Обобщающий урок Белорусские земли середины 13-14 вв

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект открытого урока «Умнее не придумаешь» по теме

«Белорусские земли в середине ХІІІ-XІV вв.» в 7 классе

Цель урока:обобщить и закрепить знания и умения по теме;

Задачи урока:

  • Проанализировать итоги развития белорусских земель в составе ВКЛ в середине ХIII - ХІV веке, повторить основные даты, понятия, которые характеризуют данную тему;

  • Создание условий для развития коммуникативных навыков, логического мышления и познавательной активности учащихся через игровую и групповую технологию, формиравание рефлексивных умений и навыков;

  • Воспитание чувства уважения к историческому наследию нашей Родины и национального самосознания

Слайд № 1

Форма урока:урок-интеллектуальный турнир

Участники: класс делится на две команды по 4 человека с капитаном, остальные учащиеся - болельщики

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки-задания, карта «Великое княжество Литовское в ХІІІ-ХIV вв.»,бочонки с номерами лото.

Ход урока:

Учитель ( каштолян -управляющий замком великого князя Литовского):

- Доброе утро, уважаемые ребята, приглашённые молодые специалисты и члены администрации. Я, местный каштолян, приветствую Вас в этих священных стенах моего замка. Вы когда-нибудь представляли себя в центре Европы? Так вот в начале ХІV века наши земли входили в состав Великого княжества Литовского, которое стало крупнейшим государством Европы. Управляли этим государством князья, их дети и внуки, которые вели между собой борьбу за власть. Сегодня мы проведём в этом замке необычный урок: урок - интеллектуальный турнир, на котором обобщим и закрепим знания, полученные вами по теме «Белорусские земли в середине ХІІІ-ХІV вв»

Участвовать в турнире будут две команды от класса. В каждой команде по 5 человек вместе с капитаном. Одна команда называется «Наследники князя Гедимина» во главе с капитаном Бутук Марией, вторая команда называется «Наследники князя Ольгерда » во главе с капитаном Шульгой Александром. Жюри нашего турнира составили будущие учителя, а ныне студенты 4-го и 5-го курса нашего университета Александр и Екатерина. Но сначала мне хотелось бы познакомить всех участников игры с памяткой «Правила работы в команде»

Показываю слайд № 2

  1. Говорить по теме, кратко и понятно.

  2. Чтобы ответить на вопрос, подними руку.

  3. Не перебивай товарища, не говори одновременно с другими.

  4. Старайся понять и принять мнение другого ученика, даже если не согласен с этим мнением.

  5. Критически относись к мыслям, а не к своим товарищам.

  6. Старайся найти правильный ответ на вопрос самостоятельно.

  7. Привлекай других учащихся к обсуждению вопроса.

  8. Будь терпим и доброжелателен ко всем членам своей команды.

А сейчас мы перенесёмся в то время и посмотрим небольшой видеофрагмент об этом периоде истории ( показ через мультимедиа видеофрагмента)

Первый тур называется « Историческое лото»

Учитель: На слайде № 3 показан перечень понятий темы под личными номерами. Капитаны вытаскивают бочонки с номерами и объясняют смысл понятия, которое расположено под вытащенным номером. За правильный ответ один балл.

Понятия:

  1. Персональная уния

  2. Монархия

  3. Великокняжеская рада

  4. Наместники

  5. Вече

  6. Дым

  7. Господарь

  8. Епархия

  9. Привилей

  10. Славянизация балтов

  11. Колонизация

  12. Агрессия

  13. Земля

  14. Волость

  15. Домен

  16. Детинец

  17. Надел

  18. Конфессия

  19. Жемайтия

  20. "Погоня"

Подведение итогов І тура.

Учитель: Переходим ко второму туру, который называется

«Исторический портрет».

Открываются слайды № 4, 5, 6, 7, 6, 7

Командам необходимо по первому описанию и изображению портрета на слайде определить, о ком идёт речь. Можно совещаться не более 30 сек. За правильный ответ 1 балл.

