Рабочая программа по истории 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по истории 7 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по истории

7 класс.

разработана на основе:

  1. Закона РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012.

  2. Приказа Минобразования России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного0 общего образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089;

  3. Приказа Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  4. Санитарных правил 2.4.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 г. № 189;

5. Закон об образовании Курской области

6. Устав ОУ

7 Учебный план ОУ

Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 7 классе реализуются в рамках двух курсов - «Новая история»и «Истории России»

Рабочая программа рассчитана на 70 часов с учетом 2 часа в неделю.

Учебники: Новая история, 1500 - 1800 : Учебн. Для 7 класса общеобразоват.учреждения / А.Я. Юдовская

, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. М.: Просвещение, 2014 год.

и Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России. Конец XVI - XVIII век. М.: Просвещение, 2014 г.

Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 7 классе реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Новая история».

Цели курса: учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;

  • - о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;

  • - должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;

  • - приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;

  • - анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;

  • - научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;


  • - уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположны) точек зрения.

Рабочая программа решает следующие задачи:

  • ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, о понятии Нового времени и его периодизации.

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории,

  • развитие учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа,

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников, приобщение к ценностям мировой культуры,

  • воспитание уважения к истории и культуре других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние всего человечества

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события мировой истории и выдающихся деятелей мировой истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

  • характерные, существенные черты: экономического и социального развития России; политического устройства страны, российского абсолютизма; развития духовной культуры.

  • значение понятий: Смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол.

уметь

  • соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений , отчетов об экскурсиях, рефератов)

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни

  • показывать на исторической карте: рост территории России, крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства.

  • описывать положение и образ жизни основных сословий России.

  • соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма; закрепощения крестьян; социальных движений.

  • составлять описание и объяснять назначение памятников культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.

  • сравнивать: социально-экономическое развитие страны, положение основных сословий, крестьянские восстания и войны.

  • излагать суждения о причинах и последствиях: закрепощения крестьян; социальных движений; реформ Петра I; дворцовых переворотов; военных кампаний.

  • приводить оценки: реформы патриарха Никона; деятельности Петра I и Екатерины II.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН12


3

Тема1. Великие географические открытия

7


4

Тема 2. Реформация

5

1

5

Раздел II. Ранние буржуазные революции в Европе:

6


6

Тема3. Международные отношение

6


17

Раздел III. Эпоха просвещения, время преобразований

9

1

ИСТОРИЯ РОССИИ- 41ч.

1

Введение

1


2

Тема1. Россия на рубеже XVI-XVIIвв

9


3

Тема 2. России в XVIIв

7


4

Тема 3. Россия в I четверти XVIII

7


5

Тема 4. Россия в 1725-1762гг.

4


6

Тема 5 . России в 1762-1800

10

1

7

Итоговое обобщение по курсу Истории России

1

1


Резерв

2



Итого:

70

6

IVСодержание Программы

Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.

Великие географические открытия и их последствия

Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

Эпоха Возрождения

Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор,. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

Реформация. Утверждение абсолютизма

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

Первые буржуазные революции

Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.

Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение, Вольтер,. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.

Российское государство в XVI в.

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии К.Минин. Д.Пожарский.

Россия в первой половине XVII в.

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Россия во второй половине XVII в.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Русская культура XVII в.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Преобразования Петра Великого (конец XVII - первая четверть XVIII в.)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур изаводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть - середина XVIII в.)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Россия во второй половине XVIII в.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Русская культура второй половины XVIII в.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан

По порядку

Коли-чество

часов

Тема урока практические и контрольные работы

Элементы содержания

Тип урока

Домашнее задание

Дата проведения

планируемая

фактическая

1

1

Вводный урок.

От Средневековья к Новому времени Введение

Основные понятия:

Традиционное общество, индустриальное общество;

Предпринимательский дух.

