Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс.


Тема урока

Дата

Тип( вид)

урока

Цели

Характеристика основных видов

деятельности

Информацион

ное сопровожде

ние

1

Введение.

Урок «открытия» нового знания

Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвое­ние понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»;

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

school-collection.edu.ru

Раздел 1. Жизнь первобытных людей. 6 ч.

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 3 ч.

Личностные УУД:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные:

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные: Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях пер­вобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.

2

Древнейшие люди

Урок «открытия» нового знания

Подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравни­тельно с остальными животным миром положение, помогла выжить.

Комментировать и формулировать поня­тия: первобытные люди, орудие труда, соби­рательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать дости­жения первобытного человека, его приспо­собление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

school-collection.edu.ru

3

Родовые общины охотников и собирателей.

Урок «открытия» нового знания

Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей.

Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселе­ния первобытных людей. Называть и оха­рактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.

lesson-history.narod.ru/flash.htm

4

Возникновение искусства и религии.

Урок «открытия» нового знания

Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Рассказать о наскальной живописи, верси­ях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.

lesson-history.narod.ru/flash.htm

презентации

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.3ч.

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Урок «открытия» нового знания

Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые приве­ли к созданию надежных источников питания людей.

Исследовать географию районов пер­вичного земледелия на исторической карте.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жиз­ни людей с появлением земледелия и ско­товодства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать ре­лигиозные верования древнего человека.

6

Появление неравенства и знати

Урок «открытия» нового знания

Подвести учащихся к пониманию причин появления не­равенства между людьми; обеспечить усвоение понятия «неравен­ство», «соседская община», «знать».

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ре­месленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, го­рода, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впер­вые появилась металлургия. Выявить и срав­нить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в об­щине с выделением в ней знати.

vm.kemsu.ru

7

Повторение

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей».

Выявить и срав­нить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в об­щине с выделением в ней знати. Признаки государства. Что такое «закон».

Тема 3. Счет лет в истории. 1 ч.

8

Измерение времени по годам.

Урок «открытия» нового знания .

Сформировать у учащихся представления о хронологи­ческих датах как части исторических знаний; продолжить форми­рование умений счета лет в истории.

Решать исторические задачи и проблем­ные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь опреде­лять историческое время по ленте времени.

vm.kemsu.ru

презентации

Раздел 2. Древний Восток . 20ч.

Личностные УУД:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные:

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные: Показывать на карте территорию и центры древнеегипет­ского государства. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус. Характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фа­раонов и порядок управления страной. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Показывать на карте местоположение древнейших госу­дарств Месопотамии и Восточ­ного Средиземноморья. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представле­ния людей того времени о мире. Характеризовать источники, рассказывающие о древних ци­вилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи).

Объяснять предпосылки и следствия создания финикийско­го алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме). Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллю­стративные материалы). Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась.

Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения, об­щественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст).

Тема 4. Древний Египет. 8ч.

9

Государство на берегах Нила.

Урок «открытия» нового знания

Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация».

Самостоятельно подготовить темати­ческое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её леген­ды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

school-collection.edu.ru

10

Как жили земледельцы и ремесленники.

Урок «открытия» нового знания

Ознакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремес­ленников.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видео­ряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать по­нятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.

презентации

11

Жизнь египетского вельможи.

Комбинированный

Ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.

Учиться работать в малой группе над об­щим заданием. Выделять главное в части па­раграфа, во всём параграфе. Выделять клю­чевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Требования к сочинению

презентации

12

Военные походы фараонов.

Комбинированный

Подвести учащихся к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов Древнего Египта.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответ­ствии со своеобразием исторического персо­нажа в инсценировке. Подготовить сообще­ние о военных походах Тутмоса III.

school-collection.edu.ru

13

Религия древних египтян.

Комбинированный

Ознакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян.

Характеризовать религию древних егип­тян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

school-collection.edu.ru

14

Искусство древних египтян.

Комбинированный

Ознакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, литературой, медициной и письменностью.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнееги­петских фараонов. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

презентации

15

Письменность и знания древних египтян.

Ознакомление с новым материалом

Ознакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, литературой, медициной и письменностью.

Составлять короткое сообщение о древне­египетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изго­товления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16

Повторение.

Обобщение

и систематизация знаний

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Египет».

Составлять шарады, кроссворды и вы­полнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Тема 5. Западная Азия в древности. 7 ч.

