Образование древнекитайского государства (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс, Тема № 20, Макатов Жанадил

Тема: Образование древнекитайского государства.

Цели: Дети будут знать причину возникновения законов в Китае.

Научатся работать с текстом выбирать главное из текста. (маркер)

Сильные ученики смогут провести анализ законов и их влияния на общество.

Средние выскажут свое мнение о плюсах и минусах.

Вступительное слово: Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

Кому принадлежала земля в древности?

Объясни своими словами причину возникновения государства в Китае?

Каким образом правитель Китая стал приравниваться к божеству?

Ни египетская, ни вавилонская истории не сохранили сведений о правительственных мерах, преследующих общинные порядки или стимулирующих их прекращение. Примеры такого рода дает нам история Древнего Китая.

В период государственной раздробленности в Китае начинаются реформы. Крупным реформатором эпохи Цинь является Шан Ян (390-338 гг.) до н.э..

Его принцип: иметь много наказаний и мало наград, жестко карать за мелкие преступления, тогда большим неоткуда будет взяться; разобщать людей взаимным доносительством и слежкой.

Как вы думаете какую цель преследовал Шань Ян?

Цель системы: наведение государственного порядка и насильственное объединение Китая.

Реформы коснулись многих сторон жизни: свободная покупка и продажа земли нанесла удар по землевладению общины. Той же реформой были ликвидированы старые округа и повсеместно введено новое деление - на уезды. В интересах правительственного контроля над населением была сохранена и упрочена круговая порука: каждые пять крестьянских семейств составляли первоначальную ячейку-пятидворку; во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень»- клан и т. д., вплоть до округов и областей.

Задача: Какое количество дворов входило в клан состоявший из пяти деревень, если в деревню входило пять пятидворок?

Шан Ян перенес принцип «пятерок» на армию: за провинность одного отвечали все пять. В армии введено 18 степеней отличий. В расчет принималась храбрость в бою.

Изменена система налогов.

В китайском уголовном праве окончательно утвердился принцип групповой ответственности: наказание было распространено на невиновного.

Реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство помогло этому процессу.

Отметьте те моменты которые указывают на причины:

Лени

слабости государства

силы государства

Роста преступности

Интересные факты из законодательства: Выделялись следующие виды преступлений; государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу). Против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража грабеж убой чужого скота), воинские (неявка на место сбора, не проявление мужества воином), отказ от уплаты, пьянство.

Му - ван выделял 5 основных наказаний: Мосин (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различных провинностей Исин(отрезание носа) за 1000 различных провинностей Фейсин(отрезание ног) за 500 различных провинностей Чужин (кастрация для мужчин и превращение в рабынь - затворниц женщин), За 300 провинностей. Данисин(отрубание головы) -за 200 провинностей. Такие наказания множили число инвалидов, но судя по всему, преступность не исчезла.

От наказания можно было откупиться: За клеймо - 100 хуаней(2кг меди), за носи ногу- 200 хуаней, за оскорбление - 600, за смертную казнь - 1000. За укрывательство и недоносительство виновного рубили пополам действовало правило круговой поруки. Суд не отделен от администрации, верховный судья - император. На местах - представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, начальники тюрем и палачи.

Домашнее задание: прочитать параграф

Предлагаем прочитать законы Шан Яна. И ответить на вопросы

Да или «+»

Нет или «-»

Комментарий

Были ли законы чётко сформулированы?

Назови положительные и отрицательные стороны законов?

Нужно ли жить по законам?

Что будет если жить не по закону?

Выскажи своё мнение по отношению выделенных фрагментов в тексте?


Реформы Шан Яна: КНИГА ПРАВИТЕЛЯ ОБЛАСТИ ШАН(ШАН ЦЗЮНЬ ШУ)

Шан цзюнь шу - "Книга правителя области Шан" - философско-политический трактат, принадлежащий к наиболее древним памятникам китайской литературы. Традиция приписывает авторство этого трактата государственному деятелю и реформатору древнего Китая Гунс унь Яну (390-338 гг. до н. э.), известному в истории под именем Шан Яна - правителя области Шан, пожалованной ему циньским Сяо гуном (361-338 гг. до н. э.).

