Цикл уроков по теме СССР в 1945-1953гг

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цикл уроков по теме «СССР в 1945- 1953 годах» (3 часа).

Класс - 9.

Дидактические цели уроков: осветить сложные и противоречивые процессы, происходившие в жизни нашего общества в послевоенное десятилетие. С одной стороны, рост самосознания народа, героические усилия советских людей по восстановлению народного хозяйства, с другой - нарушения прав человека, репрессии против народа. Подвести обучающихся к пониманию, что это было время укрепления тоталитарного режима, оказавшего деформирующее воздействие на экономику, общественно-политическую жизнь страны, на развитие науки, литературы, искусства, на внешнеполитическую деятельность СССР.

Развивающие цели: развивать умения обучающихся делать записи по ходу изложения темы, обрабатывать информационный материал, выделять основные мысли и представлять их в иной форме, развивать умение формировать собственную позицию по изучаемой теме, отстаивать ее аргументировано.

Воспитательные цели: воспитание ценностного отношения к событиям.

Методы изучения темы: урок 1 - лекция;

урок 2 - решение дидактических задач в группах;

урок 3 - семинарское занятие.

Урок 1 (лекция).

На доске - эпиграф: «Опьяненные победой, зазнавшиеся, мы решили, что наша система идеальна и не только не стали улучшать ее, а, наоборот, стали еще больше догматизировать ее».

Ф.Абрамов.

Оборудование урока: 1. Карта «Послевоенное восстановление народного хозяйства»;

2. презентация «СССР в послевоенное десятилетие».

Перед лекцией объявляем тему урока, просим учеников делать записи по ходу лекции, показывающие противоречивость времени. Можно предложить делать записи , разделив страницу на две колонки и указывать события или факты под знаками «+» и «-.

Проводим небольшую актуализацию знаний, повторив понятия «тоталитаризм», «антисемитизм», «репрессии».

С чего начинались послевоенные годы? С победы, внушившей всем гордость за свою страну, за свой народ, за свою общественно-политическую систему. С колоссальных трудностей и лишений. С пафоса восстановления. Один из передовиков того времени А.Гусев вспоминал: «Я трудился напряженно, не чувствуя усталости. Труд был по-настоящему радостным. Я знал: работаем мы сейчас во имя великой цели, чтобы быстрее залечить раны, нанесенные войной, сделать нашу Родину еще краше и могущественней».

Четвертым пятилетним планом (1946 -1950гг) предусматривалось восстановить довоенный уровень производства и значительно превзойти его. 4\5 капиталовложений направлялись в промышленность. Характерными чертами развития промышленности являлись:

- гигантские масштабы строительства. Восстановлено и построено вновь 6200 крупных предприятий. (Лекцию сопровождаем работой с картой).

- приоритетное развитие тяжелой промышленности - угольной, металлургической, химической. (Донбасс, Запорожсталь, Азовсталь). Важное место уделялось электростанциям: Днепрогэс был восстановлен в рекордные сроки (в 1947г. станция дала первый ток, в 1950г заработала на полную мощность). Успешно решались задачи, поставленные в 4-м пятилетнем плане: добиться тройного увеличения довоенного уровня промышленного производства, первоочередного развития военно-промышленного комплекса.

- легкая и пищевая промышленности значительно отставали от тяжелой.

- значительное отставание сельского хозяйства. Посевные площади и поголовье скота сократились. Положение осложнилось засухой 1946г. В стране начался голод. Но и в этих условиях правительство не отказалось от экспорта зерна. В 1946- 47гг от голода и связанных с ним болезней умерло около 1 млн.чел. В связи с ежегодным ростом планов сталинское руководство требовало все больше сдачи зерна государству по низким ценам. Своей ценовой политикой государство разоряло деревню, заставляло ее нести основную тяжесть налогового гнета для реализации экономической идеи - первоочередного развития тяжелой промышленности. Это была сверхэксплуатация деревни. Выросли долги колхозов государству. В начале 50-х годов сельское хозяйство лишь приблизилось к довоенному уровню.

