Откуда мы знаем как жили наши предки

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта открытого урока

по истории древнего мира для 5 класса (ФГОС)

(к учебнику А.А. Вигасин., Г.И. Годер., И.С. Свенцицкая)

Урок 1.Откуда мы знаем как жили наши предкиЗаинтересовать учебным материалом для успешности дальнейшего обучения курса.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-беседа

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладеть целостным представлением о предмете «история»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории

Личностные
результаты

Обрести стартовую мотивацию к изучению нового предмета; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человечества

Метапредметные результаты

Формулировать свою точку зрения; слышать и слушать друг друг друга; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; выражать свои мысли с достаточной точностью; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Основное содержание темы, понятия и термины

История, всеобщая история, история Древнего мира; исторические источники: письменные и вещественные. Вспомогательные исторические науки (археология, , геральдика, нумизматика, лингвистика, сфрагистика, топонимика, хронология, этнография). 5 тыс. лет назад - изобретение письма

Образовательные ресурсы

Учебник. Энциклопедии. Интернет-ресурсы. Иллюстрации с изображением монет, гербов, печатей, предметами раскопок и др. цифровая версия диска « Видеоуроки» История Древнего мира 5 класс

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, проблемный, практический, контроля, здоровьесберегающие технологии

Формы: индивидуальная, фронтальная,

Организационная структура урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Проводит подписание тетради, объясняет требования к ее ведению

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Пишут, слушают

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальная. Словесный, проблемный

Беседа, рассказ

Эпиграф:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин

На уроках окружающего мира вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Расскажите о любом из этих событий. Вспомните, в каком году это произошло.

Участвуют в анализе эпиграфа. Рассказывают об исторических событиях; определяют и объясняют свое отношение к наиболее значительным событиям в истории страны.

Познавательные: осуществляют анализ эпиграфа; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования.

Беседа по вопросам, рассказ

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный Беседа

Создает условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»):

- По названию учебника предположите, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

- Вспомните, что вам известно о прошлом человечества

- А как же мы узнали о жизни древних людей.

Помогает сформулировать цель урока

- Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как ученые изучают прошлое человечества, новые науки.

Фиксация темы и плана работы:

1.Что такое история?

2.Что изучает история Древнего мира?

3.Исторические источники

4.Вспомогательные исторические науки

Слушают учителя


Выдвигают версии



Записывают план в тетрадь

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме


Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Беседа по вопросам

IV . Усвоение новых знаний и способов действий.

История

Исторические источники: письменные и вещественные






Физкультминутка

Фронтальная, индивидуальная. Зрительная

Словесный, проблемный, наглядный.

Работа с учебником, ил-люстрациями, беседа,

Предлагает просмотреть фрагмент видеоурока и самостоятельно сформулировать ответ на вопрос: Что такое история?

Организует прочтение терминов, сформулированных учащимися, предлагает выбрать наиболее удачный вариант (при необходимости вносит коррективы) и записать его в тетрадь.

Обращается к политической карте мира и ставит вопрос: Существует ли история, которая изучает прошлое всего человечества, как она называется?

Обобщает ответы: История, изучающая прошлое всего человечества называется всемирной.

Мы будем в 5 классе изучать историю Древнего мира: о чем мы узнаем в этом году, вы сейчас определите, открыв учебник на С. 3.

Какое место история Древнего мира занимает во всемирной истории?

(на доске чертит Ленту времени и выделяет основные периоды: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Отмечает временные границы истории Древнего мира: от появления первых людей до падения Западной Римской империи (конец 5 в.)

Проводит физкультминутку

Предлагает просмотреть фрагмент видеоурока и ставит проблемный вопрос: Как историки узнают о том, что было очень давно?

Обобщает ответы и формулирует определение:

Исторические источники- памятники истории, которые дают информацию о жизни людей в далеком прошлом

Показывает фрагмент видеоурока и ставит цель: определить виды исторических источников

Смотрят видео и в тетради самостоятельно отвечают на вопрос

Записывают в тетрадь


Работают с картой.

Выдвигают версии


Работают с текстом учебника


Чертят Ленту времени в тетради

Отмечают события на ленте времени

Делают несложные спортивные упражнения

Смотрят и отвечают на вопрос

Записывают в тетрадь

Смотрят и записывают в тетрадь. На основе просмотра фрагмента составляют описание исторических источников;

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Коммуникативные: дают оценку ответам одноклассников.


Познавательные: ориентируются в карте выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства


Познавательные: ориентируются в учебнике, находят необходимую информацию.

Познавательные: учатся графически изображать информацию в тетради


Познавательные: ищут ответ на вопрос.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: планирую свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные: структурируют свои знания

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Работа с видео беседа по вопросам,

Вспомогательные исторические дисциплины

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-

страциями, беседа, тезисы

Опираясь на фрагмент видеоурока, рассказывает о науках - помощницах истории, организует запись в виде тезисов (см. Приложение )

Раскрывают значения терминов

(важнейших исторических понятий). Осуществляют запись в виде тезисов

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные: структурируют знания

Тезисы, беседа по вопросам

V. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный. Беседа

Предлагает ответить на поставленные в начале урока вопросы: 1.Что такое история?

2.Что изучает история Древнего мира?

3.Что такое исторические источники?

Какими они бывают?

4.Какие вспомогательные исторические науки помогают историкам?

Излагают суждения. Называют исторические источники, вспомогательные исторические дисциплины

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Беседа по вопросам

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

Какой материал был трудным, непонятным?

А что воспринималось легко?

Попробуйте дать оценку уроку

Оценивание ответов. Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(5)

Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4)

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Записи в тетради. Мини-сочинение

« Для чего нужно знать историю?»

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Термины Мини-сочинение


Ресурсный материал к уроку


Приложение

Археология - «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Сфрагистика - наука, изучающая печати. Печати - это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.). С древнейших времен печати служили для удостоверения документов.

Антропонимика - наука, изучающая имена собственные.

Геральдика - наука о гербах.

Генеалогия - наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.

Метрология - наука об измерении расстояния, веса, длины, объема и площади.

Нумизматика - наука о монетах.

Лингвистика - наука о языках.

Топонимика - наука, изучающая географические названия.

Хронология - наука об измерении времени, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Этнография - наука о народах.

© 2010-2022