Элективный курс по краеведению Мой край

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»

676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59,

e-mail: [email protected]



Рассмотрено

на заседании ПМЛ

протокол № 1

от «___» ________ 2016

руководитель ____А.С. Плоходько

Согласовано

заместитель директора по УВР

«____» __________ 2016

__________ Л.Н. Ломакина

Утверждаю

директор МАОУ СШ №17

____________ Ю.А. Цеподой

Приказ №______

«____» __________ 2016





Рабочая программа элективного курса по историческому краеведению

«Мой край» для 5 классов

2016 - 2017 учебный год






Тищенко Ольга Васильевна,

Педагог-библиотекарь.
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

  1. федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

  2. методических рекомендаций по реализации элективных курсов (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 04/03.2010 г. №03-413).

  3. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  4. постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

  5. положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов учителя от 07.04.2016 г. протокол № 6 педагогического совета МАОУ СШ № 17;

  6. основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СШ №17 на 2016-2021 годы;

  7. учебного плана МАОУ СШ №17 на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа, согласно учебного плана, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Планирование составлено на основе своей авторской программы: составитель-Тищенко Ольга Васильевна-педагог-библиотекарь.

При реализации рабочей программы используется литература:


  1. Л.И. Футорянский. Учебное пособие « История Приамурья». 1996.

  2. П.И. Сучков. Учебное пособие «История родного края».1988.

  3. Н.П. Семыкин. Учебное пособие « История родного края». 1996.

  4. М.Н. Мохова. Учебное пособие «Наш край».1972.

  5. Н.А. Надеждина. Пособие для учащихся «Экскурсия по родному краю». Государственное учебно- педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва 1983.

  6. А.В. Баранов. История Амурской области. Учебное пособие.- Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007.

  7. Бердник СВ. История Амурской области. Учебное пособие. - Благовещенск, 2005.

  8. А.В. Баранов, И.Е. Федорова. История Амурской области. - Благовещенск, 2007.

  9. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. История Амурской области. - Благовещенск, 2008

  10. Фоторассказ об Амурской области. Земля амурская. - Благовещенск, 1981.

  11. Православие на Амуре. - 2006

  12. Амур - река подвигов. - Хабаровск, 1983

  13. Приамурье-2008.- Благовещенск, 2008-14.

  14. Хрестоматия по географии Амурской области. - Благовещенск, 1986.

  15. Хрестоматия по истории Амурской области. - Благовещенск, 1980

  16. Амурская область. Опыт энциклопедического словаря. - Благовещенск, 1989.

17. Географический словарь Амурской области. - Благовещенск, 1998.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Тема 1. Понятие «краеведение», основные направления, цели, задачи, особенности. (1 час)

Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся. Понятие «край», «ближняя родина».

Форма учебных занятий: групповые.

Виды учебной деятельности: работа с картами, атласами, выступления.

Тема 2. Что такое Дальний Восток. (3 часа)

Понятие «Дальний Восток», границы и география Дальнего Востока. Из истории освоения Дальнего Востока. Знаменитые экспедиции по Приамурью.

Форма учебных занятий: групповые, индивидуальные, коллективные, работа в парах.

Виды учебной деятельности: работа с картами, атласами, диспуты, работа с тематическими и географическими словарями.

Тема 3. Приамурье как составная часть региона (9 часов)

Приамурье как составная часть Дальневосточного региона. Приамурье - пограничный регион России. Понятие «граница», наши соседи. Климат и природные условия Приамурья. Растительный и животный мир Приамурья. Основные виды хозяйственной деятельности. Районы Амурской области. Знакомство с названием районов и расположением их на карте. Города и посёлки Амурской области. Историческое наследие, достопримечательности. Семь чудес земли амурской.

Форма учебных занятий: групповые, индивидуальные, коллективные, работа в парах.

Виды учебной деятельности: виртуальное путешествие, работа с картами, атласами, работа со справочной литературой и географическими словарями.

