- Преподавателю
- История
- Карта открытого урока по истории России 6 класс Нашествие с Востока
Карта открытого урока по истории России 6 класс Нашествие с Востока
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зверева Н.А. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
конкурс «Учитель года - 2015»
Разработка учебного занятия на тему:
«Нашествие с Востока»
6 класс
Составила: учитель истории и обществознания
Зверева Н.А.
Волгодонск
2015
Технологическая карта урока
Тема урока
"Нашествие монголо-татар на Русь".
Тип урока
Изучения нового материала.
Дата урока
04.03. 2015
Образовательные ресурсы
-
Презентация урока "Нашествие монголо-татар на Русь".
-
Кейсы№1, 2.
-
Видео «Битва на Калке»
-
Учебник Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVIвека. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений-М., 2013
План урока
-
Монгольская империя Чингисхана.
-
Сражение на Калке.
3. Подведение итогов
4. Рефлексия
Цели и задачи урока
-
Цель: познакомить обучающихся с началом монголо-татарского нашествия на Русь, битвой на реке Калке 1223года, причинами поражения русских войск.
-
Задачи:
Образовательные: создание условий для знакомства учащихся с ходом монгольского нашествия, определения причины поражения русских княжеств от войск Чингисхана;
формирование умений самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы.
Развивающие: развитие познавательных процессов, памяти, мышления; развитие наблюдательности, внимания, способности анализировать, делать выводы; развитие умения высказывать и доказывать свои утверждения, навыков устной речи; коммуникативных навыков работы; развитие интереса школьников к изучению истории.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма и гордости за подвиги своих предков;
- содействие рациональной организации труда;
- воспитание уважения к мнению одноклассников и умения слушать другого;
- формирование у учащихся положительной мотивации к учению.
Формы и методы, технологии обучения
Методы: проблемная беседа, проблемный вопрос, кейс-стади, составление опорного конспекта
Формы: общеклассная, групповая
Технология: проблемно-развивающая технология обучения.
Приемы: вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных),подсказок, указаний, монологических вставок.
Основные даты, понятия и термины
1206 г.- провозглашение Темучина каганом всех монголов и присвоение ему почетного титула- Чингисхан.
1206-1211 гг.- завоевательные походы монголов в Сибири.
1211-1218 гг.- покорение монголами Северного Китая.
1219-1222 гг.- завоевание Чингисханом Средней Азии и Кавказа.
1223 г. -битва на реке Калке.
.
Планируемые образовательные результаты
Научатся находить достоверную информацию в исторических источниках, необходимую для решения учебных задач .
Научатся представлять информацию в опорном конспекте
Умение работать в группе.
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Организационный
(2 -3минуты)
Знакомство с темой, задачами деятельности,
мотивационная настройка;
-
Погружение в проблемную ситуацию.
Как часто мы заглядываем в книгу. Смотрите, перед нами старинная книга…заглянем в нее?
Ооо да это летопись 13 века. Откроем страницу и прочитаем:
Раскроем в начале: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, чистыми полями, дивными зверями, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская!»
Так, теперь в середине, что откроется нам теперь?
«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..." (слайд)
Ребята…. все это произошло в 13 веке. Как вы думаете, о каком важном событии в истории Русского государства мы будем с вами сегодня говорить?
-
Знакомит с темой занятия.
«Нашествие монголо-татар на Русь»
Сформулируйте цели нашего учебного занятия. В этом нам помогут слова:
-
Узнать…о монголо-татарах и их нашествии на Русь
-
Определить…причины поражения киевской Руси
-
Создать…опорный-конспект
Презентация "Нашествие монголо-татар на Русь"
Слайд № 2,3,4,5,6
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Регулятивные
-
Формулируют цели учебного занятия
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Осмысление услышанной информации.
Устойчивый познавательный интерес к описываемым событиям.
Постановка целей работы на уроке
II. Основной
(20минут)
1. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке.
Деятельность учителя
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Регулятивные
Мы работаем в творческих группах.
Вы все сегодня исследователи истории.
Каждой группе даны документы - кейсы.
-
Изучите документ № 1 и найдите ответы на поставленные вопросы. На работу у вас 3минуты.
