учителей
Протокол № _
от « » июнь
201 года
«Согласовано»:
Заместитель директора по УВР
от « » августа
201 года
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №
от « » августа 201 года
Рабочая программа
по истории и культуре Санкт-Петербурга
для 5а класса
1 час в неделю (всего 34 часов)
Авторы-составители:
учитель Власова Светлана Владимировна
2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы «Санкт-Петербург - город-музей» автор Л.К.Ермолаевой
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Л.К.Ермолаева, И.М.Лебедева, Н.Г.Шейко . Санкт-Петербург - город-музей. Часть I - СПб.:СМИОПресс, 2015.
Программа рассчитана на один год, 34 ч. в год (1 час в неделю). Пятый класс - первый год обучения. Рабочая программа имеет целью способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а Себя - как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец. Способствует решению следующих задач изучения
1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициям» и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
-
Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
-
о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
-
о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
-
Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
-
-
ориентироваться в культурном пространстве города,
-
понимать особенности городских объектов как источников информации,
-
применять полученные знания
-
Совершенствовать общеучебные умения
-
Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению
Ключевая идея курса заключается: каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной культуре, технических достижениях, традициях других времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга.
Учебно-тематический план 5а класс
№ п/ п
Наименование разделов и тем
Всего часов;
1.
Раздел 1. Санкт-Петербург - ваш город
8
Раздел 2. Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга
26
2.
Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга
10
3.
Античное наследие и наследие Петербурга
16
Итого:
34
Общая характеристика программы.
Программа курсов имеет ценностно- и практикоориентированный характер. Решает конкретные задачи, соответствующие определенному уровню возрастных познавательных возможностей учащихся.
Содержание программы учебного предмета «История и культура Санкт- Петербурга» имеет комплементарный характер. Содержание программы учебных курсов построено с использованием элементов одного ; из методологических подходов: культурологического - программа «Санкт- Петербург - город-музей». В то же время между содержанием программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. В результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций. Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами: «Санкт-Петербург - город- музей» - с курсами всеобщей истории и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.
Организация процесса освоения учащимися «своего места» - город!, в котором они живут, это творческий процесс. Педагоги должны учитывать место расположения школы, особенности района, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы.
Программы учебных курсов для всех возрастных групп содержат обязательный компонент - учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение реального города.
На каждом уроке по истории и культуре Санкт-Петербурга используются компьютерные презентации, созданные учителем, а так же учениками.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: игр, фестивалей, ассамблей, викторин...
Физическое и психическое развитие учащихся 5а соответствует норме, отклонений не наблюдается.Учащиеся класса являются работоспособными.
При проведении мероприятий по предмету стараются держаться вместе.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
Учащиеся более заинтересованные в изучении предмета занимаются исследовательской деятельностью, участвуя в научно-практических конференциях.
Календарно-тематический план для 5а класса
№
Дата
Тема урока
Содержание урока
УУД
Формы организации учебно-познавательной деятельности
Вид контроля
Оборудование
Раздел 1. Санкт-Петербург - ваш город.
Как многие города…
Что такое город, появление городов, что влияет на город.
Познавательные:
выявляют особенности города, его отличия от деревни;
- устанавливают взаимосвязь города и горожан как «помощников» города и как его «разрушителей»;
выявляют «болезни» города;
знакомятся с картой города;
выявляют основные природные особенности Петербурга: город рек и каналов; город на островах;
Коммуникативные:
Групповая работа
Личностные:
Оцените сами отношение жителей к городу.
Работа в группах
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Создан людьми для людей
Окружение людей в Санкт-Петербурге, городские здания, улицы, метро
Познавательные:
работа с картой
устанавливают общее у города и живого организма;
«строение» города
формируется понимание значения Петербурга для его жителей, для государства;
Коммуникативные:
Создание карты в малых группах
Регулятивные:
Личностные:
учатся анализировать свой опыт; высказывать свою точку зрения и ее аргументировать,
Творческое задание
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Визитная карточка нашего города
Изменение имени города, день рождение города, символы Петербурга
Познавательные:
работают с иллюстрацией
Знают и объясняют официальные и неофициальные названия города; характеризуют его символику;
учатся анализировать свой опыт;
Коммуникативные:
Подготовка проекта
Регулятивные:
планирование работы над проектом
Личностные:
высказывать свою точку зрения и ее аргументировать.
объясняют понятия «музей» и «город-музей»;
Проект «Герб города» Прослушивание гимна города.
