- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 6 класс Агибалова - Торкунов
Рабочая программа по истории 6 класс Агибалова - Торкунов
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шарохина Н.Н. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
Калиновская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО
учителей гуманитарного цикла
Руководитель МО:
_______________ / Т.А.Иващенко /
Протокол № 3 от 30.11. 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР:
_________________ /Л.Н.Магдеева /
30.11.2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы:
_______________ /Н.А.Иващенко /
Приказ № 257 от 30.11.2015 г.
Рабочая программа
По предмету (курсу): история
Класс: 6 уровень программы: базовый на 2015 -2016 учебный год
Педагог: Шарохина Наталья Николаевна,
учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория
-
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Отечественной истории; Историко-культурного стандарта; Рабочей программы Всеобщая история 5-9 классы (предметная линия учебников А.А. Вигасина - Сороко-Цюпы) М: Просвещение 2011); Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.
Рабочая программа для 6 класса ориентирована на использование следующих учебников:
-
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков.6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.: «Просвещение», 2014.
-
Н.М.Арсентьев, ДаниловА.А и др.под ред.А.В.Торкунова. История России. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г.
Сроки реализации рабочей программы: 1 год, 2 часа в неделю, 70 часов в год.
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
-
познавательный интерес к прошлому своей страны
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
-
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
-
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
-
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
формирование коммуникативной компетентности;
-
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
-
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
-
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
-
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
-
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
-
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
-
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
-
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
-
активно примененять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты изучения истории включают:
-
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
-
установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
-
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
-
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
-
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;
-
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
-
использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
-
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
-
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
-
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
-
описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
-
поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
-
анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;
-
использование приёмов исторического анализа;
-
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
-
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
-
систематизация информации в ходе проектной деятельности;
-
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
-
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
-
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (VIII-XV вв.)
Выпускник научится:
• локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное
государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
-
Содержание курса
Всеобщая история. История средних веков. (30 часов)
Введение. Раннее Средневековье (1 ч)
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Западная и Центральная Европа в VI - XI вв. (5 ч)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Византийская империя. (3 ч)
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Арабы в VI - XI вв. (1 ч)
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Расцвет Средневековья. Средневековый город в Западной и Центральной Европы. (2 ч)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговляв средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы. (2 ч)
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Образование централизованных государств в Западной Европе. (6 ч)
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк - национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Феодальная раздробленность в Центральной Европе. (4 ч)
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами. Гуситское движение в Чехии. Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Культура Западной Европы в XI - XV вв.(2 ч)
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (4 ч)
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города- государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
История России (40 ч) От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца 15 века).
Введение (1 ч)
Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Русь в IX-первой половине XII века (11 ч)
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных,западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи - балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие.
Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII - начале XIII века (5 ч)
Формирование системы земель - самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.
Русские земли в середине XIII-XIV веке (9 ч)
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV веке (8 ч)
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва - третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитетура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Региональный компонент (2 ч)
Наш регион в древности и Средневековье.
-
Календарно - тематическое планирование 6 класс
Всеобщая история. История средних веков. (30 часов)
№ ур
п/п
Тема раздела, урока
Кол-во
часов
Предметные результаты
Вид и форма контроля
Дата по плану
Дата фактич.
1
Введение. Раннее Средневековье
1
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося
Фронтальный опрос
03.09
03.09
2
Древние германцы и Римская империя.
1
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов
Работа в паре, взаимоопрос
07.09
07.09
3
Королевство франков и христианская церковь в VI - VIII веках
1
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности
Пересказ по плану
10.09
10.09
4
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
1
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности,
Тест
14.09
14.09
5
Западная Европа в IX - XI веках
1
умение изучать, систематизировать информацию из различных источников, формулировать и обосновывать выводы
Составление плана
17.09
17.09
6
Культура Западной Европы в раннее Средневековье
1
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений
Тест
21.09
21.09
7,8
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
2
умение изучать, систематизировать информацию из различных источников, формулировать и обосновывать выводы
Взаимоопрос
24.09
28.09
24.09
28.09
9
Образование славянских государств.
