- Преподавателю
- История
- Путешествие в Древнюю Русь
Путешествие в Древнюю Русь
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шабалина Н.И. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Путешествие в Древнюю Русь»
Тип урока: повторительно - обобщающий
Форма проведения урока: урок-игра
Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме «Путешествие в Древнюю Русь»
Методы: объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые.
Ступень: основная
Уровень: базовый
Класс: 6
Задачи урока:
-
Образовательные - обобщить и систематизировать знания учащихся по данному разделу.
-
Закрепить формирование исторических понятий, определений, хронологию событий.
-
Овладение технологией исторического исследования на основе использования исторического источника;
-
Развивающие - развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить;
-
Воспитательные - воспитание чувства патриотизма, уважение к прошлому своей Родины.
Оборудование урока:
-
Компьютер;
-
Выставка книг и творческих работ;
-
Дидактический материал;
-
Маршрутный лист.
Два ассистента помогают выставлять баллы и выдают задания (см. Приложение 1).
План урока:
1. Организационный момент - 2мин.
-
Создание проблемной ситуации;
-
Формирование темы урока через подводящий диалог;
-
Совместная формулировка цели;
-
Инструктаж по условиям урока- игры.
При подготовке к уроку учащиеся получают задание: разделиться на две команды.
Вступительное слово учителя: «Дорогие ребята, сегодня мы проводим повторительно - обобщающий урок по теме «Путешествие в Древнюю Русь». Перед нами поставлена задача не просто повторить ранее изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания.
Итак, сегодня у нас соревнуются две команды. Для успешной работы необходимо повторить правила работы в группе. Каковы они?
Правила работы в группе (находятся на столах команд):
-
Чтобы попросить слово, подними руку.
-
Говори по теме, понятно, кратко.
-
Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
-
Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
-
Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
-
Старайся найти наилучшее решение проблемы.
-
Поощряй других к участию в обсуждении.
-
Будь доброжелателен и терпим.
-
Соблюдай правило «трёх нельзя»:
нельзя говорить: «всё уже сказали»;
нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Учитывая возрастные особенности шестиклассников, на доске для зрительного восприятия выведены основные правила:
Правило уважения: когда говорит один - остальные слушают.
Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
Для оценки нашей работы, у капитанов есть списки команд, в которых отмечаются ответы каждого участника, в конце игры капитаны должны будут подвести итоги работы своей команды, а команда должна будет оценить капитана.
Итак, ребята! Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по маршруту «История Древней Руси» с остановками на станциях: «Неизвестная земля», «Привал эрудитов», «Исследовательская», «Понятийка», «Юный летописец». На каждом этапе путешествия вы зарабатываете баллы (в зависимости от качества ответа). Эти баллы заносятся в путевой лист команды. Побеждает команда, у которой после всех этапов путешествия окажется больше всего количество баллов.
Ход урока
1-я станция «Неизвестная земля»
Учитель. Итак, ребята, наша первая остановка на станции «Неизвестная земля». Я вам задаю вопросы, а вы поочередно отвечаете на них. Если нет ответа, право предоставляется противоположной команде.
Вопросы 1-й команде:
-
На какие три ветви делились славяне.
-
Как называлась система земледелия у славян.
-
Из какой летописи мы узнаем о древних славянах, кто ее автор.
-
Каких славянских богов вы знаете.
-
Кто и когда основал Киевскую Русь.
Вопросы 2-й команде:
-
Назовите основное занятие восточных славян.
-
От каких кочевников были вынуждены обороняться славяне.
-
Какой была религия древних славян.
-
Из какой страны на Русь пришло христианство.
-
Кто является основателем династии русских князей.
Учитель. На станции «Привал эрудитов» один из членов команды будет решать тест, а для остальных игроков приготовлено лото (см. Приложение 2, 3).
Учитель. Следующая остановка - станция «Исследовательская». Вам предстоит на основе исторического текста определить, о каком князе идет речь.
"Первые русские князья" (см. Приложение 4)
-
В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". (Святослав Игоревич)
-
"Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им: "Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, потому что все вы братья от одного отца и одной матери… и разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять со стола… и так завещал он сыновьям своим жить в любви". (Ярослав Мудрый)
-
И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу"… (Владимир I)
-
"Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его, так и князь… - если не убьем его, то он погубит всех нас!" (Игорь)
На данном слайде найдите фотографию князя, о котором вы прочитали и определите годы правления киевских князей.
Учитель. На станции «Понятийка» вам необходимо выбрать карточку с понятием и раскрыть его содержание.
ВОТЧИНА
ХОЛОП
УСОБИЦЫ
МИНИАТЮРА
ПАТРИОТИЗМ
ГОСУДАРСТВО
ЖИТИЕ
ПОГОСТЫ
ВЕЧЕ
ВЕРВЬ
ЯЗЫЧЕСТВО
ДАНЬ
ПОЛЮДЬЕ
МИТРОПОЛИТ
БОЯРИН
ПОЛИТИКА
Учитель. На станции «Юный летописец» расскажите о князе, который, по вашему мнению, заслуживает особого внимания.
Подведение итогов
Итак, ребята, мы закончили наше воображаемое путешествие. Рады, если оно вам понравилось.
Ну, а теперь дадим слово нашим ассистентам.
