Рабочая программа по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя Советского Союза Б.А.Смирнова» города Воткинска УР

«Рассмотрено»

Протокол №________

От ________________

Заседания ШМО

Руководитель ШМО

___________________

« Утверждено»

Приказ №___________

От__________________

Директор МБОУ СОШ № 5

_____________________

И.Е. Фомичёва


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по истории


для 5-9 классов

для 2015-2019 учебные годы


Составитель: Ибрагимова Л.Г.



Воткинск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по истории для 5 класса разработана в соответствии:

- с положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

- c учебным планом общеобразовательного учреждения;

- с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. История. 5 - 9 классы. М: «Просвещение», 2011 (Стандарты второго поколения), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

- с возможностями УМК:

* А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира . 5 класс. М: «Просвещение», 2012.

* Г.И. Годер Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. М: Просвещение, 2013

* Атлас и контурные карты. Древний мир. 5 класс. М: Просвещение, 2013

Рабочая программа по предмету «История» предназначена для реализации в общеобразовательной школе. Ориентирована на учащихся 5-9классов. Предмет «История» входит в образовательную область «Общественно-научные предметы». Сроки реализации программы - 2015-2019 гг.

Изучение истории на ступени основного общего образования в современной школе направлено на достижение главной цели - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и нардами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи, взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общая характеристика предмета.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Современное общество характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах общественной жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др.. Всё это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идёт о способностях выпускников школ ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные знания и приобретённые умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и других.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной степени связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникационное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, о взаимодействии его с природой, общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет вертикаль гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т.д.

История помогает учащимся в формировании мировоззрения, миропонимания. В школьном курсе Всеобщей истории в 5 классе в разделе «Первобытность. История Древнего мира» рассматриваются характерные черты эпохи, существовавших в ее рамках цивилизаций, государств и др., раскрывается значение исторического и культурного наследия древности. Основу данного курса истории составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

  2. Историческое пространство - карта Древнего мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

  3. Историческое движение:

- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности человека древности; развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

- формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и других; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношение власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций древнего мира в мировую культуру;

- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории..

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов, действий; в) восприятие мира и ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельности». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе и новых задач. Данная программа предполагает определенную часть времени уделять самостоятельной работе учащихся, так как важно дать не только фундаментальные знания, но и научить добывать их самостоятельно и правильно ими пользоваться. Учащиеся знакомятся с различными историческими версиями и оценками, учатся анализировать документы, определять и аргументировать свое отношение к историческим и современным событиям и их участникам.

При этом используются знания, умения и навыки, полученные на уроках обществознания.

Программа по истории на ступени основного общего образования является базовой по отбору и изложению исторического материала и характеризуется следующими особенностями:

  • Значительное внимание уделено системности сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в изучении всеобщей и отечественной истории. Большее время отводится на изучение истории родного края (региона).

  • В программе по истории на ступени основного общего образования не предписывается следование какой-либо исторической доктрине, возможно использование познавательного потенциала принятых в исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. Минимален перечень упоминаемых исторических личностей, но в соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствие событий прошлого раскрываются через деяния и судьбы людей. Не допускается в изучении предмета фальсификация истории России.

  • Отбор содержания курса «Истории Древнего мира» в рамках «Всеобщей истории», «Истории Удмуртии» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий, элементов методологических и оценочных знаний, учитывая возрастные особенности учащихся 5 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков эмоционально- ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.

  • Содержание разделов и тем излагается в программе относительно кратко, что создает возможность вариативного включения фактов, имен и др.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей с предметами других образовательных областей.

В курсе «Всеобщая история», в рамках которого изучается раздел «Первобытность. История Древнего мира», учащимися 5 классов, рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

. В курсе «Всеобщая история», в рамках которого изучается раздел «Первобытность. История Древнего мира» учащимися 5 классов, рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

При изучении истории данного курса предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в которой представлен пласт исторического знания, богатый наглядной, яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Следует подчеркнуть, что речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, семьи.

Описание предмета в учебном плане.

Программа в рамках курса Всеобщей истории раздела «Первобытность. История древнего мира» рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).

Из них 2 часа отводится на «Введение в предмет», 66 часов на раздел «Первобытность. История Древнего мира» (часть учебного времени из разделов «Древний Восток» и «Древний Рим» использована в других разделах для более эффективной реализации рабочей программы:

- «Первобытность» - 7 часов,

- «Древний Восток» - 15 часов

- «Античный мир»- 37 часов («Древняя Греция» - 20 часов, «Древний Рим» - 17 часов)

- «Историческое и культурное наследие Древнего мира» - 2 часа,

- «Наш край в древности» - 2 часа

- «Итоговое обобщение по курсу» - 2 часа.

