Урок истории России в 8 классе Либеральные реформы 60-70 -х годах

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по Истории России в 8 классе

Учителя истории и обществознания Курагинской СОШ № 7

Герасимовой Алефтины Васильевны 2015- 2016 учебный год.




Тема : Либеральные реформы в 60-70 -х.г. XIX в

Тип урока: Урок-проект

Цель урока: выработка у учащихся навыков работы с различными информационными источниками, умения систематезировать и анализировать учебный материал.

Задачи:
1.познакомиться с содержанием земской, судебной, военной реформ и реформы в области просвещения;
2. оценить историческое значение реформ 60-70-х гг. XIX в.

Оборудование : Учебник, интернет,Большая Российская энциклопедия, справочник для студентов по подготовке в ВУЗ, раздаточный информационный материал, маркеры, клей, ватман, таблица «Либеральные реформы», инструкции- «Алгоритм работы в группе», «Шкала знаний», медальки для голосования, мультмедийный проектор, экран.

Класс заранее распределяется на четыре группы.

Вступительное слово учителя: Послушайте диалог двух крестьян живших в XIX веке

Двое учащихся зачитывают диалог(текст при желании можно сократить)

  • 1. Здорово Никодим,

  • 2. И ты будь здоров Евсей.

  • 1 .Отколева идешь?

  • 2. Ходил в город ,думал сына на учебу определить, он же смышленый у меня, да дорого платить. Думал выучиться, поступит на службишку какую, может и в рекруты не за бреют, служить то почитай 25 годов, это ж не семьи, не дома. А вишь ты дорого мне, не по силам учеба евойная . Ну, а ты куда путь держишь?

  • 1. Иду на господский двор - поглядеть, как Ваньку Васильева лупцевать вожжами будут. Он же, прокараулил покос барский, коровы с овечками его весь по вытоптали, теперь сена не будет у барина. Вот бывший наш барин и озлился. Выпороть велел.

  • 2. Так нельзя же теперь, времена не те. Мы свободные теперяча граждане российские.

  • 1. А кто нас спросит- что можно,что нельзя? До Бога высоко, до царя далеко.

  • 2. Вот кабы император- батюшка наш знал про такие беззакония, он бы быстро правду установил.

  • 1. Да кто ж ему расскажет, и кто нас спросит и услышит - что дети наши смышленые,учиться хотят, а возможности нету, и что нельзя крестьянина на 25 лет от земли отымать, даже хоть и отечество охранять он идет, и грех это одному помещику крестьян судить, когда они уже свободными стали и тоже по человечески жить хочут.

  • 2. Эх, кабы мужикам власть дали , уж мы б все устроили по справедливости.


  • Учитель : Что крестьяне называют несправедливостью? перечислите .

Слайд с портретом Александра.


  • Учитель: Новый император Александр II знал о той непростой жизни российского общества. И понимал , что перемены неизбежны.А какие пути выхода из сложной ситуации в обществе вам известны

  • Учащиеся : реформы и революции

  • Учитель Как вы считаете, что мог сделать Александр II для решения проблем российского общества?

  • Учащиеся :Провести реформы.

  • Учитель: Предположите, как будет называться тема нашего урока?

  • Учащиеся :Реформы, или либеральные реформы


  • Учитель: Давайте определим задачи нашего урока:

  • (слайд -задачи)

1.Узнать название реформ и их содержание

2.Определить значение реформ для развития России.(вывод)

  • Учитель:Предположите в каких областях было необходимо провести реформы?

  • Заслушиваются ответы учащихся

Учитель: На ваших столах разложены листы для определения уровня знаний.Найдите их и отметте на шкале на каком месте познания данного вопроса вы находитесь - ближе к знанию или не знанию?

Дети отвечают.

  • Учитель: Представьте, что вы оказались в 19 веке и участвуете в разработке реформ.Вам нужно представить основное содержание реформы российскому обществу. Ваша задача, используя информационный ресурс составить информационный проект реформы, донести для всех присутствующих ее основные положения и определить значение

  • Время на выполнение 15 минут.

  • Каждая группа получает задания с алгоритмом работы и набором текстов , которые надо систематизировать после прочтения содержания реформы, и представить проект конкретной реформы. Во время работы в группах учитель принеобходимости помогает учащимся.

  • Учитель:Переходим к представлению проектов

вам нужно заполнить таблицу, которую вы потом вклеете в свою тетрадь:

  • Каждая группа представляет работу в виде оформленного на ватмане информационного проекта и знакомит всех с основным содержанием той реформы которую они прорабатывали.

  • Учитель: Как вы считаете после проведения реформ изменилось ли что то в жизни тех крестьян, с которых начался наш урок?

  • (Дети должны назвать : появились Земства, была введена всеобщая воинская повинность, появился суд присяжных, реформы были либеральными)

  • Учитель: Вы узнали сегодня новое, отметте на шкале знаний на какой уровень вы поднялись.Вы были в роли создателей реформы, а теперь будте в роли аналитиков. Что бы закрепить это, познакомтесь с содержанием параграфа 21, и выпишите плюсы и минусы либеральных реформ в форме таблицы или эссе.