Тема 4. История изучения прошлого Дальнего Востока и Приамурья (4 часа)

Первые сведения о народах Приамурья в сообщениях русских казаков - землепроходцев XVII века. Описание В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым Приамурья. «Сказание о великой реке Амур» П.Г. Спафария. Исследователи Приамурья XVIII - XIX вв. Л.Ф. Миддендорф. Р.К. Маак. СВ. Максимов. И.Л. Лопатин. Г.И. Невельской. Книга «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» как исторический источник.

Форма учебных занятий: групповые, индивидуальные, коллективные, работа в парах.

Виды учебной деятельности: работа с картами, атласами, выступления, сообщения, презентации.

Тема 5. Древнейшая история. (2часа)

Кладбище динозавров в г. Благовещенск

Археология как наука. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Методика археологических работ.

Форма учебных занятий: групповые, индивидуальные, коллективные, работа в парах.

Виды учебной деятельности: подготовка докладов и рефератов, презентация-диспут.

Тема 6. Коренные народы Приамурья. (3 часа)

Этнические поселения. Занятия людей. Орудия труда. Жилища. Культура и быт коренных народов.

Форма учебных занятий: групповые.

Виды учебной деятельности: просмотр видеофильмов, экскурсии.

Тема 7. Казачество Приамурья (2часа). Быт, обычаи, традиции. Начало формирования Амурского войска. Казачьи округа и станицы. Амурский казачий фольклор и его значение в изучении истории и духовной культуры казаков. Фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки; бытовая, лирическая песня, легенды, лечебные и охранительные заговоры.

Форма учебных занятий: групповые, работа в парах.

Виды учебной деятельности: выступления, подготовка рефератов.

Тема 8. Наш Белогорский район - составная часть Приамурья (3часа).

Достопримечательности района. Климат, флора и фауна, природные зоны. Главное богатство-люди нашего района.

Форма учебных занятий: групповые, коллективные, работа в парах.

Виды учебной деятельности: работа с картами, атласами, диспуты, работа с тематическими и географическими словарями.

Тема 9. История города Белогорск. (4часа) Сбор-разговор. «Что такое город»? Из истории образования нашего города. Моё окружение: дома, улицы. Виртуальная экскурсия по городу «Город, в котором я живу». Моя семья-коренные жители города. Составление генеалогического древа моей семьи.

Форма учебных занятий: групповые, индивидуальные, коллективные, работа в парах.

Виды учебной деятельности: виртуальное путешествие, работа с картами, атласами, работа со справочной литературой и географическими словарями.

Тема 10. Виртуальное путешествие в музеи Приамурья. Культурная жизнь нашего города. (3часа). Общее количество, виды и распространение археологических памятников на территории Амурской области. Работа краеведческих музеев и научных центров. Творчество писателей, поэтов, художников нашего города. Итоговое занятие.

Форма учебных занятий: коллективные, индивидуальные.

Виды учебной деятельности: выступления, защита творческих проектов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Результаты освоения предмета «Историческое краеведение» в рамках курса «Мой край»:

Результатом изучения краеведения в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  1. осознание своей идентичности как гражданина субъекта РФ, страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  2. освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  3. осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  4. понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего края и другим народам, толерантность.

Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах:

  1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  3. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  4. готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения краеведения учащимися 5 класса включают:

  1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своего региона как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  2. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  3. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  4. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  5. готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и малой родины.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Кол-во

часов

Дата

планируемая

Дата

фактическая

1

Понятие «краеведение», основные направления, цели, задачи, особенности.


1






2

Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся. Понятие «край», «ближняя родина».

1

5.09

02.09

08.09

06.09


3

Что такое Дальний Восток.

3



4

Понятие «Дальний Восток», границы и география Дальнего Востока

1

12.09

09.09

15.09

13.09


5

Из истории освоения Дальнего Востока.

1

19.09

16.09

22.09

20.09


6

Знаменитые экспедиции по Приамурью.