Жизненный уровень населения был крайне низок. Тем не менее, было восстановлено обязательное начальное образование, вводилось всеобщее семилетнее обучение. В 1947г. Была проведена денежная реформа и отменена карточная система. За 1947 -50гг трижды снижались цены на товары массового потребления. В то же время у населения изымалась часть средств путем ежегодного выпуска облигаций Государственного займа. Острой оставалась проблема жилья.

Сложные процессы происходили в политической жизни. С упразднением ГКО вся власть вновь сосредоточилась в руках партийных органов. Фактически Сталин продолжал руководить страной единолично. Политбюро собирались нерегулярно. По существу произошло сращивание партийных и государственных структур, укрепилась тоталитарная власть.

Уже в 1944 -45гг. наметилось новое ужесточение режима. Возобновление массовых политических репрессий коснулось в первую очередь людей, освобожденных из немецкого плена. Только 20% из 2270тыс.репатриированных военнопленных получили разрешение вернуться домой. Большинство же их были отправлены в лагеря.

( Работа над понятием «репатриация».

В1949г. было сфабриковано т.н. «ленинградское дело», по которому были выдвинуты обвинения в измене Родине ряду партийных и хозяйственных работников Ленинграда , в том, что они вели подрывную работу в партии и гос.органах, стремились превратить ленинградскую партийную организацию в базу борьбы против ЦК ВКП(б). Шестерых суд приговорил к высшей мере наказания, остальных - к различным срокам заключения. Репрессии продолжились в 1950 -52гг. По «ленинградскому делу» было репрессировано несколько тысяч человек.

Развернулась антисемитская пропаганда (аресты и расстрелы представителей еврейской интеллигенции) - под видом борьбы с «безродным космополитизмом». Евреев обвиняли в «антирусском космополитизме», «деятельности в интересах империализма». Был распущен Еврейский антифашистский комитет, который в годы войны занимался сбором финансовых средств в помощь стране. Советские евреи со дня на день ожидали решения об общей депортации. (Работа над понятием «депортация»).

13 января ТАСС сообщило об аресте группы врачей. Как было объявлено, террористическая группа медиков (Коган, Виноградов, Фельдман, Гирнштейн, Егоров и другие) ставила целью сократить жизнь руководителям государств путем вредительского лечения. «Жертвами этой банды человекообразных зверей пали тов. Жданов, Щербаков. Установлено, что …все участники состояли на службе иностранных разведок», - говорилось в сообщении. Далее сообщалось: «Врачи-преступники в первую очередь старались подорвать здоровье советских руководящих военных кадров, вывести их из строя и ослабить оборону страны».

Развернулся широкомасштабный контроль за интеллектуальной жизнью страны, по «наведению порядка» в науке, литературе, искусстве. Закрыли передовые журналы «Звезда» и «Ленинград», предъявив им обвинения в том, что они попали под «гнусное влияние Запада»: стали печатать произведения безыдейные, аполитичные, прививающие низкопоклонство перед буржуазной культурой Запада. Объектами нападок стали М.Зощенко и А. Ахматова, режиссеры Эйзенштейн и Пудовкин, композиторы Прокофьев, Шостакович, Хачатурян. Большой урон был нанесен науке. Под запретом оказались генетика, кибернетика, объявленные буржуазными.

Укрепление сталинского режим сопровождалось резким ухудшением отношений СССР со странами Запада. После войны произошла поляризация сил в мире, начинает набирать темпы «холодная война» - политическая, военная, идеологическая и экономическая конфронтация между двумя группами стран во главе с США и СССР. Основу ее составляла борьба за сферы влияния. Конкретными проявлениями холодной войны стали: отказ СССР от плана Маршалла, создание нового международного объединения коммунистов - Коминформбюро, образование ГДР и ФРГ, война Северной и Южной Кореи. Возникло два военно-политических блока, противостоявших друг другу- НТО (1949г) и Варшавский Договор (1955г). Конфронтация сопровождалась гонкой вооружений, грозившей перерасти в ядерную войну.

