Эссе учащегося о депортации калмыцкого народа

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЕ НА ТЕМУ

«РЕПРЕССИРОВАННЫЕ, НО НЕ СЛОМЛЕННЫЕ...»

Люди молчали! Никто

Слезно не крикнул: «ЗА ЧТО?»

Только колеса стучали

И тишину нарушали…

(В. Лиджиева)

28 декабря 1943 года на калмыцкий народ обрушился державный гнев Сталина. В шесть часов утра, когда люди еще спали, а над степью царствовала ночь и первые морозы сковали землю, в дома калмыков вламывались вооруженные солдаты под командованием НКВД. Они требовали сдачи огнестрельного оружия, топоров, ножей... Естественно, у населения никаких автоматов, пистолетов, винтовок не оказалось. И только после этого объявили Указ Президиума Верховного Совета СССР, подписанный Всесоюзным старостой Михаилом Ивановичем Калининым, о ликвидации Калмыцкой АССР и депортации калмыков в Сибирь (Приложение № 1)

Раздетых и разутых, голодных и убогих стариков и старух, а также детей и женщин погрузили в американские «студебеккеры» и повезли на железнодорожные станции. В двуосные телятники несчастных людей втрамбовывали по пятьдесят-шестьдесят человек. Перепуганные, растерянные люди ничего не понимали. Операция была проведена быстро, жестко. В одночасье калмыцкий народ потерял свободу, автономию, стал изгоем и был обречен на вымирание.

Мой дедушка, Мутренов Владимир Сарванович (приложение № 2), родился 14 апреля 1931 года в поселке Гюдик Яшалтинского района Калмыцкой АССР. На момент выселения ему было всего 12 лет. Семья у него была большая: отец, мать и шесть сестер. Двенадцатилетнему мальчишке родители ничего не объясняли, не говорили о высылке. По его словам, накануне выселения по дворам ходили солдаты, они вели перепись всех проживающих на территории села калмыков, проверяли, кто куда отлучился. Взрослые просто сказали детям, что у них будут зимовать солдаты. Вечером 27 декабря, накануне выселения, его бабушка села, попросила воды и стала молиться. После этого она сказала, что калмыков ожидает дальняя дорога, домой они вернутся только лишь через тринадцать лет, будет очень трудно, многие погибнут, но их семья вернется в полном составе. Отец моего дедушки в тот момент уехал на волах на мельницу в село Егорлык. Поэтому все тяготы легли на плечи матери. Раньше калмыки жили очень дружно, делились всем. В этот день зарезали корову и поделили мясо на шесть семей. Дедушка говорит, что он выступил в роли «судьи». Ему говорили: «Это кому?», а он называл семью. Кто-то даже пошутил, «себя не забудь!», и он назвал свою фамилию. Утро 28 декабря он помнит отлично. В то время домашний скот ночевал в степи, так как коровы были подсосные (это значит, телята сосут своих матерей), а телята были дома. Дедушка вышел рано за двор и увидел, что коровы сами пришли домой. Он сообщил об этом своей матери. В этот момент в дом- землянку вошли два солдата и офицер. Они стали проверять штыками закрома, ворошить сено. Видимо хотели убедиться, что там не прячутся люди. Офицер сообщил, чтобы все собирались. Кто, куда и почему, эти вопросы остались без ответа. Офицер ушел к соседям, а двое солдат- русских остались охранять. Мать сидела и плакала, прижав к груди маленькую дочку, никто ничего не понимал. Один из солдат стал у входа, а другой стал помогать собирать имевшееся мясо и другие продукты, кое-какие пожитки. Потом они помогли всей семье выбраться из землянки, донесли вещи до ожидающих автомашин. Дети, конечно же, в тот момент ничего не понимали, не осознавали, им было интересно покататься в машине. Дедушка помог еще и соседям: семье Хохурова Халды, его жене- они уже были очень старые, и их двум снохам с маленькими детьми. Двое их сыновей были в то время на фронте. Когда все были погружены, автоколонна направилась сначала в Башанту, а затем в город Сальск на железнодорожный вокзал. На вокзале всех погрузили в товарняки, по несколько семей в каждый.

