• Преподавателю
  • История
  • Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 5 класса

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 5 класса

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Пояснительная записка

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 5 класса составлена на основе Программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2012г. с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

МБОУ «Ларьякская СШ» на 2015-2016 учебный год, 1 час в неделю, на 35 часов.

Учитель: Ерохина Т.М. 1 категория

Общей целью основного общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Цель рабочей программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

Задачи:

- формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;

- способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- знакомить учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;

- развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные учащимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;

- развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Для реализации программного содержания используется учебник:

Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014.

На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») в авторской программе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю из них (за счет резерва учебного времени) творческий проект - 3 ч.

Согласно годовому учебному плану МБОУ «СОШ №11» на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур» А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров) в 5 классе отводится 35 часов - 1 час в неделю (35 недель).

Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.

Виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы религиозных культур народов России»):

- словарная работа с текстом учебника;

- разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы - их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем;

- работа с дополнительной литературой (отрывками из разнообразных литературных произведений, исторических документов, священной книги христиан - Библии);

- задания с выбором ответа (в тестовой форме);

- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания),

- задания на составление вопросов к тексту;

- задания на составление плана или конспекта текста;

- задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.),

- задания на выборочный пересказ текста;

- задания творческого характера;

- разработка проектов;

- работа с притчами;

- тематические дискуссии;

- анализ ситуаций;

- работа с иллюстративным материалом.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные;

- работа в группе;

- фронтальные;

- работа в парах

Общая характеристика учебного курса

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль « Основы мировых религиозных культур») четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.

Описание места учебного курса в учебном плане

Модуль «Основы мировых религиозных культур» в рамках комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» относится к предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Рабочая программа рассчитана на изучение модуля в 5 классе (35 учебных часов).

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов для проведения проектов: 3 часа

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса (модуля)

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Результатом изучения предмета в 5 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Предметные результаты - овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Личностные результаты - становление внутренней установки личности учащихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре.

В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.

Учащиеся 5 класса научатся:

- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России;

- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

- осознавать ценности человеческой жизни.

Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:

- соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;

- делать осознанный нравственный выбор;

- связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской

природы;

- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего

человечества.

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.


Содержание учебного курса (модуля)

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(модуль «Основы религиозных культур народов России»)


Разделы

Количество часов

1.

Введение в тему

1 ч.

2.

Христианство

12 ч.

3.

Ислам

6 ч.

4.

Иудаизм

6 ч.

5.

Буддизм

6 ч.

6.

Повторительно-обобщающий урок

1 ч.

7.

Творческий проект учащихся

3 ч.


Итого:

35ч.


Введение в тему. Традиционные религии России - неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев - центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра.

«Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах - православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.

Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь - оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель.

Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.

Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.

Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы».

Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм - обязательное качество православного христианина.

Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро-Невский кафедральный собор - главный храм Старого Оскола.

Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.

Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера - основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.

Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей.

Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония - образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии - Всероссийский день семьи, любви и верности.

Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах - наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах.

Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.

Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.

Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.

Дом и семья в исламе. Семья - домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.

Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.

Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста.

Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.

Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие - основная черта иудея.

Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) - направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама - духовный лидер буддистов Тибета.

Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул - буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул - памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган - буддийский храм у бурят. Дацан - буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ - буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев - выдающийся лидер российских буддистов.

Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном.

Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.

Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.

Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц - важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса - сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве - основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам - праздничная мистерия.

Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература:

Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2012г. - 32 с. - (ФГОС. Инновационная школа).

Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014



Дополнительная литература:

1. Кобец О., Крупенков А.Н., Крупенков Н.В. История Белгородской епархии.- Белгород: Белгородская областная типография, 2006 г. - 400 с.

2.Храмы Святого Белогорья [Фотоальбом] - посвящен 100-ю со дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского. - Белгород, 2011 г. - 324 с

3. Православные храмы земли Оскольской/Авт.-сост. П.Е. Шишкин, Н.И. Мурашов. Ред. В.А. Вербкин/. Старый Оскол, 2008.-88 с. : илл.


Комплект демонстрационных плакатов по православной культуре



Классная доска.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Принтер лазерный.


Цифровые образовательные ресурсы

Мультимедийные презентации.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)


Православные мультимедиа-ресурсы:

pravmedia.com, rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, predanie.ru/Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие";altarnik.okis.ru- Православнаямедиа-библиотека,biblion.narod.ru Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru.";

Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг isographoteka.ru

Музеи, галереи и художественные каталоги: Каталог Музеи России (museum.ru/); Эрмитаж (hermitage.ru/); Русский музей (rusmuseum.ru/); Музей им. Пушкина (museum.ru/gmii/); Государственный исторический музей (shm.ru/); Третьяковская галерея (tretyakov.ru/); Галерея русских художников 20 века (artline.ru/













Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности




№ п/п


Наименование разделов, тем


Характеристика основных видов деятельности учащихся,





Введение в тему

Знакомство с традиционными религиями России. Прогнозирование разделов.

1

4.09


Православие в Древней Руси

Сообщение учащихся о Крещении Руси, о Киево-Печерском монастыре.

Работа с дополнительными информационными источниками. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.

1

11.09


«Поучение» Владимира

Мономаха

Работа со словарем и с дополнительными информационными источниками. Работа над понятием «поучение».

1

18.09


Православная

Церковь и нашествие

монголов

Сообщение учащихся о монгольском нашествии. Работа с дополнительными информационными источниками на тему: «Объединение русских земель вокруг Москвы».

1

25.09


Православие в Московской Руси

Представление иконы митрополита Петра, преп. Нила Сорского, преп. Иосифа Вырицкого. Сообщение учащихся о преп. Ниле Сорском и Иосифе Вырицком. Работа со словарем.

