• Преподавателю
  • История
  • План-конспект урока истории средних веков в шестом классе на тему Формирование средневековых городов

План-конспект урока истории средних веков в шестом классе на тему Формирование средневековых городов

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс. История средних веков.

Тема урока. Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Цели урока. Сформировать у учащихся представления о причинах и условиях возникновения городов в период Средневековья, борьбе городов с сеньорами , городском самоуправлении, цеховой организации ремесленников.

Учить учащихся раскрывать влияние изменений в общественной жизни на процесс возникновения городов в средневековой Европе; объяснять причины и значение борьбы городов с сеньорами, используя текст и иллюстрации учебника; составлять рассказ о мастерской средневекового ремесленника, используя иллюстрации учебника; объяснять, какую роль играли средневековые цехи в жизни средневековых ремесленников; высказывать собственное суждение о причинах появления средневековых городов.

Прививать учащимся интерес к истории, артистические способности ,воспитывать толерантное отношение друг к другу во время работы в группах, активность, внимание, дисциплинированность.

Оборудование. Карта мира, Европы, компьютер, презентация, дополнительная информация, раздаточный материал.

Тип урока. Комбинированный .

Форма проведения. Ролевая игра с элементами работы в группах.

Основные понятия и термины. Бюргер, коммуна, подмастерье, шедевр, ремесленный цех.

Основная дата. 12-13 века - борьба городов с сеньорами в странах Западной Европы.

План урока.

  1. Возникновение в Европе множества городов.

  2. Население и внешний вид городов.

  3. Борьба городов с сеньорами.

  4. Ремесло и цехи.

  5. Торговля и ростовщичество.

  6. Горожанин-человек нового типа.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель объясняет тему урока, рассказывает его план, цель и задания, формы работы.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Игра «Вассал-сеньор»

Перед началом проведения игры учитель напоминает уч-ся, что такое феодальная лестница. После этого учитель предлагает уч-ся определить, кто и для кого был сеньором или вассалом.

  1. «Сеньор». Учитель называет титул, а ученики говорят, кто является сеньором для этого человека.

  2. «Вассал». Учитель называет титул, а ученики говорят, кто является вассалом для этого человека.

  3. «Да или нет». Учитель зачитывает утверждение, а ученики определяют, правильное оно или нет.

А). Король сеньор герцога.(Да)

Б) Граф вассал барона. (Нет)

В) Герцог сеньор барона. (Нет)

Г) Рыцарь вассал барона. (Да)

Д) Граф сеньор барона. (Да)

Е) Герцог вассал короля. (Да)

Ё) Король сеньор рыцаря. (Нет)

Ж) Барон вассал графа. (Да)

З) Граф вассал короля. (Нет)

И) Барон сеньор рыцаря.(Да)

III. Объяснение нового материала.

Проблемный вопрос: «Почему горожане боролись за право на самоопределение?

  1. Возникновение городов.

«Мозговой штурм».

Учитель предлагает назвать причины возникновения городов. Результаты работы записываются на доске:

1).Развитие сельского хозяйства. (Увеличение излишков продуктов, которые вырабатывал крестьянин, и потребность обмена на продукцию ремесленника-орудия труда, одежда, посуда, украшения).

2).Отделение ремесла от сельского хозяйства. (Труд становится все более сложным и требует определенных знаний, также изготовление сложной продукции требует большего количества времени и специальных инструментов).

3).Отделение торговли от ремесла.(Торговля требует большего количества времени, определенной специализации , знаний и умений).

4).Развитие торговли.( Увеличение количества товаров, возникновение государств, которые больше контролировали свои территории, развитие внешних связей, особенно со странами Востока, привели к развитию внутренней и внешней торговли).

5).Заинтересованность феодалов в дополнительных источниках доходов.(Развитие торговли и увеличение товаров привели к необходимости иметь деньги и равнозначный товар для обмена).

6).Развитие религиозных центров. (Укрепление христианской религии, которую представляла церковь, привело к развитию центров христианства- резиденций высшего духовенства, монастырей и мест паломничества).