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Об истории города напоминают
Первые достопримечательности Петербурга (Петропавловская крепость, Кунсткамера, Летний дворец, Адмиралтейство), город - столица, императору Российской империи
Познавательные:
знакомятся с основными памятниками архитектуры города
- узнают сооружения на иллюстрациях;
- устанавливают связи между историческими событиями и декором сооружений
знакомятся с основными памятниками архитектуры города
- узнают сооружения на иллюстрациях;
- устанавливают связи между историческими событиями и декором сооружений
развивают навыки работы с текстовыми и картографическими источниками
выявляют основные мероприятия, проходившие в Петербурге
Коммуникативные: работа в группах
Регулятивные:
Сформулировать проблему
Личностные:
Какие выводы.
Работа в группах
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор, карточки
Город в ХХ веке. Великая Отечественная война, город советского периода
Беседа
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор, карточки
Богатое наследие Санкт-Петербурга
Культурное наследие Петербурга, традиции города, промышленность Петербурга, образование и просвещение.
Познавательные:
узнают сооружения на иллюстрациях;
- устанавливают связь между объектами и их расположением на карте
развивают навыки работы с текстовыми и картографическими источниками
- выявляют значение города как центра просвещения и художественной культуры
Коммуникативные:
Разработать облик памятника
Регулятивные:
Планирование своих действий
Личностные:
Высказывают свое мнение
Творческое задание
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
В списке всемирного наследия
Санкт -Петербург - город туризма, исторический центр города, архитектурные ансамбли Петербурга, ЮНЕСКО
Познавательные:
учатся отбирать информацию из письменных источников
Коммуникативные:
Рассказать о путешествии
Регулятивные:
анализировать информацию и излагать в сжатой форме
Личностные:
делать выводы (обобщать)
Работа в группах, урок-путешествие
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Мы наследники, но мы разные
Кто такие коренные жители города, отличие горожанина и петербуржца,
Коммуникативные:
Работа в группах
Регулятивные:
- систематизируют и обобщают знания по теме;
осуществляют взаимопроверку и самоанализ результатов освоения материала
придумать правила
Личностные:
Прокомментрируйте высказывания.
проблемный урок
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Раздел 2. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга
Из глубины тысячелетий
Открытие Древнего Востока петербуржцам. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку
Познавательные:
Работа с текстами
Личностные:
Объясняют понятия исторический памятник, стилизация, культурное и историческое
наследие;
называют и описывают памятники культуры Древнего Египта, находящиеся в Петербурге;
урок-диалог
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге*
Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.
Познавательные:
устанавливают связь между культурным и научно-техническим прогрессом и усилившимся интересом к изучению Востока.
знакомятся с научными центрами города, занимающимися изучением Древнего Востока (Государственный Эрмитаж, музей Этнографии и антропологии им. Петра Великого в Кунсткамере, Институт востоковедения, РНБ); с египтологией и востоковедением как современными науками; с вкладом европейских и российских ученых в отечественную и мировую науку Коммуникативные:
отзыв на работу товарища
Регулятивные:
Поиск информации в источниках
Личностные:
Объясните ценности
Урок - экскурсия
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
«От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»
Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств - напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.
Познавательные:
Работа с картой
называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия
Коммуникативные:
Рассказывают друг другу, произносят, пишут и используют термины и понятия, имена.
Регулятивные:
Проверяют работу и исправляют ошибки
Личностные:
Аргументируют свои ответы
урок-исследование
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
«Братья» и «сестры» египетских сфинксов*
Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры - часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.
Познавательные:
Ориентируются по карте-схеме
Работа с текстом
Работа с иллюстрациями
называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; Коммуникативные:
Работа в парах
рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия Регулятивные:
Составление маршрута
соотносят фамилию и конкретный памятник; Личностные:
Объяснить свою точку зрения
урок-экспедиция
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
урок-диалог
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор, карточки
Петербургские «лучи солнца»
Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски - «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.
урок-экспедиция
Работа на уроке, д.з.
«Отголоски» Древнего Египта в архитектуре Петербурга
Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о - петербургском наследии. Египетские ворота пирамида Царского села
Познавательные:
Ориентируются:
- по карте-схеме,
грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия (пилоны, колонны, каноны)
Коммуникативные:
Проверить друг друга, составить кроссворд
Регулятивные:
соотносят фамилию и конкретный памятник,
урок-экскурсия
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор, карточки
«Отзвуки» культуры Междуречья в Петербурге
Висячий сад - «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе Зимние сады в Петербурге.
