Конспект урока История и причины возникновения денег

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Анискина Ирина Николаевна

Конспект урока по экономике в 6 классе.

Тема: «История и причины возникновения денег. Свойства денег».

Тема урока: «История возникновения денег. Свойства денег».

Цели урока:
Обучающие:

1. Раскрыть суть понятия «деньги».

2. Приучать учеников слушать, думать, делать умозаключения.
Развивающие:

1. Развивать логическое мышление учащихся, учить, находить главное, существенное.

2. Развивать умение связать теоретический материал с жизнью.
Воспитывающие: 1. Воспитывать любознательность, активность

2. Воспитывать чувства своей значимости, умения самоопределиться, самоутвердиться.

Методы обучения:


  1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.


  2. По степени взаимодействия учителя с учащимися: беседа, работа с учебником, проверочная работа.


  3. Закрепление изученного материала.


  4. Предварительная подготовка учащихся

Формы обучения:

  1. Фронтальная

  2. Индивидуальная

Оборудование урока:

  1. Карточки с изображением предметов

  2. Старинные монеты и купюры

  3. Современные российские деньги

  4. Рабочие тетради

Конспект урока по экономике с теоретическим обоснованием.

Тема: «Деньги»


- Здравствуйте, ребята, садитесь! Рад вас видеть снова.


- Что вам было задано на дом?


Приветствуют учителя. Дежурный сообщает об отсутствующих.

- Мы готовили тему «Из чего складывается цена»


Создание атмосферы доброжелательности. Настрой учащихся на урок.


2. Проверка домашнего задания.


- Итак, из чего же складывается цена?


- А что такое цена?

- А теперь проверьте ответы на задачи, которые вы решали дома

Если кто-то допустил ошибки, вы их обязательно найдете после сегодняшнего урока.


- Цена складывается из затрат производителя на единицу продукции и прибыли от продажи единицы продукции.

- Цена - это денежное выражение стоимости товара.

(Проверяют свои ответы с ответами на доске)



Проверка домашнего задания

Самопроверка


3. Изучение нового материала.


Тема нашего урока тесно связана с предыдущей. Скажите, какое понятие в экономике очень близко к понятию «цена»?

- Правильно. Сегодня вы узнаете, что же такое деньги как понятие, мы заглянем в историю денег, познакомимся с деньгами Российского государства.

Деньги появились очень давно, когда произошло разделение труда и возникла необходимость в обмене. Перед вами на столе карточка, на которой нарисованы: сосновая шишка, золотое кольцо, пачка чая, медная пластинка, корова, собака. Скажите, что из этих вещей можно использовать в виде денег?

- Почему?


- Здесь вы не совсем правы

Вспомните историю: когда-то давным-давно у древних греков, римлян и славян деньгами был скот, потому что они занимались скотоводством. В Китае и Японии деньгами был рис, в Монголии - чай, в Новой Гвинее - собачьи зубы. Т.е. у каждого народа из массы товара выделялся наиболее важный и нужный, который представлял ценность для всех или для большинства.

Давайте сформулируем определение: что такое деньги?


- Верно, в тетради запишите число, тему урока и определение понятия «деньги»: «Деньги - своеобразный универсальный товар - эквивалент (равноценный заменитель), служащий для соизмерения различных видов труда и принимаемый в уплату за товары и услуги.»

Со временем стало ясно, что деньги должны быть удобными. Такими удобными деньгами на многие годы стало золото. О том, где и когда появились первые металлические деньги нам расскажет (называется фамилия ученика)

- Спасибо. Историю денег на Руси нам поведает (называется фамилия ученика)

- Хорошо, спасибо. Твердая, т.е. постоянная, устойчивая, валюта появилась у России в 1704 году, денежную реформу осуществил царь Петр-I.

Откуда же взялись бумажные деньги? Об этом нам поведает (называется фамилия ученика)

- Замечательно. Вот мы с вами заглянули в историю денег. А скажите, ребята, какие современные деньги вы знаете? У нас в России какие деньги?

- А какого достоинства деньги у нас выпускаются?

- Правильно. Вот только среди бумажных есть еще 5000 купюра.

Ребята, а какие еще современные деньги выпускают, кроме металлических и бумажных?