Работа над понятием «нестяжание».

1

2.10


Православие при царях и императорах России

Работа со словарем и с дополнительными информационными источниками - «История Российского царства». Сообщения учащихся на тему: «Митрополит Филипп», «Патриарх Гермоген».

1

9.10


Заветы

оптинских

старцев

Знакомство с историей православия во времена Российской империи по тексту учебника. Работа над понятием «старец». Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Представление иконы «Амвросий Оптинский». Сообщения учащихся на тему: «Заветы оптинских старцев».

1

16.10


  1. «Л«Ь

Православие в

Советской России

Знакомство с основными события истории православия XX - начала XXI в. И в современной России по тексту учебника.

1

23.10


Православие в современной

России

Сообщения учащихся на тему: «Патриарх Тихон», «Святитель Лука». Представление иконы. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Рассказ учителя о роли Церкви в годы Великой Отечественной войны.

1

30.10


Православие в

традициях

русского

народа

Знакомство с православными традициями и обрядами по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Сообщения учащихся на тему: «Таинства Церкви». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Представление иконы «Преображение Господне».

Работа в группах над проблемным вопросом «Что такое именины?»

1

9.11


Православие и традиционные ценности русского народа

1

16.11


Дом и семья в православии

Знакомство с семейными православными традициями по тексту учебника. Сообщения учащихся на тему: «Житие баговерных князей Петра и Февронии». Представление иконы святых Петра и Февронии. Исследовательская работа на тему: «Ценности православной семьи». Рассказ учителя о Всероссийском Дне семьи, любви и верности.

1

23.11


Святые Петр и

Феврония

1

30.11


Древняя история

ислама на территории

России

Знакомство с основными событиями, связанными с историей ислама в России с древности до современностипо тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Сообщения учащихся об известных мечетях России.

1

7.12


Мусульмане в России

1

14.12


Ислам в современной

России

Знакомство с современным этапом развития мусульманства в нашей стране по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Беседа о мусульманских ценностях. Просмотр слайдов.

1

21.12


Мусульманские

ценности и идеалы

1

11.01


Дом и семья в исламе

Знакомство с мусульманскими ценностями семьи по тексту учебника. Обсуждение притчи о сыновьях. Пересказ старинного предания. Обсуждение в группах продолжения истории, данной в учебнике.

2

18.01


Появление и развитие

иудаизма в России

Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в России с древности до начала XX в. по тексту учебника. Знакомство с новыми словами. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа с дополнительными источниками информации. Сообщения учащихся об известных мечетях России.

1

25.01


Иудаизм в Российской

Империи

1

1.02


Иудаизм в СССР

Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в СССР и на современном этапе по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.

Сообщения учащихся о геноциде евреев в годы Великой Отечественной войны.

1

8.02


Иудаизм в современной России

1

15.02


Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

Знакомство с основными ценностями семьи, дома, отношения к ближним.

Обсуждение советов из книги «Доброе сердце». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.

Сравнительный анализ семейных ценностей в православии, исламе и иудаизме.

1

22.02


Тибетский буддизм

Знакомство с основными особенностями тибетского буддизма и историей его возникновения и распространения в России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.

1

29.02


Распространение буддизма среди

Народов России

1

7.03


Буддизм в СССР

Сообщения учащихся о буддийских монастырях. Знакомство с основными событиями, связанными с историей буддизма в СССР и современной России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.

1

14.03


Буддизм в современной России

1

28.03


Буддизм в культуре и традициях народов России

Сообщения учащихся о буддийских праздниках. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий.

2

4.04

11.04


Повторительно-

обобщающий урок «Мировые религии»

Работа в группах. Разгадывание кроссворда. Игра «Угадай картинки». Сообщения учащихся.

1

18.04


Творческий проект учащихся «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России»

Защита проекта «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России»

3

25.04

16.05

23.05

30.05

Итого:

35



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература:

Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2012г. - 32 с. - (ФГОС. Инновационная школа).

Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014



Дополнительная литература:

1. Кобец О., Крупенков А.Н., Крупенков Н.В. История Белгородской епархии.- Белгород: Белгородская областная типография, 2006 г. - 400 с.

2.Храмы Святого Белогорья [Фотоальбом] - посвящен 100-ю со дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского. - Белгород, 2011 г. - 324 с

3. Православные храмы земли Оскольской/Авт.-сост. П.Е. Шишкин, Н.И. Мурашов. Ред. В.А. Вербкин/. Старый Оскол, 2008.-88 с. : илл.


Комплект демонстрационных плакатов по православной культуре



Классная доска.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Принтер лазерный.


Цифровые образовательные ресурсы

Мультимедийные презентации.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)


Православные мультимедиа-ресурсы:

pravmedia.com, rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, predanie.ru/Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие";altarnik.okis.ru- Православнаямедиа-библиотека,biblion.narod.ru Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru.";

Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг isographoteka.ru

Музеи, галереи и художественные каталоги: Каталог Музеи России (museum.ru/); Эрмитаж (hermitage.ru/); Русский музей (rusmuseum.ru/); Музей им. Пушкина (museum.ru/gmii/); Государственный исторический музей (shm.ru/); Третьяковская галерея (tretyakov.ru/); Галерея русских художников 20 века (artline.ru/










Планируемые результаты изучения учебного курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(модуль «Основы религиозных культур народов России»)

Результатом изучения предмета в 5 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Предметные результаты - овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Личностные результаты - становление внутренней установки личности учащихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре.

В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.

Учащиеся 5 класса научатся:

- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России;

- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

- осознавать ценности человеческой жизни.

Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:

- соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;

- делать осознанный нравственный выбор;

- связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской

природы;

- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего

человечества.

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

20


© 2010-2022