Кейс№1.1 В начале XIII в. в Центральной Азии возникло новое государство - Монгольская империя. Объединение монгольских племен в немалой степени было вызвано изменением климатических условий местности, где проживали монголы. XI и XII вв. были благоприятными для монголов. Длительный период влажных лет в восточной степи привел к тому, что умножились стада, а, следовательно, одна и та же территория могла прокормить больше людей. Произошло увеличение населения в Монголии. Однако в конце XII в. климат стал постепенно меняться в сторону ухудшения, стал более засушливым. Кочевое скотоводство стало малопродуктивным, в степи стало много избыточного населения. Началась обычная в таких условиях борьба с соседями за пастбища, а также вторжения на земли соседей-земледельцев.
Вопрос: что заставило монголов покинуть места проживания? Укажите две причины. ( изменения климата, перенаселенность)
Кейс № 1.2. Огромную роль в создании Монгольской империи сыграл Темуджин. Железная воля, властолюбие и целеустремленность позволили Темуджину собрать монголов в единое политическое целое и спаять общество на основе т. н. закона Чингисхана - Яссы. На съезде монгольской знати (курултае) в 1206 г. создатель империи Темуджин (Темучин) был провозглашен великим ханом всех монголов и принял имя Чингисхан. Монгольская империя оказалось исключительно боеспособной и жизнеспособной. Чингисхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племена и на основе родового признака создал войско, которому в XII - XIII вв., в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе равных не было. В последующие годы монгольские отряды подчинили себе окрестные народы, беспощадно уничтожая всех непокорных. В середине 20-х гг. XIII в. в состав монгольского государства вошли Северный Китай, Средняя Азия, Северная Индия.
Вопрос: какова роль Темучина-Чингисхана в создании империи Монголов? (объединил, создал войско, расширил территорию)
Кейс № 1.3.Рядовой единицей монгольского войска была десятка - семья, ближайшие родственники одной юрты, одного аила. Потом следовала сотня, в нее входили люди одного рода. Тысяча могла объединять два или три аила, далее шла тьма - десятитысячный отряд. В войске Чингисхана действовала Ясса: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнили всю сотню, если побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнили всю тысячу. Основную ударную силу монголов составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, веревочный аркан, топор, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами для защиты. Голову, шею и грудь воина защищали железный или медный шлем, панцирь из кожи. Монгольская конница на своих низкорослых выносливых конях могла проходить в сутки до 80 км, а с обозами, стенобитными, огнеметными орудиями - до 10 км.
Вопрос: назовите условия высокой боеспособности монгольской армии (четкое разделение и подчинение, дисциплина, хорошее вооружение)
Кейс № 1.4 К 1211 г. монголы завоевали землю бурят, якутов, киргизов и уйгуров, т.е. подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири, обложив их данью. В 1211 г. Чингисхан приступил к завоеванию северного Китая, которое было завершено лишь к 1234 г. Монголы в процессе завоевания заимствовали у китайцев различную военную технику, а также научились осаждать крепости при помощи стенобитных и осадных машин. Китайцы передали монголам и важную науку дипломатии. Монголы одними из первых стали придерживаться принципа неприкосновенности послов, беспощадно карая народы за нарушение этого принципа.
Вопрос: какие преимущества дало монголам завоевание Китая? ( военную технику, дипломатию)
Кейс № 1.5. В 1218 г. татаро-монголы покорили всю Корею. После этого Чингисхан устремил свой взгляд на богатейшие государства Средней Азии. Цель Чингисхана - покорение городов Бухары, Самарканда, Мерва, Ургенча и других. Всё завоевание было совершено за 3 года - 1219-1221 гг. Хорезмшах Мухаммед недооценил силу Чингисхана, вследствие чего вынужден был спастись бегством. В погоню было отправлено несколько туменов под руководством военноначальников Джебе и Субэдея. Монголы огнем и мечом прошли по Северному Ирану, вышли на Кавказ, разрушили несколько древних и богатых городов, разбили грузинские войска, проникли через Ширванское ущелье на Северный Кавказ и столкнулись с половцами. В это время состоялась первая встреча русских воинов с новым врагом и произошла (1223 г.). К концу жизни Чингисхана (1227г.) монголы подчинили огромные территории от Тихого океана на востоке до Каспийского моря на западе.
Вопрос: Какие территории подчинили монголы до вторжения на русские земли? (Среднюю Азию, Кавказ, Северный Иран)
Наши команды готовы? отвечаем.