17

Древнее Двуречье.

Ознакомление с новым материалом

Ознакомить учащихся с природой, климатическими усло­виями, местоположением на карте Древнего Двуречья.

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментиро­вать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Комбинированный

Ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хам­мурапи, показать значение их для жителей Вавилона.

Выделять основные понятия парагра­фа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

school-collection.edu.ru

19

Финикийские мореплаватели.

Ознакомление с новым материалом

Ознакомить учащихся с важнейшими открытиями и дос­тижениями финикийцев в области культуры.

Рассказывать с помощью карты о место­положении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о до­стижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, опреде­лять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

презентации

20

Библейские сказания.

Ознакомление с новым материалом

Ознакомить учащихся с библейскими сказаниями, пока­зать особый вклад древних евреев в мировую культуру - создание первой монотеистической религии.

Изучать по карте и тексту учебника терри­торию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому наро­ду Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

www/hrono.ru

21

Древнееврейское царство.

Ознакомление с новым материалом

Ознакомить учащихся с библейскими сказаниями о ге­роях, показать их положительные качества.

Решать развивающие и проблемные зада­чи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепен­ное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать инфор­мацию и делать вывод о том, каким пред­ставляли своего царя иудеи.

презентации

22

Ассирийская держава.

Комбинированный

Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии; показать грабительский характер ассирийских завоеваний.

Работать в малых группах по дифференци­рованным заданиям на понимание и осмыс­ление нового материала. Перечислять дости­жения ассирийцев в изобразительном искус­стве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Асси­рийской державы

www/hrono.ru

23

Персидская держава « царя царей».

Комбинированный

Ознакомить учащихся с политической историей созда­ния Персидской державы и ее государственно-административным устройством.

Работать с исторической картой и дополни­тельными источниками по вопросу расшире­ния территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях.

презентации

Тема 6. Индия и Китай в древности. 5 ч.

24

Природа и люди Древней Индии.

Ознакомление с новым материалом

Ознакомить учащихся с природой, занятиями, религи­озными верованиями жителей Древней Индии.

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географиче­ские объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и поче­му. Выделять ключевые понятия, характери­зующие индийскую историю и культуру.

lesson-history.narod.ru/flash.htm

25

Индийские касты.

Ознакомление с новым материалом

Обеспечить усвоение учащимися понятия касты; подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Составлять простой план пунктов пара­графа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брах­маны - хранители знаний. Сравнивать ос­новные положения брахманизма и буддиз­ма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев

презентации

26

Чему учил китайский мудрей Конфуций.

Ознакомление с новым материалом

Ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция.

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специ­ально разработанным рабочим картам в со­ответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали боль­шое значение воспитанию учтивости

lesson-history.narod.ru/flash.htm

27.

Первый властелин единого Китая.

Комбинированный

Подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев.

Рассказывать об отношениях Китая с со­седями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять свое­образие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.

презентации

28

Повторение.

Обобщение

и систематизация знаний

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по этому разделу.

Выполнять задания на понимание, осмыс­ление изученного материала с учётом про­смотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современ­ной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооруже­ния на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.

Раздел 3. Древняя Греция. 21 ч.

Личностные УУД: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные: Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные: Показывать на карте территории древнегреческих госу­дарств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять, ка­кую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Характеризовать политический строй древнегреческих го­родов-государств (Афины и Спарта). Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия. Рассказывать о том, как утверждались демократические по­рядки в Афинах. Давать сравнительную характеристику общественно-поли­тического устройства Афин и Спарты. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, опреде­лять свое отношение к нему. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегре­ческие государства. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции.

Тема7. Древнейшая Греция. 5 ч.

29

Греки и критяне.

Комбинированный

Ознакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями ра­бочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный кон­текст.

school-collection.edu.ru

30

Микены и Троя.

Ознакомление с новым материалом

Ознакомить учащихся с микенской культурой Древней Гре­ции, подвести к пониманию причин Троянской войны.

Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным задани­ям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и на­сколько по сравнению с другими.

презентации

31

Поэма Гомера « Илиада».

Ознакомление с новым материалом

Ознакомить учащихся с содержанием поэм Гомера, па­мятниками мировой культуры и важными историческими источни­ками.

Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.

school-collection.edu.ru

32

Поэма Гомера « Одиссея».

