Конспект урока истории Индийские касты (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА

«ИНДИЙСКИЕ КАСТЫ» 5 класс

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент (5 минут).

Здравствуйте ребята. В какую страну мы с вами совершили путешествие на предыдущем уроке? Верно, Древнюю Индию, удивительная и загадочная эта страна. Давайте вспомним, где же находится Индия, каковы особенности ее местоположения.

Итак, мы вспомнили местоположение Индии, ее климатические особенности, но мы не на все вопросы ответили.

2. Формулировка темы и целей урока (5 минут).

Слайд № 1 («Социальная структура египетского общества»).

- Как вы думаете, что изображено на данном слайде? (Ответ: группы населения Древнего Египта)

- На какие группы делилось население Древнего Египта? (Ответы: фараон, жрецы, вельможи, писцы, воины, рабы)

- Вспомните, было ли одинаковым положение этих групп в обществе? (Конечно, нет, существовало неравенство)

- Как вы думаете, такое деление общества на группы было характерно только для Египта? (Нет, и в других государствах Древнего Востока было подобное).

Опираясь на данную информацию, сформулируйте тему нашего урока, не забудьте, что мы с вами продолжаем разгадывать загадки Древней Индии. (Дети предлагают варианты «Группы населения в Древней Индии»)

Слайд № 2 («Индийские касты»).

Итак, тема урока «Индийские касты». Запишите в тетрадь.

На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?

(Что такое касты? Какие касты были в Индии?

В чем проявлялось неравенство между различными группами населения Древней Индии?)

Слайд № 3 («Цели урока»).

3. Открытие нового знания (20 минут).

Что же такое каста? (Дети пытаются сформулировать определение).

Слайд № 4. Каста - это группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями (принадлежность к ней передавалась по наследству).

Кастовое деление общества связано с религией.

Слайд № 5 («Индуизм»). Именно с именем бога Брахмы - творца мира индийцы связывают происхождение каст (каждая каста произошла из какой-то части тела бога Брахмы).

Слайд № 6 («Брахма»).

Какие же касты существовали в Индии? (учебник, страница 100).

Чем эти касты различались, из какой части тела Брахмы они произошли, какой цвет одежды носили представители этих каст?

Работа с учебником, историческим источником («Законы Ману»), заполнение таблицы.

Физкультминутка (индийская музыка)

Слайды № 7, 8. Ответы учащихся.

ВЫВОДЫ:

Какие выводы мы можем сделать?

1) Древнеиндийское общество делилось на касты.

2) Представители каст имели разные права и обязанности.

3) Самыми почтенными считались брахманы - жрецы.

4) Тяжелее всех было неприкасаемым.

5) Нельзя было перейти из одной касты в другую.

Слайды № 9, 10 (Задания).

  1. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?

  2. Что будет, если дочь брахмана и сын слуги полюбят друг друга и захотят создать семью?

Слайд № 11. Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

И все- таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям. Это был Будда, основатель религии буддизма.

Выступление учащегося о Будде и буддизме.

Слайд № 12. Как Будда относился к кастовым различиям между людьми? (Главное - не происхождение человека, а его личные качества).

4. Домашнее задание: параграф 21; страница 105 вопросы (устно); подготовить (устно) рассказ на тему «Жизнь мальчика в семье брахманов», «Жизнь мальчика в семье неприкасаемых» (дополнительно); подготовить сведения о том, существуют ли касты в индийском современном обществе (дополнительно).

5. Подведение итогов (3 минуты).

6. Рефлексия (3 минуты).

А сейчас выберите картинку, соответствующую утверждению:

- Я узнал много нового и интересного (слон)

- Все это мне уже давно знакомо (корова)

- Хотел бы дополнить свои знания путем чтения дополнительной литературы (тигр)

Приклейте на лист, и прикрепите на доске.

© 2010-2022