Рабочая программа по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ» 5 КЛАСС»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. (Стандарты второго поколения);

  3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 94 с. - (Стандарты второго поколения);

  4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - А. Вигасин, Г. Годер - М.: Просвещение, 2011

  5. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. - М.: Просвещение, 2012.

Цели и задачи:

В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи древнего мира.

Главной целью изучения курса истории древнего мира является - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые служат одной из основ их общей образованности.

Основными образовательными задачами курса являются:

  • формирование исторического мышления учащихся;

  • развитие умений работы с книгой и картографическим материалом;

  • формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

  • формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

  • формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

  • формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

  • формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  • формирование правовой культуры школьников;

  • формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

  • развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

  • формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

  • развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Место предмета в учебном плане школы:

Количество часов в неделю - 2 часа

Количество часов в год - 68 ч.

Общая характеристика процесса изучения предмета:

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Результаты освоения программы по предмету:

Результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся следующих компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять спосбы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты.

Ученик научится:

  • Определять временные границы первобытной и древней истории человечества.

  • Делить на простые этапы историю изученных древних государств и цивилизаций.

  • Различать черты цивилизации Востока и Запада.

  • Пересказывать текст учебника.

  • Объяснять основные термины и понятия.

  • Характеризовать исторические личности.

  • Раскрывать содержание иллюстраций.

  • Определять виды религий.

Ученик получит возможность научиться:

  • Объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества.

  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое - взошло на ступень цивилизации.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развивавшиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении - раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни - государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре - религия, наука, искусство, философия.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.

  • При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира.

Характеристика содержания курса «История древнего мира»

История Древнего мира (68ч)

Введение (2ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)

Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от

животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Тема 2. Древний Восток. (20ч)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города - Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость - в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема 3. Древняя Греция. (21ч)

Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя - военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим (18ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов - Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,

«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (1 ч)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Сроки

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1

Введение в историю

Изучение нового материала

Осознание своей идентичности как гражданина страны, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

Способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Формирование умений слушать учителя

Определять временные границы первобытной и древней истории человечества. Формирование умений слушать учителя

2

Счет лет в истории

Урок практических работ

Проявлять внимание, желание больше узнать

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Решение задач на определение века, года, тысячелетия. Изготовление ленты времени

Изготовление аппликаций для последующих уроков

Знать ленту времени, объяснять понятия век, год, эра, летосчисление

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

3

Древнейшие люди

Комбинированный урок

Проявлять интерес к истории первобытности

Формирование навыков пересказывания текста; работа с исторической картой, иллюстрациями, контурной картой, рабочей тетрадью

Пересказывать содержание текста, работать с ним, с исторической картой, иллюстрациями, контурной картой

Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и иллюстративный материал

4

Родовые общины охотников и собирателей

Комбинированный урок

Воспринимать речь учителя и одноклассников

Мысленное воспроизведение картины, ситуаций, видеофильма

Анализировать материал, работа с информацией

Свободно использовать в своей письменной и устной речи новые понятия: палеолит, родовая община, племя и др.

5

Возникновение искусства и религиозных верований

Комбинированный урок

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия предков

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Исследование темы, работа с иллюстрациями учебника, дополнительным материалом

Ориентация на партнера по общению

Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Знать понятия: «культура», «религия», «искусство», «магия», «шаман», «миф»

6

Возникновение земледелия и скотоводства

Комбинированный урок

Готовность и способность учащихся к самообразованию и саморазвитию

Поиск информации в предложенных источниках

Оценивать собственный результат, использовать справочную литературу, работа с рабочими листами

Аргументировать свои высказывания; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества

Объяснять значение отделения земледелия и скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. Знакомство с тестовыми заданиями по истории

7

Появление неравенства и знати

Комбинированный урок

Освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

Оценивать весомость приводимых доказательств рассуждений

Работа с учебником; выявление признаков разных объектов; работа в рабочих тетрадях; работа с дополнительной информацией

Выбор вида пересказа; удерживать логику повествования

Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности

8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь первобытных людей»