Познавательные:
Ориентируются:
- по карте-схеме, называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия, Определяют понятия майолика, изразцы, клинопись, арка, рельеф;
Коммуникативные:
Работа в малых группах
Регулятивные:
Проложи маршрут
Личностные:
Объясни понятие слов
урок-исследование, работа в группах
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Петербургские здания, украшенные рельефами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58-62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы. Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве.
Беседа, творческое задание
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Сказочный зверинец Петербурга*
Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином.,, мосту и другие. Скульптуры
грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).
Познавательные:
Ориентируются:
- по карте-схеме; Объясняют интерес к украшению скульптурами животных; называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия Коммуникативные:
Создание проекта
Регулятивные:
Определите критерии
Спланируйте работу
Личностные:
Прокомментируйте собственные выводы
урок защиты проектов
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Античное наследие и наследие Санкт-Петербурга
Из глубины веков…
Введение: наследие античного мира.
Познавательные:
Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектура, стиль, колонна, маски.
Объясняют интерес к истории античности и греческому языку
Работа с картой
Коммуникативные:
Составить игру для соседа по парте
Регулятивные:
Поиск информации в предложенном источнике
урок-путешествие
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Наследие античного мира в современной жизни
беседа
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Из истории античных коллекции в Петербурге
Научные учреждения Петербурга - центры исследования античности. Петербургские ученые- антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку.
Познавательные:
Рассказывают, как проходило открытие Древнего Рима и Древней Греции в Петербурге.
Называют имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге
Коммуникативные:
Работа в группах
Регулятивные:
Составь план ответа
Личностные:
Выскажи свое мнение.
Виртуальная экскурсия
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Из античного мира в вашу школьную жизнь
Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.
Познавательные:
Дают определения понятий школа, гимназия, лицей. Рассказывают о развитии образования в Петербурге под влиянием античных образцов. Дают определение понятия академия. Называют академические центры науки.
Коммуникативные:
Создание школы будущего
Регулятивные:
Составь хронология появления слов
Личностные:
Придумай вопросы
урок-исследование
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
В Петербурге раскрывают тайны античного мира
Ученые- исследователи, научные учреждения, легенда Трои.
Познавательные:
Рассказывают, как проходило открытие Древнего Рима и Древней Греции в Петербурге. Называют имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге
Коммуникативные:
Составить текст доски. Работа в парах
Творческое задание
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Главный хранитель античного наследия в Петербурге
Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.
Познавательные:
Объясняют понятия исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж..
Коммуникативные:
Расскажи об экспозиции
Регулятивные:
Составь алгоритм действий
Личностные:
Твое отношение к музейным предметам
Виртуальная экскурсия - исследование
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
«Отголоски» античного литературного наследия в Петербурге
Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает -о литературном наследии античности. Библиотеки - хранилища литературного наследия.
Познавательные:
Дают определения мифа, эзопова языка, комедии, трагедии
Коммуникативные:
Рассказывают об античных богах и героях в литературных произведениях. Рассказывают о жанре трагедии и комедии на сценах петербургских театров.
Регулятивные:
Продолжи перечень.
Работа в группах
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Напоминание об античном мире в живописи, скульптуре, интерьерах
Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.
Классический стиль в живописи, в скульптуре.
Познавательные:
Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски, интерьер. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция
Коммуникативные:
Рассказывают о создании и роли Русского музея как центра сохранения культурного наследия.
Объясняют друг другу месторасположение музеев
Регулятивные:
Определяют последовательность действий
Личностные:
Выскажи свое отношение
урок - ролевая игра
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Здания - петербургские памятники, напоминающие об античной архитектуре
Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» - здание Биржи - уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих.
Познавательные:
Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, фронтон. Отмечают черты классицизма в Петербурге Коммуникативные:
Рассказывают о памятниках в классическом стиле.
Регулятивные:
Составляют алгоритм действия
Личностные:
Высказывают свою точку зрения
урок-путешествие
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия. Классический стиль архитектуры.
урок защиты проектов
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Герои античных мифов «рассказывают» о Санкт-Петербурге
Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге - бывшей столице, торговом и культурном центре России.
Познавательные:
Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология
Коммуникативные:
Рассказывают о мифологических сюжетах в убранстве Петербурга
Регулятивные:
Составить программу действия
Личностные:
Высказывают свое отношение
урок-исследование
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях.
