Модульный урок. Восточные славяне

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ММодульный урок. Восточные славяне.Модульный урок. Восточные славяне.ОДУЛЬ 1: Древняя Русь в VIII первой половине XII в..

Результат 1: Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия занятия. Описать общественное устройство восточных славян.

УМодульный урок. Восточные славяне.РОК № 3.

Тема: Восточные славяне.

Лист с заданием 3.

Предварительное определение знаний учащихся.

Постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Кто такие восточные славяне? Какие народы к ним относятся?

  2. Из каких источников нам известно о начальной истории и жизни восточного славянства?

  3. Назовите основные занятия восточных славян.

  4. Какую религию исповедовали восточные славяне?

  5. Исходя из темы урока, определи цель урока и цель своей деятельности на уроке (запиши) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздаточный материал 3.1.

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. Славяне относились к индоевропейской языковой семье, которая включала в себя также германские, балтийские, кельтские, иранские, индийские и др.языки.

Источниками знаний по истории славян являются археологические и лингвистические памятники, произведения античных авторов, европейские и арабские хроники. Во многих источниках славян упоминали под именем венедов, которые разделились на две группы - славинов и антов. Первые сведения о славянах относятся к 1-11 вв. н. э. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что славяне населяли бассейн реки Вислы. Вопрос об их прародине является спорным в исторической науке. Прокопий Кесарийский и Иордан пишут, что славяне занимали громадную территорию и делились на три группы: склавинов (между Вислой и Днестром), антов (в междуречье Днестра и Днепра) и венедов (в бассейне реки Вислы). Существует научная версия, что именно анты - предки восточных славян.

Такие крупные историки как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др., считали, что первоначально славяне проживали в районе Дуная и Карпат. Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего средневековья. Это было время (IV-VIII вв.), когда в результате миграции "варварских" племен, живших на севере и востоке Европы, формировалась новая этническая и политическая карта континента. Миграция этих племен (германских,

ММодульный урок. Восточные славяне.ОДУЛЬ 1: Древняя Русь в VIII первой половине XII в..

Результат 1: Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия занятия. Описать общественное устройство восточных славян.

Модульный урок. Восточные славяне.

славянских, балтских, финно-угорских, иранских) получила название Великого переселения народов. В результате военных столкновений, передвижения европейских племен и народов

целостность славянской территории начала нарушаться уже в II-IV вв. Великое переселение народов окончательно разделило славян на южную, западную и восточную ветви. Последняя,

продвигаясь в основном по рекам, постепенно колонизовала Восточно-европейскую равнину, вытесняя, ассимилируя или соседствуя с финно-угорскими племенами.

Восточно-славянские племена объединялись в союзы. На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известно 12 славянских союзов племенных княжеств. Эти союзы являлись общностями, носившими уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.

В Среднем Поднепровье жили поляне, северо-западнее их - древляне ("лесные люди") и дреговичи ("болотные люди"), севернее - радимичи, восточнее - северяне. На Оке и Москва-реке жили вятичи (по имени и легендарного патриарха Вятко), западнее их - кривичи. На берегах озера Ильмень и реки Волхов обосновались словене (ильменские славяне), волыняне (другое название - бужане), хорваты, тиверцы, уличи.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло подсечное земледелие, заставлявшее их переходить с места на место, расширяя ареал обитания, а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство бортничество. Оновными сельскохозяйственными культурами была пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха. Низшим звеном социальной организации служила соседская (территориальная) община - вервь.

По своим верованиям славяне были язычниками. Распространен был и культ предков.

С VI в. у славян начался процесс разложения родоплеменного строя и наступил этап военной демократии. Основу господствующего слоя составила военно-служилая знать киевских князей - дружина. К IХ в. дружинный слой выдвинулся на ведущие позиции. В это время появилось имущественное неравенство, племя возглавил военный вождь (князь), избираемый общим собранием (вечем) мужчин, существовала постоянная дружина и общеплеменное ополчение, возникли города как центры племенных союзов, где собиралось вече, находился торг, производился суд. Военная демократия является предпосылкой образования государственности.

Лист с заданием 3.1.

Работа с текстом


  1. Прочитай текст и озаглавь его _______________________________________________

  2. Поставь « знак - там, где материал тебе знаком, знак «?» там, где ты не понял материал, подчеркни то, что на твой взгляд является главным.

Лист с заданием 3.2.


Закрепляющий материал.

