- Преподавателю
- История
- Откуда мы знаем как жили наши предки
Откуда мы знаем как жили наши предки
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пилипенко С.Ю. |
Дата | 13.11.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Технологическая карта открытого урока
по истории древнего мира для 5 класса (ФГОС)
(к учебнику А.А. Вигасин., Г.И. Годер., И.С. Свенцицкая)
Урок 1.Откуда мы знаем как жили наши предкиЗаинтересовать учебным материалом для успешности дальнейшего обучения курса.
Тип и вид урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-беседа
Планируемые
результаты
(предметные)
Овладеть целостным представлением о предмете «история»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории
Личностные
результаты
Обрести стартовую мотивацию к изучению нового предмета; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человечества
Метапредметные результаты
Формулировать свою точку зрения; слышать и слушать друг друг друга; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; выражать свои мысли с достаточной точностью; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Основное содержание темы, понятия и термины
История, всеобщая история, история Древнего мира; исторические источники: письменные и вещественные. Вспомогательные исторические науки (археология, , геральдика, нумизматика, лингвистика, сфрагистика, топонимика, хронология, этнография). 5 тыс. лет назад - изобретение письма
Образовательные ресурсы
Учебник. Энциклопедии. Интернет-ресурсы. Иллюстрации с изображением монет, гербов, печатей, предметами раскопок и др. цифровая версия диска « Видеоуроки» История Древнего мира 5 класс
методы и формы
обучения
Методы: наглядный, проблемный, практический, контроля, здоровьесберегающие технологии
Формы: индивидуальная, фронтальная,
Организационная структура урока
Формы, методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма
контроля
характеристика
основных видов
деятельности
формируемые УУД
I. Организационный момент
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку
Проводит подписание тетради, объясняет требования к ее ведению
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Пишут, слушают
Быстрое включение в деловой ритм
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальная. Словесный, проблемный
Беседа, рассказ
Эпиграф:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С. Пушкин
На уроках окружающего мира вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Расскажите о любом из этих событий. Вспомните, в каком году это произошло.
Участвуют в анализе эпиграфа. Рассказывают об исторических событиях; определяют и объясняют свое отношение к наиболее значительным событиям в истории страны.
Познавательные: осуществляют анализ эпиграфа; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования.
Беседа по вопросам, рассказ
III. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный, проблемный Беседа
Создает условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»):
- По названию учебника предположите, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
- Вспомните, что вам известно о прошлом человечества
- А как же мы узнали о жизни древних людей.
Помогает сформулировать цель урока
- Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как ученые изучают прошлое человечества, новые науки.
Фиксация темы и плана работы:
1.Что такое история?
2.Что изучает история Древнего мира?
3.Исторические источники
4.Вспомогательные исторические науки
Слушают учителя
Выдвигают версии
Записывают план в тетрадь
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.
Беседа по вопросам
IV . Усвоение новых знаний и способов действий.
История
Исторические источники: письменные и вещественные
Физкультминутка
Фронтальная, индивидуальная. Зрительная
Словесный, проблемный, наглядный.
Работа с учебником, ил-люстрациями, беседа,
Предлагает просмотреть фрагмент видеоурока и самостоятельно сформулировать ответ на вопрос: Что такое история?
Организует прочтение терминов, сформулированных учащимися, предлагает выбрать наиболее удачный вариант (при необходимости вносит коррективы) и записать его в тетрадь.
Обращается к политической карте мира и ставит вопрос: Существует ли история, которая изучает прошлое всего человечества, как она называется?
Обобщает ответы: История, изучающая прошлое всего человечества называется всемирной.
Мы будем в 5 классе изучать историю Древнего мира: о чем мы узнаем в этом году, вы сейчас определите, открыв учебник на С. 3.
Какое место история Древнего мира занимает во всемирной истории?
(на доске чертит Ленту времени и выделяет основные периоды: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Отмечает временные границы истории Древнего мира: от появления первых людей до падения Западной Римской империи (конец 5 в.)
Проводит физкультминутку
Предлагает просмотреть фрагмент видеоурока и ставит проблемный вопрос: Как историки узнают о том, что было очень давно?
Обобщает ответы и формулирует определение:
Исторические источники- памятники истории, которые дают информацию о жизни людей в далеком прошлом
Показывает фрагмент видеоурока и ставит цель: определить виды исторических источников
Смотрят видео и в тетради самостоятельно отвечают на вопрос
Записывают в тетрадь
Работают с картой.
Выдвигают версии
Работают с текстом учебника
Чертят Ленту времени в тетради
Отмечают события на ленте времени
Делают несложные спортивные упражнения
Смотрят и отвечают на вопрос
Записывают в тетрадь
Смотрят и записывают в тетрадь. На основе просмотра фрагмента составляют описание исторических источников;
Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.
Коммуникативные: дают оценку ответам одноклассников.
Познавательные: ориентируются в карте выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства
Познавательные: ориентируются в учебнике, находят необходимую информацию.
Познавательные: учатся графически изображать информацию в тетради
Познавательные: ищут ответ на вопрос.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
Регулятивные: планирую свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Познавательные: структурируют свои знания
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
Работа с видео беседа по вопросам,
Вспомогательные исторические дисциплины
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-
страциями, беседа, тезисы
Опираясь на фрагмент видеоурока, рассказывает о науках - помощницах истории, организует запись в виде тезисов (см. Приложение )
Раскрывают значения терминов
(важнейших исторических понятий). Осуществляют запись в виде тезисов
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей.
Познавательные: структурируют знания
Тезисы, беседа по вопросам
V. Закрепление знаний и способов действий
Фронтальная. Словесный. Беседа
Предлагает ответить на поставленные в начале урока вопросы: 1.Что такое история?
2.Что изучает история Древнего мира?
3.Что такое исторические источники?
Какими они бывают?
4.Какие вспомогательные исторические науки помогают историкам?
Излагают суждения. Называют исторические источники, вспомогательные исторические дисциплины
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Беседа по вопросам
VI. Подведение итогов. Рефлексия
Фронтальная. Словесный. Беседа
Какой материал был трудным, непонятным?
А что воспринималось легко?
Попробуйте дать оценку уроку
Оценивание ответов. Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(5)
Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4)
Отвечают на вопросы
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки
Беседа по вопросам
VII. Информация о домашнем задании
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя
Комментирует задание.
Записи в тетради. Мини-сочинение
« Для чего нужно знать историю?»
Воспринимают задание, уточняют
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания
Термины Мини-сочинение
Ресурсный материал к уроку
Приложение
Археология - «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Сфрагистика - наука, изучающая печати. Печати - это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.). С древнейших времен печати служили для удостоверения документов.
Антропонимика - наука, изучающая имена собственные.
Геральдика - наука о гербах.
Генеалогия - наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.
Метрология - наука об измерении расстояния, веса, длины, объема и площади.
Нумизматика - наука о монетах.
Лингвистика - наука о языках.
Топонимика - наука, изучающая географические названия.
Хронология - наука об измерении времени, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
Этнография - наука о народах.