Комбинированный

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

school-collection.edu.ru

33

Религия древних греков.

Комбинированный

Изучить культы основных древнегреческих богов и ге­роев, познакомить учащихся с мифами о них.

Объяснять связь между явлениями приро­ды и греческими богами. Давать нравствен­ную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

презентации

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7ч.

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Ознакомление с новым материалом

Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов; обеспечить усвоение понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты».

Находить на карте и устно комментиро­вать положение Аттики, занятия её населе­ния. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества грече­ского алфавита по сравнению с финикий­ским.

lesson-history.narod.ru/flash.htm

35

Зарождение демократии в Афинах.

Комбинированный

Подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль
в улучшении жизни основной массы наро­да. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку по­ступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

презентации

36

Древняя Спарта.

Ознакомление с новым материалом

Ознакомить учащихся с общественным и государствен­ным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством.

рассказывать о ме­стоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.

презентации

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Ознакомление с новым материалом

Ознакомить учащихся с основными направлениями гре­ческой колонизации.

Объяснять причины греческой колони­зации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории коло­низации. Комментировать наряд грека.

lesson-history.narod.ru/flash.htm

38

Олимпийские игры в древности.

Комбинированный

Ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, пер­выми спортивными традициями.

Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки со­общения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени

school-collection.edu.ru

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Комбинированный

Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о под­виге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию ви­деофильма, электронных изданий, презента­ций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

презентации

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

Ознакомление с новым материалом

Завершить изучение истории героической борьбы грече­ских полисов с державой персов.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать инфор­мацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

- о создании военного флота;

- о Фермопильском сражении;

- о Саламинской битве.

school-collection.edu.ru

Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. 5ч.

41

В гаванях афинского порта Пирей.

Ознакомление с новым материалом

Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии.

Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать поло­жение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видео­фильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

42

В городе богини Афины.

Комбинированный

Познакомить учащихся с главным городом афинского государства.

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с ро­дителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

43

В афинских школах и гимнасиях

Ознакомление с новым материалом

Изучить особенности древнегреческого воспитания и об­разования, познакомить учащихся с развитием греческой науки и те­атра, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каж­дой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно изла­гать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

44

В театре Диониса.

Комбинированный

Объяснять причины особой любви гре­ков к представлениям. Называть отличи­тельные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.

lesson-history.narod.ru/flash.htm

45

Афинская демократия при Перикле.

Ознакомление с новым материалом

Углубить знания учащихся об античной демократии, рас­сказать о расцвете демократии в правление Перикла.

Самостоятельно подготавливать темати­ческие сообщения по выбору. Называть за­слуги Перикла в восстановлении и процвета­нии Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократиче­ских преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

презентации

Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. 4ч.

46

Города Эллады подчиняются Македонии

Ознакомление с новым материалом

Подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии.

Показывать на карте и объяснять место­нахождение Македонии. Характеризовать по­литические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

school-collection.edu.ru

47

Поход Александра Македонского на Восток.

Комбинированный

Ознакомить учащихся с восточным походом греко македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Используя карту и её легенду, рассказы­вать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствова­ла победам А. Македонского. Оценивать по­ступки А. Македонского, его противников .

презентации

48

В Александрии Египетской.

Комбинированный

Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персид­ского царства и образования державы Александра Македонского, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока.

49

Повторение.

Обобщение

и систематизация знаний

Систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции.

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, ме­сто сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демо­кратия, стратег, оратор, спартанское воспи­тание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии

Раздел 4. Древний Рим. 17ч.

Личностные УУД : осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные:

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные: Показывать на карте местоположение древнейших госу­дарств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республи­ке, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризовать верования древних жителей Италии. Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, дикта­тор, легион. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культур­ное наследие человечества. Выявлять примеры влияния античного искусства в совре­менной архитектуре и др Высказывать и обосновывать суждения о значении насле­дия древних цивилизаций для современного мира.

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3ч.

50

Древнейший Рим.

Ознакомление с новым материалом

Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима.

Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формиро­вания устойчивых представлений о Древнем Риме.

51

Завоевание Римом Италии.

Комбинированный

Обеспечить усвоение учащимися понятия «республи­ка», подвести их к пониманию управления в Римской республике, а также расширить знания учащихся о государстве.

Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и при­чины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.

school-collection.edu.ru

52

Устройство Римской республики.

