Рабочая тетрадь к интегрированному уроку 11 класс

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

интегрированного урока

(история-литература-музыка-изо)

ученика(цы) 11 класса

_____________________________

(фамилия, имя ученика)





ТЕМА УРОКА: _________________________

_______________________________________



МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКАпериод

1941- ноябрь 1942





  1. период

Коренной перелом

(ноябрь 1942 -1943)



  1. период

Завершающий этап

(1944- май 1945)





I период Великой Отечественной войны (1941- ноябрь 1942 года)

К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!»- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

вопросы по истории

  1. О каком событии Вов идёт речь в произведении?__________________________________________________________________________________

вопросы по литературе

  1. Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?_____________

____________________________________________

____________________________________________

  1. Какие эпитеты передают настроение поэта?

____________________________________________

____________________________________________

  1. Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?______________________________

___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите олицетворения, усиливающие эту веру.________________________________________

____________________________________________

  1. Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта?________________________________

____________________________________________

  1. Какой образ предстаёт в последней строфе стихотворения? С каким образом он сливается в тексте?_____________________________________

____________________________________________

Вывод:_______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь

Олицетворение- изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при которых они наделяются свойствами живых существ

Эпитет - художественное поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления («тучка золотая», «утес-великан»

I период Великой Отечественной войны (1941- ноябрь 1942 года)


О. Берггольц «Февральский дневник» (отрывки)


Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

я тоже - ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,

и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном...

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг ее слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу….

Мне и самой порою не понять

всего, что выдержали мы с тобою...

Пройдя сквозь пытки страха и огня,

мы выдержали испытанье боем.

И каждый, защищавший Ленинград,

вложивший руку в пламенные раны,

не просто горожанин, а солдат,

по мужеству подобный ветерану.

Но тот, кто не жил с нами,- не поверит,

что в сотни раз почетней и трудней

в блокаде, в окруженье палачей

не превратиться в оборотня, в зверя...

вопросы по истории

  1. О каком событии идёт речь в произведении?

_________________________________________

  1. Хронологические рамки события

_________________________________________

вопросы по литературе

Какие чувства выражены поэтом в данном отрывке? ___________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы об этом догадались, ведь автор их не называет.___________________________________

Как синтаксическая и лексическая сторона отрывка помогает подчеркнуть, высветить эти чувства?

___________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


II период Великой Отечественной войны

Коренной перелом (ноябрь 1942 - 1943 год)


С. Гудзенко «Перед атакой»

Когда на смерть идут, - поют,

а перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв - и умирает друг.

И, значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Ракеты просит небосвод

и вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв - и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким.

А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей я кровь

чужую.

вопросы по литературе

Какие переполняющие человеческую душу чувства выражены в стихотворении?

___________________________________________________________________________________________________________________________

При помощи какого художественного средства передаются чувства и переживания лирического героя? Приведите примеры.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Какую «жестокую правду» о войне открывает читателю это стихотворение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II период Великой Отечественной войны

Коренной перелом (ноябрь 1942 - 1943 год)


С. Викулов «В городе на Волге»


Как трудно было умирать
солдатам, помнящим о долге,
в том самом городе на Волге -
глаза навеки закрывать.

Как страшно было умирать:
давно оставлена граница,
а огневая колесница войны
еще ни шагу вспять...


Как горько было умирать:
"Чем ты подкошена, Россия?
Чужою силой иль бессильем
своим?" - им так хотелось знать.

А пуще им хотелось знать,
солдатам, помнящим о долге,
чем битва кончится на Волге,
чтоб легче было умирать...

вопросы по истории

О каком сражении идёт речь в произведении?

________________________________________

Почему этому городу отводилось большое значение?________________________________

_________________________________________

вопросы по литературе

Какова тема стихотворения?

_________________________________________

Какие чувства выражены поэтом в стихотворении?_____________________________________

Какие ИВС языка помогают предать чувства и переживания героев?_______________________

_________________________________________

Вывод___________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

М. Джалиль «Последняя песня»



Земля!.. Отдохнуть бы от плена,

На вольном побыть сквозняке...

Но стынут над стонами стены,

Тяжелая дверь - на замке.

О, небо с душою крылатой!

Я столько бы отдал за взмах!..

Но тело на дне каземата

И пленные руки - в цепях.

Как плещет дождями свобода

В счастливые лица цветов!

Но гаснет под каменным сводом

Дыханье слабеющих слов.

Я знаю - в объятиях света

Так сладостен миг бытия!

Но я умираю... И это -

Последняя песня моя.

вопросы по истории

О каком страшном явлении времён Великой Отечественной войны рассказывается в этом стихотворении?___________________________

вопросы по литературе

Какова тема стихотворения?

_________________________________________

Какие чувства выражены поэтом в стихотворении? Как меняется голос лирического героя по сравнению со стихотворением С. Викулова?

_________________________________________

_________________________________________

Какие ИВС языка помогают предать чувства и переживания героев?_______________________

_________________________________________

Вывод___________________________________

_________________________________________

II период Великой Отечественной войны

Коренной перелом (ноябрь 1942 - 1943 год)

К. Симонов «Жди меня»


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Вопросы по литературе

В чем сила этого стихотворения К. Симонова? Почему оно так затронуло души солдат? Какими чувствами оно проникнуто?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая поэтическая фигура лежит в основе стихотворения?