Учитель отмечает все положительные моменты в работе групп, а также важность коллективного обсуждения для выработки общего мнения.
Рефлексия (см. Приложение 6).
Домашнее задание
К этому уроку, ребята, вы подготовили кроссворды. И я вам предлагаю обменяться ими между собой и решить их дома.( например Приложение 8)
Приложение 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ШКОЛА № 19
КЛАСС 6
Название станции
Команды
Баллы
1. «НЕИЗВЕСТНАЯ ЗЕМЛЯ»
2. «ЭРУДИТОВ»
тест
лото
3. «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»
источник
изображение
хронология
4. «ПОНЯТИЙКА»
5. «ЮНЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ»
ИТОГ: ___________________________________ баллов
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!
Приложение 2
Тест «Древняя Русь»
-
Укажите основные виды деятельности восточных славян:
а) земледелие;
б) виноделие;
в) садоводство;
г) скотоводство.
-
Вервь - это:
а) территориальная (соседская) община у восточных славян;
б) место поклонения языческим богам;
в) обычай кровной мести.
-
Авторство «Повести временных лет» приписывается:
а) Ярославу Мудрому;
б) монаху Нестору;
в) княгине Ольге.
-
Полюдье - это:
а) собрание свободных крестьян-общинников;
б) название славянской общины;
в) объезд киевским князем с дружиной подвластных земель для сбора дани.
-
Кто осуществлял власть в Киевской Руси:
а) бояре;
б) князь;
в) дружина.
-
Софийский собор в Киеве был построен при князе:
а) Владимире;
б) Ярославе Мудром;
в) Изяславе.
7. Крещение Руси:
а) 882г. ;
б) 988 г.;
в) 945 г..
Приложение 3
ВЕЧЕ
ВЕРВЬ
ЯЗЫЧЕСТВО
ДАНЬ
ПОЛЮДЬЕ
МИТРОПОЛИТ
БОЯРИН
ПОЛИТИКА
ВОТЧИНА
ХОЛОП
УСОБИЦЫ
МИНИАТЮРА
ПАТРИОТИЗМ
ГОСУДАРСТВО
ЖИТИЕ
ПОГОСТЫ
Приложение 4
По описанию узнать, о каком князе идет речь:
1) В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти".
По описанию узнать, о каком князе идет речь:
2) "Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им: "Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, потому что все вы братья от одного отца и одной матери… и разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять со стола… и так завещал он сыновьям своим жить в любви".
По описанию узнать, о каком князе идет речь:
3) И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу"…
По описанию узнать, о каком князе идет речь:
4) "Собрав дань, он пошел в свой город. Когда он возвращался назад, то, раздумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я возвращусь. Похожу еще». Отпустив дружину свою домой, а сам небольшой дружиною вернулся, желая еще большей добычи.
Древляне, услыхав, что он опять идет, решили с князем своим: «Если повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убьют его; так и тут. Если не убьем его, то всех нас погубит».
Приложение 5
Дополнительное задание
I. Вам нужно попытаться с 5-и попыток по наводящим вопросам назвать имя исторической личности. О ком идёт речь?
-
Он укрепил границы по рекам Осетр, Сулла, Десна, Трубеж, воевал с Византией, Волжской Булгарией и Польшей.
-
Его матерью была простолюдинка - ключница Малуша.
-
Его воспитывала бабка, так как отец предпочитал военные утехи и походы.
-
При нём в граде Киеве какое-то время стояли идолы языческих Богов.
-
Но при нём же все они были сброшены в Днепр в 988 году.
(Князь Владимир Святой или Владимир Красное Солнышко)
-
Он и четыре его дочери изображены на фреске Софийского собора в Киеве.
-
Его старшая дочь, выйдя замуж за принца Франции принесла на французскую землю имя Филипп.
-
Его средняя дочь сосватала племяннику, будущего князю Владимиру Мономаху дочь английского короля Гарольда, погибшего в битве с войском Вильгельма Завоевателя.
-
Он умер в 1056 году, оставив цветущий Киев и город на Волге, Названный в его честь.
-
Его считают очень мудрым правителем.
(Князь Ярослав Мудрый)
Приложение 7
Памятка для оппонента (референта)
1.Выскажите сначала общее впечатление о работе или устном выступлении.
2.Оцените знание материала, логику его изложения.
3.Отметьте умение выделять главное, четко и доступно излагать материал, а также охарактеризуйте речь эмоциональность, грамотность.
4.Сделайте вывод о работе и оцените ее.
Оценка работы учащихся в группах.
Критерии
Выступления групп
1
2
3
4
5
6
1.Наличие плана исследования.
2.Соответствие темы содержанию работы.
3.Полнота раскрытия темы.
4.Наличие собственных
взглядов и выводов.
5.Четкость и доступность изложения.
6.Культура выступления
Сумма баллов (0-3б)
Приложение 8
1
2
3
4
5
6
7
-
Статуи языческих богов
-
Повелитель ветра.
-
Религиозные верования восточнославянских племен.
-
Заселение, освоение пустующих земель.
-
Наемные, скандинавские воины во главе с князем.
-
Размеры дани, сама дань. ( Реформа, проведенная княгиней Ольгой)
-
Бог солнца.
Если вы правильно отгадаете все слова, то по вертикали вы прочитаете еще одно слово.
Подготовил: ученик 6 класса Ч. Ан