7).Развитие государства. (Образование и укрепление государств требовали образования военных центров для защиты территорий и административных центров для управления территориями).

8).Специализация отдельных территорий. (Из-за объективных и субъективных причин(природные условия, полезные ископаемые)началось производство определенных товаров на определенной территории, который имел лучшее качество или был уникальным,что и привело к специализации территорий, например провинция Шампань во Франции).

2.Население и внешний вид городов.

Работа с текстом.

Учитель зачитывает текст «Описание средневекового города» и ученики отвечают на вопросы:

  1. Почему на улицах города было грязно?

  2. Почему улицы были такими узкими?

  3. Почему дома имели несколько этажей?

  4. Почему мусор выбрасывали из окон на улицу?

  5. Что было расположено в центре города?

  6. Почему торговля велась на главной площади города?

3. Борьба городов с сеньорами.

Работа с научным текстом «Борьба городов за свои права». Ответить на вопросы :

1.Почему города были сначала собственностью королей, князей или вельмож?

2.Почему города стали бороться за независимость?

3. Какие права получали города?

4.Как организовывалось самоуправление в городах?

5.Какие органы самоуправления существовали в городах?

6.Какие документы обеспечивали самоуправление городов?

7.Какими были отношения между населением города?

8. Какие группы населения проживали в городе?

9.Что означает поговорка «Воздух города делает свободным»?

10.Кто пополнял население города?

11.Какие союзы городов вам известны?

12.С какой целью, по-вашему, города объединялись в союзы?

4.Ремесло и цехи.

«Ажурная пила».

Карточка№1.

Интенсивное развитие ремесла в 12-13 веках сформировало цеховое устройство в городах. Ремесленные объединения развивались в ожесточенной борьбе с феодалами. И хотя главная функция цеха была производственная, они имели большое значение в военных и оборонных делах. Средневековый цех организовывался только по профессиональному признаку. Цехи складывались из мастерских определенного профиля, которые располагались на территории всего города. Время от времени члены цеха собирались в церкви или ратуше для решения жизненно важных вопросов. Каждый цех имел свой устав. Документ узаканивал, регламентировал не только производственные, духовные, но и моральные основы жизни ремесленного коллектива. В городах сложилась иерархия по примеру сельских общин. Мастера унижали подмастерьев и ремесленников. Для того, чтобы стать полноправным членом цеха, нужно было пройти стаж ученика (три-семь лет) и сдать сложный экзамен.

Карточка№2.

Члены цеха были также воинами, которые защищали участок крепостной стены. Вместе с купцами и другими сословиями ремесленники демократично управляли городом. Администрация имела открытую антифеодальную направленность. Тысячи крепостных крестьян, убегая от феодальной неволи, находили за крепостными стенами надежный приют. Те из них, кто прожил в городе один год и один день, становились полноправными жителями города. Герцоги часто пытались вернуть своих подданных при помощи войска. Но безрезультатно. Города успешно противостояли таким авантюрам феодалов, ревностно оберегая свои права и вольности.

Карточка№3.

Цехи имели строгую регламентацию: преследовали внецеховых ремесленников, ограничивая производство, чтобы избежать любой конкуренции. Например, производство продукции разрешалось только при дневном свете, продукция должна была иметь определенные параметры. Для избежания конкуренции других городов нужно было заполнить городской рынок качественными товарами, поэтому за некачественные изделия парижских пекарей, например, ставили к позорному столбу. Цеховая регламентация была экономично рациональной в 13-15 веках и имела тогда прогрессивное значение в развитии городского ремесла. Она способствовала производству качественной продукции, но со временем начала сдерживать подъем продуктивных сил, тормозить технический прогресс. К изобретателям применялась смертная казнь, что привело к застою в развитии науки и техники.

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

1.Какими были причины возникновения цехов?

2.Какие функции выполняли цехи?

3.Какую структуру имели цехи?

4.В чем были преимущества и недостатки цехов?

5.Торговля и ростовщичество.

«Аквариум»

Карточка№1.

