• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему Помним. Славим. Гордимся. (Великая Отечественная война в истории моей семьи)

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему Помним. Славим. Гордимся. (Великая Отечественная война в истории моей семьи)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ № 32 ИМ. Л.Б. БОБКОВОЙ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

Помним. Славим. Гордимся.

(Великая Отечественная война в истории моей семьи)

Цели:

  1. Воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда.

  2. Способствовать формированию у учащихся представлений об истории семьи как неотъемлемой части истории народа, гордость за ратные подвиги своих родственников.

Форма: документально-архивный час

Подготовительная работа:

Учащимся 5-В класса предлагается вместе с родителями, дедушками и бабушками полистать семейные альбомы, найти в них фотографии родственников - участников Великой Отечественной войны, побольше узнать о военном периоде их жизни и подготовить рассказ об одной из фотографий и о судьбе человека, запечатленного на ней.

Оформление и оборудование:

  • Средства мультимедиа: мультимедийный проектор, презентация в программе PowerPoint «Помним. Славим. Гордимся», цифровой фотоаппарат, запись песен о Великой Отечественной войне, выставка детских рисунков, выставка книг «Навечно в памяти народной», плакат «Родина-Мать зовет!», Видеоролики: «Ради тебя!», «О той весне», «Интервью с прабабушкой».

Эпиграф:

Льются с этих фотографий

Океаны биографий,

Жизнь в которых вся до дна

С нашей переплетена.

/Булат Окуджава/






- Ход классного часа -

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Что же это за события?

Слайд № 2. «70 лет Победы»

Библиотекарь. 9 мая наш народ празднует День Победы. Это праздник - со слезами на глазах. Потому что нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулось горе войны.


  • Видеоролик «День Победы» (7 минут) - «инфоурок»

Библиотекарь. 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Нам кажется, что 70 это очень много, очень давно, а для тех, кто воевал, кто выстоял, выжил - это было как будто недавно. В память врезались навсегда дни, которые складывались в месяцы, годы - годы ужаса, страха за близких, постоянного голода, неизвестности и борьбы.

Ученик 1 (Тимошадченко Никита):

Сегодня будет день воспоминаний
и в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
о подвиге и доблести отцов.

Библиотекарь. У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки, молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическую жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков.

Слайд № 3. «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Учитель. Тема нашей сегодняшней встречи «Великая Отечественная война в истории моей семьи». И мы сегодня будем говорить о войне. О людях на войне. О детях войны. Но как все начиналось?

Библиотекарь. Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды.

Ученик 1 (Тимошадченко Никита):

Июнь. Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Ученик 2 (Усикова Света):

Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войн

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ученик 1 (Тимошадченко Никита):

Мы в мирное время с тобой рождены,

Суровых препятствий в пути не встречали,

Но эхо далекой суровой войны

Нам в песнях поры той звучали.

Библиотекарь. Представьте себе, что мы сидим с вами в тесной фронтовой землянке. В перерыве между боями. В печурке вьется огонь, на поленьях смола, как слеза. Грустно поет гармошка, и мы слушаем рассказы о далеком фронтовом прошлом...

  • Звучит песня «В землянке».

Учитель. Ребята, вы вместе со своими родителями еще раз пересмотрели свои семейные альбомы. Послушали воспоминания своих прадедушек и прабабушек о событиях той далекой войны, которую называют Великой Отечественной. А теперь мы предлагаем вам поделиться вашими семейными историями. Слово предоставляется учащимся:

Дети по очереди встают и рассказывают о результатах своих поисков.

  • Слайд № 4. Жирнов Сергей

  • Слайд № 5. Дудник Аня

  • Видеоролик. Косой Юля

  • Слайд № 6. Руденко В.М.

Библиотекарь. Может кто-то еще хочет рассказать ….


  • Жирнов Сергей рассказывает о своих прадедушках. Слайд № 4.

70 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. Страшное время было. Погибло много людей на той войне. Это были не только солдаты, воевавшие на фронте, но и мирные люди: старики, женщины, дети, которые оказались на земле, захваченной врагом. В глубоком тылу, вдалеке от войны, люди борясь с голодом и холодом, делали все для фронта, для Победы!

Колхозники растили хлеб, заготавливали мясо, молоко, табак. Рабочие на заводах и фабриках без выходных, отпусков, зарплат, больничных, делали патроны, снаряды, литовки, танки, самолеты, шили форму и шинели, тачали сапоги для солдат, а чтобы красноармейцы не мерзли в зимнюю стужу, шили теплые полушубки и катали валенки.