Ознакомление с новым материалом

Обеспечить усвоение учащимися понятия «республи­ка», подвести их к пониманию управления в Римской республике, а также расширить знания учащихся о государстве

Сравнивать устройство римской респу­блики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фалан­ги. Представлять сообщения и доклады в со­ответствии с требованиями регламента.

презентации

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. 4ч.

53

Карфаген- преграда на пути к Сицилии.

Ознакомление с новым материалом

Подвести учащихся к пониманию причин, характера вой­ны Рима с Карфагеном.

Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфаген­ской войне. Показывать по карте и коммен­тировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять при­чины поражения Ганнибала в войне с рим­лянами.

school-collection.edu.ru

54

Вторая война Рима с Карфагеном.

Комбинированный

Подвести учащихся к пониманию причин, характера вой­ны Рима с Карфагеном.

презентации

55

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.

Ознакомление с новым материалом

Изучить историю римских завоеваний в восточной ча­сти Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы.

Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств- власти Рима. Рассказывать о падении Македонского цар­ства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа.

school-collection.edu.ru

56

Рабство в Древнем Риме.

Комбинированный

Ознакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное по­ложение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

презентации

Тема 13. Гражданские войны в Риме. 4ч.

57

Земельный закон братьев Гракхов.

Ознакомление с новым материалом

Проверить качество знаний учащихся по разделу «Древ­нейший Рим и установление его господства во всем Средиземномо­рье»; ознакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов.

Учащиеся работают с текстом учебника по пунктам: Возобновление и обострение противоречий между раз­личными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имуще­ства бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

school-collection.edu.ru

58

Восстание Спартака.

Ознакомление с новым материалом

Подвести учащихся к пониманию причин начала восста­ния Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступ­ки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать кратко­срочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака».

презентации

59

Единовластие Цезаря.

Ознакомление с новым материалом

Подвести учащихся к пониманию характера власти, ус­тановленной Цезарем в Риме.

Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, дик­татор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отно­шении Юлия Цезаря.

презентации

60

Установление империи.

Комбинированный

Подвести учащихся к пониманию причин падения респуб­ликанского строя в Риме; обеспечить усвоение учащимися понятия «империя».

Определять причины поражения сторон­ников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причи­ны завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 4ч.

61

Соседи Римской империи.

Комбинированный

Изучить особенности правления Октавиана Августа, рас­сказать о деятельности первого императора Рима.

Показывать на карте территории расселе­ния народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страни­цах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племе­нах - соседях Римской империи и их взаи­моотношениях.

school-collection.edu.ru

62

Первые христиане и их учение.

Ознакомление с новым материалом

Рассказать о возникновении мировой христианской ре­лигии и образовании христианской церкви.

Рассказывать об условиях появления хри­стианского учения. Объяснять причины рас­пространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм хри­стиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

презентации

63

Расцвет Римской империи во 2 в.

Ознакомление с новым материалом

Показать учащимся усиление императорской власти в Риме мосле правления Октавиана Августа.

Инсценировать виртуальную экскур­сию по Риму (с использованием презента­ции, интернет-ресурсов, электронных изда­ний). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римля­нина, богатого римлянина, торговца, сенато­ра об одном дне в Риме.

презентации

64

Вечный город и его жители.

Комбинированный

Ознакомить учащихся с достижениями древних римлян.

презентации

Тема 15. Расцвет Рима германцами и падение Западной Римской империи. 4ч.

65

Римская империя при Константине.

Ознакомление с новым материалом

Подвести учащихся к пониманию изменения характе­ра императорской власти при Константине, рассказать о призна­нии христианства господствующей религией в Римской империи.

Объяснять причины перемен во внутрен­нем положении империи. Сравнивать поло­жение на границах империи в I в. и при им­ператоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства госу­дарственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к пара­графу.

school-collection.edu.ru

66

Взятие Рима варварами.

Комбинированный

Подвести учащихся к пониманию причин падения Рим­ской империи.

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических де­ятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам уда­лось уничтожить Западную Римскую импе­рию.

school-collection.edu.ru

67

Итоговое повторение.

Комбинированный

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по указанному разделу; подведение общих итогов изучения истории Древнего мира.

Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить при­меры высокой гражданственности, патри­отизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развиваю­щие задания, инсценировать сюжеты

68

Итоговый контроль.

Обобщение

и систематизация знаний


© 2010-2022