- Преподавателю
- История
- Конспект урока В афинских школах и гимнасиях
Конспект урока В афинских школах и гимнасиях
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шумакова В.В. |
Дата | 22.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: В афинских школах и гимнасиях
Учитель истории и обществознания МКОУ ХМР СОШ с.Цингалы
Эпиграф урока:
Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ.
Платон, древнегреческий философ.
Задачи урока:
-
Задачи урока:
-
Личностные: Способствовать пониманию значения и ценности образования в жизни человека в прошлом и настоящем
-
Предметные:
-
Анализируя данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах выявить особенности образования в Древней Греции.
-
Научить выявлять причины возникновения школ, характеризовать их значение для афинского общества; видеть сходство и различия древнегреческих и современных школ
-
Метапредметные:
-
- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;
-
- Владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать - выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами исторических источников.
-
- Создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Форма урока: урок - путешествие c элементами ролевой игры.
Оборудование: презентация
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали историю одного из древних государств, которое было родиной театра, подарило нам Олимпийские игры, заложило основы современной демократии, познакомило с самой читаемой в мире мифологией, прославилось известными философами, ораторами и наконец, именно этому государству мы обязаны появлением истории. Речь естественно идет о … (Древней Греции).
Много воды утекло со времен заката античной цивилизации. На Балканах, на север от Греции расселились другие народы; исчезли многие города, погибли храмы и статуи. Мы отделены от Эллады тысячами лет и километров. Но муза истории Клио вместе с Мнемозиной, музой памяти, уберегла для нас многое. Сегодня на уроке мы продолжим воображаемое путешествие по истории Древней Греции.
Чтобы отправиться в путь, нам необходимо выполнить несколько заданий.
-
Вспомнить геогр.положение этой страны.
-
Попросить благословения богов.
Эта страна расположена на __полуострове. Греция по рельефу - это __ страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции - __, по преданию на ней живут __. Климат в Греции очень___, так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы___, плодородных __ нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по _ или ___ морю.
Загадки по теме Религия Древней Греции.6. Он меткий стрелок
И на лире играет.
Девять муз его сопровождают.
В блеске и свете является он
Брат Артемиды, бог ___аполллон__________
Сегодня мы вновь отправимся в Афины, путь наш лежит в школу. Тема нашего урока «В афинской школе»
Вам предстоит отправиться в греческую школу и прожить один день в роли древнегреческого ученика. На партах - рабочий лист урока.
- Что вы знаете?
- Что хотели бы узнать?
-Какова наша цель? Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим?
Цели:
-
Узнать об афинской системе образования.
-
Как велось обучение.
-
Какие предметы изучались.
-
В чем заключалась основная цель афинского образования.
Двери открыты, в путь. Презентация «Путешествие по Греции»
Ребята! Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве. А вот и местные жители. (3 девочки в греческих туниках)
Настя:Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали
(С детства знакомы любому из нас
и Прометей, и Геракл, и Атлас).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни.
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
Было скульптурное их мастерство!
Ну, а всего поразительней, братцы,
То, что мы с ними могли б изъясняться:
«Физика», «космос», «медуза», «стратег» -
Понял бы мигом слова эти грек!
Скажешь: «асфальт», «стадион» и «динамо» -
Скажешь ты это по-гречески прямо!
«Библиотека», «театр», «берилл» -
Так, между прочим, и грек говорил!
Ксюша: примите от нас дар богини Афины (оливки)
Катя: слово «школа» произошло от греческого «схоле» - досуг, отдых. В школе парт не было, дети сидели на скамье. (убрать парты, стулья в ряд)
Греки считали, что человек отдыхает, когда он обогащает свой ум и душу - учится.
Ученики знакомятся с расписанием уроков.
Мы находимся в обычной греческой школе. Представьте, что вы - греческие ученики, а я ваш учитель.
Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!
Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь, я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги и палки всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать.
1 урок - письмо
А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом. В X в. до н.э. финикийцы, жившие на Восточном побережье Средиземного моря создали алфавит, состоявший из 22 знаков - букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву. Затем он ребятам букву из печенья. (Это подлинный прием, весьма часто использовавшийся греческими и римскими преподавателями; Каждый ребенок, получив свою букву, опознает её; каждый называет доставшуюся ему букву, когда приходит его очередь.
Приготовьте свои дощечки и стили. Писали греческие школьники на натертых воском дощечках, которые назывались - диптихи. Буквы выдавливали металлической или костяной палочкой - стилем. Старшие ученики пользовались папирусом и тростниковым пером. Наиболее важные тексты писались на пергамене - специально обработанной телячьей коже.
А теперь давайте попробуем прочитать несколько слов, написанных по - гречески и определить их значение.
Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать.
Давайте запишем это слово (Проговариваю буквы и записываю слово по- гречески на доске, а дети - в тетрадях)иота, сигма, тау, о микрон, ро, иота, альфа.