Итоговый контроль по темам и по курсу в целом - 5 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Главным результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивных (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты изучения истории в основной школе предполагают следующие убеждения и качества:

  • осознание идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и другую;

  • владение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и другие);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и другое.

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 - 9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

* указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Древнего мира;

* соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

* характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

* группировать, классифицировать факты по различным признакам.

3. Работа по историческим источникам:

* читать историческую карту с опорой на легенду;

* проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и других);

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия.

4. Описание (реконструкция):

* рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках;

* характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;

* на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

* различать факт, событие и его описание (факт источника, факт историка);

* соотносить единичные исторические факты и общие явления;

* называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

* раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

* сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

* излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Применение знаний и умений в общении и социальной среде:

* применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

* использовать знания об истории культуре своего и другого народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

* способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников культуры и истории).

Освоение учебного предмета проверяется с помощью заданий, представленных в приложении и сборнике:

* Пронина Е.В. История Древнего мира. 5 класс. Проверочные работы. Саратов: Лицей, 2012.
































СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА


2.Введение в историю Древнего мира(1 ч)

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Источники по истории Древнего мира

Исторический источник, лента времени, всеобщая история, периодизация.

3. Первобытность (7 ч)

Древнейшие люди. Их расселение. Человек разумный. Условия жизни, занятия, представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской, появление ремесла и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Лента времени.

Историческая хронология.

Археология, раскопки, род, племя, родовая община, соседская община, первобытность, питекантроп, кроманьонец, человек разумный, палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция, энеолит, бронзовый век, ранний железный век,вождь, старейшина, религия, шаман, идол, искусство, тотем, наскальная живопись, присваивающее и производящее хозяйство.

4. Древний Восток (15 ч)

Древний Египет.

Условия жизни и занятие населения. Управление государством (фараон, чиновники). Военные походы. Рабы. Религиозные верования египтян. Духовный мир древних египтян. Жрецы. Фараон - реформатор Эхнатон. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города - государства. Письменность. Мифы и сказания.

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия населения. Развитие ремесла и торговли.Финикийский алфавит. Палестина. Израильское царство. Занятия, религиозные верования, Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Персидская держава: военные походы, система управления подвластными территориями. Зороастризм.

Древняя Индия: природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии..

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Объединение государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные. Положение различных групп населения. Развитие ремесла и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно - философские учения. Конфуцианство. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая китайская стена.

Дельта, дамба, фараон, крестьяне, вельможи, ремесленники, писцы, пирамиды, колесница, храмы, жрецы, папирус, мумия, архитектура, наука, геометрия, иероглифы,

Двуречье, клинопись, закон, аренда, ростовщик, царь, колонии, рабы, евреи, Библия, Ветхий завет, Новый Завет, Иерихон, храм Соломона, скрижали, заповедь, железо, держава,

Сатрап, сатрапии, каста, варна, брахманы, кшатрии, кшатрии, шудры, неприкасаемые, буддизм, конфуцианство, рабовладельцы, шумеры, астрономия, свиток, папирус, скульптура, Сфинкс, чудеса света, саркофаг, пехота, конница, благовония, колония, метрополия, единобожие, жертвенник, таран, отшельничество, зороостризм

Античный мир (37 ч.)

5. Древняя Греция (20 ч)

Древнейшая и архаическая Греция.

Условия жизни и занятия населения.

Древнейшие государства на Крите. Госудасртва ахейской Греции (Микены и другие). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея», Религиозные верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства (политический строй, аристократия, демос)

Развитие ремесла и земледелия. Великая греческая колонизация.

Афины. Утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.

Спарта: основные группы населения, политическое устройство, воспитание, организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои.

Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура, театр, быт. Спортивные состязания. Олимпийские игры.

Эллинизм. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока.

Культура эллинистического мира..

Древняя Греция, Эллада, Троянская война, Илиада, Одиссея, миф, крылатые выражения, морская держава, ахейцы, дорийцы, пантеон, полис, демос, демократия, аристократия, рабство, долговой камень, народное собрание, архонт, ареопаг, реформа, гражданская война, илоты, колония, олимпиада, марафон, экспансия, стратег, триера, граждане, метеки, пошлина, стиль, палестра, педагог, орхестра, гимнасий, скене, трагедия, комедия, монархия, республика, диктатор. Эллинизм.