1
умения изучать, систематизировать информацию из различных источников, формулировать и обосновывать выводы
Практическая работа
01.10
01.10
10
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата
1
способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
Фронтальный опрос
05.10
05.10
11
Средневековая деревня и ее обитатели
1
умение характеризовать условия и образ жизни деревенских жителей, занятия людей населявших средневековую деревню
Контрольная работа
Фронтальный опрос
08.10
08.10
12
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.
1
умение характеризовать условия и образ жизни горожан, занятия людей населявших города
Самостоятельная работа
Фронтальный опросс
12.10
12.10
13
К
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
(Индульгенция как средство коррупции. Продажность церкви).
1
знать особенности религиозных верований католической церкви
Практическая работа
15.10
15.10
14
Крестовые походы
1
уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
Тест
Взаимоопрос
19.10
19.10
15
Как происходило объединение Франции
1
уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
Фронтальный опрос
Тест
22.10
22.10
16
Что англичане считают началом своих свобод
1
развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о причинах, последствиях, борьбы за свободу
Практическая работа
26.10
26.10
17
Столетняя война
1
уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
Тест
29.10
29.10
18
Крестьянские восстания во Франции и в Англии
1
умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии
Тест
09.11
09.11
19
Усиление королевской власти в конце 15 в во Франции и Англии.
1
умение работать с разными источниками информациями; применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
Самостоятельная работа
Пересказ
12.11
12.11
20
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
1
умение работать с разными источниками информациями; применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
Итоговое тестирование Защита проекта
16.11
16.11
21
Усиление власти князей в Германии.
1
знать особенности, даты развития Германии; применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения собы-тий и явлений прошлого и совре-менности в курсах всеобщей истории
Самостоятельная работа
Фронтальный опросс
19.11
19.11
22
Расцвет итальянских городов.
1
знать особенности, даты развития Италии
Практическая работа
23.11
23.11
23
Гуситское движение в Чехии
1
уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний
Тест
Взаимоопрос
26.11
26.11
24
Завоевания турками - османами Балканского полуострова
1
уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду; использование сведений из исторической карты как источника информации о завоеваниях
Фронтальный опрос
Тест
30.11
30.11
25
Образование и философия. Средневековая литература и искусство
1
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого
Практическая работа
03.12
03.12
26
Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.
1
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого
Тест
07.12
07.12
27
Средневековый Китай.
1
уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний
Тест
10.12
10.12
28
Индия. Государство и культура.
1
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
Самостоятельная работа
Пересказ
14.12
14.12
29
Государства и культура доколумбовской Америки.
1
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
Итоговое тестирование Защита проекта
17.12
17.12
30
Африка. Наследие средних веков в истории человечества.
1
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
Фронтальный опрос
21.12
21.12
История России (40 часов)
№ ур
п/п
Тема раздела, урока
Кол-во
часов
Предметные результаты
Вид и форма контроля
Дата по плану
Дата фактич.
1
Введение. Наша Родина - Россия.
1
Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников. Характеризовать источники по российской истории. Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России. Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории
Фронтальный опрос
24.12.
24.12.
2
3
4
Древние люди и их стоянки на территории современной России.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.
Образование первых государств.
1
1
1
Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств. Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам. Составлять рассказ об их жизни. Давать определение понятия археологическая культура. Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита. Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов. Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции) жизни отдельных народов Восточной Европы в древности. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории. Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу. Сравнивать образ жизни греков
и народов Северного Причерноморья. Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов. Анализировать фрагменты рассказа Геродота о скифах.
Работа в паре, взаимоопрос
11.01
14.01
18.01
11.01
14.01
18.01
5
Восточные славяне и их соседи
1
Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей. Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах; установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
Пересказ по плану
21.01
21.01
6
История заселения территории родного края в древности
1
Знать историю заселения территории родного края в древности; использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
Тест
25.01
25.01
7
Первые известия о Руси.
