Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 245

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга


«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей

Протокол № _

от « » июнь

201 года


«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР

от « » августа

201 года


«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №

от « » августа 201 года



Рабочая программа

по истории и культуре Санкт-Петербурга

для 5а класса

1 час в неделю (всего 34 часов)

Авторы-составители:

учитель Власова Светлана Владимировна

2013/2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы «Санкт-Петербург - город-музей» автор Л.К.Ермолаевой

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Л.К.Ермолаева, И.М.Лебедева, Н.Г.Шейко . Санкт-Петербург - город-музей. Часть I - СПб.:СМИОПресс, 2015.

Программа рассчитана на один год, 34 ч. в год (1 час в неделю). Пятый класс - первый год обучения. Рабочая программа имеет целью способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а Себя - как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец. Способствует решению следующих задач изучения

1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициям» и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

  1. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

  • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

    1. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться в культурном пространстве города,

  • понимать особенности городских объектов как источников информации,

  • применять полученные знания

  1. Совершенствовать общеучебные умения

  2. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению

Ключевая идея курса заключается: каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной культуре, технических достижениях, традициях других времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга.

Учебно-тематический план 5а класс

№ п/ п

Наименование разделов и тем

Всего часов;


1.

Раздел 1. Санкт-Петербург - ваш город

8

Раздел 2. Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга

26

2.

Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

10

3.

Античное наследие и наследие Петербурга

16

Итого:

34

Общая характеристика программы.


Программа курсов имеет ценностно- и практикоориентированный характер. Решает конкретные задачи, соответствующие определенному уровню возрастных познавательных возможностей учащихся.

Содержание программы учебного предмета «История и культура Санкт- Петербурга» имеет комплементарный характер. Содержание программы учебных курсов построено с использованием элементов одного ; из методологических подходов: культурологического - программа «Санкт- Петербург - город-музей». В то же время между содержанием программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. В результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций. Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами: «Санкт-Петербург - город- музей» - с курсами всеобщей истории и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.

Организация процесса освоения учащимися «своего места» - город!, в котором они живут, это творческий процесс. Педагоги должны учитывать место расположения школы, особенности района, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы.

Программы учебных курсов для всех возрастных групп содержат обязательный компонент - учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение реального города.

На каждом уроке по истории и культуре Санкт-Петербурга используются компьютерные презентации, созданные учителем, а так же учениками.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: игр, фестивалей, ассамблей, викторин...

Физическое и психическое развитие учащихся 5а соответствует норме, отклонений не наблюдается.Учащиеся класса являются работоспособными.

При проведении мероприятий по предмету стараются держаться вместе.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

Учащиеся более заинтересованные в изучении предмета занимаются исследовательской деятельностью, участвуя в научно-практических конференциях.


Календарно-тематический план для 5а класса

Дата

Тема урока

Содержание урока

УУД

Формы организации учебно-познавательной деятельности

Вид контроля

Оборудование

Раздел 1. Санкт-Петербург - ваш город.

Как многие города…

Что такое город, появление городов, что влияет на город.

Познавательные:

выявляют особенности города, его отличия от деревни;

- устанавливают взаимосвязь города и горожан как «помощников» города и как его «разрушителей»;

выявляют «болезни» города;

знакомятся с картой города;

выявляют основные природные особенности Петербурга: город рек и каналов; город на островах;

Коммуникативные:

Групповая работа

Личностные:

Оцените сами отношение жителей к городу.

Работа в группах

Работа на уроке, д.з.

Компьютер, проектор

    Создан людьми для людей

    Окружение людей в Санкт-Петербурге, городские здания, улицы, метро

    Познавательные:

    работа с картой

    устанавливают общее у города и живого организма;

    «строение» города

    формируется понимание значения Петербурга для его жителей, для государства;

    Коммуникативные:

    Создание карты в малых группах

    Регулятивные:

    Личностные:

    учатся анализировать свой опыт; высказывать свою точку зрения и ее аргументировать,

    Творческое задание

    Работа на уроке, д.з.

    Компьютер, проектор

      Визитная карточка нашего города

      Изменение имени города, день рождение города, символы Петербурга

      Познавательные:

      работают с иллюстрацией

      Знают и объясняют официальные и неофициальные названия города; характеризуют его символику;

      учатся анализировать свой опыт;

      Коммуникативные:

      Подготовка проекта

      Регулятивные:

      планирование работы над проектом

      Личностные:

      высказывать свою точку зрения и ее аргументировать.

      объясняют понятия «музей» и «город-музей»;

      Проект «Герб города» Прослушивание гимна города.

      Работа на уроке, д.з.