А самое главное, ежедневно с надеждой слушали военные известия с фронта, ждали редкие письма от своих отцов, братьев, сыновей, воевавших в окопах. Страшно было получить "похоронку"- официальное извещение о гибели солдата. А еще страшнее было узнать о том, что он "пропал без вести", или попал в плен к врагам. В то суровое время это считалось изменой Родине.

Время лечит раны. История все расставляет все по своим местам. Теперь известно, что во время Великой Отечественной войны погибло около 28 миллионов человек, из них 20 миллионов мирные жители. Сотни тысяч солдат остались безымянными. Обо всем этом я узнал из рассказа своих родителей. А еще я узнал, о том, что и наши родственники воевали отдавая свою жизнь и долг Родине.

На этой войне воевали мои прадедушки. Я хочу вспомнить их поименно:

Лунев Дмитрий Федорович (1908г.р.) дед моей мамы. Но к большому сожалению его не видела даже моя бабушка(его дочь) так как она родилась в 1941году, а прадед погиб, точнее "пропал без вести" в марте 1943 года под Смоленском. У них в семье осталось 5 детей, воспитывала прабабушка одна. Она работала в колхозе, и чтобы прокормить детей работала за трудодни.

Ушаков Иван Павлович (1913г.р.) дед моей мамы. Родился в Курской области деревня Березово. Молодым уехал в Читинскую область, работал на заводе, там познакомился с прабабушкой хотя она тоже была уроженкой города Курска, поженились. Перед войной приехали в отпуск в родную деревню, откуда и забрали его на войну. На службе состоял с 17 октября 1941 года. Служил в 324 стрелковом полку. Военно-учетная специальность: артиллерист истребительной противотанковой артиллерии. Был ранен в лицо 25.03.1943 года. Уволен в запас 23.03.1945 года (потому как был контужен). Есть правительственные награды: Орден Отечественной войны I степени, медаль за отвагу, за взятие Вены 17.02.1945 года, за победу над Германией 09.05.1945 года, за взятие Будапешта, и юбилейные медали, приуроченные ко дню победы. Про него я знаю из рассказов моего дедушки, отца моей мамы. Правда, я не видел прадеда, так как он умер в 1993 году, меня еще не было.

И еще, был у меня прадед я его видел, и даже немножко помню, немного потому что был маленький, звали его Рябенко Иван Гурьевич (дед моего отца). Родился он в 1918 году в городе Славянске Донецкой области, в селе Никольском, в семье крестьянина. Закончил школу, ПТУ, занимался в парашютном кружке. В 1942 году был призван на военную службу в 747 стрелковый полк 172 стрелковой дивизии. Был в плену, бежал, 19 февраля 1945 года был ранен. Сквозное пулевое ранение руки. День Победы встретил в госпитале в Польше. После войны был награжден Орденом Отечественной войны 2 степени, Орденом за мужество 3 степени, и юбилейные медали ко дню победы. Всю жизнь проработал на одном предприятии, в трудовой книжке одна запись. Умер на 92 году жизни в 2009 году. Вот то немногое, что я узнал от своих родителей и бабушки.

Каждую семью огромной страны затронула Великая Отечественная война. Почти 4 года народ шел к Победе, и она наступила 9 мая 1945 года!!! Это был праздник со слезам на глазах.


  • Дудник Аня. Слайд № 5.

Прадед Гурин Федор Ильич (1885 г.р.) был участником Великой Отечественной войны. Воевал с 1941 по 1945 гг. в чине майора в Краснознаменной пехотной дивизии. После освобождения территорий Советского Союза, дивизия с боями вступила на территорию восточной Пруссии. 06 апреля 1945 г. начался героический штурм города-крепости Кенигсберг. Прадед был непосредственным участником этого штурма, за что был награжден медалью «За взятие Кенигсберга» и медалью «За отвагу».

Косой Юля с видеосюжетом «Воспоминания прабабушки о войне».

  • Видеоролик - «Интервью с прапрабабушкой».

Руденко В.М. рассказывает о своем дедушке - Трусове П.В. Слайд № 6.

Автобиография Трусова Петра Васильевича - дедушка Руденко В.М.

Трусов Петр Васильевич, родился 22 марта 1925 г. в деревне Калпеница Смоленской обл. Когда началась война, через 2 часа после объявления войны с Германией, его брат Тимофей ушел на фронт. Война застала моего дедушку в г. Мариуполе. Там он работал с 1 июля 1941г. на военном заводе им. Куйбышева. В начале октября завод эвакуировался. 8 октября 1941г. город оккупировали немцы. В июне 1942 г. немцы начали делать облавы и увозить в Германию молодежь. Петр Васильевич смог перебраться в пос. Свободный и избежать угона. В апреле 1943 г. немцы согнали из этого пос. и из близлежащих сел всю молодежь. Под усиленной охраной вывезли в эшелонах в Германию...