Развитие ремесла дает еще один толчок для дальнейшего развития торговли. Период «темных веков» , который наступил в Европе после гибели Западной Римской империи, не остановил торговлю в Средиземном море. Товары нужны были всем: от римских императоров до варварских королей. Однако начало Средневековья видело торговлю в начальном состоянии, которая обслуживала только хозяев государств. Дальнейшее развитие Европы привело не только к возникновению городов, но и к развитию торговли. Оживилась торговля в Средиземноморье, Северном и Балтийском морях. Развитие торговли стало еще одной причиной средневековой урбанизации.

Карточка№2.

Торговлей времен Средневековья занимались только профессионалы. Купец не мог быть зависимым человеком, потому что это сводило на нет всю торговлю Пока торговля была слабо развита, ею занимались по-совместительству. Развитие торговых операций требовало не только передвижение торговца к основным путям и местам торговли-к городам. Но и его личной свободы, поскольку он должен был свободно принимать решения. Свободным должен был быть не только купец, но и его помещения и помощники. Это стало причиной того, что города стали бороться за свои права. Таким образом, возникновение купечества приводит к уничтожению ряда феодальных ограничений личной свободы и частной собственности.

Карточка№3.

Для защиты своих интересов купцы объединялись в гильдии или торговые цехи. В небольшом городе была одна только гильдия, а в большом-несколько, которые специализировались на продаже разных товаров или разных направлениях. Купеческие гильдии заключали договора с купцами из других городов, большие гильдии имели свои дворы в других городах. Где они останавливались. Когда приезжали в город. В чужеземных городах такие дворы были практически «государством в государстве», на его территории могли действовать свои законы, к тому же в такие города почти не пропускали «чужестранцев», то есть местных. Даже представители местной власти не могли без приглашения войти на купеческий двор, в противном случае дело могло закончиться большим политическим скандалом.

Карточка№4.

Во времена Средневековья торговлю в бассейне Средиземного моря контролировали купцы в итальянских городах Генуя и Венеция. Также в этом районе имели большое влияние византийские купцы. Борьба между купцами приводила к войнам, и даже Константинополь находился под влиянием торговых войн. В бассейне Северного и Балтийского морей торговлю контролировала Ганза-торговый союз многих городов. В те времена основные торговые операции осуществлялись на рынках городов или на сезонных ярмарках, которые проходили в разных регионах. Каждая ярмарка имела свои особенности.

Карточка№5.

Развитие торговли расширяло денежный оборот. Но в нестабильн6ой средневековой Европе было очень много разных монет-золотые и серебряные монеты чеканили почти все короли, императоры. Герцоги и графы. Все эти монеты были разными по массе и содержанию драгоценных металлов. Именно поэтому на рынке появились менялы-люди, которые меняли одни монеты на другие, соответственно к определенному курсу .Они же следили и за качеством денег. Из накопленного капитала некоторые менялы стали занимать деньги под проценты. Так появились ростовщики, которые постепенно превратились в банкиров.

Вопросы для беседы с учениками.

1.Почему ремесло дало толчок развитию торговли?

2.Почему в Средиземноморье торговля не прекращалась?

3.Почему варварские короли поддерживали торговлю?

4.Почему торговлей могли заниматься только профессионалы?

5.Почему феодалы не занимались торговлей?

6.Почему торговцы объединялись в гильдии?

7.Как гильдии себя защищали?

8.Почему между купцами происходили торговые войны?

9.Чем завершилось противостояние итальянских и византийских купцов?

10.Почему основные торговые операции осуществлялись на ярмарках и рынках городов?

11.Для чего нужны были менялы?

12.как возникли ростовщики?

13.Почему возникли банки?

6.Горожанин-человек нового типа.

Эвристическая беседа.

V. Закрепление изученного материала.

Работа с картой.

Работа в парах.

Один с помощью атласа отыскивает на территории Европы города ,которые возникли в период Средневековья, а второй объясняет, почему они так называются.

Итоги урока.

Обсуждение проблемного вопроса.

Домашнее задание.

Текст учебника. Написать сочинение на одну из тем: «Один день в средневековой мастерской», «Один день в лавке средневекового торговца»-на выбор.

© 2010-2022