      Компьютер, проектор

        Об истории города напоминают

        Первые достопримечательности Петербурга (Петропавловская крепость, Кунсткамера, Летний дворец, Адмиралтейство), город - столица, императору Российской империи

        Познавательные:

        знакомятся с основными памятниками архитектуры города

        - узнают сооружения на иллюстрациях;

        - устанавливают связи между историческими событиями и декором сооружений

        знакомятся с основными памятниками архитектуры города

        - узнают сооружения на иллюстрациях;

        - устанавливают связи между историческими событиями и декором сооружений

        развивают навыки работы с текстовыми и картографическими источниками

        выявляют основные мероприятия, проходившие в Петербурге

        Коммуникативные: работа в группах

        Регулятивные:

        Сформулировать проблему

        Личностные:

        Какие выводы.

        Работа в группах

        Работа на уроке, д.з.

        Компьютер, проектор, карточки

          Город в ХХ веке. Великая Отечественная война, город советского периода

          Беседа

          Работа на уроке, д.з.

          Компьютер, проектор, карточки

            Богатое наследие Санкт-Петербурга

            Культурное наследие Петербурга, традиции города, промышленность Петербурга, образование и просвещение.

            Познавательные:

            узнают сооружения на иллюстрациях;

            - устанавливают связь между объектами и их расположением на карте

            развивают навыки работы с текстовыми и картографическими источниками

            - выявляют значение города как центра просвещения и художественной культуры

            Коммуникативные:

            Разработать облик памятника

            Регулятивные:

            Планирование своих действий

            Личностные:

            Высказывают свое мнение

            Творческое задание

            Работа на уроке, д.з.

            Компьютер, проектор

              В списке всемирного наследия

              Санкт -Петербург - город туризма, исторический центр города, архитектурные ансамбли Петербурга, ЮНЕСКО

              Познавательные:

              учатся отбирать информацию из письменных источников

              Коммуникативные:

              Рассказать о путешествии

              Регулятивные:

              анализировать информацию и излагать в сжатой форме

              Личностные:

              делать выводы (обобщать)

              Работа в группах, урок-путешествие

              Работа на уроке, д.з.

              Компьютер, проектор

                Мы наследники, но мы разные

                Кто такие коренные жители города, отличие горожанина и петербуржца,

                Коммуникативные:

                Работа в группах

                Регулятивные:

                - систематизируют и обобщают знания по теме;

                осуществляют взаимопроверку и самоанализ результатов освоения материала

                придумать правила

                Личностные:

                Прокомментрируйте высказывания.

                проблемный урок

                Работа на уроке, д.з.

                Компьютер, проектор

                Раздел 2. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

                  Из глубины тысячелетий

                  Открытие Древнего Востока петербуржцам. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку

                  Познавательные:

                  Работа с текстами

                  Личностные:

                  Объясняют понятия исторический памятник, стилизация, культурное и историческое

                  наследие;

                  называют и описывают памятники культуры Древнего Египта, находящиеся в Петербурге;

                  урок-диалог

                  Работа на уроке, д.з.

                  Компьютер, проектор

                    Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге*

                    Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.

                    Познавательные:

                    устанавливают связь между культурным и научно-техническим прогрессом и усилившимся интересом к изучению Востока.

                    знакомятся с научными центрами города, занимающимися изучением Древнего Востока (Государственный Эрмитаж, музей Этнографии и антропологии им. Петра Великого в Кунсткамере, Институт востоковедения, РНБ); с египтологией и востоковедением как современными науками; с вкладом европейских и российских ученых в отечественную и мировую науку Коммуникативные:

                    отзыв на работу товарища

                    Регулятивные:

                    Поиск информации в источниках

                    Личностные:

                    Объясните ценности

                    Урок - экскурсия

                    Работа на уроке, д.з.

                    Компьютер, проектор

                      «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

                      Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств - напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.

                      Познавательные:

                      Работа с картой

                      называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия

                      Коммуникативные:

                      Рассказывают друг другу, произносят, пишут и используют термины и понятия, имена.

                      Регулятивные:

                      Проверяют работу и исправляют ошибки

                      Личностные:

                      Аргументируют свои ответы

                      урок-исследование

                      Работа на уроке, д.з.

                      Компьютер, проектор

                        «Братья» и «сестры» египетских сфинксов*

                        Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры - часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.

                        Познавательные:

                        Ориентируются по карте-схеме

                        Работа с текстом

                        Работа с иллюстрациями

                        называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; Коммуникативные:

                        Работа в парах

                        рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия Регулятивные:

                        Составление маршрута

                        соотносят фамилию и конкретный памятник; Личностные:

                        Объяснить свою точку зрения

                        урок-экспедиция

                        Работа на уроке, д.з.

