Программа кружка в 5 классе по изучению родного края

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов 2 г. Яранска





Утверждаю:

Директор

Приказ № _от________






Рабочая программа

по краеведению

5 класс






Автор-составитель:

Хорюшина И.Г.

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории










Яранск

2015


Пояснительная записка

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и устанавливает социальный заказ системе образования. Он заключается в необходимости формирования национального самосознания (идентичности) как разделяемого всеми гражданами представления о своей стране, ее народе, чувстве принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности (гражданственность, патриотизм, традиционные российские религии и др.) и общая историческая судьба всех народов России. Формирование национальной идентичности предполагает становление у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

ФГОС основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г., ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Среди основных названа следующая: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.

Краеведение, по словам Д. С. Лихачева, способствует формированию «нравственной оседлос­ти населения», «чувства Родины». Изучение ребенком окружающего микромира важно для развития его личности и социальной адаптации.

Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому челове­ку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его пробле­мы и видеть возможные пути решения этих проблем.

Познание окружающего микромира как части Отечества соответ­ствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет на конкрет­ных примерах объяснить ему достижения всего человечества, рас­крыть преемственность в комплексе научных, технических, культур­ных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории.

Велик развивающий потенциал краеведения. Открытие в знако­мом окружении незнакомого, поиск (при выполнении учебных по­знавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений - увлекательное занятие, способствующее форми­рованию познавательного интереса к процессу обучения.

Системный подход в краеведении

Цели краеведческого образования.

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

  • понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно
    взаимодействовал с ним;

  • осознавал значимость наследия родного края в своей жизни,
    в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

  • осознавал проблемы окружающего его микромира;

  • интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию - о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Таким образом, цель краеведческого образования - способство­вать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.


Цели и задачи курса:


Основными задачами курса краеведения являются развитие интереса к родному краю, его истории с целью углубления знаний на уроках истории и развития способностей самостоятельного мышления, умения соотносить события истории края и страны.

  • Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям родного края, формирование гражданственности на основе усвоения социального опыта, культурного наследия, общенациональных и этнорегиональных традиций.

  • Освоение знаний о важнейших событиях и процессах, происходящих в родном крае, в их взаимосвязи с отечественной и всемирной историей и хронологической преемственности.

  • Овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации, мотивировать и аргументировать свои суждения.

  • Формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, региональными этнонациональными традициями.

  • Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей родного края для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к представителям других наций и народностей.

Учащиеся должны знать: даты, факты, термины, личности, уметь приводить примеры занятий и промыслов, называть предприятия и исторические памятники края, особенности экономики, политики, культуры родного края на разных этапах исторического развития.

Учащиеся должны уметь: ориентироваться по карте, объяснять причины тех или иных исторических явлений края, составлять рассказы, приводить цифры и факты, учитывать национальные особенности края, любить и охранять исторические памятники культуры.

Задачи программы:

  1. Воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, позитивных установок для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем;

  2. Углубленное изучение истории, природы, экономики и экологии округа; развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения;

  3. Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо округа и России.

Основные направления краеведческой работы:

  1. Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях жителей нашего края; знакомство с культурой края; изучение истории Яранска.

  2. Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.

Программа "Мой отчий край " способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, поселка;

  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;

  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;

  • владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;

  • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

Предполагаемые результаты программы "Мой отчий край " включают следующие формы контроля:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития края);

  • рецензирование знаний;

  • тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);

обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ

Содержание программы




План методической работы педагога



7. Хрестоматия по истории Кировской области. - Киров, 1982.

8. Балыбердин А.Г. Повесть о стране Вятской. - Киров, 2006.

9. Тинский А.Г. Вятская мозаика. - Киров, 1994.

10. Кировская область в цифрах: Краткий статистический сборник. - Киров, 2005.

11. Востриков В. Над Вяткою старинный городок. - Киров, 1993.

Литература для детей


  1. Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря. - Киров, 1989.

  2. Изергина Н.П. Писатели в Вятке. - Киров, 1979.

  3. История города Кирова: Пособие для учащихся. - Киров, 1974.

  4. Клестова Г.А. На земле Вятской. - Киров, 2006.

  5. Пленков В.Г. Вятские умельцы. - Киров, 1991.

  6. Маракулин П.П. Записки вятского Робинзона: сборник рассказов, очерков, миниатюр. - Киров, 1997.

  7. Эммаусский А.В. К вопросу о времени основания г. Вятки (Кирова). - Киров, 2000.


© 2010-2022