- Пластиковые, ребята. Слышали про пластиковые карты. Это те же деньги, только для них не нужно большого кошелька. Снять деньги с пластиковой карты можно в любом банкомате, столько, сколько тебе необходимо. Пластиковые деньги появились на свет во Франции в 1974 году.


А теперь откройте

рабочую тетрадь на стр.87. Давайте разберем, какими свойствами должны обладать деньги и почему.

Первое свойство читайте…

Как вы это понимаете?


- Читаем второе свойство

- Затрудняетесь, а ведь это просто: ценность денег не должна зависеть от величины монеты или купюры. Например, копейка - самая малоценная монета. Вот посмотрите на нее, какой она величины. Подержите в ладошке, ощутите ее вес.

Если ценность будет зависеть от объема, то 5-тирублевая монета должна быть в 500 раз больше, чем копейка. А теперь посмотрите 10-рублевую купюру и представьте какой должна быть 5000-ная купюра.

- Давайте-ка замерим длину купюры

- Третье свойство…

- Верно, а для чего это надо?

- Молодцы, читаем дальше

- Значит не только краска не стиралась, но и…

- А металлические


- Читаем дальше


- Нет, ребята. Это имеется в виду, чтобы удобно было плачиваться, выпускаются деньги разного достоинства. При этом учитывается, монетами или купюрами какого достоинства легче сосчитать необходимое количество денег. Например, 100 рублей можно отдать одной купюрой, а можно разложить на части и отдать… Как?

- Правильно. И последнее свойство…


- Это свойство я вам объясню. Это обозначает, что на эти деньги можно купить, рассчитаться, положить в банк, хранить длительное время, не боясь, что они обесценятся, то есть проводить любые сделки.



- Наверное, деньги.

.

- Золотое кольцо


- Потому что сделано из золота.


- Деньги - это товар, который наиболее ценный для всех и которым измеряют цену других товаров.

- Первую монету отчеканил царь государства Лидия Гиг в начале VII века до н.э. Потом монеты появились в Греции. Гиг чеканил монеты из сплава золота с серебром. В Греции счет велся на серебро, а в Риме - на медь. В Византии, Китае и Японии чеканили железные монеты. Они были разной формы и конфигурации. Вместе с первой монетой появились и фальшивомонетчики. В Греции их казнили, в Египте, Византии, России им отсекали руки.

- Вместо монет в Древней Руси использовались металлические слитки - гривны. Их изготавливали во всех княжествах, но Новгородская гривна признавалась во всем мире.

В XII веке на Руси ходили серебряные слитки весом в 200 граммов - рубли и стограммовые полтины. В 1380 году Дмитрий Донской начал чеканить свою монету - деньгу: 1 рубль - 200 денег.

Главной монетой на Руси была копейка - серебряная монета весом 0,7 грамма с изображением всадника с копьем. Полкопейки - деньга, четверть - полушка, алтын - 3 копейки, гривна -10 копеек, а также полтина и рубль. Эти деньги были выпущены в 1654 году. Для проведения денежной реформы был создан монетный двор в Москве. Чтобы сберечь ценное серебро царь приказал печатать медные копейки.

- Бумажные деньги были изобретены в Китае в 119 году до н.э. Причина - острая нехватка металла. Бумажные деньги снабжались подписями высших чиновников и красной императорской печатью. В Европе при нехватке монет использовались кожаные деньги. Первой стала использовать бумажные деньги Швеция в XVII веке. В 1769 году были выпущены бумажные деньги в России.

- В России бумажные и металлические деньги


- Бумажные: 10, 50, 100, 500, 1000 рублей, металлические: 1 копейка, 5, 10, 50, 1 рубль, 2, 5, 10

- …..


- Однородность

- Деньги должны быть у всех одинаковыми, например, металлическими и бумажными, чтобы каждый, у кого они есть, мог в своей стране купить что угодно, где угодно и у кого угодно.

- Высокая ценность даже малого объема.

- ….

- В 500 раз длиннее


- 15 см. умножаем на 500…- 7500см или 75 метров

- Редкость. Наверное деньги должны быть такими, чтобы их ни с чем другим спутать было нельзя

- Чтобы не выбросить случайно

- Чтобы нельзя было легко обмануть продавца и покупателя.