Свиток первый Земледелие и война

Обычно правитель поощряет людей (при помощи двух средств): казенными должностями и рангами знатности; государство добивается процветания: земледелием и войной. Ныне все люди добиваются казенных должностей и рангов знатности, не занимаясь земледелием и войной, а при помощи ловких рассуждений и пустых учений. Это и называется делать людей ленивыми. У того, кто делает людей ленивыми, государство непременно ослабеет, а у того, чье (государство) ослаблено, оно непременно будет расчленено.

Устранение сильных

Если государством (управляют) при помощи добродетельных методов, в нем непременно появится масса преступников. Если государство богато, а управляют им, словно оно бедно, это называется удваивать богатство, а вдвойне богатое (государство) сильно.

Если государство бедно, а управляют им, словно оно богато, это называется удваивать бедность, а вдвойне бедное (государство) - слабо.

Обычно правителю важно, чтобы было много изменений; для государства важно, чтобы было мало изменений. Государство, у которого много (различных) дел, будет расчленено. Правитель, у которого мало дел, будет могущественен.

Земледелие, торговля и управление три основные (функции) государства.

Если (правитель) добивается хорошего управления с помощью закона, (его государство) станет сильным; если правитель добивается хорошего управления, опираясь на добродетельных чиновников, (его государство) будет расчленено. (Если правитель) умело направляет три основные функции (государства), он может (безболезненно) заставлять людей менять их занятия. Когда возглавляешь большое государство, управляй им, словно малой страной; а когда стоишь во главе малого государства, управляй им, словно большой страной.

В государстве, где наказаниями избавляются от (новых) наказаний, воцаряется порядок; в государстве, где наказания вызывают (новые) наказания, воцаряется смута. Поэтому и говорят: "Коль наказываешь, то карай сурово за мелкие проступки", и тогда исчезнут наказания, дела увенчаются успехом, а государство усилится. Страна, в которой нет недовольных, называется могущественной.

Свиток второй. Рассуждение о народе

Сплоченность (людей) и взаимная поддержка (проистекает оттого, что ими) управляют как добродетельными; разобщенность людей и взаимная слежка (проистекают оттого, что ими) управляют словно порочными. Там, где (к людям относятся) как к добродетельным, проступки скрываются; там же, где (к людям относятся) как к порочным, преступления жестоко караются. Когда проступки скрываются народ победил закон; когда же преступления строго наказываются - закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется беспорядок; когда закон побеждает народ, армия усиливается. Поэтому-то и сказано: "Если управлять людьми, как добродетельными, то неизбежна смута, и страна погибнет; если управлять людьми, как порочными, то всегда утверждается (образцовый) порядок, и страна достигает могущества".

Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказания.

Свиток третий. Рассуждения о едином

Когда создается государство, надлежит систему правления привести в соответствие с (нуждами) времени; когда вводятся законы управления, надлежит поступать осторожно; когда стремятся направить все усилия на Единое, надлежит действовать осмотрительно; когда занимаются основным делом, надлежит сосредоточить его в одних руках. Когда система правления соответствует (нуждам) времени, обычаи государства могут быть изменены, и народ будет следовать установленному порядку. Если законы управления ясны, чиновники не будут нарушать (их). Если все усилия государства направлены на Единое, то и людей (легче) использовать.

Я слышал, что когда мудрые правители древности вводили законы, люди не совершали нарушений; когда выдвигали за дела, способности людей развивались; когда вводили поощрения, армия была грозна. Эти три (принципа) являются основой хорошего управления.






Предлагаем прочитать законы Шан Яна. И ответить на вопросы

Да или «+»

Нет или «-»

Комментарий

Были ли законы чётко сформулированы?

Назови положительные и отрицательные стороны законов?

Нужно ли жить по законам?

Что будет если жить не по закону?

Выскажи своё мнение по отношению выделенных фрагментов в тексте?


Предлагаем прочитать законы Шан Яна. И ответить на вопросы

Да или «+»

Нет или «-»

Комментарий

Были ли законы чётко сформулированы?

Назови положительные и отрицательные стороны законов?

Нужно ли жить по законам?

Что будет если жить не по закону?

Выскажи своё мнение по отношению выделенных фрагментов в тексте?


Предлагаем прочитать законы Шан Яна. И ответить на вопросы

Да или «+»

Нет или «-»

Комментарий

Были ли законы чётко сформулированы?

Назови положительные и отрицательные стороны законов?

Нужно ли жить по законам?

Что будет если жить не по закону?

Выскажи своё мнение по отношению выделенных фрагментов в тексте?


© 2010-2022