• Преподавателю
  • История
  • Урок по истории для 10 класса Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации

Урок по истории для 10 класса Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации

Урок - комбинированный. При проверке домашнего задания учащиеся выполняют различные задания: тесты, текты с ошибками, вычеркни лишнее и др. Работа с группой в виде устных ответов. При ответе учащиеся пользуются картами ииллюстрациями на экране.При изучении новой темы активно использованы наглядные пособия в электронном варианте: иллюстрции, карты.Различные методы: наглядный, словесный, практический, поисковый, информационный позволили сделать урок интересным. Формы работы также отличаются разно...
Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК № 10 (3.4)

Тема урока: Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации.

Цели урока:

образовательные - проследить основные этапы становления и социально-экономического и политического развития Византийской империи, рассмотреть основные достижения культуры;

развивающие - продолжить формирование умений изучать письменные источники; умение пользоваться литературой, извлекать из них новые знания, работать с исторической картой, пользоваться легендой, использовать ранее полученные знания;

воспитательные - воспитывать толерантность, дружеские взаимоотношения;

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА:

Тип урока: комбинированный;

Вид урока:

Методы урока: различные сочетания словесного, наглядного и практических методов (информационный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский);

Межпредметные связи: География. Природно-климатические зоны. Православная культура. Возникновение христианства. Кирилл и Мефодий.

Оснащение урока: учебник История. Наглядный материал: Иллюстративный материал: Византийская империя. Карточки-задания - 3 варианта, текст с ошибками (2 варианта - сильное звено) задание для доски (понятия).

Литература: Задачник по истории средних веков. С.Г. Смирнов. Стр 20-22; Степанова В.Е. Хрестоматия. История средних веков. Часть 1, стр. 135-136. Загадки истории. Статья Храм святой Софии № , 2013 г. стр. ,


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент: принятие рапорта дежурного, объявление темы урока, постановка цели урока.

Индивидуальная работа:

Творческое задание (сильное звено)

2 варианта - текст с ошибками

Карточка Вариант 1 (сильное звено)

Письменно:

Составь кроссворд из 5- 7 слов по теме арабо-мусульманская цивилизация.

Карточка Вариант 2

Письменно:

Составь пять вопросов теста с тремя вариантами ответа по теме арабо-мусульманская цивилизация

Карточка Вариант 3

  1. Выбери правильный ответ

  1. Мировыми религиями считаются

А) христианство, буддизм, ислам

Б) христианство, католичество, ислам

В) буддизм, христианство, ислам, католичество

2. Исламская религия возникла

А) в 5 веке н.э.

Б) в 6 веке н.э.

В) в 6 веке до н.э.

3. Цель принятия ислама

А) противостоять христианам

Б) создать принципиально новую, оригинальную религию

В) объединить арабские племена

4.Основатель ислама

А)Мухаммед

Б)Насреддин

В)Аль-Бируни

5. Началом летоисчисления ислама принято считать

А)632

В)543

В)622

6. Священная книга мусульман

А)Библия

Б)Коран

В)Скрижали

II. Вставь пропущенное слово

  1. Мухаммед в 622 году переселяется из Мекки в …………………., так как купцы Мекки не поддержали его в принятии ислама арабами.

  2. Год переселения Мухаммеда назвали………………………………

  3. Главной святыней мусульман признана…………………………….

  4. Основным последствием принятия ислама было …………………….арабов.

  5. Арабский халифат образовался в ……………веке и распался на ряд независимых государств в …………………веке.

  6. Самым выдающимся учёным Арабского халифата был…………………

Работа у доски.

Дай определение:

Ислам

Мухаммад

Кааба

Мекка

Хиджра

Хадж

Джихад

Газават

Рамадан

Коран

Шариат

Кади

Халифы

Работа с группой:

№ 1 Устно: рассказ о возникновении ислама (Показ иллюстраций)

№ 2 Устно: рассказ о заповедях верующих, о Коране, шариате, правилах поведения мусульман (Показ иллюстраций)

№ 3 Устно: рассказ о культуре Арабского халифата (Показ иллюстраций)


  1. Формирование новых понятий и способов действий

Проверка опережающих заданий.


  1. Основные этапы становления и развития Византийской империи.

(показ по карте - Византийская империя)

Образование Византийской империи.

Римская империя пришла в упадок, на её территорию вторгались германские племена, а в 4 в. н.э. под натиском гуннов германские племена расселились на территории Римской империи (показ по карте). 330г. - образование г. Константинополя, нового Рима, что означало попытку сохранить империю.

395 г. - раздел империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, которая получила название по названию столицы Византий, переименованный позднее в Константинополь.

