- Преподавателю
- История
- Урок истории России в 8 классе Либеральные реформы 60-70 -х годах
Урок истории России в 8 классе Либеральные реформы 60-70 -х годах
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Герасимова А.В. |
Дата | 14.05.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по Истории России в 8 классе
Учителя истории и обществознания Курагинской СОШ № 7
Герасимовой Алефтины Васильевны 2015- 2016 учебный год.
Тема : Либеральные реформы в 60-70 -х.г. XIX в
Тип урока: Урок-проект
Цель урока: выработка у учащихся навыков работы с различными информационными источниками, умения систематезировать и анализировать учебный материал.
Задачи:
1.познакомиться с содержанием земской, судебной, военной реформ и реформы в области просвещения;
2. оценить историческое значение реформ 60-70-х гг. XIX в.
Оборудование : Учебник, интернет,Большая Российская энциклопедия, справочник для студентов по подготовке в ВУЗ, раздаточный информационный материал, маркеры, клей, ватман, таблица «Либеральные реформы», инструкции- «Алгоритм работы в группе», «Шкала знаний», медальки для голосования, мультмедийный проектор, экран.
Класс заранее распределяется на четыре группы.
Вступительное слово учителя: Послушайте диалог двух крестьян живших в XIX веке
Двое учащихся зачитывают диалог(текст при желании можно сократить)
-
1. Здорово Никодим,
-
2. И ты будь здоров Евсей.
-
1 .Отколева идешь?
-
2. Ходил в город ,думал сына на учебу определить, он же смышленый у меня, да дорого платить. Думал выучиться, поступит на службишку какую, может и в рекруты не за бреют, служить то почитай 25 годов, это ж не семьи, не дома. А вишь ты дорого мне, не по силам учеба евойная . Ну, а ты куда путь держишь?
-
1. Иду на господский двор - поглядеть, как Ваньку Васильева лупцевать вожжами будут. Он же, прокараулил покос барский, коровы с овечками его весь по вытоптали, теперь сена не будет у барина. Вот бывший наш барин и озлился. Выпороть велел.
-
2. Так нельзя же теперь, времена не те. Мы свободные теперяча граждане российские.
-
1. А кто нас спросит- что можно,что нельзя? До Бога высоко, до царя далеко.
-
2. Вот кабы император- батюшка наш знал про такие беззакония, он бы быстро правду установил.
-
1. Да кто ж ему расскажет, и кто нас спросит и услышит - что дети наши смышленые,учиться хотят, а возможности нету, и что нельзя крестьянина на 25 лет от земли отымать, даже хоть и отечество охранять он идет, и грех это одному помещику крестьян судить, когда они уже свободными стали и тоже по человечески жить хочут.
-
2. Эх, кабы мужикам власть дали , уж мы б все устроили по справедливости.
-
Учитель : Что крестьяне называют несправедливостью? перечислите .
Слайд с портретом Александра.
-
Учитель: Новый император Александр II знал о той непростой жизни российского общества. И понимал , что перемены неизбежны.А какие пути выхода из сложной ситуации в обществе вам известны
-
Учащиеся : реформы и революции
-
Учитель Как вы считаете, что мог сделать Александр II для решения проблем российского общества?
-
Учащиеся :Провести реформы.
-
Учитель: Предположите, как будет называться тема нашего урока?
-
Учащиеся :Реформы, или либеральные реформы
-
Учитель: Давайте определим задачи нашего урока:
-
(слайд -задачи)
1.Узнать название реформ и их содержание
2.Определить значение реформ для развития России.(вывод)
-
Учитель:Предположите в каких областях было необходимо провести реформы?
-
Заслушиваются ответы учащихся
Учитель: На ваших столах разложены листы для определения уровня знаний.Найдите их и отметте на шкале на каком месте познания данного вопроса вы находитесь - ближе к знанию или не знанию?
Дети отвечают.
-
Учитель: Представьте, что вы оказались в 19 веке и участвуете в разработке реформ.Вам нужно представить основное содержание реформы российскому обществу. Ваша задача, используя информационный ресурс составить информационный проект реформы, донести для всех присутствующих ее основные положения и определить значение
-
Время на выполнение 15 минут.
-
Каждая группа получает задания с алгоритмом работы и набором текстов , которые надо систематизировать после прочтения содержания реформы, и представить проект конкретной реформы. Во время работы в группах учитель принеобходимости помогает учащимся.
-
Учитель:Переходим к представлению проектов
вам нужно заполнить таблицу, которую вы потом вклеете в свою тетрадь:
-
Каждая группа представляет работу в виде оформленного на ватмане информационного проекта и знакомит всех с основным содержанием той реформы которую они прорабатывали.
-
Учитель: Как вы считаете после проведения реформ изменилось ли что то в жизни тех крестьян, с которых начался наш урок?
-
(Дети должны назвать : появились Земства, была введена всеобщая воинская повинность, появился суд присяжных, реформы были либеральными)
-
Учитель: Вы узнали сегодня новое, отметте на шкале знаний на какой уровень вы поднялись.Вы были в роли создателей реформы, а теперь будте в роли аналитиков. Что бы закрепить это, познакомтесь с содержанием параграфа 21, и выпишите плюсы и минусы либеральных реформ в форме таблицы или эссе.
