Программа кружка любителей истории Отечества КЛИО 6-8 кл

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Председатель МО Зам. директора по ВР Директор

_____________ _____________ _____________

___ _________2016 г. ___ _________2016 г. ___ _________2016 г.



ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

исторического кружка

«КЛИО - клуб любителей истории Отечества»

Программа кружка любителей истории Отечества КЛИО 6-8 кл.

Класс: 6 - 8 класс

Учитель: Рыжаков А.А. (высшая кв.категория)

Количество часов: 33 час/год.

Срок освоения: 3 года

Срок реализации: 2016 -2017, 2017-2018, 2018-2019 у.г.

Нерехта 2016 г.



















Пояснительная записка


В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому семье. Краеведение - это история людей, корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия. Занятие краеведением помогает ученикам глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл объединения « КЛИО».

Историческое краеведение - один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод - высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Исследовательская практика позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Именно творческий ученик, может себя реализовать как личность в условиях развития современного общества.

Стратегия программы: создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.

Направления научно-исследовательской деятельности: - подготовка к олимпиадам, конкурсам, заседаниям окружного дискуссионного клуба учащихся; - работа над историческими проектами; - написание рефератов, творческих работ, эссе; - подготовка выступлений на муниципальных и региональных научно-практических конференциях;

Цели программы:

Обучающие:

- Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология и др.

- Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.

Развивающие:

- Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.

- Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.

Воспитывающие:

- Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии.

- Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать,

самостоятельно мыслить.

Задачи:

· воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;

· развивать навыки учебно-исследовательской работы;

· развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности.

Формы проведения занятий:

  • заседания клуба (лекции, семинары, практикумы и т.д.)

  • организация экскурсий в музеи;

  • пешие экскурсии по городу и району

  • сбор материалов;

  • работа с документами.

УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: ориентирование в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; умение оценивать их возможное влияние на будущее; формирование чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; умение проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; умение анализировать и синтезировать необходимую информацию; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией.

Познавательные: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков; на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; использовать различные справочные издания и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; уметь устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.

Коммуникативные: умение выступать с сообщениями; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 33 часа в год, занятия проходят 1 раз в неделю по 40 мин., в разных формах: лекция, семинар, практикум, дискуссия, викторина, консультация. Практически каждый обучаемый представляет свою творческую работу на одном из муниципальных мероприятиях по своему выбору. Такой подход позволяет каждому школьнику проявить свои способности наиболее ярко в том виде деятельности, который ему ближе. Программой предусмотрено усвоение нового материала через лекционные занятия, практикумы, семинары, знакомство с научной литературой, с помощью интерактивных технологий. Конечный результат усвоения знаний учащиеся демонстрируют на краеведческих конференциях, деловых играх и олимпиадах в творческой форме в виде выпуска исторического альманаха, защиты проекта, написания творческой работы.

Требования к уровню подготовки

Прогнозируемые результаты:

Реализация государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленной на социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства, высокую духовность, гражданскую позицию, патриотическое сознание россиян:

  1. Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе

  2. Активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.

  3. Активизация творческого потенциала учащихся при написании исследовательских работ.

  4. Нравственно-духовные параметры:

- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей,

- повышение интереса к историческому прошлому России.


Учащиеся должны знать и уметь:

  • пользоваться историческими источниками

  • работать над проектом и защищать проекты

  • писать историческое эссе

  • уметь публично защищать свою работу

  • обосновывать свою точку зрения

  • вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения




Учебно-тематический план работы клуба «Клио»

1-ый год обучения

Тема

Форма работы

Часы

Открытие клуба

Образовательный раут

1

Исторические источники как средство познания исторического прошлого

Лекция

1

Критика и интерпретация исторического источника

Практикум

1

Многообразие вспомогательных исторических дисциплин

Лекция

1

Системы счисления времени и историческая хронология

Семинар

1

Кладовая земли раскрывает свои тайны (основы археологии)

Семинар

1

В мире древних и старинных рукописей (основы палеографии)

Лекция

1

Основы метрологии

Семинар

1

Монеты рассказывают (основы нумизматики)

Лекция

1

«С гербом, где вписан знатный род» (основы геральдики)

Практикум

1

Имена собственные в истории (основы ономастики)

Семинар

1

Изучение и составление родословных (основы генеалогии)

Лекция

1

Мое генеалогическое дерево

Практикум

3

Основы топонимики

Семинар

1

Миф как исторический источник

Практикум

1

Историческое сочинение. Погружение в эпоху.

Семинар-практикум

2

Нелегкой тропой исторического исследования

Обобщающий семинар

1

Исторические ошибки в художественных произведениях (фильмах и книгах).

Практикум

1

Учимся составлять исторический кроссворд

Практикум

1

Основы исторического исследования: работа над рефератом

Семинар

2

«Проба пера». Как написать историческую статью?

Семинар

2

По родному городу - пешком

Практикум

2

Пишем отзыв о походе в музей

Практикум

1

Нерехта и известные исторические деятели.

Семинар

2

Подготовка учащихся школы для участия в школьных и городских олимпиадах по истории

Консультации

2

Итого: 33 часа

Учебно-тематический план работы клуба «Клио»

2-ый год обучения

Географические названия в истории страны, региона, малой родины.

Семинар

2

Обычаи и праздники, национальный костюм, фольклор нашего края как исторический источник

Семинар

2

Системы социального этикета: звания, чины, награды, титулы, знаки различия.

Семинар

1

Фалеристика - наука о медалях и наградах. Медали и награды как исторический источник.

Лекция

1

Существование в разные периоды истории меры длины (протяженности) и веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношение с современной системой мер

(основы метрологии).

Лекция

1

Кладовая земли раскрывает свои тайны (основы археологии). Археология Костромского края


Семинар

1

Печати и их роль в историческом процессе (основы сфрагистики).

Лекция

1

Деньги и ценные бумаги в России (основы нумизматики).

Лекция

1

Сословия русского государства.

Семинар

1

Чины и звания в России.

Лекция

1

Родство и обращение в России.

Семинар

1

Одежда как символ времени.

Лекция

1

Средства передвижения в России.

Семинар

1

Быт и досуг в России XVII - XIXвв.

Лекция

1

«Проба пера». Как написать историческое эссе?

Семинар

2

Основы исторического исследования: работа над рефератом

Семинар

2

Работаем над социальным проектом.

Семинар

2

Интервью как метод работы над социальным проектом.

Семинар

2

Опрос общественного мнения как метод работы над социальным проектом.

Практикум

3

Подготовка учащихся для участия в муниципальных и региональных олимпиадах по истории.

Консультации

6

Итого: 33 час.

Учебно-тематический план работы клуба «Клио».

3-ый год обучения

Особенности исторического проектирования.

Семинар

2

Интервью и анкетирование как метод работы над социальным проектом

Семинар

2

Опрос общественного мнения как метод работы над социальным проектом.

Практикум

3

Подготовка социальных проектов к конкурсу «Если бы я был главой города».

Консультации

6

Защита социальных проектов.

Конференция

4

Подготовка и участие в краеведческих конференциях и конкурсах

Конкурс/

викторина

4

М.Я. Диев - нерехтский летописец.

Семинар

2

Подготовка учащихся для участия в муниципальных, региональных олимпиадах по истории, обществознанию.

Консультации

10

Итого: 33 час.

9



© 2010-2022