                        Компьютер, проектор

                          урок-диалог

                          Работа на уроке, д.з.

                          Компьютер, проектор, карточки

                            Петербургские «лучи солнца»

                            Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски - «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.

                            урок-экспедиция

                            Работа на уроке, д.з.


                              «Отголоски» Древнего Египта в архитектуре Петербурга

                              Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о - петербургском наследии. Египетские ворота пирамида Царского села

                              Познавательные:

                              Ориентируются:

                              - по карте-схеме,

                              грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия (пилоны, колонны, каноны)

                              Коммуникативные:

                              Проверить друг друга, составить кроссворд

                              Регулятивные:

                              соотносят фамилию и конкретный памятник,

                              урок-экскурсия

                              Работа на уроке, д.з.

                              Компьютер, проектор, карточки

                                «Отзвуки» культуры Междуречья в Петербурге

                                Висячий сад - «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе Зимние сады в Петербурге.

                                Познавательные:

                                Ориентируются:

                                - по карте-схеме, называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия, Определяют понятия майолика, изразцы, клинопись, арка, рельеф;

                                Коммуникативные:

                                Работа в малых группах

                                Регулятивные:

                                Проложи маршрут

                                Личностные:

                                Объясни понятие слов

                                урок-исследование, работа в группах

                                Работа на уроке, д.з.

                                Компьютер, проектор

                                  Петербургские здания, украшенные рельефами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58-62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы. Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве.

                                  Беседа, творческое задание

                                  Работа на уроке, д.з.

                                  Компьютер, проектор

                                    Сказочный зверинец Петербурга*


                                    Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином.,, мосту и другие. Скульптуры

                                    грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).

                                    Познавательные:

                                    Ориентируются:

                                    - по карте-схеме; Объясняют интерес к украшению скульптурами животных; называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия Коммуникативные:

                                    Создание проекта

                                    Регулятивные:

                                    Определите критерии

                                    Спланируйте работу

                                    Личностные:

                                    Прокомментируйте собственные выводы

                                    урок защиты проектов

                                    Работа на уроке, д.з.

                                    Компьютер, проектор

                                    Античное наследие и наследие Санкт-Петербурга

                                      Из глубины веков…

                                      Введение: наследие античного мира.

                                      Познавательные:

                                      Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектура, стиль, колонна, маски.

                                      Объясняют интерес к истории античности и греческому языку

                                      Работа с картой

                                      Коммуникативные:

                                      Составить игру для соседа по парте

                                      Регулятивные:

                                      Поиск информации в предложенном источнике

                                      урок-путешествие

                                      Работа на уроке, д.з.

                                      Компьютер, проектор

                                        Наследие античного мира в современной жизни

                                        беседа

                                        Работа на уроке, д.з.

                                        Компьютер, проектор

                                          Из истории античных коллекции в Петербурге

                                          Научные учреждения Петербурга - центры исследования античности. Петербургские ученые- антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку.

                                          Познавательные:

                                          Рассказывают, как проходило открытие Древнего Рима и Древней Греции в Петербурге.

                                          Называют имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге

                                          Коммуникативные:

                                          Работа в группах

                                          Регулятивные:

                                          Составь план ответа

                                          Личностные:

                                          Выскажи свое мнение.

                                          Виртуальная экскурсия

                                          Работа на уроке, д.з.

                                          Компьютер, проектор

                                            Из античного мира в вашу школьную жизнь

                                            Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

                                            Познавательные:

                                            Дают определения понятий школа, гимназия, лицей. Рассказывают о развитии образования в Петербурге под влиянием античных образцов. Дают определение понятия академия. Называют академические центры науки.

                                            Коммуникативные:

                                            Создание школы будущего

                                            Регулятивные:

                                            Составь хронология появления слов

                                            Личностные:

                                            Придумай вопросы

                                            урок-исследование

                                            Работа на уроке, д.з.

                                            Компьютер, проектор

                                              В Петербурге раскрывают тайны античного мира

                                              Ученые- исследователи, научные учреждения, легенда Трои.

                                              Познавательные:

                                              Рассказывают, как проходило открытие Древнего Рима и Древней Греции в Петербурге. Называют имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге

                                              Коммуникативные:

                                              Составить текст доски. Работа в парах

                                              Творческое задание

                                              Работа на уроке, д.з.

                                              Компьютер, проектор

                                                Главный хранитель античного наследия в Петербурге

                                                Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

                                                Познавательные:

                                                Объясняют понятия исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж..