Основные вопросы:

Хронологические рамки периода Нового времени, основные черты индустриального общества Репродуктивные уровень:

Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Продуктивный уровень:

называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Изучения нового материала

Введение

Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. (12ч)

Тема1. Великие географические открытия 7 Ч

2

1

Эпоха Великих географических открытий

Основные вопросы:

Технические достижения и открытия, этапы великих географических открытий, причины великих географических открытий.

Основные с понятия:

Великие географические открытия, каравелла, конкистадоры

Репродуктивный уровень:

Описывать технические открытия и изобретения; определять этапы великих географических открытий.

Продуктивный уровень:

Характеризовать технические достижения европейцев в XVI в., раскрывать причинно-следственные связи между технич. Изобретениями и эпохой великих географические

открытий

Урок изучение и закрепления первичных знаний

§1

3

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

Основные понятия:

Колонизация, колония, метрополия, канкиста, мировой рынок.

Основные вопросы:

Открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, западноевропейская колонизация новых земель, последствия Великих географических открытий

Репродуктивный уровень:

Называть даты великих географических открытий; показывать на

карте направления географических открытий.

Продуктивный

уровень:

Систематизировать исторический материал в таблицах; характеризовать сущность и значение географических открытий.

Творческий уровень:

Излагать суждение о последствиях географических открытий для Европы и мира в целом

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

§2

4

1

Абсолютизм в Европе.

Основные понятия:

Абсолютизм, капитализм, сословное представительство.

Основные вопросы:

Основные черты абсолютизма, разнообразные формы абсолютизма. Репродуктивный уровень:

Называть основные черты абсолютизма

Продуктивные уровень:

Характеризовать разнообразные формы европейского абсолютизма; сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и Франции; систематизировать исторический материал в таблице.

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности

§3 записи в тетради

5

1

Хозяйственная жизнь Европы в XVI-XVII вв

Основные понятия:

Капитал, капиталист, наемные рабочий, торговая компания, монополия, биржа, мануфактура.

Основные вопросы:

Развитие торговли, рынков, возникновение бирж и банков, отличительные признаки мануфактуры. Репродуктивный уровень:

Объяснять значение понятий данной темы; показывать тенденции развитияэкономики в Европе.

Продуктивный уровень:

Рассказывать связь между последствиями эпохи великих географических открытий и формирование признаков капитализма; характеризовать новые явления в экономической жизни Европы.

Изложение нового материала с элементами самостоятельной деятельности

§4записи в тетради

6

    Европейское общество в раннее новое время. Повседневная жизнь.

    Основные понятия:

    Дворяне, буржуазия, расслоение крестьянства.

    Основные вопросы:

    Изменение социальной структуры европейского общества, привычки и быт европейского общества Репродуктивный уровень:

    Называть новые социальный слои общества; называть новые духовые ценности, характерны для разных социальных слоев.

    Продуктивный уровень:

    Характеризовать изменение социальной структуры европейского общества в раннее Новое время; сравнивать особенности жизни и быта разных общественных слоев в эпоху Средневековья и период Нового времени

    Творческий уровень:

    Излагать суждение о последствиях и разнообразных формах социального взаимодействия в Европе в XVI-XVIIIвв.

    Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

    §5

    7

    1

    Великие гуманисты Европы. Развитие науки в XVI-XVII в.в.

    Репродуктивный уровень:

    Называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произвекдения.

    Продуктивный уровень:

    Характеризовать особенности духовной жизни Европы в XVI-XVIII в.; определять мировоозренческие устои Раннего Нового времени.

    Твроческий

    уровень:

    На основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи Возрождения.

    Комбинированный урок

    §6

    8

    1

    Искусство Западной Европы. Возрождение

    Основные понятия: бесконечность Вселенной ,новая картина мира ,естественные права человека.

    Основные вопросы:

    взгляды и открытия Н.Коперника,Дж.Бруно,И.Ньтона,.Философы:Ф.Бекон,Р.Декарт,Дж.Локк. Репродуктивный уровень: называть имена представителей европейской науки и их открытия.