____________________________________

К чему приравнивает лирический герой умение ждать?

____________________________________________________________________________________________________________

Вывод

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



III период Великой Отечественной войны.

Завершающий этап (1944 г- май 1945 г )

А. Сурков «Утро победы»

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые -

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

В. Гончаров «Возвращение»

А всё случилось очень просто...

Открылась дверь, и мне навстречу

Девчурка маленького роста,

Девчурка, остренькие плечи!

И котелок упал на камни.

Четыре с лишним дома не был...

А дочка, разведя руками,

Сказала: "Дядя, нету хлеба!"

А я её схватил - и к звёздам!

И целовал в кусочки неба.

Ведь это я такую создал.

Четыре с лишним дома не был...

М. Исаковский «Враги сожгли родную хату»

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел..."

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

"Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам..."

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

"Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил..."

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Музыка

Песни военных лет (фрагменты текстов)

«Священная война»

(Музыка: А. Александров.

Слова: В.Лебедева-Кумач)

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идёт война народная,

Священная война!

«Шумел сурово брянский лес»

(Музыка: С. Кац Слова: А. Софронов)

Шумел сурово брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли тропою партизаны...

«Заветный камень»

(Музыка: Б. Мокроусов.

Слова: А. Жаров)

Холодные волны вздымает лавиной

Широкое Черное море.

Последний матрос Севастополь покинул,

Уходит он, с волнами споря.

И грозный, соленый, бушующий вал

О шлюпку волну за волной разбивал.

В туманной дали

Не видно земли,

Ушли далеко корабли.

«Моя Москва»

(Музыка: И.Дунаевский

Слова: М. Лисянский и А. Агранян)

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в веках будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

«Под звездами балканскими»

(Музыка: М. Блантер. Слова: М. Исаковский)

Где ж вы где, где ж вы где ж вы очи карие

Где ж ты мой родимый край

Впереди страна Болгария

Позади река Дунай

Много верст в походах пройдено

По земле и по воде

Но Советской нашей Родины

Не забыли мы нигде

И под звездами Балканскими

Вспоминаем неспроста

Ярославские, рязанские

Да смоленские места

Вспоминаем очи карие

Тихий голос звонкий смех

Хороша страна Болгария

А Россия лучше всех

«Дорога на Берлин»

(Музыка: М. Фрадкин

Слова: Е. Долматовский)

С боем взяли мы Варшаву, город весь

прошли,

И последней улицы название прочли,

А название такое, право, слово боевое:

Берлинская улица по городу идет!

Значит нам туда дорога, значит нам

туда дорога!



Гимн СССР


Музыка: А. Александров Слова: С. Михалков и Г. Эль-Регистан

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз!

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы, народов надежный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы, к победе ведет!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин - на верность народу

На труд и на подвиги нас вдохновил.

Славься, Отечество наше свободное,

Счастья народов надежный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведет!

Мы армию нашу растили в сраженьях,

Захватчиков подлых с дороги сметем!

Мы в битвах решаем судьбу поколений,

Мы к славе Отчизну свою поведем!

Славься, Отечество наше свободное,

Славы народов надежный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведет!

1943 г.

Церковь во время войны

Факты


  1. Патриарший местоблюститель Сергий за первые два года войны выпустил 23 послания о даровании русскому народу победы. По его предложению верующими были собраны средства на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского.

  2. 4 сентября 1943 г Сталин принял в Кремле митрополита Сергия и двух других высших иерархов Русской православной церкви. Он высказал одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих православной церкви и дал согласие на избрание Патриарха Московского и Всея Руси.

  3. 8 сентября 1943 г на Поместном Соборе Патриархом Русской Православной Церкви был избран митрополит Сергий.

Документы

Из решения Поместного собора Русской православной церкви «Отчуждение изменников вере и Отечеству» 8 сентября 1943г

Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма как противник Креста Господня да числится отлучённым, а епископ - лишённый сана.

Из книги М. Джиласа « Лицо тоталитаризма»

Русский патриарх, как только вспыхнула война, начал, не спрашивая разрешения правительства, рассылать послания против немецких захватчиков…послания эти находили отклик, охватывая не только подчинённое ему священство, а гораздо более широкие круги. Эти воззвания были привлекательными и по форме - среди однообразия советской пропаганды от них веяло свежестью древнего религиозного патриотизма. Советская власть быстро приспособилась и начала опираться на церковь, хотя продолжала считать её пережитком прошлого… Сталин инстинктивно понял, что ни его социальная база, ни власть не удержаться под ударами немецких армий, если не обратиться к исконным стремлениям и самобытности русского народа.


  1. Как и почему изменилось отношение советского государства к православной церкви?______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


  1. В чём заключался вклад православной церкви в общую победу советского народа над врагом?________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Лист самоконтроля



Фамилия и имя ученика ______________________________________________________


Моё отношение

( что понравилось и что не понравилось )

Самооценка

Оценка

учителя

Заполнение таблицы

« Периоды войны»

Работа с картой

( самооценка выступающих у доски по карте)

Анализ литературных источников

Анализ исторических документов

Плакатные слоганы


Домашнее задание

« Плакатное искусство »

( самооценка только для выступающих)

Домашнее задание

« Песни военных лет»

( самооценка только для выступающих)

Активность на уроке


Умение работать в группе


Что я узнал на уроке - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2010-2022