Технологическая карта по теме Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока в контексте ФГОС ОООСведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Чунакова Елена Николаевна

Район

Володарский

Место работы

МАОУ СШ № 3 р.п. Ильиногорск

Должность

Учитель истории и обществознания


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

История. История Древнего Мира

Класс

5

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Рабочая программа основного общего образования история 5-9 классы. Авторы А.А. Вигасин, Г.И Годер, В.А. Ведюшкин, А.Я Юдовская. Учебник: Вигасин А.А., Г.И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира», Просвещение, 2013

Тема учебного занятия

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Изучение и первичное закрепление новых знаний, урок-исследование

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Данный урок изучается в разделе « Древний Восток». На изучение отводится 1 час.

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно - оценочную, организационно - деятельностную, нравственно - оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, рефлексивно-оценочную, нравственно -оценочную и т.п.)ситуацию, обусловленную изучением истории Древнего Вавилона.

  • Овладеть знанием в области истории Древнего мира и способами его прикладного применения, в том числе с использованием исследовательских навыков.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

ЦТехнологическая карта по теме Вавилонский царь Хаммурапи и его законыель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель - предмет (предметный результат)

Дают образную характеристику Хаммурапи.

Применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи

Объясняют причины создания законов.

Систематизируют информацию различных исторических источников.

Цель - способ (метапредметный результат)

Познавательные УУД:

  • совместно с учителем формулируют проблему

  • организуют и представляют информацию в разных формах

Регулятивные УУД:

  • определяют и формулируют тему и цель урока с помощью учителя;

  • планируют свои действия в соответствии с учебно-познавательными задачами

  • действуют согласно составленному плану

Коммуникативные УУД:

  • аргументировано отвечают на вопросы,

  • оформляют свои мысли в устной форме;

  • слушают и понимают речь других;

  • совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им.

Познавательные УУД:

  • Сопоставляют информацию из разных источников

  • Обобщают и систематизируют информацию, переводят из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

  • Оценивают свое знание и незнание, умение и неумение по изучаемой теме,

  • Высказывают свои предположения

  • Проявляют инициативу в постановке новых задач,

  • Адекватно оценивают результаты учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Распределяют функции участников и определяют способы их взаимодействия

  • Уважают позицию партнера, предотвращают конфликтные ситуации при сотрудничестве

Цель - ценность (личностный результат)

  • Воспитывается чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.


  • Познавательная активность, наблюдательность, любознательность

  • Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

-Имеют опыт работы в паре и малых группах.

-Знают исторические факты появления первых законов в мире

-Могут определять вклад законов Хаммурапи в мировую историю.

-Могут аргументировать свое мнение

-Могут планировать работу с источником

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Исторический диктант, текст с ошибками

Раздаточный материал, документы

Рефлексивный лист

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

-

-

-


Учебно - информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно - информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Вигасин А.А., Г.И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира», Просвещение, 2013

Карта «Передняя Азия в древности»

Презентация

Техническое обеспечение

  • компьютер, мультимедийная доска, индивидуальная карта, раздаточный материал



Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверка настроения посредством поднятия кружочков:

Зеленый- отличное

Желтый- нормальное

Красный- плохое

(психоэмоциональное настроение учащихся)

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Поднимают кружочки, соответствующие настроению

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Осуществление контроля знаний по теме «Древнее Двуречье» .

-Добрый день, ребята! Давайте вспомним, с историей какой страны вы начали знакомиться на прошлом уроке? На доске зашифровано название этой страны - ЕМОПТОАЯИЕС (Месопотамия).

-Как еще называют эту страну?

-На доске исторический диктант (Приложение1)(Слайд2), выполните его .а потом проверьте друг у друга.

Следит за выполнением работы учащихся. Направляет учащихся на выявление неточностей. Коррекция ошибочных и неточных ответов .Выявление типичных ошибок и пробелов в ЗУН.

-А теперь давайте проверим, насколько правдив текст, посвященный природным особенностям Междуречья. (На партах текст с ошибками. (Приложение 2)


Отвечают на поставленные вопросы

-Месопотамия.

-Двуречье, Междуречье

Выполняют индивидуальную работу, проверяют работу соседа по парте. Сверяют ответы на слайде. Определяют количество баллов, участвуют в беседе.