                                                Коммуникативные:

                                                Расскажи об экспозиции

                                                Регулятивные:

                                                Составь алгоритм действий

                                                Личностные:

                                                Твое отношение к музейным предметам

                                                Виртуальная экскурсия - исследование

                                                Работа на уроке, д.з.

                                                Компьютер, проектор

                                                  «Отголоски» античного литературного наследия в Петербурге

                                                  Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает -о литературном наследии античности. Библиотеки - хранилища литературного наследия.

                                                  Познавательные:

                                                  Дают определения мифа, эзопова языка, комедии, трагедии

                                                  Коммуникативные:

                                                  Рассказывают об античных богах и героях в литературных произведениях. Рассказывают о жанре трагедии и комедии на сценах петербургских театров.

                                                  Регулятивные:

                                                  Продолжи перечень.

                                                  Работа в группах

                                                  Работа на уроке, д.з.

                                                  Компьютер, проектор

                                                    Напоминание об античном мире в живописи, скульптуре, интерьерах

                                                    Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.

                                                    Классический стиль в живописи, в скульптуре.

                                                    Познавательные:

                                                    Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски, интерьер. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция

                                                    Коммуникативные:

                                                    Рассказывают о создании и роли Русского музея как центра сохранения культурного наследия.

                                                    Объясняют друг другу месторасположение музеев

                                                    Регулятивные:

                                                    Определяют последовательность действий

                                                    Личностные:

                                                    Выскажи свое отношение

                                                    урок - ролевая игра

                                                    Работа на уроке, д.з.

                                                    Компьютер, проектор

                                                      Здания - петербургские памятники, напоминающие об античной архитектуре

                                                      Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» - здание Биржи - уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих.

                                                      Познавательные:

                                                      Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, фронтон. Отмечают черты классицизма в Петербурге Коммуникативные:

                                                      Рассказывают о памятниках в классическом стиле.

                                                      Регулятивные:

                                                      Составляют алгоритм действия

                                                      Личностные:

                                                      Высказывают свою точку зрения

                                                      урок-путешествие

                                                      Работа на уроке, д.з.

                                                      Компьютер, проектор

                                                        Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия. Классический стиль архитектуры.

                                                        урок защиты проектов

                                                        Работа на уроке, д.з.

                                                        Компьютер, проектор

                                                          Герои античных мифов «рассказывают» о Санкт-Петербурге

                                                          Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге - бывшей столице, торговом и культурном центре России.

                                                          Познавательные:

                                                          Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология

                                                          Коммуникативные:

                                                          Рассказывают о мифологических сюжетах в убранстве Петербурга

                                                          Регулятивные:

                                                          Составить программу действия

                                                          Личностные:

                                                          Высказывают свое отношение

                                                          урок-исследование

                                                          Работа на уроке, д.з.

                                                          Компьютер, проектор

                                                            Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях.

                                                            Познавательные:

                                                            Описывают памятники античным героям в Петербурге

                                                            Коммуникативные:

                                                            Сочинить сказку

                                                            Регулятивные:

                                                            Распределяют роли

                                                            Личностные:

                                                            Высказать свое мнение

                                                            Урок-театр

                                                            Работа на уроке, д.з.

                                                            Компьютер, проектор

                                                              Памятники не богам, а реальным людям

                                                              Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.

                                                              Познавательные:

                                                              Дают определения понятий скульптура, бюст, статуя, знаменитые россияне, памятник, монумент

                                                              называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

                                                              Коммуникативные:

                                                              Рассказывают о памятниках знаменитым петербуржцам

                                                              рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия;

                                                              Регулятивные:

                                                              соотносят фамилию и конкретный памятник

                                                              Личностные:

                                                              Обоснуй или опровергни мнение

                                                              Урок-экскурсия

                                                              Работа на уроке, д.з.

                                                              Компьютер, проектор

                                                                Триумф, виктория, победа…

                                                                Триумфальные арки и колонны в Петербурге - «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские "триумфальные" ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре.

                                                                Познавательные:

                                                                Определяют понятия триумф, виктория, триумфальная арка, триумфальная колонна.

                                                                называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник;

                                                                Коммуникативные:

                                                                Рассказывают о памятниках победам в античном мире и Петербурге

                                                                рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия

                                                                Регулятивные:

                                                                Составить маршрут

                                                                Личностные:

                                                                Подумай и ответь

                                                                Урок-путешествие

                                                                Работа на уроке, д.з.