Теперь научимся писать тех родных и близких, кого мы каждый день видим в своем доме. "Мама" - по - гречески (матер). Мю, альфа, тау, эта, ро. А как будет по-гречески "папа"? (патер) Запишите это слово самостоятельно. Кто справится быстрее всех, поднимите руку.
Своё имя.
Сценка: (Стук в двери, в класс вбегает раздраженная мать). « Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходиться вносить за него деньги он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую, я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день. А попробуй-ка, посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько жаль его, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел».
Что мы ещё узнали? Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка.
2 урок - математика.
Мы научились немного читать и писать по-гречески, теперь начнем учиться считать. Тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет освоить и счет, потому что наши буквы умеют в разных случаях быть то знаками речи, то цифрами и числами.
Учитель открывает написанные на доске цифры.
Ребята, обратите внимание, исчезли заглавные буквы, остались только прописные. Над ними поставлен специальный значок. Буквами обозначены единицы, десятки и сотни.
Учитель:
-Сейчас мы с вами решим задачу и запишем ее.
На рабочих листах урока есть задача. Попробуйте её решить.
Деметриос шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?
Учащиеся решают задачу и записывают ее с помощью греческих букв - цифр. Учитель тоже записывает решение на доске. Учащиеся сравнивают решение задачи, изображенное на экране со своими записями
Более сложные вычисления делали при помощи абака. Абак (греч. abax, abakion, латинский abacus - доска, счётная доска), счётная доска для арифметических вычислений в Древней Греции, Риме, затем в Западной Европе до 18 века. Доска разделялась на полосы, счёт осуществлялся передвижением находящихся в полосах счётных марок (костяшек, камней и т.п.). От слова «calculus», означающего «галька», «голыш», произошло латинское же слово «calculatore» (вычислять) и современное «калькулятор».
3 урок - урок танца
Сирта́ки (от греч. συρτάκι - касание) Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико - старинного танца воинов. Танец сиртаки, а также музыку к нему, написанную греческим композитором Микисом Теодоракисом, иногда называют «Танец Зорбы».
Это самый популярный греческий танец в мире и один из символов Греции. Юрий Бондаренко:
Выпив узо, съев сувлаки,
В руки грек берет бузуки.
И звенит струной «Сиртаки»,
Танец страсти в общем круге!
Танец солнца! Танец Зорбы!
Да, велик Теодоракис!
Ведь считается народным
Им придуманный «Сиртаки»!
4 урок - урок поэзии
Овладев грамотой, ученики приступали к изучению не тленной (уже тогда) классике греческой литературы - произведений Гомера: «Илиады» и «Одиссеи». Удобно расположившись на низких скамейках, ученики восторженно (или кто как) слушали учителя, вдохновенно читающего тот или иной отрывок из бессмертных творений. Прочитав, учитель разбирал его с учениками, попутно рассказывая о великих богах и храбрых героях, сражениях и отважных поступках. Кроме Гомера читали Гесиода и Эзопа, позже отрывки из Гомера прилежные ученики заучивали на память и затем тщательно (с выражением и интонацией) декламировали. Вообще в античной Греции считалось правилом хорошего тона, когда образованный человек знал на память множество стихов и мог их в подходящий момент привести то ли в застольной беседе, то ли в речи на народном собрании, то ли выступая в суде.
Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов.
Как прекрасна может быть эллинская речь, составленная всего из двадцати четырех только что выученных букв.
Все вслух читают начальные строки «Илиады»:
Μηνιν αειδε τεα Πηληιαδεω Αχιλληος
ουλομενουν η μυρι Αχαιος αλγε ευηκεν.
[Мэнин аэйде теа Пэлэиадо Ахиллеос
уломенун, хэ мюри Ахайос альгэ этэкен.]
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…
5 урок - урок музыки
Важнейшим предметом в школах являлась музыка - благороднейшая из наук. Греки считали, что без любви к музыке и умения петь нельзя стать настоящим человеком.
Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: лире, кифаре, арфе, флейте.
"Мы Грецию пробовать будем на слух"- Этельзон, совр.поэт, красивая, образная строчка, говорящая, что за внешней историей, красотой и реальностью есть какая- то другая, непознанная и волшебная страна...
Учил их этому кифарист. (Прослушивание музыки)
6 урок - урок гимнастики.
Афинское воспитание преследовало такие цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство».
(Лукиан).
Одновременно мальчики усердно занимались гимнастикой. Считалось, что здоровый человек легче справится с трудностями. Гимнастика придаст телу стройность, гибкость, поможет стать храбрым. Эти качества вместе со скромностью и разумностью должны были помочь сделать из ученика хорошего гражданина. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?
Давайте, выполним несколько не сложных упражнений.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру "Вопросы и ответы". Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало).
3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль).
Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы!