Игра-путешествие

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества

Систематизация и обобщение знаний по разделу. Тестирование

Раздел 2. Древний Египет

9

Государство на берегах Нила

Изучение нового материала

Оценивать собственную ученическую деятельность

Выстраивать алгоритм учебных действий

Составлять связный рассказ, делать отзыв на ответы других учащихся. Работа с исторической и контурной картой, текстом

Обмен способами действия для получения продукта совместной работы

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского царства. Анализ исторических фактов. Раскрывать значение понятий жрец, фараон, раб, папирус, дельта, ил, разливы Нила

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Комбинированный урок

Проявлять интерес к истории другой страны

Мысленное воспроизведение ситуации

Моделирование ситуации, использование дополнительной литературы

Коллективное обсуждение проблемы

Характеризовать основные группы населения. Составление рассказа «Один день египтянина»

11

Жизнь египетского вельможи

Комбинированный урок

Воспринимать речь учителя и ответы одноклассников

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Использование метода сравнения, анализ результатов ответов. Составление рассказа по рисунку в учебнике

Выбо вида пересказа; удерживать логику повествования. Умение слушать собеседника

Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия и термины. Анализировать исторические факты

12

Военные походы фараонов

Комбинированный урок

Выражать положительное отношение к процессу познания

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Работа с учебником, дополнительной литературой, с контурной картой, рабочими тетрадями и исторической картой, схемами

Обмен способами действия для получения продукта совместной работы

Создание игровых схем по заданной теме. Проектная работа. Развитие устной речи учащихся.

13

Религия древних египтян

Комбинированный урок

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Древнего Египта

Выстраивать алгоритм учебных действий. Мысленное воспроизведение ситуации

Работа с презентациями учащихся. Защита проектов «7 чудес света»

Владение монологической речью

Свободно использовать в своей устной речи понятия и термины. Объяснять и анализировать исторические факты

14

Искусство Древнего Египта

Комбинированный урок

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Древнего Египта

Выстраивать алгоритм учебных действий. Мысленное воспроизведение ситуации

Работа с презентациями учащихся.

Владение монологической речью

Свободно использовать в своей устной речи понятия и термины. Объяснять и анализировать исторические факты

15

Письменность и знания древних египтян

Комбинированный урок

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Древнего Египта

Выстраивать алгоритм учебных действий. Мысленное воспроизведение ситуации

Работа с презентациями учащихся.

Владение монологической речью

Свободно использовать в своей устной речи понятия и термины. Объяснять и анализировать исторические факты

16

Обобщение и систематизация знаний по теме «Древний Египет»

Историческая эстафета

Умение контролировать процесс и результаты деятельности

Составление рассказа, решение творческой задачи, разгадывание кроссворда, работа с картой, знание терминов

Раздел 3. Древний Восток

17

Древнее Двуречье

Изучение нового материала

Воспринимать речь учителя, проявлять интерес к истории древних народов

Планировать решение учебных задач

Работа с учебником, работа с историческими настенными и контурными картами, историческими документами, иллюстрациями, рабочими тетрадями

Умение слушать и правильно воспринимать информацию. Коллективное обсуждение проблемных вопросов

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность)

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Комбинированный урок

Воспитание интереса к истории другого государства и народа

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Мысленное воспроизведение ситуации. Работа с историческими документами: «Законы царя Хаммурапи»

Владение монологической речью. Аргументирование своих высказываний

Работа с документами. Отрывок из исторического документа: «Законы царя Хаммурапи»

19

Финикийские мореплаватели

Комбинированный урок

Воспринимать речь учителя, проявлять интерес к истории других народов

Работа с учебником и другой литературой

Умение слушать собеседника, воспринимать новый материал

Работа с учебником, отрывками из исторических документов, контурной картой

20

Библейские сказания

Комбинированный урок

Проявлять понимание и уважение к ценностям других народов и конфессиям

Формирование умений пользоваться текстом Библии

Чтение текста Библии и мифов вслух

Владение монологической речью. Аргументирование своих высказываний

Анализ текстов. Формирование умений говорить, объяснять, характеризовать, выделять логические части