Отец моего дедушки тем временем уже ехал в обратном направлении. Он заночевал в селе Орловка. И хотя он вез муку на колхозных волах, ему было приказано оставить все и ехать домой. Один из солдат сказал, что это ему уже не понадобится. Отец вернулся в Гюдик, но семьи там уже не было, пришлось ему отправиться вслед за ней. Он нагнал семью уже в дороге, и то случайно, его издали по одежде узнал сын.

А семья продолжала путь в товарняке. (Приложение № 3) В дороге умерли старики, не выдержав голода и холода. Обогреваться приходилось при помощи перьев из перин, тряпья. Хорошо, что с собой были небольшие запасы продуктов, их тянули как могли. По дороге на остановках людей стали выпускать за едой и кипятком. Им готовили какую-то похлебку или будан и хлеб. Если бы не отец, вероятно, мать умерла бы. На одной из остановок отцу удалось купить или выменять кусок масла. По приезду в город Ачинск людей стали распределять по районам Красноярского края прямо вагонами. Семья моего дедушки попала в Рыбинский район город Заозерный. Там их поселили в какой-то казарме. Сначала им разрешили помыться в бане, что было крайне необходимо после такой дальней дороги. Вскоре на телегах приехали люди из разных колхозов и совхозов, чтобы забрать переселенцев. А семья дедушки погрузилась на телегу, которой управляли мужчина и женщина, как оказалось, это был управляющий подсобного хозяйства и его жена. Когда семья ехала, отец спускал сына с телеги, чтобы он мог согреться во время ходьбы, так как было очень холодно. Приехали они в село Бородино, которое находилось в семи километрах от Заозерного. Их поселили в доме, в котором было не топлено и холодно, а посередине комнаты были только деревянные нары для сна. Утром, по словам дедушки, он проснулся раньше всех и в тулупе вышел на улицу. Снега было ему по пояс, и он, споткнувшись о полы тулупа, упал с крыльца. А перед домом стояли несколько женщин с детьми. Им было интересно, кто приехал. Дедушка вскарабкался на крыльцо, зашел в дом и спрятался под нары. А женщины вошли в дом и стали разговаривать с родителями. Одна маленькая девочка подошла к нарам, а дедушка дернул ее за подол шубы, и все увидели его. А одна женщина принесла им веник. Вскоре женщины ушли видимо на работу. Отец затопил печку ветками и дровами, они были сложены возле печки. На следующий день отец с матерью вышли на работу по наряду, а дедушка со старшей сестрой стали носить дрова, благо кругом был лес. На следующий день в дом пришли главный бухгалтер и продавец из местного магазина. Они рассказали, что рабочим полагается 500 грамм хлеба, иждивенцам- 150 грамм, а детям- 200 грамм хлеба по талонам. Посоветовали приходить в магазин часов в 5-6 вечера. К весне стало совсем голодно. Ходили по полям, выкапывали мёрзлую картошку, отогревали её, потом варили, толкли и запекали на плите лепёшки. Ходили в лес, собирали травы для чая, зёрна овса, камнем перетирали их и пекли лепёшки. Сначала сибиряки относились к ним с опаской, говорили, что они людоеды. Потом, как они говорили: «…видим, что калмыки- люди трудолюбивые, мирные, терпеливые», потому стали относиться с уважением, помогать им: то принесут картошку, то яйца, то капусту. Жили дружно.

В 1945 году дедушка пошел в школу. По его словам класс во второй. В 1946 году он уже пошел работать разнорабочим в колхоз. Он наравне со взрослыми стал получать заработную плату, и на него завели трудовую книжку. (Приложение № 4)

В 1956 году дедушку вызвали в военкомат, хотели забрать в армию, но не взяли по состоянию здоровья. В паспортном столе ему выдали паспорт и поставили печать в военном билете об увольнении в запас. (Приложение № 5) В этом же году он женился на Муджиковой Тамаре Сергеевне. Когда вышел указ о реабилитации калмыцкого народа, дедушка обратился в управление колхоза с просьбой о расчете. Правление колхоза не хотело их отпускать. Но директор пошел навстречу и даже не стал ждать 14 дней с момента подачи заявления. Он только спросил: «А кто вас там ждет?»