1

26.09

23.09

29.09

27.09


7

Приамурье как составная часть региона.

9



8

Приамурье - часть Дальневосточного региона. Приамурье - пограничный регион России.

1

03.10

30.09

13.10

04.10


9

Понятие «граница», наши соседи.

1

10.10

07.10

20.10

11.10


10

Климат и природные условия Приамурья.

1

17.10

14.10

27.10

18.10


11

Растительный и животный мир Приамурья.

1

24.10

21.10

03.11

25.10


12

Основные виды хозяйственной деятельности.

1

31.11

28.10

10.11

01.11


13

Районы Амурской области. Знакомство с названием районов и расположением их на карте.

1

07.11

11.11

17.11

08.11


14

Города и посёлки Амурской области.

1

14.11

18.11

24.11

15.11


15

Историческое наследие, достопримечательности.

1

28.11

25.11

01.12

29.11


16

Семь чудес земли амурской.

1

05.12

02.12

08.12

06.12


17

История изучения прошлого Дальнего Востока и Приамурья.

4



18

Первые сведения о народах Приамурья в сообщениях русских казаков - землепроходцев XVII века.

1

12.12

09.12

15.12

13.12


19

Описание В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым Приамурья. «Сказание о великой реке Амур» П.Г. Спафария.

1

19.12

16.12

22.12

20.12


20

Исследователи Приамурья XVIII - XIX вв. Л.Ф. Миддендорф. Р.К. Маак. СВ. Максимов. И.Л. Лопатин. Г.И. Невельской.

1

26.12

23.12

29.12

27.12


21

Книга «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» как исторический источник.

1

09.01

30.12

12.01

10.01


22

Древнейшая история.

2



23

Кладбище динозавров в г. Благовещенск

1

16.01

13.01

19.01

17.01


24

Археология как наука. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Методика археологических работ.

1

23.01

20.01

26.01

24.01


25

Коренные народы Приамурья.

3



26

Этнические поселения

1

30.01

27.01

02.02

31.01


27

Занятия людей. Орудия труда. Жилища.

1

06.02

03.02

09.02

07.02


28

Культура и быт коренных народов.

1

13.02

10.02

02.03

14.02


29

Казачество Приамурья.

2



30

Быт, обычаи, традиции. Начало формирования Амурского войска. Казачьи округа и станицы.

1

20.02

24.02

09.03

21.02


31

Амурский казачий фольклор и его значение в изучении истории и духовной культуры казаков. Фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки; бытовая, лирическая песня;, легенды; лечебные и охранительные заговоры.

1

27.02

03.03

16.03

28.02


32

Наш Белогорский район - составная часть Приамурья.

3



33

Достопримечательности района.

1

06.03

10.03

23.03

07.03


34

Климат, флора и фауна, природные зоны.

1

13.03

17.03

30.03

14.03


35

Главное богатство-люди нашего района.

1

20.03

24.03

06.04

21.03


36

История города Белогорск.

4



37

Сбор-разговор. «Что такое город»? Из истории образования нашего города.

1

27.03

31.03

13.04

28.03


38

Моё окружение: дома, улицы.

1

03.04

14.04

20.04

04.04


39

Виртуальная экскурсия по городу «Город, в котором я живу».

1

17.04

21.04

27.04

18.04


40

Моя семья-коренные жители города. Составление генеологического древа моей семьи.

1

24.04

28.04

04.05

25.04


41

Виртуальное путешествие в музеи Приамурья. Культурная жизнь нашего города.

3



42

Общее количество, виды и распространение археологических памятников на территории Амурской области.. Работа краеведческих музеев и научных центров.

1

15.05

05.05

11.05

02.05


43

Творчество писателей, поэтов, художников нашего города.

1

22.02

12.05

18.05

16.05


44

Итоговое занятие, защита проектов, представление творческих работ.

1

24.05

19.05

25.05

23.05















© 2010-2022