Итак, мы определились с особенностями армии и империи Чингисхана, посмотрите какое это огромное и сильное государство.
-
Теперь приступаем к заданию 2.
-
Кейс № 2 Причины успехов монголов состояли в следующем: Первая причина - Китай, Средняя Азия и Иран переживали в то время период феодальной раздробленности и не смогли организовать коллективного отпора монголам. Вторая причина - это великолепная военная и политическая подготовка вторжения. Проведя разведку, монголы стравливали народы и раздували междоусобицы. Если удавалось, то монголы занимали ключевые военные посты в армии намеченной жертвы (Хорезм). Тактика завоеваний была отточена до совершенства. По возможности, избегая фронтальных сражений, кочевники разбивали противника по частям, предварительно измотав его непрерывными стычками и налетами.
Определите 4 качества монголо-татар которые давали им преимущества перед другими народами и странами. (обучающиеся ранжируют преимущества, заявленные в тексте)
-
На доске выстраиваем опорный конспект из преимуществ монголов.
-
Теперь мы видим, в чем была сила монголо-татар.
Презентация "Нашествие монголо-татар на Русь"
Слайд №7,8,9
-
Выполняют проблемные задания к Кейсам №1.1-1.5, работая в группах
-
На доске заполняется опорный конспект преимущества монголов
-
Дисциплина
-
Новая техника
-
Единство
-
Военная подготовка
Устанавливать рабочие отношения в группе.
Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
Уяснять понятия в ходе изучения материала. Знать хронологию событий.
Формировать основы социально-критического мышления при работе с историческими источниками. Осознавать свои эмоции.
Битва на Калке
Покорив много стран и территорий, в 1223 году моголы оказались рядом с Древнерусским государством, напали на половцев и те попросили помощи у русских князей.Итогом стала битва на Калке. ( На доске запись 1223 год-запомните эту дату! Битва на Калке)
Задание 3. Просмотрите фрагмент видеофильма «Битва на реке Калке» и определите качества русских воинов.
На доске выстраиваем опорный конспект из сильных сторон русских ратей.
Ребята, почему наши храбрые и бесстрашные русские войска проиграли монголам?
Ученики называют различные версии и среди них разобщенность князей. А разобщены они были из-за раздробленности страны.
Так получается, что главная сила государства в единстве!
Вот что сказал о единстве Генрик Сенкевич «Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы», а Серхио Ортега подкрепил эту мысль высказыванием: «единый народ никогда не будет побежден».
Наша сила в единстве!
Презентация "Нашествие монголо-татар на Русь"
Слайд №10,11,12
-
Работают с видео из презентации.
-
На доске дополняется опорный конспект. Раздел «Сила русских ратей»
- мужество
- героизм
- бесстрашие
- храбрость;
-
Причины поражения:
- предательство половцев
- славолюбие князя
- разобщенность (записывается на доске под Битвой на Калке)
-
Сила государства в единстве!
Самостоятельный поиск и выделение необходимой информации.
Понимать позицию другого при обсуждении проблемного вопроса.
Устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне.
Формулиро-вать о обосновывать выводы.
Определять проблему в деятельности по выполнению заданий к документу или видео.
Подведение итогов работы
Подведение итогов.
Сегодня на учебном занятии мы:
Узнали … о монголах, начале нашествия на Русь.
Определили… причины поражения Руси, преимущества монгольской армии.
Создали …опорный конспект урока, который поможет вам при подготовке домашнего задания.
Презентация "Нашествие монголо-татар на Русь"
Слайд №13
Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества в ходе прослушивания ответов одноклассников
Формулировать и обосновывать выводы.
Домашнее задание
(1 минута)
Домашнее задание:
-
1.Составить рассказ о Монгольской империи, её особенностях, первом столкновении монгольской и русской
сторон.
-
2. § 12, вопросы и задания к параграфу.
-
3. Прочитать документ на стр. 105 и ответить на вопросы к нему;
-
4. Выполнить задания № из Рабочей тетради к § 12: № 3, 4,5,
Презентация "Нашествие с Востока"
Слайд №14
Рефлексия
(5 минут)
-
Продолжите одну из предложенных фраз :
-
Меня сегодня удивило…
-
Я не знал(а)…
-
Я сегодня узнал(а)…
-
Мне было интересно…
Презентация "Нашествие монголо-татар на Русь" Слайд №15