6. Древний Рим (17 ч)

Древнейший период. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.

Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Религиозные верования.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.

Возникновение и распространение христианства.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век поэзии». Ораторское искусство, Цицерон. Развитие наук. Архитектура. Скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Аппенинский полуостров, республика, империя, консулы, царь, легионы, легионеры, народное собрание, плебеи, патриции, Сенат, триумф, империя, гладиаторы, арена, форум, рабство. Колонат, военная диктатура, диктатор, мировая религия, христианство, Голгофа, варвары, колоны, рабы с хижинами, термы, Крлизей, пантеон, трибун, вето, галлы, имение, амфитеатр, югер, ветеран, преторианцы, венеды, апостол, евангелие, Библия, готы, вандалы, вандализм, провинция, триумф, меценат, Вечный город.

7. Историческое и культурное наследие Древнего мира (2 ч)

Вклад древних цивилизаций в историю человечества

Древние цивилизации, мировая культура

8. Наш край в древности. (2 часа)

Древнейшие люди, их расселение на территории Прикамья. Условия жизни, занятия, представления об окружающем мире, верования первобытных людей на территории родного края.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской, появление ремесла и торговли.

Археология, раскопки, род, племя, родовая община, соседская община, первобытность, палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция, энеолит, бронзовый век, ранний железный век , городище, вождь, старейшина, религия, идол, искусство, тотем, присваивающее и производящее хозяйство

Итоговое обобщение по курсу. (2 ч)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



ур.

уро-ка в раз-

деле

ТЕМА УРОКА

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контроль


  1. Введение в предмет (2 ч)


1

1

Что такое история. История как наука. История России как часть всеобщей истории.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Характеризовать исторические источники по российской истории

Знать и демонстрировать на примерах возможности вспомогательных исторических наук при изучении истории.

Ориентироваться в счёте лет, хронологии событий (до нашей эры и нашей эры)

2

2

Свита Клио. Вспомогательные исторические дисциплины.


2. Введение в историю Древнего мира(1 ч)



3

1

Что изучает История Древнего мира

Объяснять, как ведется счет лет в истории, используя линию времени.

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории


3.Первобытность (7 ч)



4

1

Древнейшие люди. Древнейшие люди в Удмуртии.

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.

Ориентироваться в счёте лет, хронологии событий (до нашей эры и нашей эры)

5

2

Родовые общины охотников и собирателей. Родовые общины охотников и собирателей в Удмуртии

6

3

Возникновение искусства и религиозных верований. Возникновение искусства и религиозных верований в Удмуртии

7

4

Возникновение земледелия и скотоводства. Возникновение земледелия и скотоводства в Удмуртии.

8

5

Появление неравенства и знати. Появление неравенства и знати в Удмуртии.

9

6

Счёт лет в истории

10

7

Итоговое обобщение по разделу 1,2, 3. Контрольная работа

Итоговая контрольная работа

«Первобытность»


4.Древний Восток (15 ч)



11

1

Государство на берегах Нила

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.

Раскрывать значение терминов и понятий по разделу

Характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др

2) особенности власти фараона и порядок управления страной.

Показывать на карте местоположение Древнего Египта, древнейших государств Месопотамии, древних городов и государств Восточного Средиземноморья, Ассирию, Персидское царство, территорию Древней Индии и Китая,

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, характеризовать основные группы населения.

Объяснять, в чём заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

Называть изобретения и культурные достижения государств Древнего Востока.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии.

Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире.

Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме)

Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы).

Объяснять, как управлялась Персидская держава.

Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст).

Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев

Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о её вкладе в мировую культуру

Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае.

Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества

Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру

12

2

Жизнь древних египтян

13

3

Военные походы фараонов

14

4

Духовный мир египтян. Религия и искусство

15

5

Духовный мир египтян. Научные знания и письменность

16

6

Древнее Двуречье и Вавилонское царство

17

7

Финикийские мореплаватели

18

8

Библейские сказания

19

9

Древнееврейское царство

20

10

Ассирийская держава

21

11

Персидская держава «царя царей»

22

12

Древняя Индия

23

13

Китай в древности

24

14

Итоговое обобщение по разделу

25

15

Итоговая контрольная работа по разделу

Итоговая контрольная работа по разделу

«Древний Восток»


Античный мир (37 ч.)




5.Древняя Греция (20 ч)



26

1

Греки и критяне. Микены и Троя

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.

Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе

Характеризовать политический строй древнегреческих городов-государств (Афины и Спарта)

Раскрывать значение терминов по разделу

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах.

Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты.

Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.

Характеризовать афинскую демократию при Перикле.

Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков.

Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции.

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.

Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие.

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского.

Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского.

Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока.

Раскрывать значение понятия эллинизм.

Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма

27

2

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

28

3

Религия Древней Греции

29

4

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

30

5

Зарождение демократии в Афинах

31

6

Древняя Спарта

32

7

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

33

8

Олимпийские игры в древности

34

9

Победа греков над персами в Марафонской битве.

35

10

Нашествие персидских войск на Элладу

36

11

В гаванях афинского порта Пирей

37

12

В городе богини Афины

38

13

В афинских школах и гимнасиях

39

14

В театре Диониса

40

15

Афинская демократия при Перикле

41

16

Города Эллады подчиняются Македонии

42

17

Поход Александра Македонского на Восток

43

18

В Александрии Египетской

44

19

Повторно-обобщающий урок по разделу

45

20

Итоговая контрольная работа по разделу

Итоговая контрольная работа по разделу

«Древняя Греция»


6.Древний Рим (17 ч)



46

1

Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии, владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.

Раскрывать значение понятий по разделу

Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.

Характеризовать верования древнихжителей Италии.

Использовать карту при характеристике военных походов Рима.

Характеризовать причины и итоги войн Рима, политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события.

Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.

Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями

Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме.

Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи.

Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме.

Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника.

Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.

Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др.

47

2

Устройство Римской республики

48

3

Вторая война Рима с Карфагеном

49

4

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

50

5

Рабство в Древнем Риме

51

6

Земельный закон братьев Гракхов

52

7

Восстание Спартака

53

8

Единовластие Цезаря

54

9

Установление империи

55

10

Соседи Римской империи

56

11

В Риме при императоре Нероне

57

12

Первые христиане и их учение

58

13

Расцвет империи во 2 веке

59

14

«Вечный город» и его жители

60

15

Римская империя при Константине

61

16

Взятие Рима варварами

62

17

Итоговая контрольная работа по разделу

Итоговая контрольная работа по разделу

«Древний Рим»



7. Историческое и культурное наследие Древнего мира (2 ч)



63

1

Вклад древних цивилизаций в историю

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира

64

2

Вклад древних цивилизаций в историю


8. Наш край в древности (2 ч.)



65

1

Наш край в древности

Показывать на карте места расселения древнейших людей на территории Прикамья.

Называть археологические памятники периода первобытности на территории родного края

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя тексты дополнительных источников информации и изобразительные материалы.

66

2

Наш край в древности


9. Итоговое обобщение по курсу. (2 ч)



67

3

Итоговая контрольная работа по курсу

Осуществлять подготовку и защиту проекта

Итоговая контрольная работа по курсу.

68

4

Защита проектов по курсу



Итого: 68 часов



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


  1. Примерные программы по учебным предметам. История.5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).

  2. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира . 5 класс. Учебник. М. «Просвещение». 2012.

  3. Г.И. Годер Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. М: Просвещение, 2013.

  4. Атлас и контурные карты. Древний мир. 5 класс. М., «Просвещение».2013

  5. Пронина Е.В. История Древнего мира. 5 класс. Проверочные работы. Саратов: Лицей, 2012.

  6. Н.И. Шевченко Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. М. «Просвещение». 2012.

  7. Кочергина JI.JI. Учебно - методическое пособие. Поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой. История Древнего мира . 5 класс. Волгоград. Издательство «Учитель» 2007.

  8. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс М. Издательство «Вако». 2007.

  9. Иванова М.Г. История Удмуртии. 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Ижевск. Издательство «Удмуртия», 2006.

  10. Элективные курсы по истории. Награды России. Ключи к тайнам Клио. М., ВАКО. 2010.

  11. ru.wikipedia.org

  12. krugosvet.ru

  13. megabook.ru

  14. hrono.ru

  15. fipi.ru

  16. openclass.ru

  17. uchportal.ru

  18. lesson-history.narod.ru

  19. prezentacii.com

  20. Мультимедийный проектор.





Контрольно-измерительные материалы


Итоговая контрольная работа по разделу «Первобытный мир»

Вариант I.

Оцените утверждение.

Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных:

а) верно б) неверно

Выберите правильный ответ.

С возникновением земледелия:

а) появились первые религиозные верования;

б) появились первые постоянные поселения;

в) появились первые жилища

Выберите неправильный ответ.

Все члены родовой общины:

а) занимались земледелием и скотоводством;

б) происходили от одного предка;

в) говорили на одном языке

Восстановите последовательность событий:

а) возникновение плужного земледелия;

б) появление первых людей на территории нашей Родины;

в) обработка металлов;

г) появление людей разумных;

д) возникновение скотоводства

Приведите в соответствие:

а) человеческое стадо 1) древнейшие занятия людей

б) вождь 2) древнейший коллектив людей

в) собирательство и охота 3) глава племени во время войны

Продолжите перечень.