21

Древнееврейское царство

Комбинированный урок

Проявлять понимание и уважение к ценностям других народов и конфессиям

Владение монологической речью. Аргументирование своих высказываний

Анализ текстов. Формирование умений говорить, объяснять, характеризовать, выделять логические части

22

Ассирийская держава

Комбинированный урок

Воспринимать речь учителя, проявлять интерес к истории других народов

Способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность, целеполагание

Анализировать деятельность свою и одноклассников

Работа в рабочей тетради. Решение творческих задач

23

Персидская держава «царя царей»

Комбинированный урок

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Работа с учебником, работа с историческими настенными и контурными картами, историческими документами, иллюстрациями, рабочими тетрадями

Владение монологической речью. Аргументирование своих высказываний

Работа с учебником, отрывками из исторических документов

24

Природа и люди Древней Индии

Комбинированный урок

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, культуре, ценностям народов России и народов мира

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу

Работа с учебником, работа историческими настенными и контурными картами, историческими документами, иллюстрациями, рабочими тетрадями

Урок-презентация

Анализ текстов. Формирование умений говорить, объяснять, характеризовать, выделять логические части

25

Индийские касты

Комбинированный урок

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу

Работа с учебником, работа историческими настенными и контурными картами, историческими документами, иллюстрациями, рабочими тетрадями

Использовать разные средства, вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе

Анализ текстов. Формирование умений говорить, объяснять, характеризовать, выделять логические части

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Комбинированный урок

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов

Решение исторических задач, умения контролировать процесс и результаты деятельности

Формирование историко-географического образа о территории и границах, формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-социальной, культурной самоидентификации и личности

Использовать разные средства, вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе

Формировать умения составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний, правильно показывать исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника

27

Первый властелин единого Китая

Комбинированный урок

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своих позиций и ответственному поведению в обществе

Способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность, целеполагание

Умение характеризовать место, участников, результаты исторических событий. Умение правильно читать карты и картосхемы с опорой на их легенду

Использовать разные речевые средства, вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе

Формировать умения на основе документальных источников и текста документа, давать характеристику событий и их участникам. Понятийный диктант

28

Обобщение и систематизация знаний по теме «Древний Восток»

Урок-игра, систематизация и контроль качества знаний учащихся

Контрольная работа. Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе

Систематизация знаний по истории

Раздел 4. Древняя Греция

29

Греки и критяне

Изучение нового материала

Осознание своей идентичности члена этнической и религиозной группы, локальной общности

Способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность, целеполагание

Формирование историко-географического образа о территории и границах

Аргументировать свою точку зрения

Работа с учебником, отрывками из исторических документов, контурной картой

30

Микены и Троя

Комбинированный урок

Освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий

Умение характеризовать место, участников, результаты исторических событий. Умение правильно читать карты и картосхемы с опорой на их легенду

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Формировать умения на основе документальных источников и текста документа, давать характеристику событий и их участникам

31

Поэма Гомера «Илиада»

Комбинированный урок

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу

Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам

Использовать разные речевые средства, вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе

Формировать умения составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний

32

Поэма Гомера «Одиссея»

Комбинированный урок

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов

Умения планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-социальной, культурной самоидентификации и личности

Умение строить монологическое высказывание

Формировать умения составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний

33

Религия древних греков

Изучение нового материала

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, ценностям народов России и народов мира

Умения адекватно оценивать свои действия

Понимать общие закономерности, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. Осознавать познавательную задачу природы. Умение составлять таблицу

Умение работать в группе, соблюдать правила речевого поведения

Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Комбинированный урок

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, знать причины возникновения греческих полисов

Отображать в речи описание, объяснение, формулировать собственные мысли

Обеспечить усвоение понятий: полис, демос, ареопаг, архонты, управление полисом

35

Зарождение демократии в Афинах

Комбинированный урок

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своих позиций и ответственному поведению в обществе

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Умение характеризовать афинскую демократию, давать сравнительную характеристику общественно-политических устройств, использовать понятия «полис», «республика», «демократия», «аристократия»

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее

Характеризовать политический строй Афин, объяснять значение понятий демократия, реформы, гражданин. Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах

