Интегрированный урок по истории и обществознанию

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ с. Ушаковка»





Учитель истории и обществознания

Згибнева Людмила Николаевна



2015 г

«Право на жизнь - важнейшее из прав человека»

Урок обществознания в 10-11 классах

Цели урока:

  • Учебная - определить значение права на жизнь в истории и в современности;

  • Воспитательная - осознать ценность человеческой жизни, воспитать чувство терпимости и толерантности;

  • Развивающая - развить умение работать с разными видами исторических источников и нормативно-правовыми актами; формировать и развивать навык ведения дискуссии.

Тип урока: проблемно-развивающий.

Оформление урока:

  • Портреты и иллюстрации событий 30-40-х годов XX века и конца XX- начала XXI века

  • Раздаточный материал (Конвенция о правах ребёнка, Конституция СССР 1936 г., Всеобщая декларация прав человека);

  • Конверты с карточками для голосования: чёрными, белыми и чёрно-белыми;

  • Сообщения учащихся:

  • «Жертвы репрессий 30-40-х годов»;

  • «Жертвы фашизма»;

  • «Экстремистские организации в современной России»;

  • «Правозащитные организации в современной России».

  • Музыкальное сопровождение:

  • ДДТ, Ю. Шевчук «Не стреляй»;

  • А. Розенбаум «Вальс 1937 года».

  • Рисунки учащихся на тему «Что такое жизнь?»;

  • Таблички: «Право на жизнь!», «Право на жизнь?» «Право на жизнь…» (они являются оглавлением каждого этапа урока);

  • Эпиграфы к уроку;

  • Определение понятия «жизнь»;

  • Фрагменты из сочинений учащихся:

  • «Что такое жизнь?»;

  • «В каком государстве я хотел(а) бы жить?».

  • Результаты социологического опроса «Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране?»;

  • Проектор, компьютер, экран;

  • Презентации:

  • «Жертвы репрессий 30-40 годов»;

  • «Жертвы фашизма»;

  • «Экстремистские организации современной России»;

  • «Правозащитные организации современной России».

Участники: учащиеся 10-х - 11-х классов; ученики сидят по группам (в каждой группе есть представители и 10-х, и 11-х классов).

План урока:

  1. Право на жизнь!

  2. Право на жизнь?

  3. Право на жизнь…

Ход урока

«Сохранение жизни и здоровья человека в современной глобальной ситуации - одна из острейших задач, стоящих перед мировой цивилизацией».

(Когай Е. А. Экология и здоровье человека)

«Чего нет в документах - нет на свете» (Сенека)

1. Право на жизнь!

Учитель: На уроках истории и обществознания мы не раз говорили о существовании различных групп прав человека и гражданина. Прежде, чем объявить тему нашего урока, я хочу задать вопрос - Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека, т. е. к таким правам, которые считаются неотчуждаемыми, священными, которые вытекают из самой природы человека?

Неотчуждаемыми права называются потому, что мы не можем никому их передать.

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Право на жизнь;

  2. Право на свободу слова и совести;

  3. Право на собственность;

  4. Право на свободу передвижения;

Слайд 2

Вопрос: Какое право вы считаете самым важным и почему?

Ответ: Право на жизнь, т.к. с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.

Учитель: Вы правы. Действительно право на жизнь является важнейшим из прав человека.

Тема нашего урока так и звучит «Право на жизнь - важнейшее из прав человека». (Учитель открывает тему урока). Слайд 3

Сегодня на уроке мы должны определить значение права на жизнь в истории и современности, осознать ценность человеческой жизни, уметь работать с разными видами исторических источников.

Тема выбрана не случайно, ведь жизнь человека - самая главная ценность, заботиться о сохранении которой, должно не только государство, но и все окружающие человека люди, да и сам человек в первую очередь.

Подчеркнём ещё раз: право на жизнь - есть естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Это право охраняется законом.

Эпиграф: «Сохранение жизни и здоровья человека в современной глобальной ситуации - одна из острейших задач, стоящих перед мировой цивилизацией». Слайд 4

Мы открываем первую «страницу» нашего урока «Право на жизнь!».

