- Преподавателю
- История
- Элективный курс по краеведению Мой край
Элективный курс по краеведению Мой край
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тищенко О.В. |
Дата | 12.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59,
e-mail: [email protected]
Рассмотрено
на заседании ПМЛ
протокол № 1
от «___» ________ 2016
руководитель ____А.С. Плоходько
Согласовано
заместитель директора по УВР
«____» __________ 2016
__________ Л.Н. Ломакина
Утверждаю
директор МАОУ СШ №17
____________ Ю.А. Цеподой
Приказ №______
«____» __________ 2016
Рабочая программа элективного курса по историческому краеведению
«Мой край» для 5 классов
2016 - 2017 учебный год
Тищенко Ольга Васильевна,
Педагог-библиотекарь.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
-
федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
-
методических рекомендаций по реализации элективных курсов (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 04/03.2010 г. №03-413).
-
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
-
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
-
положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов учителя от 07.04.2016 г. протокол № 6 педагогического совета МАОУ СШ № 17;
-
основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СШ №17 на 2016-2021 годы;
-
учебного плана МАОУ СШ №17 на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа, согласно учебного плана, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Планирование составлено на основе своей авторской программы: составитель-Тищенко Ольга Васильевна-педагог-библиотекарь.
При реализации рабочей программы используется литература:
-
Л.И. Футорянский. Учебное пособие « История Приамурья». 1996.
-
П.И. Сучков. Учебное пособие «История родного края».1988.
-
Н.П. Семыкин. Учебное пособие « История родного края». 1996.
-
М.Н. Мохова. Учебное пособие «Наш край».1972.
-
Н.А. Надеждина. Пособие для учащихся «Экскурсия по родному краю». Государственное учебно- педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва 1983.
-
А.В. Баранов. История Амурской области. Учебное пособие.- Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007.
-
Бердник СВ. История Амурской области. Учебное пособие. - Благовещенск, 2005.
-
А.В. Баранов, И.Е. Федорова. История Амурской области. - Благовещенск, 2007.
-
А.П. Деревянко, А.П. Забияко. История Амурской области. - Благовещенск, 2008
-
Фоторассказ об Амурской области. Земля амурская. - Благовещенск, 1981.
-
Православие на Амуре. - 2006
-
Амур - река подвигов. - Хабаровск, 1983
-
Приамурье-2008.- Благовещенск, 2008-14.
-
Хрестоматия по географии Амурской области. - Благовещенск, 1986.
-
Хрестоматия по истории Амурской области. - Благовещенск, 1980
-
Амурская область. Опыт энциклопедического словаря. - Благовещенск, 1989.
17. Географический словарь Амурской области. - Благовещенск, 1998.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Понятие «краеведение», основные направления, цели, задачи, особенности. (1 час)
Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся. Понятие «край», «ближняя родина».
Форма учебных занятий: групповые.
Виды учебной деятельности: работа с картами, атласами, выступления.
Тема 2. Что такое Дальний Восток. (3 часа)
Понятие «Дальний Восток», границы и география Дальнего Востока. Из истории освоения Дальнего Востока. Знаменитые экспедиции по Приамурью.
Форма учебных занятий: групповые, индивидуальные, коллективные, работа в парах.
Виды учебной деятельности: работа с картами, атласами, диспуты, работа с тематическими и географическими словарями.
Тема 3. Приамурье как составная часть региона (9 часов)
Приамурье как составная часть Дальневосточного региона. Приамурье - пограничный регион России. Понятие «граница», наши соседи. Климат и природные условия Приамурья. Растительный и животный мир Приамурья. Основные виды хозяйственной деятельности. Районы Амурской области. Знакомство с названием районов и расположением их на карте. Города и посёлки Амурской области. Историческое наследие, достопримечательности. Семь чудес земли амурской.
Форма учебных занятий: групповые, индивидуальные, коллективные, работа в парах.