Учащиеся знакомятся с текстом, находят ошибки. Отвечают по рядам, по очереди, называя по ошибке, кто больше найдет ошибок

1.3. Создание проблемной ситуации

- В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Суза х(ныне Иран), на территории Междуречья, необычную находку - черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. (Слайд3). Хаммурапи был шестым царем Вавилонского царства. Правил Хаммурапи с 1792 по 1750 гг. до н.э.

При нем царство достигло своего расцвета., который управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?

- Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении.(Слайд 4)

-Обратимся к изображению на столбе. Мы можем видеть, как царь Хаммурапи стоит в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. (Слайд 3) Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. (Слайд 5)

-А теперь я предлагаю вам представить, что вы жители Вавилонского царства и стали свидетелями суда над простым человеком. (Моделируется ситуация: судья обвиняет человека в том, что он сделал пролом в доме другого человека, и в соответствии с Кодексом Хаммурапи, приговаривает его к смертной казни)

- Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

- Какой возникает вопрос?

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ: Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи? (Слайд 5)

Учащиеся предполагают: это то, что позволяет нам жить правильно, это порядок в обществе, если не соблюдать закон, ждет наказание и т.д.) Это правила поведения людей.

Записывают время правления Хаммурапи в тетрадь.


Учащиеся выделяют два главных слова, отражающих сущность закона - правила (нормы) и наказание (ответственность).





Учащиеся: Цель закона - оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое

Учащиеся предполагают: почему цель законов - справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.

Формулируют проблему урока. (Записывают в тетрадь)

Задумываются над проблемным вопросом.


2. Операционно - исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

-Как можно сформулировать тему урока?

Организация постановки цели: получить представление о Древнем Вавилоне, как о государстве, основанном на силе закона

- Что надо сделать, чтобы реализовать поставленную цель?

1. Изучить документы законов.

2. Ответить на поставленные законы.

3.заполнить индивидуальную карту.

4. Дать оценку свой работы.

- Тема урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».(записывают в тетрадь)

Совместно с учителем формулируют цель и план действий по реализации цели.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

-. Предлагаю работу в парах. Внимательно рассмотрите схему и определите какими полномочиями обладал вавилонский царь (Приложение3) (слайд6) .

-А так же царь издавал законы.

-Итак, на лицо два противоречивых факта. Какие у вас есть предположения?

- Как нам проверить эти гипотезы?( Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.)

-Разделитесь на группы. Каждая группа, проанализировав документы (ученкик,п.4.5), должна подтвердить каждое положение в таблице(приложение4) ссылкам из статей «Кодекса Хаммурапи» и ответить на вопросы. (Слайд 7)

( -Защищали ли законы раба? Почему?

-Чем отличалось положение человека, отрабатывавшего долг, от положения раба?)

Физминутка

Север ,Юг, Запад, Восток, Северо- Восток ,Юго-Запад, Юго-Восток, Северо-запад, Север, Юг.

Предлагает работу в группах.

2-.А теперь каждая группа получит пакет документов « Из законов

Хаммурапи» ,прочитайте документы и ответьте на вопросы к ним(Приложение5)(слайд8)

3. Подумайте, что было положительного , а что отрицательного в законах Хаммурапи? Каждый запишите свои ответы на индивидуальной карте (приложение6)

Проверка кары , учитель включает слайд

Работают в парах, изучают схему и приходят к выводу о том, что царь обладал неограниченной властью.

- Законы защищали богатых жителей. Законы защищали интересы и простых людей. Законы ухудшали положение рабов. Законы были слишком жестокие.

-Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, вспоминают вместе с учителем правила работы в группах, получают образец задания- таблицы для фиксирования результатов анализа документа(приложение4). Результаты школьники фиксируют в правой части таблицы в виде цитат из статей Кодекса.

Работают с учебником, отвечают на вопросы

Поиск и выделение необходимой информации;

Узнают интересные факты.

Исследовательские действия (поиск информации).


Работают с документом, отвечают на вопросы.

Овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждения. Совершенствуют навыки работы с историческим документом.

Заполняют индивидуальную карту по заданному вопросу. Обобщают результаты исследовательской работы

Проверяют свою работу с ответами на слайде

Делают вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов

Технологическая карта по теме Вавилонский царь Хаммурапи и его законы



2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Достигли ли мы цели ,поставленной в начале урока? (получить представление о Древнем Вавилоне, как о государстве, основанном на силе закона)

Мы видим, что результаты самостоятельной работы учащихся с учебником и источниками фиксируются в разных формах наглядности

-Да, Древний Вавилон- государство, основанное на силе закона.

