• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России

викторина «Умники и умницы» .

Исторические игры являются необходимым компонентом внеклассной деятельности по предмету «История». Игра представляет собой викторину, которая разработана для проверки знаний обучающихся 6-8 классов по истории России. Рассчитана на 45 минут. Учащимся предстоит узнать по портрету историческую личность, определить кому посвящены строки поэтов, найти ошибки в историческом тексте суметь определить продукты, которые употребляли в пищу до 16 века на Руси ,ответить на вопросы по культуре и т.д.Задания разработаны на основе учебников Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России 6-8 классы. Целевая аудитория 6-8 класс.

Цель игры: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала, обобщение и систематизация знаний через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.

Задачи:

1 .закрепить знания, полученные в ходе изучения материала формирование познавательной активности при изучении предмета;

2. развивать познавательные способности, способствовать развитию мышления и логики; развивать навыки публичных выступлений, продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде работать с картой, документами.

3. способствовать воспитанию уважения к истории своего Отечества ,воспитывать интерес к исторической науке.

Вид игры : викторина

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор.

2. Ноутбук (программное обеспечение Word, Power Point).

3. Мультимедийная презентация .

4. Ответы заданий конкурсов для жюри, бланк протокола для жюри(Приложение 1), задание с текстами для команд (Приложение2).

Участники игры:

1. Формируются две команды по шесть человек в каждой (по два человека из 6,7,8 классов ).

2. Совет консультантов (болельщики команд).

3. Жюри из обучающихся 10-11 класса(3 человека).

4. Ведущий - учитель истории.

Подготовительная работа: Конкурс проводится между командами 6-8 классов. Необходимо сформировать команды. Заранее команды выбирают себе название, девиз. Команды выбирают капитана. Учитель контролирует ход подготовки команд к конкурсу, консультирует участников предстоящей интеллектуальной игры.

Этапы и правила игры:

1. В викторине участвуют 2 команды(по 6 человек в каждой). Участники занимают место за своим столом.

2. У каждой команды должен быть Совет консультантов из числа болельщиков.

3. К помощи Совета могут прибегать команды, если у них есть затруднения с ответом. Совет может помогать командам: отвечать на поставленные вопросы, при этом жюри присуждает команде половину причитающихся баллов.

4. Жюри - состоит из трех человек, каждый из них оценивает ответы участников, определяет степень готовности участников, следят за тем, чтобы из зала не звучали подсказки. Если наблюдателем жюри будет зафиксирована подсказка, то участник, которому эта подсказка была адресована, теряет право ответа.

5. Вступительное слово ведущего: представление участников и жюри. Игра состоит из 9 туров.

6. Первый тур -представление команд. Команды сообщают свои названия и девизы.

7. В втором туре «История в лицах» участникам необходимо определить исторического деятеля. На обдумывание 1 минута. За правильный ответ 5 баллов

8. В третьем туре командам даётся текст , в котором они должны исправить ошибки(одна ошибка 1 балл, всего за задание 5 баллов).

9. В четвёртом туре команды письменно определяют продукты, которые употребляли в пищу на Руси до 16 века. Сдают ответы для проверки жюри. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 8 баллов

10. Пятый конкурс «Верю не верю».Команды отвечают сразу после озвучивания вопроса. За каждый правильный 1 балл.

11. Шестой тур посвящён « Поэзии и истории». Команды определяют какому историческому деятелю посвящены строки. За правильный ответ 5 баллов.

9. В седьмом туре необходимо определить героев Отечественной войны. Кто первым определит кто изображён на портрете.

10 В восьмом туре команды письменно отвечают на вопросы. Сдают ответы жюри.

11. Девятый тур «Церкви и храмы»-необходимо назвать по изображению храм, определить время его возникновения.

12. Музыкальная пауза. Определение победителя, подсчет баллов жюри.

13. Рефлексия.

14. Награждение команд ,каждому участнику вручается сертификат.

Сценарный план проведения викторины «Умники и умницы»:

1. Вступительное слово ведущего

Сейчас вам предоставляется возможность блеснуть своим образованием в викторине «Умники и умницы» (Слайд 1)

Болельщики активно участвуйте в конкурсах.

Звучит музыка

Представляю вам многоуважаемое жюри ...

Приглашаются команды....

Первый конкурс представление команд. Команды сообщают свои названия и девизы, занимают свои места за столами.

2. Второй конкурс называется «История в лицах»

Задание: определите исторического деятеля, о котором идёт речь в древнейшей «Повести временных лет».

5 баллов за правильный ответ .Команды отвечают поочерёдно.

2 слайд- написан текст задания

1)«В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса ,но, тонко нарезав конину ..или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра ,но спал, подостлав потник, с седлом в головах…И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».

3 слайд

2) В «Повесть временных лет» было включено поучение князя ,адресованное его детям. Иногда его рассматривают как самостоятельное произведение, автор которого широко известен своими военными победами и внутренними мероприятиями. Кто автор этого поучения? [1]

2. Определите исторического деятеля.