А сейчас проголосуйте за понравившийся вам проект, выйдете к доске и приклейте медальку на тот проект который вы считаете лучшим.Поаплодируем победителям

Оцените свое участие в работе группы.Выходя из класса прикрепите аватарку к тому полю которое соответствует вашему участию работы в группе , был бы создан проект без вас или нет .Поля «Без меня" или "Со мной".

Спасибо за работу!


Задания для групп и алгоритм работы.

Группа №1

Источник Сайт:https//ru wikipedia.org

Задание: Составьте проект «Реформы местного самоуправления»

Что бы составить проект реформы:

  • прочтите текст,выделите главное

  • воспользуйтесь пакетом документов и распределите их в последовательности(систематезируйте)

  • оформите проект используя ватман,учебные материалы и фломастеры

  • сделайте вывод о значении реформы

  • выберите представителя для защиты проекта

  • представьте проект

Группа № 2: Составьте проект «Судебной реформы»,

Источник : Большая Российская Энциклопедия

Что бы составить проект реформы:

  • прочтите текст,выделите главное

  • воспользуйтесь пакетом документов и распределите их в последовательности(систематезируйте)

  • оформите проект используя ватман,учебные материалы и фломастеры

  • сделайте вывод о значении реформы

  • выберите представителя для защиты проекта

  • представьте проект

Группа № 3: составьте проект «Военной реформы»

Источник :Справочник для студентов по подготовке в ВУЗ

Что бы составить проект реформы :

  • прочтите текст,выделите главное

  • воспользуйтесь пакетом документов и распределите их в последовательности(систематезируйте)

  • оформите проект используя ватман,учебные материалы и фломастеры

  • сделайте вывод о значении реформы

  • выберите представителя для защиты проекта

  • представьте проект

Группа № 4: составьте проект «Реформа в области просвещения»

Источник: текст учебника История России

Что бы составить проект реформы:

  • прочтите текст,выделите главное

  • воспользуйтесь пакетом документов и распределите их в последовательности(систематезируйте)

  • оформите проект используя ватман,учебные материалы и фломастеры

  • сделайте вывод о значении реформы

  • выберите представителя для защиты проекта

  • представьте проект

Раздаточный информационный материал,который после ознакомления с текстом нужно систематезировать

информационный материал группы № 1

«реформы местного самоуправления,»

  • 1 января 1864 года, Земская реформа

  • 1870 год городская реформа

  • право голоса получили мужчины

  • 1курия (разряд)- землевладельцы (200 десятин земли, или имущество 15 тыс.руб)

  • 2 курия - городские избиратели - купцы, владельцы предприятий (не м.6 тыс руб)

  • 3 курия - сельское крестьянское общество

земские органы

1.распорядительные 2.исполнительные

(земские собрания), предводитель дворянства,

  • Строительство путей сообщения, сооружение и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности.

  • Губернатор следил за соблюдением закона

  • Недостатки:

  • выборы строились по сословному признаку

  • преимущества дворян.

  • Ограничен круг вопросов

  • Городская и земская реформа способствовала приобщению широких масс к решению вопросов управления, служила предпосылкой к формированию в России гражданского общества и правового государства.

Учебные материалы группы № 2

1864 год

Принципы судопроизводства: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность некоторых судебных органов.

Две системы судов: мировые и общие

Мелкие уголовные и гражданские дела

Мировые судьи вершили правосудие единолично, выбирались земскими собраниями и городскими думами.

Судья-местный житель не моложе 25 лет с безупречной репутацией, высоким образованием, владевший недвижимым имуществом

Зарплата от 2 до 9 тыс.руб.

Окружной суд и судебная палата

уголовные и сложные гражданские дела

Двенадцать присяжных заседателей 25-70 лет

Апелляция

Условия: гласность, открытость, отчеты в газетах о судах представлявших общественный интерес

Прокурор и адвокат

Вывод: Хотя новая система сохраняла пережитки прошлого (волостные суды для крестьян, военные, суды для духовенства), она оказалась самой передовой в тогдашнем мире.

Учебные материалы группы № 3

Цель: Сокращение армии в мирное время и создание обученного резерва

1863-1864- военные гимназии и военные училища

Юнкерские училища, представители всех сословий

1877- Морская академия

Всесословная воинская повинность

Сухопутные войска 15 лет (6 действительная служба и 9 в запасе)

Флот 10 лет (7 действительная служба и 3 в запасе)

От 4 лет до 6 месяцев ( для имевших высшее образование)

Единственные сыновья и кормильцы семей, народы Севера, Средней Азии и части Кавказа и Сибири.

Гражданские права: Отмена телесных наказаний, муштры, палочной дисциплины, улучшение питания, образование

Новые уставы

Россия получила армию современного типа, всеобщая воинская повинность была серьезным ударом по сословной организации общества.

Учебные материалы группы № 4

1864 год «Положение о начальных народных училищах»

Государственные земские церковно-приходские воскресные школы

Классическая гимназия реальная гимназия

8лет 7 лет

Университет Технические высшие учебные заведения.

В гимназии прием «всех сословий , без различия звания и вероисповедания» , но, высокая плата за обучение

Женские гимназии высшее женское образование девушки-вольнослушатели

Автономия учебных заведений ректор

совет профессоров

Появилась возможность для получения образования широких масс, что способствовало развитию страны.

Шкала знаний

Оцени свой уровень знания темы . Отметь нужное место на шкале знаком Х.

Я знаю Я не знаю

© 2010-2022