476 г. - Западная Римская империя перестала существовать, на её территории образовались государства германских племён, которые дали начало современным государствам Западной Европы (например: Германия, Италия, Франция).

Византийская империя просуществовала до 1453 г., потом её завоевали турки и создали на её территории Османскую империю.

2.Особенности развития феодализма (отношения земельной собственности).

На начальном этапе образования империи господствовал рабовладельческий способ производства. Набеги варваров привели к изменению порядков, утверждается феодальный способ производства, при котором Земля принадлежит крупным землевладельцам, крестьяне арендуют землю. Основные производители благ - свободные крестьяне, но находящиеся в материальной зависимости от землевладельца. Труд рабов ещё применялся. Крупные землевладельцы стали независимыми от власти императора к 14 веку и страна вступил в период феодальной раздробленности, поэтому не смогла противостоять туркам и была ими захвачена в 1453 г.

3.Отношения власти и общества в империи.

Император обладал неограниченной властью, его власть обожествлялась. Окружал себя роскошью. Одевался в расшитые золотом и жемчугом шелковых одеждах бордовых сапожках, с короной на голове, золотой цепью на шее и скипетром в руке (показ изображения императора).

Идея возрождения империи была актуальна в средние века. Поэтому императоры вели завоевательные войны и стремились расширить границы государства. (Показ иллюстраций)

4.Император Юстиниан и его реформы.

Его правило: Единое государство, единый закон, единая религия. Создал единые законы - Кодекс Юстиниана - римское право, который стал основой для создания законов других государств в средние века и в новое время.

Создал сильную армию, вёл завоевательные войны, расширяя границы государства. Это привело к увеличению налогов, народным восстаниям, к ослаблению государства после смерти Юстиниана. (Показ иллюстраций)

5.Церковь и государство.

Христианство возникло в Иудейской провинции Римской империи в 1 веке н.э. В Римской империи христианство было запрещено. (Рассказ о первых христианах). В 313 г. император Константин узаконил христианство. (Рассказ о Кирилле и Мефодии). После раздела Римской империи в 395 году появились различия в религиозных догматах и осуществлении обрядов в Западной и Восточной империях. После исчезновения в 476 году Западной Римской империи Римская церковь продолжала существовать и вела богослужение на латинском языке, византийская - на местных языках. В Римской церкви считали, Святой Дух исходит и от Бога-Отца и от Бога-Сына. В византийской церкви считали, Святой Дух исходит только от Бога-Отца. В Римской церкви причащались пресным хлебом, а в византийской - квасным. Со временем разногласия увеличились и в 1054 г. христианство разделилось на две ветви: католическую (римскую) и на православную (византийскую).

6.Культура Византии.

Византийская империя - наследница культурных достижений античного мира и стран Востока.

Образование достигло высокого уровня. Школы - государственные, частные, церковные. Образование и карьерный рост доступны для всех свободных. В 9 веке создана при императорском дворе высшая школа.

Наука. Развивались такие науки, как математика, астрономия, география, медицина, история, химия. Изобрели «греческий огонь» - смесь нефти и смолы, не возможно потушить водой.

Архитектура.

Строили крестово-купольные храмы. Самый известный - храм Святой Софии в Константинополе. Строили 10 000 человек 5 лет (иллюстрация). Чтение статьи «Храм святой Софии».

Живопись

Представлена росписями в храмах - сцены из Библии. Пропорции не соблюдались. Главное сделать выразительным лицо и кто был главнее, изображали крупнее. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Использовали мозаику - изображение из разноцветных камешков или смальты (цветное непрозрачное стекло). Иконы - изображение Бога, Богоматери, святых. Лучшая - «Владимирская богоматерь» (привезена на Русь). (Показ иллюстраций)


  1. Формирование умений и навыков.

1.Показать по карте территорию Римской империи.

2.Когда Римская империя разделилась на две части? Показать по карте.

3.Как долго существовали обе половины империи?

4.Как стала называться Восточная её часть?

5.Показать по карте Византийскую империю.

6.Какие страны входили в состав этого государства? (выбрать из предложенных названий стран) Палестина Сирия Ирак Египет Северная Африка Иран Армения Грузия Испания Франция Германия Россия Америка Аляска Австралия Бенгалия Мексика Италия Голландия Англия

Индия.

7.Какие реформы провёл Юстиниан для укрепления государства?

8.Какие культурные достижения Византийской империи вы можете назвать?

Задание на дом:

§ 10. Доклад. Карл Великий.


  1. Итог урока

Возврат к цели урока. Мы сегодня познакомились с образованием Византийской империи, этапами её развития, её особенностями и культурой.

Оценки за урок.


6


© 2010-2022