4 слайд

1)Историк XIX века Н.И.Костомаров писал об этом человеке: «Женщина, в начале XVIIв. игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была жалким орудием.... римско-католической пропаганды..В августе 1606 г.

её с отцом. братом, дядею..послали в Ярославль. Там они пребывали под стражею до июня 1608 г....В народной памяти она до сих пор живёт под именем «безбожницы, еретицы»..

5 слайд

1. Федорчук И.А.История .Интеллектуальные игры для школьников .Ярославль ,«Академия развития». 1998 с. 9

2)Отличался мягким характером, добротою и робостью; испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться; очень любил цветы и диковинные растения ;занимался делами только в последние 10 лет своей жизни, т.к. сначала главную роль играла его мать, а затем ,по возвращении из плена его отец; он .

стал родоначальником царской династии по решению «всей земли». [2]

3. Конкурс «Найдите и исправьте ошибки в тексте».

Текст раздаётся командам.

Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошёл походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу замуж за себя. По возвращении их похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы. По свидетельствам летописца не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили. [3]

После выполнения задания капитаны команд отдают работы жюри для подсчёта баллов.

За правильный ответ 1 балл , всего 5 баллов за задание.

4. Конкурс Что ели в древней Руси?

6 слайд

Назовите продукты ,которые употребляли в пищу на Руси до 16 века.

2. Федорчук И.А.История .Интеллектуальные игры для школьников .Ярославль ,«Академия развития». 1998 с. 43-44

3. Федорчук И.А.там же с. 17

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»

Ответ читает ведущий:

«... Хороший хлеб, рыба свежая и соленая, огородные овощи: капуста, огурцы соленые, на уксусе и свежие, репа, лук и чеснок считались лучшими кушаньями, .. Один иностранец рассказывает: кто шел в гости, тот непременно носил с собою мед и угощал им, хвалясь превосходством своего приготовления».

А. В. Терещенко. «Быт русского народа"

Ответ: белый хлеб, мясо, рыбу, мёд ,морковь, капусту, арбуз, яблоки- 8 баллов

5. Конкурс «Верю не верю»(команды отвечают на вопросы).

За правильный ответ на вопрос 1 балл.

Верите ли вы ,что:

1. -Крестьянин должен в срок

феодалу сдать оброк.

2. -Иван III на беду ,

Дани не давал в орду.

3. И тогда татарский хан

Надевает свой колчан

В землю русскую идёт,

Войско за собой ведёт,

У Ахмата много сил,

Он Россию победил.[4].

4. Борзова Л.П. Игры на уроке истории М., 2001 с.92

4. Верите ли вы ,что в древности у славян был обычай :враги вместе варят и едят кашу для заключения мира, без этого мирный договор был недействительным?

5. Верите ли вы , Наполеон хотел породниться с Александром I?

6. Как правило на монетах изображались портреты коронованных особ. Верите ли вы ,что в России XIX века была выпущена монета с изображением человека , так и не пришедшего к власти? [5]

После ответов команд ведущий сообщает правильный ответ.

6. Конкурс « Поэзия и история».

команды определяют какому историческому деятелю посвящены следующие строки (5 баллов за правильный ответ)

1. Он мало царствовал, но много начудесил;

Сто двадцать пять в Сибирь сослал

И пятерых- повесил!

2. Воспитанный под барабаном

Наш царь лихим был капитаном,

Под Аустерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал.

3. И думал он

Отсель грозить мы будем шведу
здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

4. Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

А царю он друг и брат.

Полон злобы, полон лести,

5. Борзова Л.П. там же с.154

Без ума, без чувств, без чести.

Кто ж он ?"преданный без лести"

просто грошевый солдат. [6]

5....душой готов на подвиг ратный,

Берёг войска, не шёл вперёд,

А шёл упрямо на попятный.

И невзлюбил его народ.

И недовольства смутный ропот

Шёл словно тень за ним шаг в шаг.

Сквозь канонаду, конский топот

Он слышал вечное: чужак....

Упряма заблуждений сила.

И даже Пушкина перо

Не очень-то и защитило,

Добром воздавши за добро.

6. Ему ,погибельно войною принуждённый,

Почти весь свет кричал :ура!

При визге бурного ядра

Уже он был готов- но..воин дерзновенный!

Творец смешал неколебимый ум,

Ты побеждён московскими стенами…

Бежал!... И скрыл за дальними морями

Следы печальные своих высоких дум.. [7].

7. Назовите героев Отечественной войны 1812 года( 1 балл

за правильный ответ)7 слайд

6. Чеброва Р.Н., Бармин А.В. Внеклассная работа по истории .Саратов «Лицей»2003 с. 150

7. Борзова Л.П. Игры на уроке истории М., 2001 с.93-94

А Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы» Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»

Б

8. Письменное задание-1 балл за правильный ответ

На слайде презентации:

а)Вычеркните лишнее:

Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир.

Зернь, скань, перегородчатая эмаль, мозаика.

Бояре, дворяне, купцы, казаки ,крестьяне.