    Продуктивный уровень: на основе дополнительных исторических и литературных источников подготовить сообщение деятельности представителей европейской науки.

    Комбинированный урок

    §7доклады

    Тема 2. Реформация 5 ч.

    9

    1

    Начало Реформации в Европе

    Основные понятия: Реформация , революция , протестантизм ,лютеранство.

    Основные вопросы:

    причины и распространение Реформации в Европе ,учение Мартина Лютера. Репродуктивный уровень :

    называть даты основных событий Реформации; называть имена идеологов и представителей реформационного движения. Продуктивный уровень: определять основные причины реформации; выявлять основные цели участия в Реформации разных социальных слоев общества; охарактеризовать особенности лютеранского учения.

    Творческий уровень: высказывать суждение о значении распространения лютеранского учения для европейцев

    Учебная лекция

    §8 записи в тетради

    10

    1

    Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации

    Репродуктивный уровень: знать основные события Реформации в Европе; объяснять значение понятий.

    Продуктивный уровень :характеризовать основные положения учения Кальвина.

    Творческий уровень: на основе дополнительной художественной и исторической литературы подготовить сообщение об ордене иезуитов.

    Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

    §9 записи в тетради

    11

    1

    Королевская власть и Реформация в Англии.

    Основные понятия :англиканская церковь ,пуританизм ,корсары.

    Основные вопросы: содержание и методы королевской Реформации ,Мария Кровавая и контрреформация ,укреплений англиканской церкви ,борьба с Испанией за морское господство.Репродуктивный ть устройство англиканской церкви.

    Продуктивный уровень:

    Сравнивать устройство Католической церкви и англиканской уровень: называть основные этапы религиозной истории королевства в XVI веке; объясня церкви; характеризовать основные направления политики Англии в данный период.

    Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях деятельности королева Елизаветы для страны

    Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся.

    §10 записи в тетради

    12

    1

    Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

    Основные понятия :гугеноты ,эдикт ,гарант ,компромисс ,религиозные войны.

    Основные вопросы :

    причины религиозных войн ,деятельность Ришелье и Генриха IV , складывание абсолютной монархии ,французский вариант абсолютной монархии. Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий ;называть основные этапы религиозных войн во Франции.

    Продуктивный уровень: раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции; сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и в Англии.

    Творческий уровень :на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ришелье и Генриха IX

    Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся.

    §11 доклады

    13

    1

    Повторение по Разделу I.» «Мир в начале Нового времени»

    Обобщение и систематизация знаний по разделу.

    Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

    §12

    Раздел II.РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ЕВРОПЕ ( 6 ч)

    Тема 3. Международные отношения (6ч)

    14

    Нидерландская революция .

    Основные понятия: революция ,уния ,гезы ,иконоборцы ,террор.

    Основные вопросы: причины ,ход ,итоги, рождение республики ,значение Нидерландской революции. Репродуктивный уровень: описывать географическое и экономическое положение Нидерландов. Называть основные этапы и события Нидерландской революции.

    Продуктивный уровень :систематизировать исторический материал в таблице; раскрывать основные причины и значение революции в Нидерландах.

    Творческий уровень: подготовить электронный атлас исторических личностей ранних буржуазных революций в Европе

    Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста.

    §13

    15

    1

    Рождение свободой республики Голландия

    Основные понятия: революция ,уния ,гезы ,иконоборцы ,террор.

    Основные вопросы: причины ,ход ,итоги, рождение республики ,значение Нидерландской революции. Репродуктивный уровень: описывать географическое и экономическое положение Нидерландов. Называть основные этапы и события Нидерландской революции.

    Продуктивный уровень :систематизировать исторический материал в таблице; раскрывать основные причины и значение революции в Нидерландах.

    Творческий уровень: подготовить электронный атлас исторических личностей ранних буржуазных революций в Европе

    Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста.

    §14

    16

    11

    Революция в Англии.

