- Преподавателю
- История
- Конспект Религия древних греков
Конспект Религия древних греков
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пронина Е.А. |
Дата | 12.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок 28. Космос олимпийских богов.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
Анализируя основные идеи о божестве, человеке, его судьбе, научить объяснять отличительные особенности древнегреческой религии, объединяя различные исторические факты и понятия в целостную картину мира.
Линия 3. Историческое мышление.
На примере древнегреческой мифологии научить выявлять варианты
причин и следствий формирования религиозных представлений древних греков.
Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов.
Обязательный минимум содержания: отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).
План урока:
I. Постановка проблемы: почему греки часто спорили с богами?
II. Поиск решения проблемы:
1. Мифы о происхождении мира и богов.
Примерный вывод по проблеме: в мифах боги сами часто ссорились и спорили друг с другом, поэтому греки усомнились в справедливости олимпийских богов.
2. Мифы об отношениях богов и людей.
Примерный вывод по проблеме: боги почти не отличались от людей, хотя и обладали даром бессмертия и умением творить чудеса. Им были свойственны такие же положительные и отрицательные качества, как и людям.
3. Мораль греческого полиса.
Примерный вывод по проблеме: в полисах изменяется мораль, которая порождает сомнения в том, что законы богов справедливы и что вообще эти боги существуют.
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
- Что такое религия?
- Почему люди обращаются к богам?
- Сегодня мы с вами поговорим о религии древних греков.
- Давайте узнаем, какой вывод сделал Антошка о том, почему многие народы почитали своих богов.
- Открываем с. 140, начинаем читать
разговор Антошки с Источниковедом.
- Какое мнение высказал Антошка?
Фиксируем на доске:
1-й факт: люди почитали богов и не
смели им перечить.
- Прочитаем, какой пример привёл
Источниковед.
- Судя по этому отрывку, что можно
сказать об отношениях богов друг к другу и об отношении богов к людям?
- Как люди воспринимали богов?
Фиксируем на доске:
2-й факт: спорили с богами.
- Сравните эти два положения. Какой следует вопрос? 1
Фиксируем на доске проблему:
Почему греки часто спорили с богами?
Объясняют, используя словарь.
Высказывают своё мнение.
Один из учеников читает слова Антошки.
- Антошка считает, что люди поклоняют-ся различным богам за то, что они их научили труду.
Читают миф о Прометее.
- Боги спорят друг с другом, стоит
ли помогать людям.
- Они осмеливались спорить с богами и даже обвинять их.
По-разному формулируют проблему урока.
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Планировать деятельность в учебной ситуации.
3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Универсальные УУД
1. Определять понятия.
2. Анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
3. Владеть смысловым чтением - вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
4. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
5. Уметь сравнивать.
6. Классифицировать по заданным основаниям.
II. Актуализация знаний.
- Перечислите основные правила жизни греческого полиса. 2
Работают в Рабочих тетрадях.
III. Планирование деятельности.
- Что надо узнать, чтобы найти решение проблемы? 2
Опорой в планировании деятельности может стать иллюстрация на
с. 141.
Фиксирует на доске план действий:
Надо узнать:
1. Мифы о происхождении мира и богов.
2. Мифы об отношениях богов и людей.
3. Мораль греческого полиса.
- Как древние греки представляли
картину мира?
- В каких богов верили?
- Как эти боги представлены в мифах?
- Как они относились к людям?
- Совпадала ли мораль греков с поступками богов, описанными в мифах? 2
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Мифы о происхождении мира и богов.
- Прочитайте п. 1
(1-й абзац, с. 140- 142). Какие события из истории Древней Греции могли отразиться в мифах
о происхождении богов?
- Рассмотрите иллюстрацию на
с. 141.
- На какие части (царства) делили
мир древние греки?
- Сравните с картиной мира древних египтян. В чём сходство и различие?
Чем греческие боги похожи и чем
не похожи на древневосточных богов?
1 2 3 4 5 1
- Теперь давайте узнаем, какими
представляли люди олимпийских
богов.