Первобытные люди верили в существование:

а) души;

б) оборотней;

в)

г)

д)

Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Скот, орудия труда, собственное хозяйство на своём участке земли, урожай:

а) это то, что принадлежало большой семье;

б) это то, что принадлежало только вождям и старейшинам;

в) это то, что отличало родовую общину от человеческого стада

Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности - это:

а) государство;

б) племя;

в) большая семья

Вставьте вместо пропусков.

Жизнью племени управлял __________. На время войны избирался ______________. Его и _________ прославляли как _______________ людей.














Итоговая контрольная работа по разделу «Первобытный мир»

Вариант II.

1.Оцените утверждение.

Прошло почти 2 миллиона лет, прежде чем древнейший человек превратился в человека разумного:

а) верно б) неверно

Выберите правильный ответ.

Земледелие появилось:

а) позже обработки металлов;

б) примерно в одно время со скотоводством;

в) позже возникновения родовых общин

Выберите неправильный ответ.

Все члены племени:

а) являлись родичами;

б) подчинялись решениям Совета старейшин;

в) говорили на одном языке

Восстановите последовательность событий:

а) возникновение мотыжного земледелия;

б) овладение огнём;

в) возникновение плужного земледелия;

г) появление родовых общин;

д) изобретение лука и стрел

Приведите в соответствие:

а) неравенство 1) отделение ремесла от земледелия

б) идол 2) деление на бедных и богатых

в) разделение труда 3) изображение богов и духов

Продолжите перечень.

Древние земледельцы использовали различные орудия труда:

а) мотыгу;

б)

в)

г)

Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Происхождение от общего предка, общий язык, относительно постоянный состав:

а) это признаки родовой общины;

б) это признаки большой семьи;

в) это признаки человеческого стада

Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

Самые опытные и мудрые члены рода, руководившие жизнью родичей, - это:

а) вожди;

б) старейшины;

в) мудрецы

Вставьте вместо пропусков.

Древнейшие люди появились не позднее __________лет назад. Древнейшим коллективом людей было ______________. Основными занятиями вплоть до возникновения земледелия и скотоводства были _________, _________, ________.





Итоговая контрольная работа по разделу «Древний Восток»

Вариант 1

А 1. Письменные знаки древних египтян назывались:

А)клинопись

Б) буквы

В) иероглифы

Г) шарады

А 2. Египетские мумии, саркофаги, статуи богов мы можем увидеть сегодня в:

А) Грановитой палате

Б) Эрмитаже

В) Третьяковской галерее

Г) в музее имени А.С. Пушкина

А 3. Для орошения полей египтяне использовали:

А) шафуд

Б) каналы

В) земляные насыпи

Г) оазисы

А 4. Песец в Древнем Египте занимался:

А) составлением законов

Б) сбором налогов

В) руководил войском

Г) следил за рабами на поле

А 5. С какой целью в Древнем Египте были созданы школы?

А) обучать детей фараона

Б) готовить писцов и жрецов

В) изучать научные явления

А 6. Самым главным богом египтяне считали:

А) Амон-Ра

Б) Апоп

В) Геб

Д) Маат

А 7. Для своей охраны фараон использовал:

А) войско

Б) отряд самых смелых воинов

В) наёмников

Г) телохранителей

А 8. Каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству, называются:

А) пороги

Б) водопады

В) водовороты

Г) дельтой

А 9. Какие реки текут на территории Двуречья:

А) Нил

Б)Тигр

В) Евфрат

Г) Ганг

А 10.Как звали первого царя Древнееврейского царства:

А) Самсон

Б)Давид

В) Саул

Г) Соломон

А 11. Как называется письменность в Двуречье:

А) иероглифы

Б) клинопись

В) Линейное письмо «А»

Г) глаголица

А 12. В каком году Кир завоевал Вавилон:

А) 525 г. до н.э.

Б) 612 г. до н.э.

В) 541 г. до н.э.

Г) 538 г. до н.э.

А 13. Кто в III в до н.э. объединил под своей властью Китай :

А) Ашока

Б) Цинь Шихуан

В) Дарий

Г) Камбиз

Часть 2.

В этой части содержатся задания, которые требуют ответа в виде сочетания букв. Слова (задания В1- В6). Ответы на задания В1 - В6 следует записывать в находящуюся в тексте таблицу или строку ответа. При этом слова рекомендуется писать печатными буквами.