  1. Этот князь был язычником, терпимо относился ко всем религиям в ВКЛ, главный принцип его правления «не трогать старины, не вводить новизны», столица ВКЛ перенесена в Вильно. (Гедимин)

  2. Он стал не только князем ВКЛ, но и королём польским, женившись на молодой и красивой девушке, хитрый и коварный правитель, крестивший литовское население по католическому обряду (Ягайло)

  3. Этого князя свергли его же родные братья, затем сами встали во главе государства, а ему отдали Заславль (Явнутий)

  4. Этот князь «не пил ни вина, ни пива, имел большой ум и подчинил многие земли, скрытно готовил свои походы и воевал умением, а не количеством» (Ольгерд)

  5. Князь ВКЛ правил западной частью ВКЛ, боролся с крестоносцами (Кейстут)

  6. Каштолян, староста, возглавлял войско ВКЛ под Новогрудком и Псковом, обороняясь от крестоносцев, смелый и решительный воевода

( Давид Городенский)

Учитель: Переходим к третьему туру «По лабиринту исторических дат»

Команды выбирают правильный вариант ответа: ( 1 балл)

  1. Кревская уния подписана в: а)1385 г.; б) 1401 г.; в) 1410 г. (а)

  2. Битва на р.Стреве произошла в: а) 1341 г.; б) 1348 г.; в) 1362 г(б)

  3. Начало княжения Гедимина: а) 1310 г.; б) 1316 г.; в) 1323 г (б)

  4. Первое упоминание в летописи о «Литве Миндовга»:

а) 1009 г.; б) 1235 г.; в) 1253г. (б)

5. Коронация Миндовга произошла в:

а) 1235 г.; б) 1262 г; в) 1253 г.; в) 1263 г (в)

6. Первый поход Ольгерда на Москву:

а) 1361 г.; б)1365 г.; в)1368 г (в)

7. Перенос столицы ВКЛ в Вильно состоялся в: а) 1323 г.; б) 1325 г.; в) 1348 г. (а)

8. Битва на р.Синие Воды с татарами произошла в: а)1348 г.; б) 1399 г.; в)1362 г (в)

Подведение жюри итогов второго и третьего тура.

Физкультминутка:

Учитель: Рубрика «История с улыбкой»

Каждый учитель собирает смешные строчки из письменных ответов учащихся: (записано мною лично)

1.Миндовг попал в Новогрудок по нужде…

2. Крест Е.Полоцкой сделал Лазарь Бомжа.

3.На Прибалтику напали костроносцы, а не крестоносцы.

4.У рыцарей были броневые кони.

5. Шляхта - сословие, которое помогало князю решать его проблемы.

6.Феодализм - нормальное явление с ХІІ века.

7. Еретиков предавали страшным пыткам, которые исполняла инквизиция.

8. Рыцари имели коня, одетого в доспехи.

Учитель: Переходим к четвёртому туру:

Командная викторина «Исторический вопрос»

Каждый член команды задаёт свой вопрос представителю другой команды. За правильный ответ команда получает 1 балл. За неправильный ответ команда баллов не получает.

(команды задают свои вопросы)

Учитель: Пятый тур называется

Викторина «Кто есть кто?» или «Что есть что?

  1. Князь ВКЛ, который был во главе войска в битве на р.Стреве ( Ольгерд)

  2. При этом князе ВКЛ впервые был введён герб «Погоня» (Витень)

  3. Этот город стал первой столицей ВКЛ (Новогрудок)

  4. Это был первый князь в истории ВКЛ (Миндовг)

  5. Этот регион стал центром литовских земель ( Жемайтия)

  6. Это был князь, при котором была религиозная терпимость ко всем конфессиям (Гедимин)

  7. Так назывался участок земли крестьянина в ВКЛ (надел)

  8. Так называлось сельское поселение в ВКЛ (весь)

Учитель: переходим к шестому туру:

Домашнее задание « Историческое путешествие»

Команды получили задание подготовить и разыграть предложенное историческое событие данного периода истории. В то же время другая команда должна рассказать, о каком событии идёт речь в данной ролевой сценке. Жюри оценивает артистизм и правильность подачи исторических героев.