Выполни в тетради следующие задания!

  1. Каковы географические особенности расселения восточных славян?

  2. Каким образом географические условия влияют на историческое развитие?

  3. Определите признаки складывающихся феодальных отношений:

а) полюдье, б) вече, в) кровная месть, г) народное ополчение, д) княжеское землевладение.

  1. Выделите признаки соседской общины:

а) общая земля, б) собственность семьи на пахотную землю, в) от дельный дом, г) все родственники, в) общее пастбище.

  1. У каких авторов мы находим сведения о расселение славян? Убери лишнее.

А) Тацит, б) Прокопий Кесарийский, в) Птолемей, г) Цицерон.


ММодульный урок. Восточные славяне.ОДУЛЬ 1: Древняя Русь в VIII первой половине XII в..

Результат 1: Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия занятия. Описать общественное устройство восточных славян.

Модульный урок. Восточные славяне.


Лист с заданием 3.3.

Проверка степени усвоения материала.


Выберете правильный ответ.

  1. Византийские, немецкие и арабские авторы термином «Русь» называли сложившиеся на рубеже VIII-IX веков государственное образование в районе:

А) Прикарпатья Б) Среднего Поднестровья В) Буга Г) Волги.

  1. В Среднем Поднестровье к VIII веку сложился мощный союз племён:

А) Кривичи Б) Словене В) Древляне Г) Поляне.

  1. Основное занятие восточных славян:

А) гончарное ремесло Б) ткачество В) земледелие Г) скотоводство.

  1. Каким было общественное устройство восточных славян к IX веку?

А) Военная демократия Б) община В) соседская община Г) республика.


  1. Работа с источниками.

МАВРИКИЙ СТРАТЕГ О СЛАВЯНАХ и АНТАХ

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим правам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково, оказывая им знаки своего расположения... У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности, проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь...

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов, вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах... Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах... Если среди них много предводителей и нет между ними согласия, неглупо некоторых из них привлечь на свою сторону речами или подарками, особенно тех, которые находятся поблизости от наших границ, и нападать на других, чтобы не все прониклись (к нам) враждой или не встали бы под власть одного вождя.

(Маврикий Стратег. Стратегикон //
«Вестник древней истории». 1941.
Л° ].)

Ответьте на вопросы кратко в тетради:

  • Определите религиозные верования древних славян и антов.

  • Было ли у славян и антов свое государство?

  • Почему византийцы советуют привлекать вождей славян и антов на свою сторону или нападать на них, сочетая политику кнута и пряника?

Запишите в тетрадях определения:

  • Великое переселение народов - это…

  • Военная демократия - это…

  • Племя - это…


ММодульный урок. Восточные славяне.ОДУЛЬ 1: Древняя Русь в VIII первой половине XII в..

Результат 1: Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия занятия. Описать общественное устройство восточных славян.

Модульный урок. Восточные славяне.

Словарь терминов и понятий.

Подсечное
(огневое)
земледелие


На выбранном участке леса сначала вырубали деревья. Срубленные деревья сохли, после чего их сжигали. Тяжелым суком боронили поле, смешивая золу с верхним слоем земли, затем поле засевали


Колонизация


1. Заселение пустующих земель на окраинах собственной страны.
2. Захват территорий, сопровождаемый накоплением местного населения


Союз племен


Организация общества, характерная для периода военной демократии- предгосударственной стадии развития общества


Этнос


(В переводе с греческого) - народ


Род


(Родовая община) - коллектив родственников


Племя


Объединение нескольких родов, имеющих общую территорию, хозяйство, обычаи, культы, органы управления



Община, вервь

форма объединения людей, основанная на соседских, а не на родственных связях


Племенные союзы

территориально-военные федерации нескольких племен, объединенных

общими хозяйственными задачами или общей военной угрозой.











УРОК № 3.

Тема урока: Восточные славяне.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент - 2 минуты.
1.1. Мотивация.

2. Предварительное определение уровня знаний - 4 минуты (лист с заданием 3).

3. Организация самостоятельной работы учащихся:

Организация самостоятельной работы учащихся с раздаточным материалом по
основным вопросам темы урока.

Работа с раздаточным материалом по основным вопросам темы
урока - 20 минут (листы с заданием 4.1).

4. Проверка степени усвоения материала- 10 минут (лист с заданием 3.2).

5. Подведение итогов работы - 1 минута. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.




© 2010-2022