Екатерина I,Пётр II, Анна Ивановна, Анна Петровна, Иван Антонович, Елизавета Петровна.

б) Найдите современников:

Князь Иван III Васильевич а)Христофор Колумб

б)Джордано Бруно

в)Рембрандт ван Рей

9. Церкви и храмы, как известно, являются неотъемлемой частью русской культуры. Строительство их начинается с X в. По приведенным ниже изображениям определите, название этих сооружений и укажите время и место их возникновения( за правильный ответ 2 бала).А. Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»

В.

Б. Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории России викторина «Умники и умницы»

Г.

10. Музыкальная пауза.

Определение победителя, подсчет баллов жюри.

11. Рефлексия.

Ведущий задаёт вопросы и командам и болельщикам.

Что вам понравилось в игре?

Хотели бы вы что-нибудь изменить?

Закончите предложение:

Я не знал...

Теперь я знаю...

12. Подведение итогов жюри. Выступление членов жюри. Награждение участников:

Номинации : 1)команда ,занявшая 1 место, 2 место в викторине «Умники и умницы»; 2)лучший игрок викторины; 3) самый активный болельщик ; 4)каждому участнику команды вручается сертификат.

Мероприятие лучше проводить в актовом зале, использовать при проведении микрофоны и мультимедийную презентацию, поставить столы для команд и жюри.

Список используемой литературы

1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории М. 2001

2. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных.: Задачник. 6-11 кл. В 2-х кн. Кн.1. М., 1996.
4. Новиков И.В. История России в вопросах и ответах. От Древней Руси до Смутного времени. М., 1996.

5. Чеброва Р.Н., Бармин А.В. Внеклассная работа по истории .Саратов «Лицей»2003.

6. Федорчук И.А.История .Интеллектуальные игры для школьников .Ярославль ,«Академия развития». 1998.

Автор методической разработки: Львова Лариса Николаевна, учитель истории, г.Саратов МОУ «СОШ № 48».







Приложение 1

1. Приветствие команд

Команды сообщают свои названия, девиз. Выступление оценивается в 2 балла.

2. История в лицах

1. Святослав. 2. Владимир Мономах. 3. Марина Мнишек 4. Михаил Романов

за правильный ответ 5 баллов

3. Найдите ошибки в тексте

1. Дата крещения -988

2. Поход был осуществлён на Корсунь, византийскую колонию в Крыму.

3. Византийскую принцессу звали Анна.

4. Летопись сообщает , что киевляне приняли крещение без сопротивления.

5. Киев стоит на реке Днепр, в котором и было осуществлено крещение.

за правильный ответ 1 балл(всего 5 баллов)

4. Что ели в древней Руси?


Белый хлеб, мясо, рыбу, мёд ,морковь, капусту, арбуз, яблоки.

за правильный ответ 1 балл(всего 8 баллов)


5. Верю не верю

1. да

2. да

3. нет

4. да

Ведь без каши ,так же как и без пирогов, на Руси не проходило ни одного важного события. Кашу варили и в праздники, и в будни. В древности у славян был обычай :враждующие стороны вместе ели кашу при заключении мира. Без этого мирный договор был недействительным. До сих пор о человеке ,с которым трудно договориться, говорят:"С ним каши не сваришь".

5. да, французский император в 1810 г. сватался в к сестре Александра I Анне Павловне, но император отказал Наполеону.

6. да, в 1825 г. был выпущен рубль с изображением брата Александра I-Константина Павловича. Это произошло ,когда ещё не было формального отречения Константина от престола, на который он так и не взошёл.

За правильный ответ на вопрос 1 балл

6. Поэзия и история

1. Эпиграмма Пушкина на НиколаяI.

2. Эпиграмма Пушкина на АлександраI.

3. Пушки о Петре I.

4. Пушкин А.С. об Аракчееве.

5. Из стихотворения Н.Злотникова о Барклае де Толли.

6. Лермонтов М.Ю. о Наполеоне.

5 баллов за правильный ответ


7. Герои отечественной войны

А-Барклай де Толли, Б- Кутузов, В-Багратион

За правильный ответ 1 балл.


8. Письменное задание

Ответ: Рюрик, мозаика, крестьяне, Анна Петровна;

современники -князь Иван III Васильевич и Христофор Колумб

За правильный ответ 1 балл(всего 5 баллов).


9. Церкви и храмы

Ответ:

А.-Софийский собор в Киеве-10 в.

Б.- Успенский собор во Владимире-12 в.

В.- собор Василия Блаженного в Москве-16 в.

Г.- Храм Христа Спасителя в Москве-19 в.

За правильный ответ 2 балла.


Приложение 2

Протокол жюри

2. найдите ошибки в тексте


3. пища русского народа

4. верю не верю


5. поэзия и история


6. герои отечественной войны


7. письменное задание


8. церкви и храмы

всего баллов




Приложение 3

Найдите ошибки в тексте

Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошёл походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу замуж за себя. По возвращении их похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы. По свидетельствам летописца на хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.



© 2010-2022