    Основные понятия: парламентская монархия, Долгий парламент ,»круглоголовые»,»кавалеры»,леваллеры,диггеры,протектор,тори,виги.

    Основные вопросы :причины ,ход ,результаты революции ,гражданская война ,установление республики ,протекторат Кромвеля ,реставрация монархии. Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий ;называть основные события Английской революции.

    Продуктивный уровень :выявлять причины революции ;характеризовать основные события и значение революции;сравнивать политическое устройство Англии Франции.

    Творческий уровень: высказывать суждение о роли О.Кромвеля в политической

    Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

    §15

    17

    1

    Путь к парламентской монархии

    Основные понятия: парламентская монархия, Долгий парламент ,»круглоголовые»,»кавалеры»,леваллеры,диггеры,протектор,тори,виги.

    Основные вопросы :причины ,ход ,результаты революции ,гражданская война ,установление республики ,протекторат Кромвеля ,реставрация монархии. Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий ;называть основные события Английской революции.

    Продуктивный уровень :выявлять причины революции ;характеризовать основные события и значение революции;сравнивать политическое устройство Англии Франции.

    Творческий уровень: высказывать суждение о роли О.Кромвеля в политической

    Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

    §16

    18

    1

    Международные отношения



    систематизировать исторический материал в таблице; характеризовать систему международных отношений в Европе в XVIII в.

    Творческий уровень: анализируя разные точки зрения о политическом устройстве Европы, высказывать свое суждение о том ,что какая точка зрения соответствует эпохе Нового времени.

    §17

    19

    1

    Повторение по теме «Международные отношения»

    Обобщение и систематизация знаний по теме

    Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

    §18повт §14-17


    Раздел III ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ.ВЕРМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8ч)

    20

    11111

    Век просвещения

    Основные понятия: эпоха просвещения ,энциклопедисты ,разделение властей.

    Основные вопросы: взгляды деятелей эпохи Просвещения ,идеи Просвещения и их значение ,взгляды Вольтера ,Монтескье ,Смита и других просветителей. Репродуктивный уровень: назвать характерные черты эпохи Просвещения.

    Продуктивный уровень: характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения ;выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в.

    Творческий уровень :на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи Просвещения.

    Урок -практикум

    §18-19 повторить термины

    21

    Промышленный переворот.

    Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий ; называть условия промышленного переворота.

    Продуктивный уровень: выявлять взаимность аграрной революции и промышленного переворота ;характеризовать значение промышленной революции для экономики и социального развития

    Изложение нового материала с постановкой проблемного задания.

    §20

    22

    Английские колонии в Северной Америке

    Основные понятия: колонии ,национальное самосознание.

    Основные вопросы :первые американские поселения ,формирование новой нации ,причины войны за независимость.

    Репродуктивный уровень: описывать условия жизни в первых североамериканских колониях.

    Продуктивный уровень: выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополий ;раскрывать характерные черты новой американской нации. уровень: подобрать электронный атлас знаменитых дат по данной тем

    Творческий

    Урок -практикум

    §21

    23

    Война за независимость .Создание Соединенных Штатов Америки.


    Основные понятии я:патриот , лоялист ,суверенитет ,федерация ,конституция.

    Основные вопросы: ход, значение ,итоги войны за независимость ,декларация независимости ,Конституция 1787.

    Репродуктивный уровень: называть основные черты политического устройства США.

    Продуктивный уровень: выявлять причины победы североамерика нских колоний ;анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787 г.

    Творческий уровень: высказывать свое суждение о значимости Конституции 1787 г. в современную эпоху.

    Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся.

    §22 повторить термины

    24

    Великая французская революция .

    Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях данных событий для истории Франции.

    Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

    §23

    25

    От монархии к республике .

    этапы революции .

    Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях данных событий для истории Франции.

    Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся.

    §24

    26

    От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

    Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий ;называть основные события революции.

    Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблицу ; анализировать основные положения Декларация прав человека и Конституции 1791 г.4 характеризовать особенности якобинской диктатуры .