Результаты работы детей ( индивидуальная карта) сдаются учителю.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

- Какие выводы мы можем сделать?

- Вспомните проблему урока

(Соответствовали ли законы Хаммурапи поставленным целям. Какие из них можно назвать справедливыми, а какие -нет)



-Ребята, что вы замечаете? Какое противоречие налицо?

-Представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?

- Так значит для чего нужны законы?

-Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…?

-Какой вывод мы можем сделать?

-Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?

-Ответы учащихся:

  1. В законах царя Хаммурапи отражена вся жизнь Вавилонского общества.

  2. Законы защищали жизнь и собственность богатых людей.

  3. Законы облегчали жизнь раба-должника.

  4. Рабов-военнопленных даже и людьми не считали, их клеймили.

  5. Раб и бедняк не находили в законах защиты.

- Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

- В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

-Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.

-Сильным.

- Законы укрепляют государство.

-Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.

Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: с точки зрения того времени, законы Хаммурапи - вынужденная мера для регулирования отношений людей и укрепления государства. Кодекс отражает интересы различных слоев населения, в том числе и беднейших, защищая их от обращения в рабство. Сточки зрения современности, законы царя кажутся жестокими и несправедливыми.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Участие в коллективном обсуждении проблем


3. Рефлексивно - оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько творческих заданий:

  1. Письмо рабовладельцу XXI века (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь).

  2. Ода против жестокости (представьте, что вы попали на совет вельмож, которые обсуждают наказания за разные проступки и преступления, у вас появилась возможность выступить против жестоких законов, напишите оду против жестокости).

  3. Совет берущим кредиты и деньги в долг (сегодня многие люди попадают в долговую зависимость не от землевладельцев, а от банков, взяв кредит, дайте им совет, как избежать такой зависимости).

Обучающиеся осмысливают и записывают домашнее задание

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Мы многое с вами сегодня успели и сейчас я предлагаю небольшую рефлексию (она проводится в письменной форме на основе рефлексивного листа)

Давайте посмотрим как изменилось ваше настроение, поднимите кружки соответствующего цвета.

Спасибо за продуктивную работу и эффективное взаимодействие на уроке!

Учащиеся работают с рефлексивным листом

(приложение7).

« Закончите предложения:

- Я был удивлен….

-Я не знал…

-Теперь я знаю….»

(Оценивание собственной роли в учебном процессе; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)













Приложение1

Исторический диктант.

1.Государство Междуречье лежит между двумя реками … и …
2.В Междуречье появилось письмо, которое называлось - …

3.Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье были…

4.Дома в Двуречье строили из….

5.Бог Солнца Месопотамии был…

Ответы:

1.Евфрат и Тигр

2.Клинопись

3.Шумеры

4.Глиняных кирпичей

5.Шамаш.

Приложение2

Текст с ошибками.

Задание: Познакомьтесь с текстом. найдите ошибки.


Почвы в Южном Двуречье не очень плодородны. Также как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой стране. Однако, разливы рек походили не так бурно, насыпи по берегам не строили, каналы для орошения полей и садов не рыли, жители их орошали вручную. Государства возникли здесь намного позже, чем в Египте.

Города обычно стояли на берегу рек. Самыми крупными из них были Ур и Урук. В Двуречье было много гор и лесов, поэтому было много строительного материала. Дерево было дорого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах. Кирпичи обжигали в печах и строили из них оборонительные сооружения.

Приложение3

Технологическая карта по теме Вавилонский царь Хаммурапи и его законы













Приложение4.

Каждая группа, проанализировав текст , должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хаммурапи» (зафиксировать в правой части таблицы) и ответить на вопросы.

1 группа:

Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов?

2 группа:

Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.

3 группа:

Докажите, что законы защищали должников.

Приложение5

Работа с документом

Задание: познакомьтесь с документами, ответьте на вопросы.

«Из законов царя Хаммурапи»:

Документ №1:

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Вопросы к документу №1:

Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

Документ №2:

«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»

Вопросы к документу №2:

Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа №2?

Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

Приложение 6.

(индивидуальная карта)

Задание: напишите, что было положительного , а что отрицательного в законах Хаммурапи.

Ф.И.________________________________Класс________+

__


Приложение7.

Рефлексия

Закончите предложения:

- Я был удивлен….

-Я не знал…

-Теперь я знаю…

© 2010-2022