36

Древняя Спарта

Комбинированный урок

Формирование ценности здорового образа жизни

Умения адекватно оценивать свои действия

Умения давать сравнительную характеристику общественно-политических устройств Афин и Спарты

Давать оценку ответов одноклассников

Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему

37

Основание греческих колоний

Комбинированный урок

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Знание основных направлений греческой колонизации. Работа с учебником, историческими настенными и контурными картами, историческими документами, иллюстрациями, рабочими тетрадями

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Анализ текстов. Формирование умений говорить, объяснять, характеризовать, выделять логические части

38

Олимпийские игры в древности

Урок-путешествие

Формирование ценности здорового образа жизни, желания заниматься спортом

Умения адекватно оценивать свои действия

Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории Олимпийских игр и первых олимпийских традиций

Умение задавать вопросы, слушать и отвечать

Работа с учебником, отрывками из исторических документов, рабочей тетрадью. Создание мини-проектов

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

Изучение нового материала

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Установление причинно-следственных связей, формирование взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Понимание причин победы греков над персами. Формирование умений составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать выводы

40

Нашествие персидских войск на Элладу

Комбинированный урок

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

Умения адекватно оценивать свои действия

Умение выделять причины героической борьбы греческих полисов с державой персов

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

41

В гаванях афинского порта Пирей

Комбинированный урок

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Готовность применять исторические знания для сохранения исторических и культурных памятников и мира

Смысловое чтение, логическое рассуждение. Умение вступать в диалог

Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами

42

В городе богини Афины

Урок-путешествие

Освоение общемирового культурного наследия

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Готовность применять исторические знания для сохранения исторических и культурных памятников и мира

Умение отображать в речи описание, объяснение, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Продолжить формирование умений составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия

43

В афинских школах и гимнасиях

Комбинированный урок

Освоение общемирового культурного наследия

Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию об афинских школах и гимнасиях

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Умение работать с учебником и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ об особенностях древнегреческого воспитания и образования

44

В театре Диониса

Урок-путешествие

Освоение общемирового культурного наследия

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации и личности

Умение строить логическое рассуждение, смысловое чтение, объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения

45

Афинская демократия при Перикле

Изучение нового материала

Освоение гуманистических традиций и ценностей

Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Умение характеризовать афинскую демократию при Перикле, сравнивать с более ранним периодом в истории Греции

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Объяснять, что означало в Древней Греции понятие «гражданин», приводить примеры гражданских поступков

46

Города Эллады подчиняются Македонии

Комбинированный урок

Формирование целостного мировоззрения

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

47

Походы Александра Македонского на Восток

Комбинированный урок

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Умение давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории, причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Составлять исторический портрет Александра Македонского (творческая работа), умения работать с исторической картой, рабочей тетрадью

48

В Александрии Египетской

Комбинированный урок

Освоение общемирового культурного наследия

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации и личности

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе

Раскрывать значение понятия «эллинизм». Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма (мини-проекты)

49

Обобщение и систематизация знаний по теме «Древняя Греция»

Урок в форме «Брейн-ринг»

Умение контролировать процесс и результаты деятельности

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о возвышении и упадке Древней Греции

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе

Систематизация знаний по истории, Древней Греции, тестирование

Раздел 5. Древний Рим

50

Древнейший Рим

Изучение нового материала

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Умения адекватно оценивать свои действия

Умение сравнивать по карте природные условия Греции и Италии

Анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии

51

Завоевание Римом Италии

Комбинированный урок

Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Формирование взаимопонимания между нарожами, людьми разных культур

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии

52

Устройство Римской республики

Комбинированный урок

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своих позиций и ответственному поведению в обществе

Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Знание устройства Римской республики, анализировать текст документов учебника

Умение строить логическое рассуждение, смысловое чтение

Раскрывать значение понятий: патриций, плебей, республика. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе

53

Вторая война Рима с Карфагеном

Комбинированный урок

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Формирование идей мира, взаимопонимания между народами, людьми разных культур, изучив последствия войн Рима с Карфагеном

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Раскрывать значение понятий: консул, трибун, сенат, диктатор, легион