- Устойчивость к воздействию окружающей среды, а значит, возможность долговременного хранения

- Чтобы, например, краска не смывалась. У нас мама один раз постирала 100 рублей и - ничего.


- Не размокали

- Не ржавели, не стирались, не меняли цвета.

- Легкая делимость на части. Это что, чтоб разрывать что ли было легко?

-.2 купюры по 50 рублей

- 10 штук по 10 рублей

- 20 штук по 5 рублей, металлических

- Или 100 штук по 1 рублю


- Относительная стабильность предложения


Сообщение темы и целей урока


Развитие мыслительной деятельности

Обучение умению делать умозаключения

Работа с тетрадями


Самоподготовка дома

Опора на личный опыт


Подключение зрительной памяти

Развитие логического мышления


4. Закрепление знаний.


Переверните страничку выполним задание 1:

1.В чем причина появления денег?

2. Почему самыми распространенными были золотые и серебряные деньги?

3. Почему не было железных денег, хотя железо было хорошо известно и высоко ценилось?

4. Какие предметы в разных странах выполняли роль денег?

5. В чем причина появления бумажных денег?

Когда и где появились первые:

монеты?

банкноты?

пластиковые деньги?




- Деньги появились для удобства при обмене

- Они высоко ценились всеми

- Не устойчивы к воздействию окружающей среды


- Рис, животные, металлы, меха, соль, табак, стекло.


- Не хватало металла, удобнее в хранении и перевозке


- В VII веке до н.э.

- В 119 году до н.э.

- В 1974 году



Активизация памяти, развитие речи.


5. Подведение итогов урока.


Все правильно! Молодцы!

Итак, что нового мы узнали на уроке?



- Мы узнали много нового о деньгах: когда и зачем они появились.

- Какими были деньги у нас и в других странах

- Какие сейчас новые виды денег

- Какими свойствами должны обладать деньги



Умение обобщать, выделять главное


6. Домашнее задание.


На этом мы можем закончить наш урок и записать домашнее задание. Теоретический материал стр. 86-87, выполнить задания в рабочей тетради № 2,4,5,6,7

Посмотрите, кому, что непонятно по домашнему заданию.


Записывают домашнее задание в дневниках


Развитие самоконтроля

(Наиболее активным ученикам выставлены оценки)

ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ.

РЕБУС №1

РАЗГАДАЙТЕ ЗАШИФРОВАННУЮ В ТАБЛИЦЕ РУССКУЮ ПОСЛОВИЦУ, ИСПОЛЬЗУЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

10, 3, 11, 12, 5, 13 - денежное пособие, получаемое гражданином от государства после достижения им преклонного возраста и при условии, что он отработал определенное количество лет. (ПЕНСИЯ)

15, 7, 16 - весенний месяц, предвестник каникул. (МАЙ)

Целеустремленный менеджер - это тот, кто имеет перед собой четко поставленную 21, 3, 23, 20. (ЦЕЛЬ)

18, 9 - змея. (УЖ)

1, 2, 3, 4, 5, 6 - предоставление банком денег в долг частному лицу или предприятию на условиях возвратности и платности. (КРЕДИТ)

Для того, чтобы произвести товар необходимо приобрести ресурсы. Средства, израсходованные на ресурсы - есть 22, 7, 6, 2, 7, 6, 28. (ЗАТРАТА)

8, 19, 17, 14, 4, 7 - то, к чему стремимся, продавая товар или что-нибудь обменивая. (ВЫГОДА)

ПОСЛОВИЦА: РОДИСЬ, КРЕСТИСЬ, ЖЕНИСЬ И УМИРАЙ - ЗА ВСЕ ДЕНЕЖКИ ПОДАЙ!