(Учитель прикрепляет табличку на доску). Слайд 5

Учитель: Обратите внимание! У вас на столах лежат пакеты с документами (Приложение №1).

Организуется работа по группам. Слайд 6

«Красные» - Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). Слайд 7

«Зелёные» - Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1946 г.). Слайд 8

«Жёлтые» - Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Слайд 9

Вопрос: Сделайте вывод о том, как в данных документах отражено право на жизнь.

Ответ: Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать и защищать данное право.

2. Право на жизнь?

Учитель: Но всегда ли так было? И чтобы ответить на этот вопрос нам надо обратиться к истории. Этому посвящается вторая «страничка» нашего урока «Право на жизнь?» (учитель прикрепляет табличку на доске). Слайд 10

Вспомним историю нашей страны в 30-е - 40-е годы XX века. В стране действовала Конституция 1936 года, «сталинская» Конституция.

Организуется работа с документом: отрывком из Конституции 1936 года (приложение №2, раздаточный материал, рабочий лист №1, документ №1). Слайд 11

Вопрос: Какие права провозглашала Конституция 1936 г.?

Ответ: В Конституции провозглашались многие права, никогда ранее не звучавшие в документах: право на труд, право на отдых, право на получение образования, право на материальное обеспечение в старости и т.д. Эти принципы заслужено обрели необходимую историческую известность. Но среди таких прав как свобода слова и печати, неприкосновенность личности, жилища, мы не находим права на жизнь.

Учитель: (Слайд 12) Сенека говорил: «Чего нет в документах, того нет на свете». Мы можем предположить, что право на жизнь, которого нет в Конституции 1936, года не соблюдалось

Вопрос: Так ли это?

Ответ: Да. Не соблюдались и многие другие права, которые провозглашала Конституция 1936 года. Большинство из этих прав остались только на бумаге. Поэтому данный документ часто называют «бумажной» Конституцией.

Вопрос: Какой политический режим был установлен в СССР в 30-е годы XX века?

Ответ: Тоталитарный.

Вопрос: Назовите основные черты тоталитарного политического режима.

Ответ:

  • Политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы жизни общества;

  • Существует единая массовая партия (однопартийная система);

  • Уничтожение внутрипартийной оппозиции;

  • Слияние партийного и государственного аппаратов;

  • Культ вождя;

  • Существование массовых общественных организаций, которые способствуют установлению контроля над обществом;

  • Сверхцентрализация управлением экономикой, господство государственной собственности;

  • Массовые репрессии и террор как основные средства политики, борьба с «врагами народа» и т.д. Слайд 13

Учитель: Одной из черт тоталитаризма вы назвали борьбу с «врагами народа». Кто же были эти так называемые «враги»?

Организуется работа над отрывком из повести А. Рыбакова «Страх». Портрет Тухачевского М. Н. - начальник штаба РККА, маршал СССР, автор трудов по вопросам военной теории и военного искусства. (Приложение №2. Раздаточный материал. Рабочий лист №1, документ №1). Слайд 14 (читает Дуброва А.)

Учитель: Но репрессии были направлены не только против военных.

Организуется работа с отрывком из письма Мейерхольда В. Э. Молотову В. М. (Приложение №2, документ №3). Портрет Мейерхольда В. Э. - режиссёр и новатор театрального искусства, репрессированный в конце 30-х годов. Слайд 15 (читает Митинская О.)

Учитель: Обратимся к статистике.

Организуется работа с таблицей, в которой приводятся данные о социальном составе и количестве репрессированных по годам (Приложение №2, документ №4-5).

Слайд 16-17

Учитель: Мы видим, что репрессии были направлены против выходцев их разных социальных групп и категорий населения, а пик их приходится на 1937 год.

Я думаю, здесь уместно познакомить вас с отрывком из доклада Л. М. Кагановича в институте советского строительства и права: (Слайд 18)

«У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент».

Вопрос: Как автор объясняет характер советских законов? Были ли они призваны защищать права человека?

Ответ: Законы в СССР, по мнению Кагановича, определялись «революционной необходимостью». Их цель - не защитить права и свободы человека, а отстоять существующую в стране идеологию. Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии, оправданные законами, создавали атмосферу страха. Страх «скреплял» общество, давал возможность государству беспрепятственно управлять людьми в своих интересах.