Виды учебной деятельности: виртуальное путешествие, работа с картами, атласами, работа со справочной литературой и географическими словарями.
Тема 4. История изучения прошлого Дальнего Востока и Приамурья (4 часа)
Первые сведения о народах Приамурья в сообщениях русских казаков - землепроходцев XVII века. Описание В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым Приамурья. «Сказание о великой реке Амур» П.Г. Спафария. Исследователи Приамурья XVIII - XIX вв. Л.Ф. Миддендорф. Р.К. Маак. СВ. Максимов. И.Л. Лопатин. Г.И. Невельской. Книга «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» как исторический источник.
Форма учебных занятий: групповые, индивидуальные, коллективные, работа в парах.
Виды учебной деятельности: работа с картами, атласами, выступления, сообщения, презентации.
Тема 5. Древнейшая история. (2часа)
Кладбище динозавров в г. Благовещенск
Археология как наука. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Методика археологических работ.
Форма учебных занятий: групповые, индивидуальные, коллективные, работа в парах.
Виды учебной деятельности: подготовка докладов и рефератов, презентация-диспут.
Тема 6. Коренные народы Приамурья. (3 часа)
Этнические поселения. Занятия людей. Орудия труда. Жилища. Культура и быт коренных народов.
Форма учебных занятий: групповые.
Виды учебной деятельности: просмотр видеофильмов, экскурсии.
Тема 7. Казачество Приамурья (2часа). Быт, обычаи, традиции. Начало формирования Амурского войска. Казачьи округа и станицы. Амурский казачий фольклор и его значение в изучении истории и духовной культуры казаков. Фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки; бытовая, лирическая песня, легенды, лечебные и охранительные заговоры.
Форма учебных занятий: групповые, работа в парах.
Виды учебной деятельности: выступления, подготовка рефератов.
Тема 8. Наш Белогорский район - составная часть Приамурья (3часа).
Достопримечательности района. Климат, флора и фауна, природные зоны. Главное богатство-люди нашего района.
Форма учебных занятий: групповые, коллективные, работа в парах.
Виды учебной деятельности: работа с картами, атласами, диспуты, работа с тематическими и географическими словарями.
Тема 9. История города Белогорск. (4часа) Сбор-разговор. «Что такое город»? Из истории образования нашего города. Моё окружение: дома, улицы. Виртуальная экскурсия по городу «Город, в котором я живу». Моя семья-коренные жители города. Составление генеалогического древа моей семьи.
Форма учебных занятий: групповые, индивидуальные, коллективные, работа в парах.
Виды учебной деятельности: виртуальное путешествие, работа с картами, атласами, работа со справочной литературой и географическими словарями.
Тема 10. Виртуальное путешествие в музеи Приамурья. Культурная жизнь нашего города. (3часа). Общее количество, виды и распространение археологических памятников на территории Амурской области. Работа краеведческих музеев и научных центров. Творчество писателей, поэтов, художников нашего города. Итоговое занятие.
Форма учебных занятий: коллективные, индивидуальные.
Виды учебной деятельности: выступления, защита творческих проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Результаты освоения предмета «Историческое краеведение» в рамках курса «Мой край»:
Результатом изучения краеведения в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
-
осознание своей идентичности как гражданина субъекта РФ, страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего края и другим народам, толерантность.
Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения краеведения учащимися 5 класса включают:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своего региона как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и малой родины.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во
часов
Дата
планируемая
Дата
фактическая
5А
5Б
5В
5Г
5А
5Б
5В
5Г
1
Понятие «краеведение», основные направления, цели, задачи, особенности.
1
2
Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся. Понятие «край», «ближняя родина».
1
5.09
02.09
08.09
06.09
3
Что такое Дальний Восток.
3
4
Понятие «Дальний Восток», границы и география Дальнего Востока
1
12.09
09.09
15.09
13.09
5
Из истории освоения Дальнего Востока.
1
19.09
16.09
22.09
20.09
6
Знаменитые экспедиции по Приамурью.