    Творческий уровень:

    На основе дополнительной литературы составить политический портрет М.Робеспьера ,Ж.П.Марата ,Ж.Дантона.

    Учебная лекция с элементами эвристической беседы

    §25

    28

    Традиционные общества. Начало европейской колонизации.

    Основные понятия: колонизация «закрытые страны», традиционное общество ,западная цивилизация .

    Основные вопросы: особенности экономического и политического развитии стран Востока ,последствия вмешательства европейцев в жизнь стран Востока. Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий ; назвать характерные черты политическогоустройства и экономического развития стран Востока.

    Продуктивный уровень: выявлять после дствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом.

    Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщение об отношениях России со странами Востока в XVI-XVIII вв.

    Учебная лекция

    §26повторить термины

    29

    Повторение по разделу III «Эпоха просвещения. Время преобразований»

    Обобщение и систематизация знаний по теме.

    Урок обобщения, коррекции и оценки знаний учащихся

    §20-26

    ИСТОРИЯ РОССИИ в XVI-XVIIIвв.

    30

    Введение. Российская империя в XVI_XVIIIвв

    Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить с веком; показывать на исторической карте рост территорий России в XVI-XVIIIвв.

    Вводная лекция

    §1

    Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (9ч)

    31

    Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.

    Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    §2

    32

    Внешняя политика Ивана IV.

    Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    §3

    33

    Ливонская война

    Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена.

    Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся.

    §4

    34

    Внутренняя политика Ивана Грозного.

    Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    §5

    35

    Опричнина.

    Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

    Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся.

    §6

    36

    Внешняя политика Бориса Годунова

    Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б. Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И.Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    §7

    37

    Внутренняя политика Бориса Годунова

    Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б. Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И.Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.

    Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся.

    §8

    38

    Смута в Российском государстве

    Семибоярщина.

    Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся.

    §9

    39

    Воцарение Романовых

    Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.

    Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся.

    §10

    Тема 2. Россия в XVII в. (7ч)

    40

    1

    Экономическое развитие России в XVIIв.

    Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

    Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого поля. Начало складывания всероссийского рынка.

    Урок комплексного применения ЗУН учащихся

    §11Повторить термины

    41

    Сословия российского общества

    Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав.

    Урок комплексного применения ЗУН учащихся

    §12

    42

    Политическое развитие России

    Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649г. Центральное и местное управление. Приказная система.

    Урок изучения и первичного закрепления знаний

    §13

    43

    44444

    Власть и церковь.

    Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум.

    Урок комплексного применения ЗУН учащихся

    §14

    44

    «Бунташный век». Народные движения

    . Социальные движения во второй половине XVII в. Медный бунт. Восстание С. Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

    Урок комплексного применения ЗУН учащихся

    §15доклады

    45

    Внешняя политика России в XVII в.

    Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Завершение присоединения Сибири.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    §16-17

    46

    7

    Культура России в XVIIв.

    Обмирщение культуры. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе.

    Урок закрепления знаний

    §18доклады

    Тема 3. Россия в I четверти XVIIIв. (7ч)

    47

    Россия на рубеже XVII-XVIIIвв.

    Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К. Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    §19

    48

    Начало царствование Петра I.

    Урок комплексного применения ЗУН учащихся

    §20

    49

    Внешняя политика Петра I.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    §21

    50

    Преобразования Петра I.

    «

    Урок комплексного применения ЗУН учащихся

    §21записи в тетради, доклады.

    51

    «Петровская индустриализация»

    Урок комплексного применения ЗУН учащих

    §22

    52

    Народные движения I четверти XVIIIв

    Урок комплексного применения ЗУН учащихся

    §23

    53

    Культура России

    Урок обобщения и систематизации знаний

    §24

    Тема 4. Россия в 1725-1762гг.(4ч.)

    54

    Дворцовые перевороты

    Репродуктивный: объяснять значения понятий; называть основные этапы, даты и действующие лица дворцовых переворотов.