Зачитывается отрывок из пьесы А. Афиногенова «Страх»: (Иванова Т.)

«80% … живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. молочница боится конфискации коровы, крестьянин - насильственной коллективизации, советский работник - непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники - обвинения во вредительстве. Мы живём в эпоху великого страха».

Учитель: (Слайд 19) Анна Ахматова вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного всем оцепенения и спросила на ухо: «А это вы можете описать?». Я сказала: «Могу».

Учитель зачитывает отрывок из стихотворения А. Ахматовой «Реквием»:

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осуждённых полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь. Слайд 20

Александр Розенбаум написал песню «Вальс 1937 года», которую посвятил жертвам репрессий 30-х годов в СССР.

Звучит песня А. Розенбаума «Вальс 1937 года».

Сообщение учащегося (Черепанова К.) «Жертвы репрессий 30-40-х годов».

Слайд 21- 41

Учитель: Но наше государство было не единственной страной, которая «лишала» человека права на жизнь. 1 сентября 1939 года разгорелась Мировая война, в которой уничтожали просто потому, что у них другой цвет глаз или кожи, они другой национальности, имели другие убеждения. И автор этого уничтожения - фашизм. (Слайд 42).

«Сначала они пришли за евреями. Я молчал - я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал - я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал - я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне» (пастор Мартин Нимёллер, узник нацистских концлагерей).

Учитель: Немецкие солдаты получали памятки, которые «освобождали» их от общечеловеческой морали: «Помни и исполняй: у тебя нет нервов, сердца, жалости - ты сделан из немецкого железа… Уничтожь русского, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик… Мы поставим на колени весь мир… Германец - абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбу Англии, России, Америки… Уничтожай всё живое, сопротивляющееся на твоём пути. Ни одна мировая сила не уступит перед германским напором. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

Об этом же пишет Рауль Хильберг: (Слайд 43)

«Вы не имеете права жить среди нас как евреи. Вы не имеете права жить среди нас. Вы не имеете права жить».

Сообщение учащегося «Жертвы нацизма». (Костюкова В.) Слайд 44 - 69

Минута молчания Слайд 70

Учитель: (71) В 1945-1946 гг. - состоялся Нюрнбергский процесс над главными нацистскими преступниками, которым было предъявлено обвинение в преступлениях против мира, организации принудительного труда населения оккупированных территорий, в преступлениях против человечности (массовые убийства и депортации, принудительные переселения гражданского населения и т.д.).

Из заключительной речи обвинителя от США Роберта Джексона в Международном трибунале в Нюрнберге 26 июля 1946 г. Слайд 72

«..Никогда в течение полустолетия не происходило такого количества кровавых убийств и в таком масштабе, не совершалось таких жестокостей и бесчеловечных поступков, не производилось такого массового угона людей в рабство, такого уничтожения национальных меньшинств … Эти деяния войдут в историю как неопровержимые факты, по которым будущие поколения будут судить о нашем десятилетии. Если мы не сумеем уничтожить причины и предотвратить повторение подобного варварства, можно будет с основанием сказать, что XX столетие приведёт к гибели цивилизации».

Учитель: (Слайд 73) Закончилась Вторая мировая война. Закончилось время тоталитарных режимов. Как показала история, тоталитарные режимы долго не держатся. Немецкий фашизм - нацизм просуществовал как политический режим 12 лет. Итальянский - на 10 лет больше. Тоталитаризм в СССР перерос в авторитаризм, и этот режим продлился 70 с небольшим лет.

3. Право на жизнь …

Учитель: В 1945 году была организована ООН, одной из задач, которые ставились перед этой организацией, является именно защита прав человека на жизнь. Человечество осознало необходимость защиты этого права.

Мы работали сегодня с документами, в которых зафиксировано право человека на жизнь, как неотъемлемое право. Но соблюдается ли право на жизнь в наши дни?

Мы переходим к третьей «странице» нашего урока «Право на жизнь…». Слайд 74

Учащимся было дано задание провести социологический опрос «Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?»

Выступление учащегося, который знакомит с результатами социологического опроса. (Дуброва А.)