РЕБУС №2

РАСШИФРУЙТЕ СЕРБСКУЮ ПОСЛОВИЦУ, ИСПОЛЬЗУЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, И УЗНАЙТЕ СОВЕТ КАК РАЗБОГАТЕТЬ

1, 2, 3, 4 - кредитное учреждение. (БАНК)

5, 4, 6, 3, 6, 7, 8, 4, 2 - наука о ведении хозяйства. (ЭКОНОМИКА)

12, 13, 4 - одна из форм безналичных денег. (ЧЕК)

14, 6, 15, 2, 16 - продукт труда, созданный для обмена. (ТОВАР)

17, 4, 6, 16, 18 - то, без чего корабль не может встать на стоянку. (ЯКОРЬ)

9, 2, 10, 6, 11 - ценная вещь, которую можно отдать, чтобы получить деньги в долг. При возврате денег вещь возвращается. (ЗАЛОГ)

19, 4, 20, 21, 2, 22 - ребенку, не желающему употреблять на завтрак кашу, говорят: "……. кашу". (СКУШАЙ)

ПОСЛОВИЦА: ЛУЧШЕ РАЗБОГАТЕТЬ, ТОРГУЯ СОЛОМОЙ, ЧЕМ РАЗОРИТЬСЯ, ТОРГУЯ ЗОЛОТОМ.

РЕБУС №3

РАСШИФРОВАВ РЕБУС ПРИ ПОМОЩИ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, СМОЖЕТЕ ПРОЧЕСТЬ ИЗВЕСТНУЮ ПОСЛОВИЦУ.

1, 2, 3, 22 - учреждение, которое собирает, хранит, накапливает, а также дает деньги в долг. (БАНК)

9, 10, 11, 7 - антоним слова "мокро". (СУХО)

5, 26, 7, 8 - старинная монета на Руси, равная 2 копейкам. (ГРОШ)

13, 14, 15 - природный ресурс, на который спрос увеличивается под Новый год. (ЕЛЬ)

4, 6, 16, 2 - времена года, когда особенно повышается спрос на зимнюю одежду. (ЗИМА)

17, 18, 12, 13, 14 - птица с длинным и крепким клювом, которую называют санитаром леса. (ДЯТЕЛ)

ПОСЛОВИЦА: С ДЕНЬГАМИ НЕ ШУТЯТ, А БЕЗ НИХ ТЕМ БОЛЕЕ.

РЕБУС №4

РАСШИФРОВАВ РЕБУС ПРИ ПОМОЩИ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, УКАЖИТЕ КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЕШАЕТ ЭКОНОМИКА.

1, 2, 3, 4, 4, 3, 5 - выпуск бумажных денег и монет. (ЭМИССИЯ)

15, 16, 17, 11 - природный ресурс, обитающий в воде и не издающий никаких звуков. (РЫБА)

21, 11, 8, 22 - денежная единица Китая. (ЮАНЬ)

12, 11, 13, 3, 10, 11, 14 - то, что необходимо для открытия предприятия. (КАПИТАЛ)

23, 11, 4 - то, при помощи чего измеряется время. (ЧАС)

6, 7, 8, 9, 10, 11 - металлические деньги. (МОНЕТА)

18, 11, 19,7, 20 - предприятие, производящее станки, оборудование и др. (ЗАВОД)

24, 15, 7, 30 - древнерусская медная монета. (ГРОШ)

ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ЯВЛЯЮТСЯ: ЧТО, КАК И ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ.

РЕБУС №5

РАСШИФРОВАВ РУССКУЮ ПОСЛОВИЦУ, ВЫ УЗНАЕТЕ СОВЕТ, КАК БЫТЬ БЕРЕЖЛИВЫМ.

5, 1, 6, 7, 6, 8, 6, 3, 9, 6 - деньги, которые население откладывает на большую покупку. (СБЕРЕЖЕНИЕ)

7, 10, 3, 11, 4 - место торговли, обмена товарами и услугами. (РЫНОК)

12, 13, 5, 11 - ресурс, используемый для производства колбасных изделий. (МЯСО)

2, 14, 2, 3, 5 - часть денежных средств выдаваемых в счет предстоящих платежей. (АВАНС)

3, 2, 15, 11, 16 - обязательный платеж государству. (НАЛОГ)

16, 11, 5, 18, 19, 2, 7, 5, 17, 14, 11 - территория, которую объединяет общий язык, интересы, законы, обычаи. (ГОСУДАРСТВО)

ПОСЛОВИЦА: КТО ГРИВНЫ НЕ БЕРЕЖЕТ, САМ РУБЛЯ НЕ СТОИТ.


© 2010-2022