- Какие поступки богов, на ваш взгляд, противоречат моральным ценнос-тям древних греков? 1 1
- Приведите примеры из текста (с. 142-143).
- Следовательно, как вы можете ответить на вопрос: «Почему греки часто спорили с богами?» 3 1
Читают вслух текст.
- Эволюция человечества от первобытности к цивилизации. «Тёмные века» и новое восхождение Древней Греции на ступень цивилизации.
- Уран - Небо: гора Олимп, где обитают все боги. Гея - Земля: Эллада, где обитают греки. Царство теней, где властвует Аид.
Души умерших либо попадали в бездну Тартара, либо оставались в забвении на острове блаженства.
- Греческие боги похожи на древневосточных тем, что они также олицетворяют Солнце, Небо, Землю. Не
похожи тем, что
по-разному называются и олицетворяют те силы природы или человеческие качества, которые необходимы для жизни и деятельности.
1 2 3 4 5
- Греки часто спорили с богами, потому что сами боги часто спорили и
ссорились друг с другом.
Личностные УУД
1. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.
2. Мифы об отношениях богов и людей.
- Используя текст
(п. 2), распределите богов в группы в зависимости от того, чему они покровительствовали. 6
1. Природные силы.
2. Занятия.
3. Искусство.
4. Война.
5. Человеческие качества.
- Сделайте вывод о том, что мир богов Древней Греции отражал все сферы жизни греков, их идеалы и стремления, их мечты и реальность. 2 1
- Кого в Греции называли героями и
чему нас учат их подвиги?
- Можно ли сказать, что боги Греции
были похожи на самих греков? 2 1
Делают вывод, что всё, чем занимались сами греки, всё, что происходило
в их жизни, они отразили в действиях богов. 2
Делают вывод, что боги почти не отличались от людей, хотя и обладали
даром бессмертия и умением творить
чудеса. Им были свойственны такие
же положительные и отрицательные
качества, как и людям. 2
3. Мораль жителей греческих полисов (уровень макси).
- Итак, мы с вами выяснили, что греческие боги во многом были похожи на людей, хотя и обладали сверхъестественными силами, но некоторые люди стали сомневаться в существовании
олимпийских богов. Как вы думаете,
почему?
- Прочитайте п. 3, проверьте свои
предположения.
1 2 3 4
ТОУУ
При выполнении заданий по каждому пункту плана проводим алгоритм cамооценки. 3
Работают с текстом. Делают вывод, что со временем у греков изменяются представления о мире, которые порождают сомнение в том, что законы богов справедливы и что вообще эти боги существуют. Поступками людей и богов правит Логос (по-гречески
«слово», «закон», «правило»). Это позволяет сделать вывод, что изменяется сама мораль общества.
1 2 3 4
Коммуникативные УУД
1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
V. Выражение решения проблемы.
- Какой ответ на основной вопрос
урока мы можем дать?
2
Предполагаемый вывод по проблеме, который могут сделать учащиеся:
- Греки часто спорили с богами, потому что боги древнегреческих мифов отличались от людей только бессмертием и магической силой, а в остальном они вели себя, как люди, - творя и добро, и зло. 2
VI. Применение нового знания.
- Как вы понимаете смысл названия:
«Космос олимпийских богов»?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Продолжите заполнять таблицу
«Религии Древнего мира»: создайте
строку «религия Древней Греции», в первой колонке укажите, кто правит
поступками людей и богов. 1 2 3 4
- Попытайтесь сделать анимированную электронную презентацию «Олимпийские боги» (уровень макси).
1 2 3 4
Высказывают разные мнения. По-разному формулируют тему
урока и записывают её в тетрадь.
Заполняют таблицу в тетради. Если на уроке не остаётся времени, доделывают дома.
VII. Домашнее задание.
- По карте на с. 123 определите, какие полисы были центрами Аттики и Лаконии.
- Как вы думаете, почему эти два
полиса мы изучаем на одном уроке?
- Прочитайте § 23 и проверьте свои
предположения. Ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» (с. 146).
© ООО «Баласс», 2012 Страница 7