В 1. Расположите в хронологической последовательности события, начиная с самого раннего.

А) строительство пирамиды Хеопса

Б) завоевания фараона Тутмоса

В) объединение Северного и Южного Египта

Г) Столица египетского государства город Мемфис

В 2. Что из ниже перечисленного можно отнести к деятельности вельможи (выберите 2 верных ответа)

А управлял войском

Б) собирал налоги

В) составлял законы

Г) руководил работой на каменоломнях










Итоговая контрольная работа по разделу «Древний Восток»

Вариант 2

А 1. В какое море на севере впадает Нил?

А) Красное

Б) Средиземное

В) Чёрное

Г) Каспийское

А 2. Египет был объединён:

А) царём Южного Египта 2 тыс. лет назад

Б) царём Северного Египта 3 тыс. лет назад

В) царём Южного Египта 3 тыс. лет назад

Г) царём Северного Египта 5 тыс. лет назад

А 3. Во внутреннее помещение храма, где стояла статуя бога, мог войти :

А) фараон

Б) жрец

В) земледелец

Г) все желающие

А 4. Самые крупные завоевания около 1500 г. до н.э. совершил:

А) Тутанхамон

Б) Тутмос

В) Эхнатон

Г) Осирис

Г) Анубис

А 5. Высота самой большой пирамиды в Египте составляла:

А) 120 м

Б) 150м.

В) 211 м.

Г) 315 м.

А 6. Гробница фараона называлась:

А) саркофаг

Б) ларец

В) скафандр

Г) мавзолей

А 7. Иметь колесницу в Древнем Египте могли только:

А) фараоны

Б) все желающие

В) только богатые люди

Г) писцы

А 8. Кому предназначен был роскошный гроб с надписью и украшениями, подаренный Сетом?

А) Анубису

Б) Осирису

В) Гору

Г) Тоту

А 9. Какие реки текут в Древней Индии:

А) Ганг

Б) Яндзы

В) Инд

Г) Тигр

А 10. Кто по преданию сражался с филистимлянами:

А) Самсон

Б) Давид

В) Саул

Г) Иосиф

А 11. Как звали самого могущественного и знаменитого Вавилонского царя:

А) Дарий

Б) Ашшурбанапал

В) Хаммурапи

Г) Тутмос

А 12. Какой из этих городов не является финикийским городом:

А) Библ

Б) Сидон

В) Иерусалим

Г) Тир

А 13. Назовите столицу Персидской державы:

А) Пересполь

Б) Сарды

В) Фивы

Г) Мемфис

Часть 2.

В этой части содержатся задания, которые требуют ответа в виде сочетания букв. Слова (задания В1- В6). Ответы на задания В1 - В6 следует записывать в находящуюся в тексте таблицу или строку ответа. При этом слова рекомендуется писать печатными буквами.

В 1. Расположите в хронологической последовательности события, начиная с самого раннего.

А) Завоевание Вавилона персами

Б) Захвачен Египет

В) Кир победил лидийского царя Креза

Г) Война с Вавилоном

В 2. Что из ниже перечисленного можно отнести к деятельности жреца (выберите 2 верных ответа)

А управлял войском

Б) занимался служением богам

В) составлял законы

Г) приносил жертвы
































Итоговая контрольная работа по разделу «Древняя Греция»

1.Пелопонес - это

А)Северная част Греции Б) Средняя часть В) Южная часть

2. Где жили греческие боги?

А) в Олимпии Б) На острове Крит В) На горе Олимп

3. Кому в древней Греции запрещалось заниматься торговлей и ремеслами?

А) Спартанцам б) македонянам В) Афинянам

4. Герой Троянской войны, который вернулся на родину через 20 лет?

А) Патрокл б) Одиссей в) Ахиллес

5. Кому Троянский царевич Парис отдал яблоко как «прекраснейшей»?

А) Афродите б) Афине В) Гере

6. Девять сестер - богинь, покровительниц поэзии, искусства, науки:

А) нимфы Б) сирены в) музы

7. Последнее сражение, в котором Александр македонский окончательно разгромил Персидское царство:

А) при Гавгамелах б) При Херонее в) При Платеях

8. Что торговцы привозили в Грецию из других стран?

А) Изделия ремесла Б) Хлеб В) Вино

9. Треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом:

А) Колонна Б) Портик В) Фронтон

10. Где находилась крупнейшая библиотека Средиземноморья, насчитывающая до 700 тысяч папирусных свитков?

А) В Афинах Б) В Александрии Египетской В) Спарте

11. Когда возник театр?

