Конспект урока Реформация (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тип урока: Комбинированный

Дата урока:

Образовательные ресурсы:

  1. Дмитриева О.В.Всеобщая история. История Нового времени. Конец ХV - ХVII.М., 2009- 320 с.

  2. Диск к учебнику

  3. Рабочая тетрадь к учебнику

План урока:

  1. Наследники святого Петра

  2. Пути к спасению

  3. Германия накануне Реформации

  4. Мартин Лютер против папы Римского

  5. Чем спасается человек

  6. Как приблизить царство Божие

  7. Статьи, написанные потом кровью

  8. Война и имперская реформа

  9. Рождение протестантизма

  10. Аугсбурский мир

Цель урока: изучая причины Реформации, её особенности в разных странах, учащиеся приходят к пониманию причин раскола Европы на два враждебных лагеря: католический и протестантский, как проявлению разложения традиционного общества.

Задачи урока:

образовательные: учащиеся выясняют основные причины, формулируют цели участников Реформации и Крестьянской войны в Германии.

Знакомятся с основными понятиями: Реформация, протестант, лютеранская церковь и деятельностью М. Лютера и Т. Мюнцера.

Определяют итоги Реформации в Германии по Аугсбургскому религиозному миру.

развивающие: учащиеся продолжают формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивают умение работать с текстом учебника и исторического источника, выделять главное и сворачивать информацию в виде сравнительной таблицы.

Учатся разрешать проблемную ситуацию.

воспитательные: учащиеся развивают коммуникативные навыки, работая в группе. Опираясь на морально-нравственные и духовные ценности христианской культуры, формируют толерантное отношение к людям другого вероисповедания.

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно - иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах


Основные термины и понятия: реформация, реформа, протестантизм, протестант, индульгенция


Организационная структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент


Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.



Проверка домашнего задания

РТ

Задание 1 стр.32

Задание 2 стр.32

Задание 3 стр.33

Задание 4 стр.33-34

Демонстрируют знания по пройденному материалу.

Фронтальная

РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

КУД: Диалог учителя и ученика

ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной информацией

ЛУД: Рассуждение учеников

Актуализация знаний


1.Какое значение церковь играла в жизни человека?

2.Вспомните, что такое индульгенция?

3.Назовите источники богатства Церкви?

4.Что такое «Реформа»?

5. Внимательно прочитайте текст и подчеркните те черты в деятельности католической церкви и в повседневной жизни священнослужителей и монахов, которые вызывали чувство протеста у большинства европейцев.

Городской поэт Фрейданк писал о папской власти:

Ручьи сокровищ в Рим бегут,
Здесь вечный находя приют.
Но на дыру без дна похож,
Безбожный Рим не полон всё ж.

Ручьи грехов сюда стекают,
И здесь их людям отпускают…
Кто нравы Рима узнаёт.
Охладевает к вере тот.

Немецкий городской поэт Ганс Сакс (XVI в.) писал:

Есть у попов про всех товар.
Лишь покупай - и млад и стар!
Известно, каждый поп и инок
Дом Божий превращают в рынок:
Дают реликвии доход,
А главное - в церквах идёт
Продажа индульгенций бойко,
Вот что и есть овечья дойка!
Толпа церковников жадна.
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом,
Церковник ловко лжет мирянам:
За мощи выдав зуб быка,
Он им притронется слегка.
К болящему - и дань сберёт…
Страдает от попов народ,
Не перечесть его невзгод:
Зимой и летом гнёт он спину,
Чтоб отдавать им десятину.
Коль не заплатишь - проклянут.
Изгонят, свечи вслед швырнут,
Другим чтоб было не повадно,
Трудиться разве не досадно
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактирах было можно,
Курить и пьянствовать безбожно?

Ответы учащихся

Фронтальная

КУД: Совместная деятельность

ЛУД: Рассуждение учеников

ПУД: Обмениваются полученной информацией

РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Изучение нового материала


1.Наследники Святого Петра

1.В XVI веке происходит крупнейшее явление во всемирной истории и связано с появлением новых христианских вероучений. Происходит раскол католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией.

Реформация - движение за переустройство церкви.

2.Назовите причины недовольства католической церковью?




3.Какие категории населения были недовольны католической церковью?

4. Реформацию часто называют религиозной революцией.

Революция - крутой переворот, перелом в жизни людей.

2.Путь к спасению

1.Работа с п.2 на стр.89-90

-какой путь спасения души провозгласила католическая церковь?

-что грозило человеку за ослушание?

-какую роль играла индульгенция в спасение души?

-к какому выводу стали приходить верующие?

3.Германия накануне Реформации

1.Работа с атласом и контурной картой

-на какие государства делилась Германия?

2.Кто стоял во главе Германии?

3.Какой политический процесс был в Германии?

4.Работа с тексом на стр.91

-чем были недовольны жители Германии по отношению к католической церкви?

