Классный час Колесо истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Колесо истории вертится!»

(5 класс)




Подготовила

учитель истории и обществознания

Мальцева Антонина Владимировна.















Введение

Внеклассное мероприятие «Колесо истории вертится!» планируется провести в форме игры, так как игра на протяжении долгих лет является потребностью и основным видом деятельности ребенка. Педагогами игра широко используется как могучее средство воздействия на детский коллектив. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, создает в классе атмосферу дружелюбия.

Игры, применяемые в урочной и внеурочной деятельности, должны постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции.

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Но самое важное - это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.

Игры помогают не только проявлять способности и наклонности, но и совершенствовать их.

Внеклассное мероприятие «Колесо истории вертится! можно использовать:

  • во внеурочной деятельности - в рамках предметной недели по истории

  • в урочной деятельности - на этапе закрепления темы « Древний Восток»

В данном мероприятии использованы разнообразные формы работы, которые носят:

  • яркую эмоциональную окраску;

  • доступность по изложению;

  • красочное оформление;

  • наличие элементов занимательности;

  • содержание сведений и фактов, выходящих за рамки учебных

программ;

Методическое обеспечение.

  • карта «Древний Восток»,

  • иллюстрации к турам игры,

  • набор картин « Древний Восток»,

Цели:

Образовательная. Повторить у учащихся знание исторических фактов, имен по истории Древнего Востока.

Развивающая. Формирование умений работать с историческими источниками и картами. Развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ на основе источников; дать возможность учащимся проявить находчивость, юмор.

Воспитательная. Укреплять дружбу и взаимопомощь ребят на основе общего дела и сопереживания за свою команду; способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.



В этом классе состоится необычное состязание!

Ристалище тех, кто историю любит!

Главным оружием знание будет.

Победа сильнейшему - вот награда!

Вас ждет Олимпиада!


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.

  1. Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.

  2. Представление членов жюри

  3. Конкурсы

ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Отвечать на вопросы конкурсов команды будут по очереди.

  2. Если команда дает неполный ответ или затрудняется с ответом, опрашивается другая команда. Если команды не справляются с ответом, на вопрос тура отвечают болельщики. Баллы, заработанные болельщиками в конце игры причисляются к баллам команды, которую они поддерживают.

  3. В случае нарушения дисциплины членами команд у команды вычитается 2 балла.

  4. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

I тур ВИКТОРИНА

  1. Какой напиток называют «китайским лекарством»? (чай)

  2. Какую страну древние греки образно называли «даром Нила»? (Египет)

  3. Какие книги не сгорают? (Глиняные)

  4. В какой стране в древности была воздвигнута сохранившаяся и до настоящего времени стена, прозванная «Стена десяти тысяч ли»? (в Китае)

  5. Какой дикий зверь является источником жизни для людей государств Передней Азии? (Река Тигр в Двуречье)

  6. Что называли «священным письмом египтян»? (Иероглифы)

  7. Какая страна является родиной шахмат? (Индия)

  8. Кого египтяне называли «языком фараонов»? (Писцов)

II. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

В «Черном ящике» находится предмет, который учащиеся должны отгадать по предложенным учителем определениям.

- Прозрачное вещество, получаемое путем плавления кварцевого песка.

- Впервые произведено древними финикийцами.

- Изделия, произведенные из него, являются необходимыми в хозяйстве (Стекло)

III. «ЧТО ЭТО?»

Команды получают конверты с предметами и отвечают на вопросы, связанные с содержанием конвертов.

Где впервые стали производить этот предмет?

(пурпурная ткань- Финикия),

(сахар- Индия)

IV. «ЗАМЕНИ ВЫРАЖЕНИЕ»

На столах лежат карточки со словами. Учитель дает определение, учащиеся должны выбрать и поднять нужное слово

- Повелитель Египта (фараон)

- Статуя, изображающая льва с головой человека. (Сфинкс)

- «Жилище богов» (Храм)

- Большое и могущественное государство. (Держава)

- Древние народные сказания о богах, легендарных героях, о происхождении явлений природы. (Мифы)

- Сбор в пользу государства (Налог)

- Знак на теле раба (Клеймо)