    Продуктивный:

    Характеризовать основные направления внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов; выявлять последствия дворцовых переворотов в социальном и политическом развитии России.

    Творческий:

    На основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение об исторических персонах эпохи дворцовых переворотов.

    Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН

    §25

    55

    Внутренняя политика России в 1725-1762гг

    Репродуктивный:

    Называть основные направления внутренней политики преемников Петра; описывать положение основных социальных групп населения в данную эпоху.

    Урок комплексного применения ЗУН

    §26 записи в тетради.

    56

    Внешняя политика России в 1725-1762гг

    Основные понятия:

    Семилетняя война.

    Основные вопросы:

    Основные направления внешней политики в данный период, участие России в русско-турецкой войне, в Семилетней войне, итоги внешней политики, полководческое искусство П.Я.Румянцева, П.С.Салтыкова. Репродуктивный:

    Назвать основные направления внешней политики преемников Петра. : исторический материал в виде таблицы и схем; раскрывать основные черты полководческого искусства.

    Творческий:

    Высказывать суждения о значимости и анализировать итоги внешней политики и последствия; систематизировать данный

    Продуктивный последствиях военных кампаний России в XVIII в.

    Урок комплексного применения ЗУН

    §27

    57

    Культура России в первой половине XVIII в.

    Описывать основные направления развития русской культуры; называть существенные черты духовной жизни России (I четверти XVIIIв.)

    Продуктивный:

    Характеризовать новые явления в области культуры и быта, введенные Петром I; раскрывать их значение.

    Творческий: высказывать суждения о значении реформ для развития России

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    §28 записи в тетради.

    Тема 5. Россия в 1762-1800гг. (10)

    58

    Екатерина II.

    Внутренняя политика

    Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А.Н.Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством

    Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН

    §29

    59

    Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

    Социальные движения второй половины XVIIIвека. Восстание под предводительством Е.Пугачева Объяснить причины, итоги, различные оценки восстания. Давать собственные аргументированные суждения. Уметь показывать на карте район восстания Объяснить причины, итоги, различные оценки восстания. Давать собственные аргументированные суждения. Уметь показывать на карте район восстания

    Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН

    §30 доклады

    60

    Экономическое развитие России в 1762-1800гг.

    Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Предпринимательство. Начало разложения капиталистической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития Определять основные черты экономического развития ( тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. Совершенствовать умение читать карту

    Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН

    §31доклады

    61

    Внешняя политика Екатерины II.

    Русско-турецкие войны конца XVIII века и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии Определять направления внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты

    Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН

    §32

    62

    Русское военное искусство

    Русское военное искусство. А.Суворов, Т.Т.Ушаков.

    Урок комплексного применения ЗУН

    §33

    63

    Россия при Павле I.

    Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине высказывать свое отношение, работать с текстом учебника и картой

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    §34

    64

    Внешняя политика и

    Внутренняя политика

    Показать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота,

    Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

    §35

    65

    Культура России во второй половине XVIIIв.

    Век просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М.В.Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф.Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве

    Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

    §36повторить термины, доклады

    66

    Россия в XVIIIв.

    Просвещенный абсолютизм.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    §37повторить термины

    67

    Повторение по теме «Россия в 1762-1800гг»

    «Золотой век» русского дворянства

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    §38 повторить термины

    68

    Итоговое повторение по курсу «История

    России».

    . Называть основные направления внутренней и внешней политики; описывать положение основных социальных групп населения в данную эпоху.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    § доклады

    Резерв

    2




    VI критерии оценки знаний учащихс

    «5»

    • называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий

    • называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий,

    • читает историческую карту с опорой на легенду

    • рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе

    • соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями

    • называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений

    • объясняет смысл и значение исторических понятий

    • излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий

    • объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории

    • определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий

    «4»

    • называет даты важнейших событий

    • называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,

    • читает историческую карту с опорой на легенду

    • рассказывает устно об исторических событиях,

    • соотносит единичные исторические факты и общие явления

    • объясняет смысл важнейших исторических понятий,

    • излагает суждения о причинно- следственных связях исторических событий

    «3»