А сейчас проголосуйте за понравившийся вам проект, выйдете к доске и приклейте медальку на тот проект который вы считаете лучшим.Поаплодируем победителям
Оцените свое участие в работе группы.Выходя из класса прикрепите аватарку к тому полю которое соответствует вашему участию работы в группе , был бы создан проект без вас или нет .Поля «Без меня" или "Со мной".
Спасибо за работу!
Задания для групп и алгоритм работы.
Группа №1
Источник Сайт:https//ru wikipedia.org
Задание: Составьте проект «Реформы местного самоуправления»
Что бы составить проект реформы:
-
прочтите текст,выделите главное
-
воспользуйтесь пакетом документов и распределите их в последовательности(систематезируйте)
-
оформите проект используя ватман,учебные материалы и фломастеры
-
сделайте вывод о значении реформы
-
выберите представителя для защиты проекта
-
представьте проект
Группа № 2: Составьте проект «Судебной реформы»,
Источник : Большая Российская Энциклопедия
Что бы составить проект реформы:
-
прочтите текст,выделите главное
-
воспользуйтесь пакетом документов и распределите их в последовательности(систематезируйте)
-
оформите проект используя ватман,учебные материалы и фломастеры
-
сделайте вывод о значении реформы
-
выберите представителя для защиты проекта
-
представьте проект
Группа № 3: составьте проект «Военной реформы»
Источник :Справочник для студентов по подготовке в ВУЗ
Что бы составить проект реформы :
-
прочтите текст,выделите главное
-
воспользуйтесь пакетом документов и распределите их в последовательности(систематезируйте)
-
оформите проект используя ватман,учебные материалы и фломастеры
-
сделайте вывод о значении реформы
-
выберите представителя для защиты проекта
-
представьте проект
Группа № 4: составьте проект «Реформа в области просвещения»
Источник: текст учебника История России
Что бы составить проект реформы:
-
прочтите текст,выделите главное
-
воспользуйтесь пакетом документов и распределите их в последовательности(систематезируйте)
-
оформите проект используя ватман,учебные материалы и фломастеры
-
сделайте вывод о значении реформы
-
выберите представителя для защиты проекта
-
представьте проект
Раздаточный информационный материал,который после ознакомления с текстом нужно систематезировать
информационный материал группы № 1
«реформы местного самоуправления,»
-
1 января 1864 года, Земская реформа
-
1870 год городская реформа
-
право голоса получили мужчины
-
1курия (разряд)- землевладельцы (200 десятин земли, или имущество 15 тыс.руб)
-
2 курия - городские избиратели - купцы, владельцы предприятий (не м.6 тыс руб)
-
3 курия - сельское крестьянское общество
земские органы
1.распорядительные 2.исполнительные
(земские собрания), предводитель дворянства,
-
Строительство путей сообщения, сооружение и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности.
-
Губернатор следил за соблюдением закона
-
Недостатки:
-
выборы строились по сословному признаку
-
преимущества дворян.
-
Ограничен круг вопросов
-
Городская и земская реформа способствовала приобщению широких масс к решению вопросов управления, служила предпосылкой к формированию в России гражданского общества и правового государства.
Учебные материалы группы № 2
1864 год
Принципы судопроизводства: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность некоторых судебных органов.
Две системы судов: мировые и общие
Мелкие уголовные и гражданские дела
Мировые судьи вершили правосудие единолично, выбирались земскими собраниями и городскими думами.
Судья-местный житель не моложе 25 лет с безупречной репутацией, высоким образованием, владевший недвижимым имуществом
Зарплата от 2 до 9 тыс.руб.
Окружной суд и судебная палата
уголовные и сложные гражданские дела
Двенадцать присяжных заседателей 25-70 лет
Апелляция
Условия: гласность, открытость, отчеты в газетах о судах представлявших общественный интерес
Прокурор и адвокат
Вывод: Хотя новая система сохраняла пережитки прошлого (волостные суды для крестьян, военные, суды для духовенства), она оказалась самой передовой в тогдашнем мире.
Учебные материалы группы № 3
Цель: Сокращение армии в мирное время и создание обученного резерва
1863-1864- военные гимназии и военные училища
Юнкерские училища, представители всех сословий
1877- Морская академия
Всесословная воинская повинность
Сухопутные войска 15 лет (6 действительная служба и 9 в запасе)
Флот 10 лет (7 действительная служба и 3 в запасе)
От 4 лет до 6 месяцев ( для имевших высшее образование)
Единственные сыновья и кормильцы семей, народы Севера, Средней Азии и части Кавказа и Сибири.
Гражданские права: Отмена телесных наказаний, муштры, палочной дисциплины, улучшение питания, образование
Новые уставы
Россия получила армию современного типа, всеобщая воинская повинность была серьезным ударом по сословной организации общества.
Учебные материалы группы № 4
1864 год «Положение о начальных народных училищах»
Государственные земские церковно-приходские воскресные школы
Классическая гимназия реальная гимназия
8лет 7 лет
Университет Технические высшие учебные заведения.
В гимназии прием «всех сословий , без различия звания и вероисповедания» , но, высокая плата за обучение
Женские гимназии высшее женское образование девушки-вольнослушатели
Автономия учебных заведений ректор
совет профессоров
Появилась возможность для получения образования широких масс, что способствовало развитию страны.
Шкала знаний
Оцени свой уровень знания темы . Отметь нужное место на шкале знаком Х.
Я знаю Я не знаю