А) 2,5 тыс. лет назад Б) 1 тыс лет назад В) 1,5 тыс. лет назад

12. Главное занятие мальчиков в Спарте?

А) Гимнастика Б) Математика В) Пение

13. Кто из первых стратегов 15 лет занимал эту должность в Афинах?

А) Фемистокл Б) Перикл В) Солон

14. Греческий драматург, автор трагедии «Антигона»?

А) Эсхил Б) Аристофан В) Софокл

15. Кому посвящен знаменитый храм Парфенон?

А) Афродите Б) Афине Б) Посейдону

«Поймай дату».

Марафонское сражение 443 г.г. до н. э.

Первые олимпийские игры 490 г.г. до н. э.

Саламинское морское сражение 594 гг. до н. э.

Правление Перикла 776 г. г. до н. э.

Реформы Солона 480 г. г. до н. э.

Напиши термины:

Власть народа - __________________________________________________

Рыночная площадь - ______________________________________________

Поселение людей, переселившихся из другой страны - _________________

Человек, имеющий права и обязанности - ____________________________

Сосуд, для хранения зерна и масла - ________________________________

Сопровождающий ребенка - _______________________________________

Переселенцы, живущие в Афинах - _________________________________

Совет знати в Афинах - ___________________________________________

Греческий корабль - ______________________________________________

Налог за право торговли - _________________________________________

Правители в Афинах, их было 9 - __________________________________

Холм в Афинах, где находились гл. храмы города - ___________________

Город - государство в Древней Греции - ____________________________

Сказания о богах и героях - _______________________________________

Преобразования - ________________________________________________

















































Итоговая контрольная работа по разделу «Древний Рим»

1. Где расположена Италия ? а)на Пиренейском полуострове, б) на Апеннинском полуострове,

в)на Балканском полуострове, г)на Крымском полуострове

2. До 5в.до н.э. Римом управляли : а)сенаторы, б)стратеги, в)архонты, г)царь и Сенат.

3. Укажите, какая форма правления была установлена в Риме после изгнания последнего царя :

а) демократия, б) олигархия, в) аристократия, г) республика .

4. Римляне создали лучшую армию в Древнем мире. Укажите соединение, составлявшее основную силу римской армии: а) конница, б) пехота, в) колесницы, г) флот.

5. Укажите имя полководца, возглавлявшего армию Карфагена во время 2-Ой Пунической войны:

а) Филипп, б) Ганнибал, в) Сципион, г) Гамилькар.

6. Укажите дату установления в Риме республики: а) 409 г. до н.э. б) 509г. до н.э.

в) бО9 г. .до н.э. г) 709г. до н.э.

7. Что такое гражданская война ?

а)война между гражданами одного государства, б) война между гражданами разных государств,

в) война граждан государства за свои права, г) война граждан с правителем государства.

8. С правления какого императора Римское государство стало называться империей ?

а) Сулла, б) Цезарь, в) Октавиан Август, г) Помпей.

9. Укажите имя императора, подарившего Риму Пантеон : а) Октавиан, б) Помпеи, в)Цезарь, г) Траян.

10. Укажите дату раздела Римской империи на западную и Восточную :

а) 295г. н.э. б) 195г. н.э. в) 495г. н.э. г) 395г. н.э.

11. В каком году перестала существовать Западная Римская империя ?

а) 276г н.э. б) 376г. н.э. в) 476г. н.э. г) 576г.н.э.

12.Укажите наиболее популярное развлечение римлян: ч

а) Олимпийские игры, б) театральные представления, в) гладиаторские бои.

13.Какой из перечисленных языков был языком древних римлян ?

а) этрусский, 6} санскрит, в) греческий, г) латынь.

14. Как назывались римские бани, где можно было не только помыться, но и культурно провести время?

а) акведуки, б) термы, в) арки, г) пантеоны.

15. Укажите дату издания указа, по которому христианство стало равноправным с другими религиями : а) 213г. б) 313г. в) 413г. г) 113г.











































Итоговая контрольная работа по курсу

1 вариант.

А1. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

А) корова Б) лошадь В) собака

А2.Что называется религией?

А) вера человека в сверхъестественные существа Б) наука о сотворении мира

В) наука о появлении человека

А3. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?

А) скотоводство Б) охота В) обработка металлов

А4. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

А) объединение Южного и Северного царств Б) союз богов неба и земли В) царство мертвых и царство живых

А5. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

А) из шкур животных Б) из пальмовых листьев В) из тростника

А6. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

А) амулет Б) саркофаг В) мумии

А 7. Как называется река, протекающая по территории Египта?