4. Мартин Лютер против папы Римского

1. Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. Предки Лютера были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, что бы спастись от нищеты. И в первые годы своей учебы в Эрфуртском университете он Папу боготворил. Он стал самым ученым богословом Германии.

2.В 1517г - Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против торговли индульгенциями.

Индульгенция - папская грамота на отпущение грехов

3.Поступок Лютера вызвал возмущение Папы Римского, подписавшего отлучение от церкви для непокорного профессора. И Мартина Лютера вызвали на имперский суд в город Вормс. В эти годы Германия входила в Священную Римскую империю, императором которой был Карл V. Он властвовал над Испанией, Нидерландами, германскими землями, Неаполем, Сицилией, колониями Нового Света. Про империю Карла V говорили, что это империя где никогда не заходит солнце. Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд. По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер обращаясь к собранию сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь.» Во время его выступления, по залу разносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Мартина ждет такая же судьба как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Пока он жил в замке, началось ниспровержение католицизма - Реформация началась. По дорогам Германии ходили бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только Папы, но и князей. Этого Лютер не мог поддержать и призвал князей установить над церковью свою власть.

5.Чем спасается человек?

Работа с текстом учебника на стр.92-93

-назовите основные идеи Мартина Лютера?




6.Как приблизить царство Божие

1.Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.

2.Основные идеи Томаса Мюнцера: тетрадь)

- Поддержка взглядов Мартина Лютера

- Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами

- Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны

3.Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной.

4.Главные причины Крестьянской войны:

- Разложение традиционного общества и развитие товарно-денежных отношений рождали у дворян и князей потребность в увеличении денежных доходов.

- Они стали захватывать общинные земли и сокращать крестьянские наделы, увеличивать натуральный и денежный оброк, барщину. Зерно, мясо, шерсть, лен - все шло в город в обмен на звонкую монету.

- Страдали крестьяне и от роста цен. Приток зерна и серебра из Нового Света вызвал революцию цен - деньги обесценились, цены на товары выросли. После уплаты сеньору у крестьян ничего не оставалось и многие обращались к ростовщикам.

7.Статьи, написанные кровью и потом

Работа с документом на стр. 101-102

8.Война и имперская реформа

Сообщение по теме: «Война и имперская реформа»

9.Рождение протестантизма

В 1529г. Карл V запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера объявили ему протест. Так родилось слово протестант. Протестант - сторонники реформации церкви.

10. Аугсбурский мир

1555 - Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям. Поданный обязан был поддерживать только ту религию, которую придерживается его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…».

Слушают учителя



Записывают термин

Ответы учащихся

1. Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями.

2. Недовольство обязанностью платить церковную десятину

3. Продажа духовных должностей и получение взяток

4. Продажа индульгенций

5. Вмешательство духовенства в дела князей.

6. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе

7. Недовольство увеличением церковных владений.

8. Огромные поборы церкви с крестьян.

Ответы учащихся

князья, феодалы, горожане, крестьяне

Слушают учителя

Записывают термин

Работа с текстом учебника

Ответы учащихся



Работа с атласом и контурной картой

Ответы учащихся

Ответы учащихся

раздробленность

Работа с текстом учебника

Ответы учащихся

Слушают учителя





Записывают дату

Записывают термин

Слушают учителя










Работа с текстом учебника

Ответы учащихся

- Осуждение продажи индульгенции

- Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание.

- Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.

- Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.

- Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.

- Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке.

Слушают учителя


Записывают в тетрадь


Слушают учителя

Работа с атласом и контурной картой


Слушают учителя





Работа с документом

Сообщение учащегося

Слушают учителя

Записывают термин

Слушают учителя

Индивидуальная

Работа в парах

Групповая

РУД: Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия

КУД: совместная деятельность

ПУД: Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том как Древний человек

Обмениваются полученной информацией

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации)

ЛУД: Рассуждение учеников



Первичное осмысление и закрепление


Исторический диктант


1.Церковный суд назывался…

2.Грамота об отпущении грехов называлась…

3.Движение за переустройство церкви в Новое время называлось …

4.Кто выступил против индульгенций в 1517 году?

5.Название его документа?

6.Учение, которое состояло из трёх главных положений, впоследствии легло в основу нового религиозного течения, стали называть…

7.Стороников Реформации стали называть …

8.Назовите годы Крестьянской войны в Германии…

9.Чем закончилось Крестьянская война в Германии?

10.Протестанских проповедников, которые находились на государственной службе стали называть…

Ответы:

1.Инквизицией. 2.Индульгенцией. 3. Реформация. 4.Мартин Лютер. 5. 95 тезисов . 6.Лютеранство. 7.Протестанты. 8.1524 - 1525.9.Поражением. 10.Пасторы

Ответы учащихся

Индивидуальная

Работа в парах

Групповая

ЛУД: Рассуждение учеников

РУД: Выявление причинно-следственных связей;

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Итоги урока.

Рефлексия


Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Рефлексия

Оценивают работу на уроке всего класса


ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса

Домашнее задание


П.10, 11 , пересказ

Записывают домашнее задание в дневник




© 2010-2022