Технологическая карта урока на тему Революционное народничество ( фрагмент урока)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».

Конфуций

История изучает «дела минувших дней», но в то же время имеет важное «прикладное» значение - например, рассказывает о чужих ошибках, на которых, как известно, желательно учиться.
Ее изучение способствует приобретению полезных и необходимых навыков умственной деятельности, развитию умения выделять главное, что является основным показателем интеллекта.
Историческая наука учит критически воспринимать политическую реальность, кроме того, грамотный в историческом плане человек неплохо умеет вычленять правду из потока сфальсифицированной информации.

История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы.

Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальными учебными действиями. В этом заключается актуальность выбранной цели урока.



Технологическая карта урока

(фрагмент урока)

Учебный предмет: история

Класс:8

Тема урока: Революционное народничество

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Развитие УУД определения причинно-следственных связей на примере эволюции революционного движения в 60 - н. 70 гг.XIX в. (в формулировке для учащихся: определить причины активизации и первых неудач революционного движения в 60 - н.70 гг. XIX в.)

Задачи урока:

образовательные:

• развитие у учащихся УУД поискового чтения

• развитие УУД выработки и координации мнений при совместной работе в малой группе

• развитие УУД корректировки своей работы

развивающие:

• развитие УУД обобщения информации и сравнения объектов исследования

воспитательные:

• развитие УУД, позволяющих осознать драматизм борьбы народников с самодержавием


№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные с указанием содержания ориентировочной основы действия (ООД)

1

2

3

4

5

6

3.

Актуализация и повторение опорных знаний

Беседа с учащимися

Предлагает подумать, с чем мог быть связан рост революционных настроений


Кратко характеризует социальный состав участников революционного движения и предлагает подумать, почему он был именно таким.

Называют причины:

недовольство крестьянской реформой; нерешительность правительства и медлительность в проведении реформ; непоследовательность политики Александра II

Объясняют, что это, прежде всего, образованные люди, осознававшие необходимость перемен

УУД формулирования собственного мнения и позиции.

В основе ООД - правила построения простых и сложных предложений.

(Коммуникативный вид используемого УУД)

4.

Формирование новых знаний (изучение нового)

Исследовательский метод

Предлагает перейти к работе с историческим источником (отрывок из статьи Н.П. Огарева в журнале «Колокол») и ответить на вопрос: « Что подразумевал автор под словами «новое крепостное право»?

Предлагает перейти к работе со следующим историческим источником (прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон») и ответить на вопрос: О каком «добром деле» идет речь в документе?

Предлагает ответить на вопрос: что стало предметом размышлений представителей революционного движения?

Сообщает, что в 1861 была создана первая тайная организация «Земля и воля» и просит предположить, исходя из названия, каковы были ее цели.

Выслушивает ответы и предлагает обратиться к учебнику для ознакомления с организацией «Земля и воля»




Высказывают предположения типа: крестьянин не получил обещанной свободы, он был опутан выкупными платежами, не обладал достаточным количеством земли, был связан с помещиком системой отработок.

Высказывают предположения, что речь идет об организованном выступлении, крестьянской революции.


Предполагают, что это был простой народ (крестьяне и улучшение условий их жизни)

Предполагают, что целью было наделение крестьян землей и осознают недостаточность имеющейся информации.

УУД поискового (рефлексивного) чтения

В основе ООД - известная учащимся модель работы с документом.

(Познавательный вид используемого УУД)


УУД формулирования собственного мнения и позиции.

В основе ООД - правила построения простых и сложных предложений.

(Коммуникативный вид используемого УУД)

УУД осознания недостаточности имеющейся информации и необходимости осуществления её расширенного поиска.

В основе ООД - традиционный образ (способ) действий в проблемной ситуации.

(Познавательный вид используемого УУД)

тот же



тот же




тот же


тот же






тот же




тот же





тот же



тот же




тот же


тот же






Метод самоопределения на основе имеющихся фактов




Исследовательский метод











Побуждает учащихся перейти к работе с текстом в парах, для этого:

-- уложиться в отведённое время (10 мин);

- выделить главное для систематизации материала;

- заполнить первую колонку таблицы

Обращается к учащимся с вопросами типа:

- Что такое народное собрание?

- Какой государственный строй предлагали установить члены организации?

- Как решался аграрный вопрос?

- Чьи идеи были положены в основу целевых установок организации?

- Какие методы применяли?

- Почему организация объявила о самороспуске?

Сообщает, что это течение получило название народничество и предлагает объяснить и дать определение понятию.


Сообщает, что народничество оформилось идеологически, предлагает разделиться на три группы и на основе материала учебника заполнить таблицу «Течения революционного народничества»




Предлагает представить себя революционером-народником и определить какую тактику и почему вы бы избрали.




Сообщает о первой крупной акции революционного народничества - «Хождение в народ».

Демонстрирует на экране репродукцию картины И.Е. Репина «Арест пропагандиста» и обращается с вопросами:

- Где происходит действие картины?

- Кто, по вашему мнению, главное действующее лицо?

- Как относятся к происходящему крестьяне? Чем можно объяснить их отношение?

- Можно ли по сюжету картины предположить, как полиция узнала о пропагандисте?

- О чем заставила народников задуматься эта неудача?

Читают соответствующий пункт параграфа, обсуждают используя возможность свободного обмена мнениями и работы в парах,

заносят полученные результаты в таблицу


Отвечают, используя данные, занесенные в таблицу



Предполагают, что это связано с целевыми установками


Читают соответствующий пункт параграфа, обсуждают, используя возможность свободного обмена мнениями и работы в парах,

заносят полученные результаты в таблицу




Представляют свое мнение




Отвечают на поставленные вопросы и высказывают предположение, что после провала этой акции народники задумались о пересмотре своей тактики борьбы с самодержавием.


УУД поиска и выделения необходимой информации в тексте.

В основе ООД - имеющийся у учащихся навык выделения главного для характеристики объекта познания (Познавательный вид используемого УУД).

УУД самооценки и контроля.

В основе ООД - освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов.

(Регулятивный вид используемого УУД)


УУД формулирования собственного мнения и позиции.

В основе ООД - правила построения простых и сложных предложений.

(Коммуникативный вид используемого УУД)

УУД поиска и выделения необходимой информации в тексте.

В основе ООД - имеющийся у учащихся навык выделения главного для характеристики объекта познания (Познавательный вид используемого УУД).

УУД выработки и координации мнений при совместной работе в группе.

В основе ООД - знакомая учащимся модель работы в группе.

(Коммуникативный вид используемого УУД).

УУД аргументирования своей точки зрения и отстаивания своей позиции.

В основе ООД - правило сравнения содержания обсуждаемого факта с имеющимся жизненным опытом и правило выведения следствия из факта или понятия.

(Коммуникативный вид используемого УУД)

УУД формулирования собственного мнения и позиции.

В основе ООД - правила построения простых и сложных предложений.

(Коммуникативный вид используемого УУД)

5.

Подведение итога урока. Рефлексия.

Логические методы познания и обучения

Предлагает подвести итог обсуждению,

обращается к учащимся с вопросами:

- что стало главной причиной зарождения и активизации народничества?

- почему народники потерпели неудачу?



ДЕЛАЮТ ОБЩИЙ ВЫВОД:

- Народников к деятельности побудило бедственное положение народа (крестьянства).

- В своей борьбе с самодержавием они избрали неудачную тактику, в этом драматизм и трагичность их борьбы.

УУД определения причинно-следственных связей

В основе ООД - последовательность умозаключения, сделанных учащимися совместно с учителем.

(Личностный вид используемого УУД)




© 2010-2022