    • называет даты важнейших событий

    • называет место. Обстоятельства важнейших событий

    • читает историческую карту с опорой на легенду

    • рассказывает устно об исторических событиях,

    • объясняет смысл важнейших понятий

    «2»

    • не может назвать ни одной важной даты

    • не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,

    • не может читать историческую карту и не может объяснить смысл важнейших понятий

    7. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

    VII Учебно-методическое обеспечение программы

    Учебно-методический комплект для учителя и учащихся:

    1. Атлас и контурные карты по Новой истории. 7 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.

    2. Учебник. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., «Просвещение», 2010 г.

    3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., «Просвещение», 2012 г.

    4. Атлас и контурные карты по Истории России 7 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.

    5. . Программа " Новая история 7-8 классы" под редакцией Ведюшкина В.А. и Бурина С.Н - М.: Просвещение, 2010.

    6. . Программа "История России 6-9 классы" Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. - М.: Просвещение, 2010.

    7. Агафонов С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI - XVIII веков: 7-й класс: к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. "История России: Конец XVI -XVIII век. 7 класс" / Агафонов С.В. - М.: Экзамен, 2009.

    8. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 7 класс. М., «Просвещение», 2009 г

    9. Соловьев К.А. Поурочные разработки по новой истории. 7 класс. М., «ВАКО», 2009 г.

    10. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., «Просвещение», 2010 г.

    11. Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов. История России. 7 класс. М.:- Интеллект-Центр, 2009г

    12. Учебно-методический комплект для учащегося

    13. Учебник Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2010-14

    14. Рабочая тетрадь «Новая история». 7класс, М., «Просвещение», 2012-14 г.

    15. Методическая литература:

    16. 1. Программа " Новая история 7-8 классы" под редакцией Ведюшкина В.А. и Бурина С.Н - М.: Просвещение, 2014.

    17. 2. Программа "История России 6-9 классы" Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. - М.: Просвещение, 2010.

    18. 4. Чеботарёва Н.И. Рабочие программы по истории. 5-11-е классы - М.: Глобус,2008.

    19. 5. Агафонов С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI - XVIII веков: 7-й класс: к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. "История России: Конец XVI -XVIII век. 7 класс" / Агафонов С.В. - М.: Экзамен, 2009.

    Интернет- ресурсы lesson-history.narod.ru/nh7.htm lesson-history.narod.ru/russia7.htm rusedu.ru/category_9.html dmsuslin.narod.ru/club-licey9.htm

    8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

    7 классЮдовская А.Я. Новая история 1500-1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений, А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. - 11-е изд. _ М.: Просвещение, 2010.


    1. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история, история Нового времени: рабочая тетрадь для 7 кл. общеобразовательн. Учреждений в 2-х частях. _ М.: Просвещение, 2009.


    1. Данилов А.А., Косулина Л.Г.. История России: конец XVI -XVIII век: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений , А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. -5-е изд._ М.: Просвещение, 2010.


    1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен доя конца XVIвека.- рабочая тетрадь для 7 класса общеобразоват. Учреждений. - 7-е изд.-М.: Просвещение, 2010



    1. Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 7 класс.- М.: Просвещение, 2010.

    2. Фадеева Д.А. Контрольные работы по истории: 5-9 кл.: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 20010.

    3. Колесниченко Н.Ю. История России. Конец XVI-XVIII века. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной /авт.-сост. Н.Ю.Стоцкий ,2010.

    4. КИМы.История Нового времени: 7 класс, сост. К.В.Волкова. - М.: ВАКО, 2011._112с.


    1. КИМы .История Россия: 7 класс. сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2010.- 112с.


    9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

    Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по истории. Конкретное количество средств и объектов материально- технического обеспечения планируется исходя из среднего расчета наполняемости класса.

    32

    © 2010-2022