Дедушка не признался, что имеет профессию токаря. В г. Зеелов, где находилась аукционная биржа, его передали в рабство к помещику Бройнингеру. Проработал у него дедушка до 27 апреля 1945г. с мая 1943 г. Здесь был каторжный труд с 2-х часов ночи до 10 часов вечера без выходных...

Освобожден частями Красной армии в г. Темплин. После освобождения дедушка был принят стрелком при военной комендатуре в г. Ангермюнде. В сентябре 1949 г. по приказу Сталина прибыл в г. Станислав в 70-ю дивизию, 207 гвардейский полк. Там он служил до октября 1964 г. Принимал участие в Венгерских событиях 1957-1958 г. В 1968 г. принимал участие в в составе истребительского полка в Чешских событиях. В феврале 1973 г. уволен на пенсию в звании прапорщика. В период службы в армии неоднократно подавал рапорт для посылки его в военное училище. Но по причине того что дедушка был угнан в Германию, постоянно получал отказы.

Учитель. Ребята, вы сегодня рассказали о том, как в ваших семьях бережно хранится память о том, как воевали и приближали победу старшее поколение. Сохраняя эту память, вы можете вместе с родителями добавить имена ваших родных к списку «Бессмертного полка». Возможно, вы откроете для себя новые страницы трудовых и военных будней тех страшных военных лет. А что же это такое - «Бессмертный полк?» Таким образом, можно будет увековечить память о ваших родных, участниках ВОв.

Слайд № 7. «Бессмертный полк».

Ученик 5-В класса Никита Тимошадченко

читает стихотворение Риммы Казаковой

На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем -

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,

о них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

...Они прикрыли жизнь собою,-

жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.

Минута молчания

Библиотекарь. Война - это горе и слёзы. Тысячи людей прошли через войну, но выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством.

  • Их подвиг - это наша национальная святыня. И мы никому не должны позволить надругаться над этой святыней. Мы должны беречь память об этом подвиге.


  • Видеоролик «Ради тебя»

Учитель. Объявляется минута молчания. Прошу всех встать.

Дети встают.


  • Звучит запись (метроном, потом звучит запись Бетховена «Лунная соната»)

  • Слайд № 8.

Учитель. Прошу садиться.

Подведение итогов

Учитель.

  • Еще живы те люди, которые в тяжелейших боях защищали нашу Родину. Давайте всё помнить. Народ, не уважающий своего прошлого, не будет иметь достойного будущего.


  • Ребята! Вы заранее сделали своими руками красивые открытки и рисунки. Мы подарим их 9 мая ветеранам Великой Отечественной войны. Жаль, что ветеранов осталось совсем немного сегодня…

Библиотекарь. Да, победа досталась нам очень дорогой ценой. Об этом мы должны помнить. Более 70-ти лет народ радуется миру на земле, печалится о погибших. Никогда не забудется мужество людей, отдавших жизнь за свободу и счастье Родины. Пусть наша Земля никогда не знает войн. Память о погибших вечна!

Стихи читают ученики Света и Никита.

  • Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните!

  • Какою ценой завоевано счастье,

Помните!

  • Песню свою отправляя в полет,

Помните!

  • О тех, кто уже никогда не споет,

Помните!

  • Ради счастья и жизни на свете,

  • Ради воинов, павших тогда,

  • Да не будет войны на планете

  • Хором: Никогда! Никогда! Никогда!

  • Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

Пусть!

  • Пусть мирные звезды сияют над ней!

Пусть!

  • Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

  • Хором: Пусть! Пусть! Пусть!


  • Звучит песня в исполнении группы учащихся 5-В класса «О той весне. (3 минуты)


Учитель. Программа нашего классного часа выполнена. Я хотела бы услышать ваши мнения о сегодняшнем мероприятии. Как вы считаете, нужно ли нам знать о боевых заслугах наших предков? Нужно ли проводить изучать свои семейные архивы, чтобы узнать, как воевали наши прадеды? Что дала вам такая поисковая работа?

Примерные ответы детей:

-

-

-

Библиотекарь. Мы выражаем благодарность всем, кто оказался неравнодушным и помог собрать, сохранить и передать архивы из семейных историй, рассказывающих о причастности к событиям тех лет.

9


© 2010-2022