История как наука зародилась в древней Греции. Жители Эллады гордились своим прошлым и считали своё государство лучшим. Поэтому они записывали события в назидание потомкам. "Отцом истории"называют греческого историка Геродота. Он много путешествовал, собирал сведения о жизни разных народов. Побывал в Вавилоне. Видел чудо света -Висячие сады царицы Семирамиды. Путешествовал по берегам Нила. Видел пирамиды. Когда он закончил путешествие, никто в Греции ещё не знал его. Геродот привез с собой несколько свитков папируса - это была его "История". Чтобы познакомить с ней греков, он отправился в Олимпию, где в это время проходили Олимпийские игры. Туда съезжались сотни участников со всей Греции. Вместе со спортсменами там выступали музыканты, поэты, писатели. Слушатели с волнением слушали выступление Геродота, они пришли в такой восторг от его книги, что рассказы о ней разнесли по всей Греции. Многие события, по мнению Геродота, происходили по воле богов, потому что они управляли жизнью людей.
Это были основные школьные предметы.
Палестра ("пале" - борьба) - с 12 лет мальчики посещали еще одну школу - школу борьбы (гимнастическую).
Физкультминутка.
Мы писали, отвечали,
А теперь мы дружно встали!
Ручками похлопаем,
Раз-два-три!
Ножками потопаем,
Раз-два-три!
Руки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровней!
От зарядки станет легче!
Будешь крепче и сильней!
К 16 годам юноши заканчивали занятия в школе. Но дети состоятельных родителей еще в течение двух лет могли продолжить свое образование. Они по-прежнему занимались спортом, но уже в гимнасии.
А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий.
Чему учились в гимнасиях?
Гимнасий- взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии - центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.
В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия - умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова - великая сила!
Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение.
Вызываю двух учеников к доске.
Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить нашу школу, одноклассников. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.
Эфебия. С 18 лет афинские юноши проходили обязательную военную подготовку. Во время такой подготовки их называли эфебами. Их учили ходить строем, владеть оружием, стрелять из лука, метать дротики и обращаться с катапультой (устройством для метания стрел, копий и камней).
Через год в торжественной обстановке в театре эфебам вручали щит и меч как настоящим воинам. Второй год подготовки они проводили на границах полиса, дежуря на сторожевых постах. По истечении двух лет юноши становились полноправными гражданами.
Пора и в обратный путь. Но что это? Колесо истории не вращается, не желает возвращать нас домой. Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.
II. Логическая цепочка. Что здесь лишнее и почему?
III. Текст с ошибками. Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. Все ученики, и старшие и младшие, писали на папирусе с помощью тростинок. В школах учили только читать и писать. Для девочек были специальные школы, где они изучали то же самое, что и мальчики. Афинские школы были бесплатными.
Учитель: Вот и подошел к концу учебный день в греческой школе.
Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Мы сегодня побывали в школе древних Афин, и, наверное, вы поняли, что, несмотря на различные способы обучения, цель была одна - получение знаний, стремление к совершенствованию. Это именно то, что отличает человека от других живых существ. Свидетельством этому служат и слова древнегреческого философа Платона: "...Только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ; невежда же - самое дикое создание из всех существующих на земле..."
Я глубоко верю в то, что среди вас никогда не было и не будет тех, кого можно было бы назвать невеждами.
Интересно, какими будут школы через две- три тысячи лет? Какие у них будут уроки? Какие задачи они будут решать?
Я прошу вас подумать несколько секунд и оценить самим итоги своей работы.
По результатам я вижу, что мы потрудились. Вы хорошо усвоили материал, заинтересовались данной темой, у вас появилось желание расширить свои знания. Молодцы! Большое спасибо за работу.
Урок окончен. Хайрес. «До свидания». Вы, как воспитанные ученики, должны мне ответить также «Хайрес».
Приложение
Рабочий лист урока
Тема: В афинской школе.
Расписание уроков:
-
Письмо.
-
Счёт.
-
Танцы.
-
Поэзия.
-
Музыка.
-
Гимнастика.
______________________________________________________________________________________
Реши задачку: Деметриос шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?
начальные строки «Илиады»:
Μηνιν αειδε τεα Πηληιαδεω Αχιλληος
ουλομενουν η μυρι Αχαιος αλγε ευηκεν.
Мэнин аэйде теа Пэлэиадо Ахиллеос
уломенун, хэ мюри Ахайос альгэ этэкен.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…
Ответьте на вопрос: в чем заключалась основная цель афинского образования?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работу выполнил:_______________________________________________
Греческие цифры
1
ι
10
ρ
100
β
2
κ
20
σ
200
γ
3
λ
30
τ
300
δ
4
μ
40
υ
400
ε
5
ν
50
φ
500
ϛʹ ʹ
6
ξ
60
χ
600
ζ
7
ο
70
ψ
700
η
8
π
80
ω
800
θ
9
ϟ
90
ϡ
900