Было опрошено - 51 человек.

Право на жизнь в нашей стране не соблюдается - 17 человек.

Право на жизнь соблюдается - 23 человека.

Право на жизнь в нашей стране соблюдается не всегда - 11 человек.

(Слайд 75) Э. Берк говорил: «Скажи мне, какие настроения преобладают в умах молодых людей, и я скажу тебе о характере следующего поколения».

Учитель: Казалось бы, человечество, пережив страшную войну, должно было осознать всю ценность человеческой жизни, осудить любые проявления экстремизма и фашизма. Но даже в нашей стране, потерявшей в Великой Отечественной войне 25 млн. человек, есть сторонники идеологии нацизма. По данным статистики в 2000 г. среди молодёжи количество людей, разделяющих принципы национализма, насчитывается 1,5 - 2% и эти показатели растут. Что такое фашизм сегодня?

Сообщение учащихся «Экстремистские организации в современной России».

(Меньшакова А.) Слад 76 - 89

Учитель: Следует отметить, что альтернатива фашизму есть. В последние годы в нашей стране были созданы организации и движения, призванные бороться с фашизмом и за соблюдение права на жизнь.

Сообщение учащегося «Правозащитные организации в современной России».

(Тютюнова А.)

Слайды 90 - 94

Таким образом, мы видим, что только само общество, осознав угрозу фашизма и ценность человеческой жизни, в состоянии защитить свои права. Такое самоорганизующееся, обладающее высокой правовой культурой общество называется гражданским обществом. Это общество возможно только в правовом государстве, т.е. государстве, которое признаёт ценностью права и свободы человека. Большинство государств мира, в том числе и Россия, в своих Конституциях закрепили право на жизнь и другие права. Правовое государство - это идеал, к которому должны стремиться все народы и государства.

Я просила вас написать эссе на тему: «В каком государстве я хотел (а) бы жить?». Вот некоторые выдержки.

(Учитель зачитывает некоторые выдержки из сочинения.)

Вам было предложено дать своё определение понятию «жизнь». Вот некоторые определения (учитель зачитывает некоторые определения понятия «жизнь», которые дали сами ребята).

Вот какое определение понятия «жизнь» дала Рива Гольцман, школьница из Днепропетровска. Она была ранена во время расстрела 25 октября 1941 года и спрятана учительницей Екатериной Григорьевной: (Слайд 95)

««Жизнь - это наше бескрайнее небо и яркое солнце, это вечно цветущая земля… Убивать людей - это значит погасить солнце. Жизнь дана человеку природой, и люди не имеют права её отбирать, потому что это против природы, разума человека…».

Посмотрите, как созвучны её слова с вашими мыслями.

Это внушает надежду, что в нашей стране живут люди, которые понимают важность соблюдения права на жизнь. Но, всё-таки, одного осознания ценности человеческой жизни недостаточно, важно реальное участие в конкретных делах, направленных на реализацию этого права в нашей стране.

Юрий Шевчук, лидер группы ДДТ, написал песню «Не стреляй», которой мне хотелось бы закончить наш урок (звучит музыка).

На память о нашем разговоре мы хотим подарить вам символ жизни со словами Ривы Гольцман.


(Слайд 97) На дом вы получаете задание - напишите эссе на тему «Что должны сделать граждане России для того, чтобы право на жизнь стало реальностью?».

Учитель: Нам очень интересно ваше мнение по вопросу - «Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране?».

У вас на столах лежат конверты с карточками для голосования. Если вы считаете, что право на жизнь соблюдается, то поднимите карточку зелёного цвета, если нет - красного, если считаете, что право на жизнь соблюдается не всегда - жёлтого цвета (проходит голосование).

В результате голосования выявляются группы учащихся:

  • Право на жизнь в нашей стране не соблюдается

  • Право на жизнь соблюдается

  • Право на жизнь соблюдается не всегда.

Между группами учитель организует дебаты, в ходе которых ученики обмениваются мнениями и аргументами, приводят примеры в защиту своей точки зрения.

Учитель: Безусловно, мы не можем дать однозначный ответ на вопрос - Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас? Это вопрос очень сложный.








11

© 2010-2022