Познавательные:
Описывают памятники античным героям в Петербурге
Коммуникативные:
Сочинить сказку
Регулятивные:
Распределяют роли
Личностные:
Высказать свое мнение
Урок-театр
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Памятники не богам, а реальным людям
Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.
Познавательные:
Дают определения понятий скульптура, бюст, статуя, знаменитые россияне, памятник, монумент
называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
Коммуникативные:
Рассказывают о памятниках знаменитым петербуржцам
рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия;
Регулятивные:
соотносят фамилию и конкретный памятник
Личностные:
Обоснуй или опровергни мнение
Урок-экскурсия
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Триумф, виктория, победа…
Триумфальные арки и колонны в Петербурге - «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские "триумфальные" ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре.
Познавательные:
Определяют понятия триумф, виктория, триумфальная арка, триумфальная колонна.
называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник;
Коммуникативные:
Рассказывают о памятниках победам в античном мире и Петербурге
рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия
Регулятивные:
Составить маршрут
Личностные:
Подумай и ответь
Урок-путешествие
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Создатели скульптурного убранства Санкт- Петербурга
Создатели скульптурного убранства Петербурга
Познавательные:
называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия;
Коммуникативные:
рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия. Работа в малых группах
Регулятивные:
соотносят фамилию и конкретный памятник
Личностные:
Высказывают свое мнение
урок-диалог
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Санкт-Петербург - город-музей?
Повторение пройденного материала
Познавательные:
Определяют понятия, высказывают собственное мнение, работают с иллюстрациями,
Коммуникативные:
Регулятивные:
составляют маршруты
Личностные:
.Высказывают свое мнение
Урок-игра
Работа на уроке, д.з.
Компьютер, проектор
Прогнозируемые результаты освоения программы
«Санкт-Петербург - город-музей» в 5а классе
Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.
Выпускники 5а класса:
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия;
- называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко- культурную значимость;
- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);
- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.
-
Ориентируются:
- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам;
по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга);
- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;
-
Умеют:
- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих
и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).
-
Умеют:
- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате,произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу,| при подготовке сообщений при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);
• Умеют
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительно литературе (не более 2 источников);
- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.
Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:
- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;
- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;
- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;
- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).
Учебно-методический комплекс
1. Учебники, допущенные к использованию
Комитетом по образованию Администрации Сагнкт-Петербурга
1. Ермолаева JI. К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург - город-музей. Ч. 1 - СПб., СМИО Пресс, 2015.
2. Дидактически е материалы к курсу
-
История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.
Справочники, словари, путеводители
-
Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. - СПб., 1993.
-
Детские энциклопедии.
-
Нестеров В. В. Львы стерегут город. - СПб., 2000.
-
Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. - СПб., 1999.
-
Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград. Энциклопедический справочник. - М.,1992.
-
Путеводители по Русскому музею.
-
Путеводители по Эрмитажу.
Литература общего характера
-
Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. - Л.-М., 1965.
-
Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. - СПб., 1996.
-
Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. - СПб., 1997.
-
Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. - СПб., 1998.
-
Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. - М., 1988.
-
Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. - Л., 1985.
-
Мифы Древнего мира. Любое издание.
-
Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Илюхин, А. С. Раскин. - Л., 1991.
-
Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. - Л., 1973.
-
Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. - Л., 1985.
-
Памятники архитектуры Ленинграда. - Л., 1972.
-
Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. - Л., 1985.
Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»
-
Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. - М., 1990.
-
Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
-
Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. - Любое издание.
-
Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. - Л., 1971.
-
Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. - Л., 1963.
-
Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. - Любое издание.
-
Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. - М., 1970.
Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»
-
Арский Ф. Н. В стране мифов. - М., 1965.
-
Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. - СПб., 1993.
-
Брянцева В. Мифы Древней Ереции и музыка. - М., 1967.
-
Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. - СПб., 1992.
-
Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. - Л., 1973.
-
Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. - Л., 1971.
-
Буслович Д. С. Люди, боги, герои. - СПб., 1992.
-
Виппер Б. Р. Искусство Древней Ереции. - М., 1972.
-
Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. - М., 1969.
-
Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. - Любое издание.
-
Раскин Е. А. Триумфальные арки Ленинграда. - Л., 1985.
-
Санкт-Петербург и античность. - СПб., 1993.
-
Сашонко В. Н. Адмиралтейство. - Л., 1982.