1
Высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого
Составление плана
28.01
28.01
8,9
Становление Древнерусского государства.
2
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками. Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы). Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщение / презентацию об одном из правителей Древней Руси (используя миниатюры из Радзивилловской летописи, помещенные на интер-нет-сайте: radzivilovskayaletopis.ru/ и другие изображения
Тест
01.02
04.02
01.02
04.02
10
Правление князя Владимира и Крещение Руси
1
Князь Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление.Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия.Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ.
Взаимоопрос
08.02
08.02
11
Русское государство при Ярославе Мудром
1
Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику (исторический портрет) Ярослава Мудрого.Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о сыновьях или дочерях Ярослава Мудрого
Практическая работа
11.02
11.02
12
13
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
Общественный строй и церковная организация на Руси.
1
1
Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI - начале XII в.
Составлять характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха
Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе. Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории. Описывать взаимоотношения рус-
ских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений. Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет». Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси(используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды»). Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, вервь, смерд. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по древнерусскому городу»
Фронтальный опрос
15.02
18.02
15.02
18.02
14
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.
1
Древнерусская культура: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская). Историческое и культурное наследие Древней Руси. Личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Контрольная работа
Фронтальный опрос
20.02
20.02
15
Повседневная жизнь населения.
1
Образование древнерусской народности; описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
Фронтальный опросс
25.02
25.02
16,17
Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по главе 2.
РК Урок истории и культуры родного края в древности.
2
Обучающиеся учатся основам социально критического мышления при работе над таблицей «положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси»; использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств; поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России
Практическая работа
29.02
03.03
29.02
03.03
18
Политическая раздробленность в Европе и на Руси.
1
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопрос. Давать определения понятий: удел, политическая раздробленность.Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период. Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества. Продолжать описание эволюциивзаимоотношений русских земель с половцами.
Тест
Взаимоопрос
07.03
19
Владимиро-Суздальское княжество.
1
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы. Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристику (исторический портрет) Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства. Объяснять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской земле.
Фронтальный опрос
Тест
10.03
20
21
Новгородская республика.
Южные и юго-западные русские княжества.
2
Обучающиеся учатся основам социально критического мышления при работе над таблицей «положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси». Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как источник по истории Новгородской и других земель (используя материалы интернет- сайта Института русской литературы: lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: gramoty.ru/)
Практическая работа
14.03
17.03
22
Повторительно-обобщающий урок по главе 3.
1
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы
Тест
21.03
23
24
Монгольская империя и изменение политической картины мира.
Батыево нашествие на Русь.
2
Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237-1242 (причины поражения, последствия); применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории. Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголовХарактеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.
Тест
24.03
04.04
25
Северо-западная Русь между Востоком и Западом.
1
Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г. Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем). Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Объяснять причины успеха русских в данных сражениях. Начать составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского (используя материалы интернет-сайта: a-nevsky.ru/ и другие источники)
Тест
Пересказ
07.04
26
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.
1
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы. Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. Характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского. Объяснять смысл понятий:
баскак, ярлык, «выход»
Итоговое тестирование Защита проекта
11.04
27
Литовское государство и Русь.
1
Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы.
Фронтальный опрос
14.04
28
Усиление Московского княжества в северо-восточной Руси.
1
Понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы
Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты)
Контрольная работа
Фронтальный опрос
18.04
29
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
1
Оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение/презентацию о Куликовской битве (исполь-
зуя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище», помещенные на интернет-сайте: prodigi. bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122
&CollID=58&NStart=51) Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского,
митрополита Алексия
Самостоятельная работа
Фронтальный опросс
21.04
30
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV веков.
1
Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV-XV веках; личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Практическая работа
25.04
31
Повторение и контроль по главе 4.
1
Систематизировать исторический материал об изученном периоде. Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. Выполнять контрольные тестовые
задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)
Тест
Взаимоопрос
28.04
32
РК Родной край в истории и культуре Руси.
1
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
Фронтальный опрос
Тест
02.05
33
34
35
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века.