Но прежде чем ехать домой, нужно было продать выращенную картошку. Дедушка заказал две машины. Их загрузили и отправились в город Разрез. Когда они туда приехали, им сказали, что картошку надо было перебрать: отделить крупную и мелкую. Но когда руководство базы услышало о возвращении калмыков домой, то взяли всю картошку по 15 копеек за килограмм. Дедушка вернулся домой, а домашние уже погрузили вещи и отправили их в город Сальск. А сами поехали на поезде. Правда, им пришлось прожить 3 дня на вокзале в городе Новосибирск потому, что не хватало поездов для всех желающих вернуться на родину. Эти три дня показались всем вечностью: очень хотелось быстрее вернуться. Когда они приехали в Сальск, то на вокзале нашли машину до Яшалты. Шофер встретил их как родных, обнимал и называл земляками. Добралась семья моего дедушки домой тогда еще в колхоз Хрущев Камышинского сельского совета, а ныне село Бага- Тугтун в ноябре 1957 года. Как потом вспоминал дедушка, они действительно вернулись домой без потерь через 13 лет, как говорила бабушка накануне выселения. Родная земля встретила их теплой погодой. Было ощущение, что природа ждала их возвращения. Правда, двум семьям жить пришлось в маленьком домике, состоящем из одной комнаты, но это было все не страшно. Главное, что это был родной дом и земля. Уже позже, когда вышел Закон о реабилитации на основании свидетельских показаний в суде был действительно доказан факт выселения в Сибирь. (Приложение № 6)

А потом были выданы: справка о сроках пребывания под надзором с ограничением прав и свобод и справка о реабилитации. (Приложения 7, 8).

Читая эти документы, кожей ощущаешь, как ежедневно, ежечасно ста­линская система пыталась раздавить честь и достоинство наших отцов и дедов, как пыталась довести их до скотского состояния. И удивляешься: как же они выжили? Как не обозлились? Не стали зверьми? Ведь это подвиг остаться человеком в таких нечеловеческих условиях. Это - подвиг народа! За эти тринадцать лет легче всего было сломаться. Но народ выдержал. Не обозлился. Это и есть крепость нации, ее спокойная сила, величие народа не в его количестве, а в духовной твердости. Не потерять бы ее нам, живущим сегодня.

18 ноября 1993 года в газете «Алтайская Правда» была напечатана статья Ольги Шевчук «Поезд памяти. Встречайте». Слова из ее статьи заставляют вновь и вновь пережить то, что испытал мой народ. «Этот поезд, следующий по маршруту Элиста - Тюмень - Омск - Барнаул - Томск - Красноярск - Новосибирск, прибудет к нам 21 ноября, в воскресенье. У него нет номера. У него есть имя - Поезд Памяти. …Около половины высланных не выдержали «наказания», обрушенного на них «отцом народа», скончались уже в пути следования и в первые месяцы депортации. Калмыки - исконные животноводы - работали на сибирских заводах, лесозаготовках, рыбных промыслах, в шахтах. Тяжелый непривычный труд и климат оборвали жизнь многих. Алтай принял в то время 22212 без вины виноватых переселенцев, определенных на жительство в 14 районов. И вот теперь, полвека спустя, движется к нам поезд, в котором едут 337 человек. Среди них те, чья судьба оказалась связана в те годы с Алтаем. Что хранит их память? Горечь? Боль? Перенесенные лишения и унижения? Да, конечно. Но не только это. Рядом со скорбью в памяти есть место и для добра. Для лиц и имен наших земляков, которые, как могли, приветили тогда, обласкали, обогрели человеческим теплом изгоев, в один момент лишившихся родины, выброшенных на чужбину…. В воскресенье к нам прибывает Поезд памяти. Встречайте».

Колеса все стучат…

И память возвращает нас назад,

В далекие сибирские года,

Которых не забыть нам никогда,

Сибирь - суровая, бескрайняя земля.

Январские морозы и тайга.

Могилы бабушек, отцов и матерей.

Вовек нам не забыть таких потерь.

Сибирь - суровая, но мудрая страна.

Теплом людских сердец приветила она.

Их помощь, милосердье, сострадание

Облегчили нам тяготы изгнанья.