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Комбинированный урок

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам

Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Формирование идей мира, взаимопонимания между народами, людьми разных культур, изучив последствия войн Рима с Карфагеном

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима

55

Рабство в Древнем Риме

Комбинированный урок

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Умение объяснять явления, процессы, связанные с рабством в Древнем Риме, делать выводы

Представлять результаты своей работы в форме сообщения

Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов

56

Земельный закон братьев Гракхов

Комбинированный урок

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам

Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Умение работать с историческими источниками на примере изучения земельного закона братьев Гракхов

Умение создавать и применять схемы для решения учебных и познавательных задач

Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов

57

Восстание Спартака

Комбинированный урок

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Умения контролировать процесс и результаты деятельности

Умение давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории

Умение решать творческие задачи, делать выводы, анализировать изучаемые события

Составлять характеристику восстания, исторический портрет Спартака

58

Единовластие Цезаря

Комбинированный урок

Формирование социально-политического образа Рима

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Формирование представления о государственной организации Рима, абсолютной власти правителей, изучив историю Ю. Цезаря

Умение работать в группе, самостоятельно строить рассказ

Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события

59

Установление империи в Риме

Комбинированный урок

Формирование социально-политического образа Рима

Формирование представления о положении основных групп населения в римском обществе, понятия «империя»

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Рассказывать о том, как строились отношения между Римом и провинциями

60

Соседи Римской империи в первые века нашей эры

Комбинированный урок

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам

Умения адекватно оценивать свои действия

Умения давать характеристику общественного строя древних государств

Умение составлять простой и сложный план

Продолжить формирование умений составлять рассказ и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами

61

Рим при императоре Нероне

Комбинированный урок

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

Умения планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия

Умение давать оценку государственному деятелю Нерону

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Формирование умений самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями

62

Первые христиане и их учение

Комбинированный урок

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к религии народов мира

Умения планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия

Характеризовать предпосылки и условия возникновения христианства

Умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме

63

Расцвет империи в II в.

Комбинированный урок

Развитие исторического и эстетического сознания

Умения адекватно оценивать свои действия

Умение составлять исторический рассказ об успехах Римской империи во 2 веке

Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме (мини-проекты)

64

«Вечный город и его жители

Комбинированный урок

Освоение общемирового культурного наследия

Умения планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия

Умение анализировать, сравнивать и делать выводы о развитие государства

Умение составлять простой и сложный план

Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника

65

Римская империя при Константине

Комбинированный урок

Формирование исторического образа государства, его достижений и культурных традиций

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Умение анализировать, сравнивать и делать выводы о развитие государства при Константине

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества

66

Взятие Рима варварами

Комбинированный урок

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Умения адекватно оценивать свои действия

Умение работать с исторической картой, историческими документами, изучая взятие Рима варварами

Умение составлять простой и сложный план

Показывать на карте направления варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи

67

Обобщение и систематизация знаний по теме «Древний Рим»

Урок обобщения и систематизации знаний

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Умения адекватно оценивать свои действия

Знание исторических терминов и исторических дат

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о возвышении и упадке Древней Греции

Тестирование

68

Семь чудес света. Итоговый урок

Урок презентация

Формирование осознанного, уважительного отношения к античной культуре

Умения адекватно оценивать свои действия

Умение рассказывать об одном из 7 чудес света

Развитие навыков публичного выступления

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира




Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

УМК по программе, список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011

  3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

  4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер - М.: Просвещение, 2011

  5. История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. - М.: 2012

  6. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. - 284 с.

  7. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение, 2007

  8. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г.И. Годер. - М.: Просвещение, 2011 - 12

  9. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А.И. Немировского. - М., 1998

  10. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. - М., Творческий центр «Сфера», 2003

  11. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе - М.: Творческий центр, 2004

  12. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс - М.: Дрофа, 2005

  13. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс / Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011

  14. Атлас. История Древнего мира. М.: Дрофа, 2013

  15. Алебастрова А.А. Проверочные материалы по всеобщей истории за 5 класс: история Древнего мира / А.А. Алебастрова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010

  16. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» / Ю.И. Максимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2013

39


© 2010-2022