- Преподавателю
- История
- Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс
Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горшкова Н.В. |
Дата | 30.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс.
Тема урока
Дата
Тип( вид)
урока
Цели
Характеристика основных видов
деятельности
Информацион
ное сопровожде
ние
1
Введение.
Урок «открытия» нового знания
Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»;
Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
school-collection.edu.ru
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. 6 ч.
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 3 ч.
Личностные УУД:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
Регулятивные:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
Познавательные:
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Коммуникативные:
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные: Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
2
Древнейшие люди
Урок «открытия» нового знания
Подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.
Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.
school-collection.edu.ru
3
Родовые общины охотников и собирателей.
Урок «открытия» нового знания
Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей.
Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.
lesson-history.narod.ru/flash.htm
4
Возникновение искусства и религии.
Урок «открытия» нового знания
Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления.
Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.
lesson-history.narod.ru/flash.htm
презентации
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.3ч.
5
Возникновение земледелия и скотоводства.
Урок «открытия» нового знания
Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.
Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.
6
Появление неравенства и знати
Урок «открытия» нового знания
Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми; обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать».
Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.
vm.kemsu.ru
7
Повторение
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей».
Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Признаки государства. Что такое «закон».
Тема 3. Счет лет в истории. 1 ч.
8
Измерение времени по годам.
Урок «открытия» нового знания .
Сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.
Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.
vm.kemsu.ru
презентации
Раздел 2. Древний Восток . 20ч.
Личностные УУД:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
Регулятивные:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
Познавательные:
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Коммуникативные:
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные: Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус. Характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии и Восточного Средиземноморья. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи).
Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме). Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы). Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась.
Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст).
Тема 4. Древний Египет. 8ч.
9
Государство на берегах Нила.
Урок «открытия» нового знания
Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация».
Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
school-collection.edu.ru
10
Как жили земледельцы и ремесленники.
Урок «открытия» нового знания
Ознакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников.
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.
презентации
11
Жизнь египетского вельможи.
Комбинированный
Ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.
Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.
Требования к сочинению
презентации
12
Военные походы фараонов.
Комбинированный
Подвести учащихся к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов Древнего Египта.
Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
school-collection.edu.ru
13
Религия древних египтян.
Комбинированный
Ознакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян.
Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
school-collection.edu.ru
14
Искусство древних египтян.
Комбинированный
Ознакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, литературой, медициной и письменностью.
Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.
презентации
15
Письменность и знания древних египтян.
Ознакомление с новым материалом
Ознакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, литературой, медициной и письменностью.
Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.
16
Повторение.
Обобщение
и систематизация знаний
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Египет».
Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
Тема 5. Западная Азия в древности. 7 ч.
17
Древнее Двуречье.
Ознакомление с новым материалом
Ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья.
Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.
18
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Комбинированный
Ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона.
Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
school-collection.edu.ru
19
Финикийские мореплаватели.
Ознакомление с новым материалом
Ознакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.
Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
презентации
20
Библейские сказания.
Ознакомление с новым материалом
Ознакомить учащихся с библейскими сказаниями, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру - создание первой монотеистической религии.
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.
www/hrono.ru
21
Древнееврейское царство.
Ознакомление с новым материалом
Ознакомить учащихся с библейскими сказаниями о героях, показать их положительные качества.
Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.
презентации
22
Ассирийская держава.
Комбинированный
Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии; показать грабительский характер ассирийских завоеваний.
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы
www/hrono.ru
23
Персидская держава « царя царей».
Комбинированный
Ознакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и ее государственно-административным устройством.
Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях.
презентации
Тема 6. Индия и Китай в древности. 5 ч.
24
Природа и люди Древней Индии.
Ознакомление с новым материалом
Ознакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.
lesson-history.narod.ru/flash.htm
25
Индийские касты.
Ознакомление с новым материалом
Обеспечить усвоение учащимися понятия касты; подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев
презентации
26
Чему учил китайский мудрей Конфуций.
Ознакомление с новым материалом
Ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция.
Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости
lesson-history.narod.ru/flash.htm
27.
Первый властелин единого Китая.
Комбинированный
Подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев.
Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.
презентации
28
Повторение.
Обобщение
и систематизация знаний
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по этому разделу.
Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.
Раздел 3. Древняя Греция. 21 ч.
Личностные УУД: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные: Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
Познавательные:
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Коммуникативные:
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные: Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Характеризовать политический строй древнегреческих городов-государств (Афины и Спарта). Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия. Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции.
Тема7. Древнейшая Греция. 5 ч.
29
Греки и критяне.
Комбинированный
Ознакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.
Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.
school-collection.edu.ru
30
Микены и Троя.
Ознакомление с новым материалом
Ознакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны.
Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.
презентации
31
Поэма Гомера « Илиада».
Ознакомление с новым материалом
Ознакомить учащихся с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками.
Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.
school-collection.edu.ru
32
Поэма Гомера « Одиссея».
Комбинированный
В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.
school-collection.edu.ru
33
Религия древних греков.
Комбинированный
Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.
Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».
презентации
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7ч.
34
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Ознакомление с новым материалом
Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов; обеспечить усвоение понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты».
Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.
lesson-history.narod.ru/flash.htm
35
Зарождение демократии в Афинах.
Комбинированный
Подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона.
Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль
в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.
презентации
36
Древняя Спарта.
Ознакомление с новым материалом
Ознакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством.
рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.
презентации
37
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
Ознакомление с новым материалом
Ознакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации.
Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека.
lesson-history.narod.ru/flash.htm
38
Олимпийские игры в древности.
Комбинированный
Ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.
Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени
school-collection.edu.ru
39
Победа греков над персами в Марафонской битве.
Комбинированный
Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.
Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.
презентации
40
Нашествие персидских войск на Элладу.
Ознакомление с новым материалом
Завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов.
Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:
- о создании военного флота;
- о Фермопильском сражении;
- о Саламинской битве.
school-collection.edu.ru
Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. 5ч.
41
В гаванях афинского порта Пирей.
Ознакомление с новым материалом
Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии.
Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.
42
В городе богини Афины.
Комбинированный
Познакомить учащихся с главным городом афинского государства.
Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).
43
В афинских школах и гимнасиях
Ознакомление с новым материалом
Изучить особенности древнегреческого воспитания и образования, познакомить учащихся с развитием греческой науки и театра, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов.
Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.
44
В театре Диониса.
Комбинированный
Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.
lesson-history.narod.ru/flash.htm
45
Афинская демократия при Перикле.
Ознакомление с новым материалом
Углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла.
Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.
презентации
Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. 4ч.
46
Города Эллады подчиняются Македонии
Ознакомление с новым материалом
Подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии.
Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.
school-collection.edu.ru
47
Поход Александра Македонского на Восток.
Комбинированный
Ознакомить учащихся с восточным походом греко македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивать поступки А. Македонского, его противников .
презентации
48
В Александрии Египетской.
Комбинированный
Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока.
49
Повторение.
Обобщение
и систематизация знаний
Систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции.
Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии
Раздел 4. Древний Рим. 17ч.
Личностные УУД : осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
Регулятивные:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
Познавательные:
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Коммуникативные:
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные: Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризовать верования древних жителей Италии. Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3ч.
50
Древнейший Рим.
Ознакомление с новым материалом
Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима.
Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.
51
Завоевание Римом Италии.
Комбинированный
Обеспечить усвоение учащимися понятия «республика», подвести их к пониманию управления в Римской республике, а также расширить знания учащихся о государстве.
Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.
school-collection.edu.ru
52
Устройство Римской республики.
Ознакомление с новым материалом
Обеспечить усвоение учащимися понятия «республика», подвести их к пониманию управления в Римской республике, а также расширить знания учащихся о государстве
Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.
презентации
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. 4ч.
53
Карфаген- преграда на пути к Сицилии.
Ознакомление с новым материалом
Подвести учащихся к пониманию причин, характера войны Рима с Карфагеном.
Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.
school-collection.edu.ru
54
Вторая война Рима с Карфагеном.
Комбинированный
Подвести учащихся к пониманию причин, характера войны Рима с Карфагеном.
презентации
55
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.
Ознакомление с новым материалом
Изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы.
Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств- власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа.
school-collection.edu.ru
56
Рабство в Древнем Риме.
Комбинированный
Ознакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.
презентации
Тема 13. Гражданские войны в Риме. 4ч.
57
Земельный закон братьев Гракхов.
Ознакомление с новым материалом
Проверить качество знаний учащихся по разделу «Древнейший Рим и установление его господства во всем Средиземноморье»; ознакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов.
Учащиеся работают с текстом учебника по пунктам: Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.
school-collection.edu.ru
58
Восстание Спартака.
Ознакомление с новым материалом
Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.
Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака».
презентации
59
Единовластие Цезаря.
Ознакомление с новым материалом
Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.
Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.
презентации
60
Установление империи.
Комбинированный
Подвести учащихся к пониманию причин падения республиканского строя в Риме; обеспечить усвоение учащимися понятия «империя».
Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков.
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 4ч.
61
Соседи Римской империи.
Комбинированный
Изучить особенности правления Октавиана Августа, рассказать о деятельности первого императора Рима.
Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях.
school-collection.edu.ru
62
Первые христиане и их учение.
Ознакомление с новым материалом
Рассказать о возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви.
Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.
презентации
63
Расцвет Римской империи во 2 в.
Ознакомление с новым материалом
Показать учащимся усиление императорской власти в Риме мосле правления Октавиана Августа.
Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.
презентации
64
Вечный город и его жители.
Комбинированный
Ознакомить учащихся с достижениями древних римлян.
презентации
Тема 15. Расцвет Рима германцами и падение Западной Римской империи. 4ч.
65
Римская империя при Константине.
Ознакомление с новым материалом
Подвести учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при Константине, рассказать о признании христианства господствующей религией в Римской империи.
Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.
school-collection.edu.ru
66
Взятие Рима варварами.
Комбинированный
Подвести учащихся к пониманию причин падения Римской империи.
Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.
school-collection.edu.ru
67
Итоговое повторение.
Комбинированный
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по указанному разделу; подведение общих итогов изучения истории Древнего мира.
Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты
68
Итоговый контроль.
Обобщение
и систематизация знаний