Алтайский край - край детства моего,

И помнится мне более всего

Над Бией-речкой город, школа и друзья,

Откуда, в общем, родом вышла я.

Минули годы.

Седина в висках.

Живу у Каспия, в горячих я песках.

Но в памяти еще живут доныне

Леса и люди родимой мне Сибири.

Д. Сусеева

«Поезд памяти»

Мой дедушка и некоторые наши земляки тоже стали участниками этого поезда.(Приложение № 9) По его словам, участники этого мероприятия уже и не верили, что смогут посетить места своего детства, юности, места, где остались навечно многие родные и близкие, земляки. Они проехали много километров, чтобы зажечь зул, помолиться, насыпать частичку родной земли на могилы калмыков.

Есть калмыцкая пословица «Кто забывает прошлое, у того нет будущего», которая учит молодое поколение гордиться своими корнями, помнить историю своего народа, чтить память о погибших, уважать старшее поколение и никогда не забывать суровый декабрь 1943 года…












Приложение № 1.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О ЛИКВИДАЦИИ КАЛМЫЦКОЙ АССР И

ОБРАЗОВАНИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СОСТАВЕ РСФСР


Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, -Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

  1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать. Совету Народных Комиссаров СССР наделить калмыков в новых местах поселения землей и оказать им необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству.

  2. Образовать в составе РСФСР Астраханскую область с центром в гор. Астрахани.

Включить в состав Астраханской области районы бывшей Калмыцкой АССР - Долбанский, Кетченеровский, Лаганский, Приволжский, Троицкий, Улан-Хольский, Черноземельский и Юстинский и гор. Элиста; районы Астраханского округа - Владимировский, Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Наримановский, Харабалинский и гор. Астрахань.

Астраханский округ Сталинградской области ликвидировать.

  1. Районы бывшей Калмыцкой АССР - Малодербетовский и Сарпинский включить в состав Сталинградской области; Западный (Башанта), Яшалтинский - включить в состав Ростовской области; Приютненский - в состав Ставропольского края.

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР -

(М. Калинин)

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР -

(А. Горкин)

Москва, Кремль

27 декабря 1943 г.






Приложение № 2

Эссе учащегося о депортации калмыцкого народа























Приложение № 3




















































Приложение № 4





















































Приложение № 5

Эссе учащегося о депортации калмыцкого народа

Эссе учащегося о депортации калмыцкого народа

Приложение № 6

Эссе учащегося о депортации калмыцкого народа

Приложение № 7, 8.

Эссе учащегося о депортации калмыцкого народа


Эссе учащегося о депортации калмыцкого народа

Приложение № 9

Эссе учащегося о депортации калмыцкого народа







БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Республиканская газета «Хальмг үнн»

  2. «Под желтым стягом Чингис-хана» В. Папуев: Элиста, 1997 г.

  3. Ссылка калмыков: как это было: сб. док. и материалов.- Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1993 г.

  4. Интернет- ресурсы.

  5. Сборник стихотворений Д. Сусеевой.

  6. Личный архив Мутренова В. С.

  7. Лиджиева, В. Из рода журавлиных: стихи - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990.












МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАГА-ТУГТУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




ЭССЕ НА ТЕМУ

«РЕПРЕССИРОВАННЫЕ, НО НЕ СЛОМЛЕННЫЕ...»

(КОНКУРС ЭССЕ «ДЕПОРТАЦИЯ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА»

К 70- ЛЕТИЮ СКОРБНОЙ ДАТЫ)




Выполнил: Мутренов Савр Бадмаевич

Класс: 8







ЗАЯВКА

НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ ЭССЕ

НА ТЕМУ «ДЕПОРТАЦИЯ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА»

(К 70-ЛЕТИЮ СКОРБНОЙ ДАТЫ)


ФИО: Мутренов Савр Бадмаевич

Учебное заведение: МБОУ «Бага- Тугтунская средняя общеобразовательная шкоа»

Класс: 8

ФИО руководителя: Мутренова Ирина Сергеевна

Адрес электронной почты:

Домашний адрес и телефон: Республика Калмыкия Яшалтинский район село Бага- Тугтун переулок Прудовый дом № 8.

© 2010-2022