А) Нил Б) Тигр В) Ефрат

А 8. Что называется полисом?

А) город-государство в Древней Греции Б) город в Древней Греции В) название органа управления городом

А 9. Кто первый совершил плавание вокруг Африки?

А) египтяне Б) израильтяне В) финикийцы

А 10. Где находится Индия?

А) на западе Азии Б) на юге Азии В) на востоке Азии

А 11. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?

А) Тиберий Гракх Б) Катон В) Сципион

А 12.Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?

А) в 509 г. до н. э. Б) в 74-71 г.дон. э. В) в 313 г. н. э.

А 13. Кого римляне называли «варварами»?

А) племена, не знающие латинского или греческого языка Б) жестоких императоров

В) всех, кто проживал вне города Рима

А 14. Кто управлял родовой общиной?

А) цари Б) жрецы В) старейшины

А 15. Где зародилось конфуцианство?

А) Китай Б) Ассирия В) Финикия

А 16. Народ, почитавший одного бога Яхве:

а) египтяне; б) вавилоняне; в) евреи; г) филистимляне.

А 17. Расцвет Израильского царства связан с именем:

а) Саула; б) Давида; в) Соломона; г) Креза.

А 18. Служители богов в Древнем Египте

А) фараоны Б) жрецы В) вельможи

А 19. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?

А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия

А 20. Как назывался совет знати в Афинах?

А) ареопаг Б) демос В) полис

А 21. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны?

А) рабов Б) оливковое масло В) хлеб

А 22. Чем занимались спартанцы?

А) ремеслом Б) военным делом В) земледелием

А 23. Что означает греческое слово демократия?

А) «власть народа» Б) «власть знати» В) «власть тирана»

А 24. Сколько архонтов в ареопаге ?

А) 5 Б) 9 В) 2

А 25. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?

А) консулы Б) императоры В) народные трибуны












Итоговая контрольная работа по курсу

2 вариант.

А1.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

А) гарпун Б) лук В) рубило

А2.Кто управлял родовой общиной?

А) цари Б) жрецы В) старейшины

А3. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?

А) демократия Б) диктатура В) республика

А4. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

А) амулет Б) саркофаг В) мумии

А5. Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?

А) в 509 г. до н. э. Б) в 74-71 г.дон. э. В) в 313 г. н. э.

А6. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

А) из шкур животных Б) из пальмовых листьев В) из тростника

А7. Как называется река, протекающая по территории Египта?

А) Нил Б) Тигр В) Ефрат

А8. Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?

А) обогащали фараонов и вельмож Б) ослабляли свою страну В) давали возможность воинам проверить свои силы

А9. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:

А) Междуречье Б) Египет В) Финикия

А10. Что обозначает понятие «колония»?

А) поселения финикийцев в других странах Б) свободная территория В) город-порт

А11. Народ, почитавший одного бога Яхве:

а) египтяне; б) вавилоняне; в) евреи; г) филистимляне.

А 12. Какими морями омывается территория Греции?

А) Ионическим и Эгейским морями Б) Красным и Желтым морями В) Балтийским и Северным морями

А 13. Что называется полисом?

А) город-государство в Древней Греции Б) город в Древней Греции В) название органа управления городом

А 14. С правления какого императора Римское государство стали называть империей?

А) Октавиана Августа Б) Цезаря В) Нерона

А. 15. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?

А) Рем Б) Ромул В) Нумитор

А 16. В годы своего правления Цезарь:

А) наделил участками земли несколько тысяч солдат-ветеранов; Б) раздал жреческие должности простым гражданам; В) отстроил разрушенные Коринф и Карфаген; Г) отменил привилегии сенаторов.

А 17. Замышляя убийство Цезаря, заговорщики хотели:

А) установить царскую власть; Б) установить империю; В) восстановить республику; Г) утвердить демократию.

А 18. В честь военных побед полководцев в Риме возводились:

А) акведуки Б) термы В) колонны Г) триумфальные арки.

А 19. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?

А) Тиберий Гракх Б) Катон В) Сципион

А 20. Кто такие колоны?

А) рабы Б) воины В) земледельцы

А 21. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?

А) демократия Б) диктатура В) республика

А 22. Расцвет Израильского царства связан с именем:

а) Саула; б) Давида; в) Соломона; г) Креза.

А 23. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?

А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия

А 24. Страна Двуречье расположена между реками:

а) Тигр и Евфрат; б) Нил и Тигр; в) Иордан и Евфрат; г) Евфрат и Нил.

А 25. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?

А) консулы Б) императоры В) народные трибуны

© 2010-2022