1
26.09
23.09
29.09
27.09
7
Приамурье как составная часть региона.
9
8
Приамурье - часть Дальневосточного региона. Приамурье - пограничный регион России.
1
03.10
30.09
13.10
04.10
9
Понятие «граница», наши соседи.
1
10.10
07.10
20.10
11.10
10
Климат и природные условия Приамурья.
1
17.10
14.10
27.10
18.10
11
Растительный и животный мир Приамурья.
1
24.10
21.10
03.11
25.10
12
Основные виды хозяйственной деятельности.
1
31.11
28.10
10.11
01.11
13
Районы Амурской области. Знакомство с названием районов и расположением их на карте.
1
07.11
11.11
17.11
08.11
14
Города и посёлки Амурской области.
1
14.11
18.11
24.11
15.11
15
Историческое наследие, достопримечательности.
1
28.11
25.11
01.12
29.11
16
Семь чудес земли амурской.
1
05.12
02.12
08.12
06.12
17
История изучения прошлого Дальнего Востока и Приамурья.
4
18
Первые сведения о народах Приамурья в сообщениях русских казаков - землепроходцев XVII века.
1
12.12
09.12
15.12
13.12
19
Описание В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым Приамурья. «Сказание о великой реке Амур» П.Г. Спафария.
1
19.12
16.12
22.12
20.12
20
Исследователи Приамурья XVIII - XIX вв. Л.Ф. Миддендорф. Р.К. Маак. СВ. Максимов. И.Л. Лопатин. Г.И. Невельской.
1
26.12
23.12
29.12
27.12
21
Книга «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» как исторический источник.
1
09.01
30.12
12.01
10.01
22
Древнейшая история.
2
23
Кладбище динозавров в г. Благовещенск
1
16.01
13.01
19.01
17.01
24
Археология как наука. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Методика археологических работ.
1
23.01
20.01
26.01
24.01
25
Коренные народы Приамурья.
3
26
Этнические поселения
1
30.01
27.01
02.02
31.01
27
Занятия людей. Орудия труда. Жилища.
1
06.02
03.02
09.02
07.02
28
Культура и быт коренных народов.
1
13.02
10.02
02.03
14.02
29
Казачество Приамурья.
2
30
Быт, обычаи, традиции. Начало формирования Амурского войска. Казачьи округа и станицы.
1
20.02
24.02
09.03
21.02
31
Амурский казачий фольклор и его значение в изучении истории и духовной культуры казаков. Фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки; бытовая, лирическая песня;, легенды; лечебные и охранительные заговоры.
1
27.02
03.03
16.03
28.02
32
Наш Белогорский район - составная часть Приамурья.
3
33
Достопримечательности района.
1
06.03
10.03
23.03
07.03
34
Климат, флора и фауна, природные зоны.
1
13.03
17.03
30.03
14.03
35
Главное богатство-люди нашего района.
1
20.03
24.03
06.04
21.03
36
История города Белогорск.
4
37
Сбор-разговор. «Что такое город»? Из истории образования нашего города.
1
27.03
31.03
13.04
28.03
38
Моё окружение: дома, улицы.
1
03.04
14.04
20.04
04.04
39
Виртуальная экскурсия по городу «Город, в котором я живу».
1
17.04
21.04
27.04
18.04
40
Моя семья-коренные жители города. Составление генеологического древа моей семьи.
1
24.04
28.04
04.05
25.04
41
Виртуальное путешествие в музеи Приамурья. Культурная жизнь нашего города.
3
42
Общее количество, виды и распространение археологических памятников на территории Амурской области.. Работа краеведческих музеев и научных центров.
1
15.05
05.05
11.05
02.05
43
Творчество писателей, поэтов, художников нашего города.
1
22.02
12.05
18.05
16.05
44
Итоговое занятие, защита проектов, представление творческих работ.
1
24.05
19.05
25.05
23.05