- Служители бога (Жрецы)

V. «ОТГАДАЙ ШАРАДЫ»

Учитель: Шарада - загадка; загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

1.Первая часть слова - название реки в Южной Азии (Инд)

Вторая часть слова - соединительный союз (и)

Третья - самая хвастливая буква алфавита (я)

Целое слово - страна в Южной Азии (на полуострове Индостан) (Индия)

2.Первая часть слова - заостренный с одной стороны кусок дерева, железа (Клин)

Вторая - список учитываемых предметов (Опись)

Целое слово - письмена из черточек в форме клиньев, употреблявшиеся некоторыми древними народами Востока (Клинопись)

3.Первая часть слова - характерное среди современной молодежи сокращенное произношение слова «папа» (Па)

Вторая часть слова - устаревшее название большого званого обеда, угощения (Пир)

Третья часть слова - волосы над верхней губой у мужчин (Ус)

Целое слово означает: 1) травянистое тропическое растение 2) материал для письма, выработанный из этого растения у некоторых древних народов (Папирус)

VI. «РЕСТАВРАЦИЯ»

Учитель: Представьте, что во время путешествия вы обнаружили древние свитки, местами почерневшие от времени; чернила во многих местах размылись или выцвели. Какую же тайну хранят эти свитки? Об этом вы можете узнать, разгадав (восстановив) содержание текста.

Каждая команда получает текст с описанием истории, культуры, хозяйственной или политической деятельности, природы любой изученной страны Древнего Востока.

"На ……… побережье ……… моря расположена страна ………Образ жизни финикийцев совершенно другой, чем у египтян или вавилонян. Иная здесь и сама природа. Здесь ……… крупных рек и долин с плодородными почвами, мало мест для полей и пастбищ. Сажают финикийцы виноградники и ……… деревья. Из ……… они выдавливают душистое масло. Славится страна и ……… лесом. …, …, и … - главные портовые города страны. В тех краях, где постоянно бывают финикийцы, они основывают свои поселения - ……".

Слова, которые должны вставить ученики вместо пропусков: восточном, Средиземного, Финикия, нет, оливковые, оливок, строительным, Библ, Сидон, Тир, колонии.

.КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

Учитель: Пока команды восстанавливают текст, проверим, хорошо ли знают наши болельщики географию стран Древнего Востока.

1.На этом полуострове находится государство Индия (Индостан)

2. Эту страну в древности жители Африки называли Черной землей (Египет)

3. Жители этой страны были первыми основателями колоний в Средиземноморье. (Финикия)

4. Эта страна располагалась на севере древнего Междуречья (Ассирия)

5. На этой земле возникло древнее еврейское государство - Израильское царство (Палестина)

6. В какой из стран Востока возведены самые длинные стены (Китай)

7. В этой стране до недавнего времени существовало деление общества на касты (Индия)

8. Эти две реки берут начало в горах Тибета (Янцзы и Хуанхэ)

9. Столицу этой страны в древности называли логовищем львов и Городом Крови (Ниневия, столица Ассирии)

10. Эти две реки берут начало в Гималайских горах (Инд и Ганг)

VII. «РАЗГАДАЙ КРОССВОРД»аа

аа

аа

аа

аа






2аа










3аа







4аа

аа

аа

аа











5












6












7







По горизонтали:

1.Правитель Израильского царства в Х в. (Давид)

2.Древнеегипетский злой бог-суховей (Сет)

3. Краска для тканей, добываемая финикийцами из морских раковин (Пурпур)

4. Знатные люди, царские советники, военачальники (Вельможи)

5. Самые высокие горы в мире (Гималаи)

6. Еврейский бог (Яхве)

7. Подневольный человек (Раб)

По вертикали:

1.Большое и могущественное государство. (Держава)

VIII. «ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»

  1. Древнейшей столицей Египта являлся город?

