Урок на тему Крепостное право

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крепостное право на крестьян отменяется навсегда.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

  1. Образовательные:

Познакомиться с личностью Александра II.

Выявить предпосылки и причины отмены

крепостного права.

Путем анализа основных положений реформы выявить ее

прогрессивные и крепостнические черты.


  1. Развивающие:

Способствовать развитию информационной культуры.


  1. Воспитательные:

Содействовать воспитанию уважения к истории своей страны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Тема нашего сегодняшнего урока называется: §15 Отмена крепостного права. Запишите тему урока.

Вопрос классу: о чем мы сегодня будем говорить?

Ход урока:

I. Изучение нового материала

Во второй половине XIX века Россия оказалась в глубочайшем социально-экономическом и политическом кризисе.

Вопрос классу: почему?

Так как крепостное право тормозило развитие нашей страны, наблюдалась экономическая отсталость нашей страны от передовых стран Запада. Тому пример , поражение России в Крымской войне.

Император ПавелI указом 1797 г. « о трехдневной барщине»; АлександрI 1803 г. указом «О вольных хлебопашцах» пытались облегчить положение крестьян, но этого было не достаточно.

АлександрII не только решился на отмену крепостного права, но и предпринял целый ряд либеральных реформ для улучшения экономической ситуации в стране.

Презентация слайд №1,2

18 февраля 1855 года в самый разгар Крымской войны, при весьма загадочных обстоятельствах умирает император Николай I . Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшему путь новому поколению правителей.

«Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот»- говорил, умирая, сыну Александру Николай I.

Давайте, теперь познакомимся с личностью Александра I. (слайд)

Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 г. Ростом и статью походил на своего отца, но характером на дядю - противоречивого Александра I.

В детстве маленького Сашу смущали условности придворного этикета, он мечтал о жизни обычного человека, часто плакал и разрыдался даже в 16 лет во время присяги, не желая быть наследником престола.

Александр II получил блестящее образование. Поэт В.А.Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на жизнь (слайд)

Наследник изучал английский , французский, немецкий и польский языки, лучшие университетские профессора читали ему лекции по истории, праву, математике. В завершение образования совершил большую поездку по России. Побывал с Сибири, увидев декабристов, просил отца проявить милость к декабристам, добился перевода многих из них из разряда каторжан в разряд поселян. В заграничном путешествии познакомился со своей будущей женой - немецкой принцессой (слайд)

Александр II попытался даже стать военным человеком. Он пристрастился к верховой езде и парадам. Во время посещения Кавказа даже помчался за эскадроном в кавалерийскую атаку на горцев, к великому ужасу его свиты.

Вопрос классу: Как вы думаете, как воспитание Александра повлияло на его характер?

Александр II воспитывался своими наставниками в духе либеральных идей. Новый император был милосердным (просил отца освободить декабристов).

В начале урока мы говорили о том, что правители пытались решить этот вопрос, давайте посмотрим. ( слайд) Предпосылки отмены крепостного права; Причины отмены крепостного права - запись в тетрадях.

30 марта 1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: «…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу» (слайд)

Вопрос классу: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян?

( Александр II знал настроения большинства помещиков по этому вопросу , поэтому хотел, от них реальных предложений.

Подготовка к отмене крепостного права (слайд)

19 февраля 1861 г.Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» . В документе было записано : «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».

Давайте, познакомимся с текстом манифеста- 1)работа с учебником стр.175(ученик)

Каким же был порядок освобождения-стр.177 (ученик)-2)гражданские права

3)Ограничения прав-стр.177 (ученик)

4) Наделение землей - стр. 177 ( ученик)

Давайте, посмотрим основные положения манифеста (слайд)

Вопрос классу: Как вы думаете, как восприняли реформу крестьяне?

Учитель: стр.179-прочитать

В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших «полной воли» и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе чувствуется разочарование в реформах из-за их непоследовательности.

Значение отмены крепостного права.

Отмена крепостного права открыла перед Россией совершенно новые перспективы: возможности конституционного развития и быстрого капиталистического развития. Эта реформа стала необходимым условием начала других либеральных реформ. Но реформа носила половинчатый характер. Крестьяне не получили в собственность землю, но обрели личную свободу. Отмена крепостного права послужила толчком к широкому развитию рыночных, капиталистических отношений.

Выполним задания для закрепления материала (слайд)

Домашнее задание: 1.§ 15 пересказ.

2. Творческое задание: написать письмо от лица

освобожденного крестьянина или помещика,

отпустившего крестьян на свободу, на имя

императора Александра II

Оценки за урок.

© 2010-2022