(разыгрываются сценки)

Сцена 1.

Ягайло, как освящённый князь литовский, отправил своих послов… к её королевскому величеству…

Послы его говорили: « Ясная пани, возьми князя Ягайло сыном и отдай ему в жёны самую любимую дочь свою Ядвигу, польскую королеву.

Ягайло:

Я принимаю веру католическую и обещаю гарантировать Короне Польской все края, кем бы они были забраны и обещаю земли литовские и русские на вечные времена к Короне Королевства Польского присоединить».

Сцена 2.

Ольгерд: Мы должны свергнуть его с трона. Он незаконно стал Великим князем Литовским.

Кейстут: Я поддерживаю тебя, брат мой. Будем вместе управлять нашим княжеством. А Явнуту отдадим Заславль. Я же править буду на Западе, а ты - на Востоке.

Подведение итогов 4,5,6 тура.

Учитель: И, наконец, последний седьмой тур «Капитанский мостик»

Капитаны по очереди достают вопрос из конверта и сразу на него отвечают. Если вопрос вызывает затруднение, то можно посоветоваться с командой. Если и команда не помогает, то можно обратиться к болельщикам. Правильный ответ - 1балл.

Вопросы для капитанов:

1. Какой князь имел славу и честь великую, не терпел против себя никого…и начал княжить в земле Литовской один и очень этим гордился? (Миндовг)

2. В каком городе состоялась коронация первого князя Литовского? (Новогрудок)

3. С каким государством ВКЛ укрепило свою обороноспособность и развивало культурные отношения с Европой? (Польша)

4. В честь какого князя ВКЛ было подписано так называемое Востровское соглашение? (Витовт)

5. «Во время охоты один князь попал на прекрасную гору, где убил огромного тура. Было уже поздно, князь решил заночевать. И приснился ему сон. На горе стоит страшный железный волк и воет так звучно, как будто ревут 100 волков. Князь проснулся и решил разгадать сон. Он обратился к вещуну- язычнику.

Тот ответил: «Железный волк означает, что здесь будет столица, а то, что внутри ревело, это значит, что слава об этом городе будет на весь мир».

Узнав про это, князь сразу приказал привезти людей, чтобы заложить два замка.

О каком городе идёт речь в этой легенде? (Вильно)

6.Какие были пути вхождения белорусских земель в состав ВКЛ? (договор, династический брак, насильственный захват, военный путь)

7. Какие князья стояли на пути Ягайло к власти? (Кейстут и Витовт)

Поведение итогов турнира. Слово жюри.

Награждение команд грамотами. Выставление отметок за работу на уроке. Каждый ученик команды -победителя получает дополнительный балл при выставлении отметки.

Рефлексия по методу «Ролевое ожидание»:

Тест «Кем Вы были сегодня на уроке во время «поездки в автобусе».

А) сонный пассажир

Б) пассажир, не знающий название остановки, т.е. где выходить.

В) водитель

Г) контролёр в автобусе

Результат:

Сонный пассажир - пассивно просидел весь урок, можно сказать проспал

Пассажир, который не знает своей остановки - тревожность на уроке, не очень хотел отвечать

Водитель - ученик спокойно работал на уроке, делал всё, что необходимо

Контролёр - всё иногда понимал то, что говорилось, иногда не очень, т.е. переменный успех в обучении

Вопросы проблемные:

1.Какие личные качества Ягайло вы бы хотели иметь, а какие - нет?

2.Может ли отдельная личность повлиять на ход исторических событий на примере создания ВКЛ? Приведите примеры.

Домашнее задание: Составить синквейн на исторического деятеля ВКЛ (пример):

Ягайло

Хитрый, целеустремлённый

Правил, побеждал, сотрудничал

Хотел сохранить Польскую корону и укрепить власть

Объединитель, стратег, победитель

Подготовиться к тематическому контролю по теме «Белорусские земли в середине ХІІІ-ХІV веках»


5


© 2010-2022