А) Александрия Б) Вавилон В) Мемфис

2. Египетские вельможи

А) не подчинялись никаким приказам Б) считались слугами фараонов

3. Чужеземных воинов, попавших в плен к египтянам называли

а) наемниками б)живым убитыми в)нубийцами

4. Египтяне считали фараона

А)богом Солнца Б) сыном Солнца В) великим человеком

5. Письменность, возникшая в Древней Финикии

а) иероглифы б)буквы в) клинопись

6. Материалом для письма в Древнем Двуречье являлись

а) бумага б) папирус в) глиняные таблички

7. В отличии от Египта и Двуречья основным занятием финикийцев было

А) торговля Б) ремесло В) земледелие

8. Ассирия находилась

А) в Африке Б) в Верхнем Двуречье В) в Палестине

9. Индийские касты

А) жрецы - брахманы Б) изгои В) неприкасаемые Г)слуги

10. В Древнем Китае были изобретены

а) компас б) сахар в) бумага


КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ «КАКАЯ ЭТО СТРАНА»

Представьте, что в ваши руки попали рассказы людей, живших в разных странах Древнего Востока о своих государствах.

Определите, о каких странах идет речь в этих рассказах.

  1. "Наибольшего могущества и красоты наше государство достигло при царе, подчинившем своей власти Ассирия и Финикию, Иерусалим и Дамаск. В столице нашей страны находится один из самых высоких храмов в мире, состоящий из 7 ступеней. А самым изумительным чудом города являются удивительные сады, как бы висящие в воздухе". (Вавилонское царство).

  2. "Все почтенные люди в нашей стране обязаны строго придерживаться правил поведения, которые составили в древние времена мудрецы, исполнявшие волю Неба. Например, образованный человек, направляющийся в гости, должен быть готов трижды обратиться к привратнику дома с просьбой впустить его к хозяину, а затем трижды вежливо выслушать отказ. Только после четвертой просьбы согласно обычаю, хозяин мог принять гостя". (Китай)

  3. Чужеземцам бывает часто нелегко путешествовать по нашей стране, особенно летом, в длительный сезон дождей, когда все дороги размыты, а реки превращаются в бурные потоки и выходят из берегов. Еще труднее отыскать дорогу от одного затерянного среди лесов селения к другому, пробираясь через густые зеленые заросли и долота, кишащие опасными для неопытных людей животными. Говорят, что леса населены чудовищами, которых из живых людей никто не видел, кроме разве древних героев отшельников". (Индия)

IX. «ЮНЫЕ КАРТОГРАФЫ»

(Работа по контурным картам, умение правильно наносить на карту реки и указывать страну)

Задание:

а) Нанести реки на обозначенную территорию и написать название страны государства.

ОТВЕТ: Египет (река Нил), Междуречье (Ефрат, Тигр), Индия (Ганг, Инд), Китай (Хуанхе, Янцзы).

X. «ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗООПАРК»

(Знание животных, живших в странах Древнего Востока)

Задание: Помогите вернуть животных в свою страну.

(из разных стран зоопарка сбежали звери)

ОТВЕТ:

Древний Египет - кошка, корова, крокодил, лев, змея, лягушка, ласточка, сокол.

Междуречье - лев, бык, змея, орёл, осёл.

Индия - корова, слон, лев, обезьяна, медведь, змея, ястреб.

Китай - лошади, собаки, бараны, быки.

Рефлексия

Ребята, скажите, что изображено на доске? Совершенно верно, пирамида. Но это необычная пирамида - это пирамида знаний. Вам необходимо поместить человечков на разные ярусы пирамиды.

Если вам все понравилось и не вызвало у вас никаких затруднений, то возьмите красного человечка и поместите его на верхний ярус

Если мероприятие вам в целом понравилось, но были трудности, то возьмите синего человечка и поместите его на средний ярус

Если вам игра не понравилась и вы ничего не поняли, то возьмите зеленого человечка и поместите его на нижний ярус.














Список использованной литературы:

  1. «Сто игр по истории», Кулагина Г.А., М., «Просвещение», 1983 г.

  2. Учебник по истории Древнего мира 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М., «Просвещение».

  3. Методическое пособие по истории Древнего мира, О.В. Арасланова, К.А. Соловьев, М., «Вако», 2007 г.

  4. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира - выпуск 1, Г.И. Годер, М., «Просвещение», 2003 г.

  5. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира - выпуск 2, Г.И. Годер, М., «Просвещение», 2003 г.



© 2010-2022