                                                                Компьютер, проектор

                                                                  Создатели скульптурного убранства Санкт- Петербурга

                                                                  Создатели скульптурного убранства Петербурга

                                                                  Познавательные:

                                                                  называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия;

                                                                  Коммуникативные:

                                                                  рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия. Работа в малых группах

                                                                  Регулятивные:

                                                                  соотносят фамилию и конкретный памятник

                                                                  Личностные:

                                                                  Высказывают свое мнение

                                                                  урок-диалог

                                                                  Работа на уроке, д.з.

                                                                  Компьютер, проектор

                                                                    Санкт-Петербург - город-музей?

                                                                    Повторение пройденного материала

                                                                    Познавательные:

                                                                    Определяют понятия, высказывают собственное мнение, работают с иллюстрациями,

                                                                    Коммуникативные:

                                                                    Регулятивные:

                                                                    составляют маршруты

                                                                    Личностные:

                                                                    .Высказывают свое мнение

                                                                    Урок-игра

                                                                    Работа на уроке, д.з.

                                                                    Компьютер, проектор


                                                                    Прогнозируемые результаты освоения программы

                                                                    «Санкт-Петербург - город-музей» в 5а классе


                                                                    Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

                                                                    Выпускники 5а класса:

                                                                    - грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

                                                                    - перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия;

                                                                    - называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко- культурную значимость;

                                                                    - перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

                                                                    - называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.

                                                                    • Ориентируются:

                                                                    - по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);

                                                                    - в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам;

                                                                    по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга);

                                                                    - объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

                                                                    - регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;

                                                                    • Умеют:

                                                                    - работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих

                                                                    и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;

                                                                    - узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;

                                                                    - рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

                                                                    - обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).


                                                                    • Умеют:

                                                                    - используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате,произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

                                                                    - применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу,| при подготовке сообщений при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);

                                                                    • Умеют

                                                                    - сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

                                                                    - комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительно литературе (не более 2 источников);

                                                                    - обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

                                                                    - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

                                                                    Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

                                                                    - при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

                                                                    - при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

                                                                    - в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

                                                                    - в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

                                                                    Учебно-методический комплекс

                                                                    1. Учебники, допущенные к использованию

                                                                    Комитетом по образованию Администрации Сагнкт-Петербурга

                                                                    1. Ермолаева JI. К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург - город-музей. Ч. 1 - СПб., СМИО Пресс, 2015.

                                                                    2. Дидактически е материалы к курсу

                                                                    • История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.

                                                                    Справочники, словари, путеводители

                                                                    1. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. - СПб., 1993.

                                                                    2. Детские энциклопедии.

                                                                    3. Нестеров В. В. Львы стерегут город. - СПб., 2000.

                                                                    4. Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. - СПб., 1999.

                                                                    5. Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград. Энциклопедический справочник. - М.,1992.

                                                                    6. Путеводители по Русскому музею.

                                                                    7. Путеводители по Эрмитажу.

                                                                    Литература общего характера

                                                                    1. Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. - Л.-М., 1965.

                                                                    2. Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. - СПб., 1996.

                                                                    3. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. - СПб., 1997.

                                                                    4. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. - СПб., 1998.

                                                                    5. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. - М., 1988.

                                                                    6. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. - Л., 1985.

                                                                    7. Мифы Древнего мира. Любое издание.

                                                                    8. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Илюхин, А. С. Раскин. - Л., 1991.

                                                                    9. Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. - Л., 1973.

                                                                    10. Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. - Л., 1985.

                                                                    11. Памятники архитектуры Ленинграда. - Л., 1972.

                                                                    12. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. - Л., 1985.

                                                                    Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»

                                                                    1. Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. - М., 1990.

                                                                    2. Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.

                                                                    3. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. - Любое издание.

                                                                    4. Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. - Л., 1971.

                                                                    5. Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. - Л., 1963.

                                                                    6. Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. - Любое издание.

                                                                    7. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. - М., 1970.

                                                                    Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»

                                                                    1. Арский Ф. Н. В стране мифов. - М., 1965.

                                                                    2. Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. - СПб., 1993.

                                                                    3. Брянцева В. Мифы Древней Ереции и музыка. - М., 1967.

                                                                    4. Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. - СПб., 1992.

                                                                    5. Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. - Л., 1973.

                                                                    6. Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. - Л., 1971.

                                                                    7. Буслович Д. С. Люди, боги, герои. - СПб., 1992.

                                                                    8. Виппер Б. Р. Искусство Древней Ереции. - М., 1972.

                                                                    9. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. - М., 1969.

                                                                    10. Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. - Любое издание.

                                                                    11. Раскин Е. А. Триумфальные арки Ленинграда. - Л., 1985.

                                                                    12. Санкт-Петербург и античность. - СПб., 1993.

                                                                    13. Сашонко В. Н. Адмиралтейство. - Л., 1982.


                                                                    © 2010-2022