Московское княжество в первой половине XV века.
Распад Золотой Орды и его последствия.
3
Обучающиеся учатся делать выводы о последствиях династических войн для Московского княжества и других удельных земель. Формулировать проблему наследования власти в государстве. Раскрывать причины распада Золотой Орды, сравнивать ее процессом дробления других государств в эпоху Средневековья, самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения.
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы
Практическая работа
Пересказ.
Тест
05.05
12.05
16.05
36
Московское государство и его соседи во второй половине XV века.
1
Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления
Страной. Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана III
Сравнивать боярство и дворянство. Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье. Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской
государственности. Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью
Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами,
Тест
19.05
37
Русская православная церковь в XV- начале XVI века.
1
использование приёмов исторического анализа;
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
Докончи предложение
23.05
38
39
Человек в Российском государстве второй половины XV века.
Фомирование культурного пространства единого Российского государства.
1
1
Описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси.
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры; уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период. Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV-XV вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях
Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала). Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIV-XV вв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации)
Контрольная работа
26.05
30.05
40
Резервный. Обобщающее повторение по курсу «История России»
1
Систематизировать исторический материал об изученном периоде. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества. Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ,
в упрощенном варианте). Подводить итоги проектной деятельности
-
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение
Интернет-ресурсы
Универсальные библиотеки
-
Библиотека Максима Мошкова: lib.ru/ Одна из старейших и наиболее популярных библиотек Рунета. Исторический каталог: lib.ru/win/HISTORY/
-
Библиотека Альдебаран: aldebaran.ru/ Исторический раздел: lib.aldebaran.ru/genre/science_root/sci_history/
-
Библиотека FictionBook.lib: fictionbook.ru/ Вопреки своему названию «Художественная литература» библиотека содержит много книг non-fiction. Исторический раздел: fictionbook.ru/genre/science/sci_history
-
Библиотека на LitPORTAL.ru: litportal.ru/ Исторический раздел: litportal.ru/index.html?r=7
-
Библиотека Bookz.ru: bookz.ru/ Исторический раздел: bookz.ru/genres/history-0.html
-
Электронные книжные полки Вадима Ершова и К°: publ.lib.ru/ publib.html Исторический раздел: publ.lib.ru/ARCHIVES/_
Федеральные методические ресурсы по истории
-
Сайт журнала «Преподавание истории в школе»: pish.ru/
-
Сеть творческих учителей: it-n.ru/
-
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру: prosh kolu.ru/
-
Электронная версия газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября» и сайт «Я иду на урок истории»): his.1september.ru/
-
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: fes ti val.1september.ru/
Исторические карты
Контурные карты: kontur-map.ru/
Коллекция старинных карт территорий и городов России: oldmaps. narod.ru/
Картографическая Россика: old-rus-maps.ru/
Старинные карты Российской империи: raremaps.ru/
Старинные карты губерний Российской империи: maps. litera-ru.ru/
Видео
Документальные, научно-популярные и образовательные видеофильмы: intellect-video.com.
История России: intellect-video.com/russian-history/
УМК ученика:
-
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков.6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.: «Просвещение», 2014.
-
Н.М.Арсентьев, ДаниловА.А и др.под ред.А.В.Торкунова. История России. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
-
И.А.Артосов, А.А.Данилов, Л.Г Косулна. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс. Москва «Просвещение», 2016
-
Крючкова Е.А. Всеобщая история. История средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс, М «Просвещение»,2013.
-
Зуев М.Н. История России: в схемах и таблицах:6-11 классы. М «Экзамен»,2014.
УМК учителя:
-
Данилов А.А., Журавлёва О.Н, Барыкина О.Е. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России».6-9 классы, МОСКВА «Просвещение», 2016.
-
Журавлёва О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс. МОСКВА «Просвещение», 2016.
-
Максимов Ю.И. Тесты по истории Средних веков: 6 класс: к учебникам по истории Средних веков Федерального перечня, М «Экзамен», 2014.
18