По окончании лекции даем время завершить свои записи, откорректировать (в случае необходимости). Предлагаем озвучить свои записи (1-2 работы).

Предлагаем учащимся дать характеристику времени, политике, экономическим процессам. При этом можно выполнить это задание в игровой форме: одни озвучивают только тезис, другие - факты, подтверждающие данный тезис.

Таким образом, делается вывод о противоречивости процессов, происходивших в стране, об укреплении тоталитарного режима, об идеологическом давлении на деятелей науки, культуры. Обращаем внимание на эпиграф к уроку - такую характеристику эпохе дал писатель.













































Урок 2 - урок решения дидактических задач в группах.

Группы получают задания, которые указаны в карточках. На выполнение заданий отводим около 10-15минут, после чего группы отчитываются о результатах выполнения работ.

Для группы 1. Карточка 1.

Таблица 2.Средняя заработная плата в стране составляла :

В 1947г - 500рублей в месяц

В 1950г - 700рублей в месяц.

Это приблизительно соответствовало уровням 1928г и 1940г.

А вот основные розничные цены в 1950г:

1кг хлеба - 3-4 рубля; 1 кг мяса - 28-32 рубля; 1 кг масла - 60 рублей;

1 яйцо - 1 рубль; 1 шерстяной костюм - 1500 рублей.

Задание:

- сделать сравнительный анализ и выводы о послевоенном развитии двух стран.

- ответить на вопрос: в чем вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития? В чем она состояла?



Группа 2 получает карточку следующего содержания:Из статьи Зубкова Е.Ю., журнал «Отечественная история», 2001, №3, с.87-89.

В Советском Союзе происходил процесс «закручивания гаек», его составной частью были центральной и региональной элит. Они призваны были оказать своего рода дисциплинирующее воздействие на номенклатуру, особенно региональных лидеров, которые за время войны успели получить некоторую свободу действий и могли быть не без основания заподозрены в стремлении к относительной самостоятельности от центра.

На региональном уровне самая крупная чистка в среде политической элиты коснулась тогда Эстонии. В «эстонском деле» самым главным мотивом обвинения выступал «местный национализм». В отличие от «ленинградского дела» и других репрессивных кампаний в Эстонии не было ни крупных процессов, ни расстрельных приговоров. Речь идет о серии акций 1949 -1952гг, в результате которых произошло почти полное обновление руководства республики.



Из воспоминаний А Шаффа, 1990г

(кн. Поурочные разработки по истории России.20-21века., М., «ВАКО», 2008).

«На Пленуме ЦК ПОРП после смерти Берута Хрущев говорил, что арест врачей-евреев был преднамеренной провокацией, призванной пробудить гнев народа, вызвать еврейские погромы, вслед за ними и депортацию всего еврейского населения в концлагеря, якобы с целью спасения от погромов. Лагеря уже были построены, парторганизации подготовлены к работе в массах по пробуждению народного гнева.

Хрущев рассказывал, что получил распоряжение организовать эту постыдную акцию. И вот, что он думал, в подавленном настроении идя выполнять задание: «И ты, Никита Сергеевич, - говорил он нам о своих тогдашних мыслях, - будешь теперь организовывать погромы. У тебя отец в 1905г дрался с черной сотней…»

…Но из того, что он говорил, было ясно, что ему даже в голову не пришло сопротивляться этому приказу. И это для меня было самым страшным».



Эйзенштен Сергей Михйлович - советский кинорежиссер. В 1925г снял фильм «Броненосец «Потемкин», триумфально прошедший по экранам мира. Американская киноакадемия признала его лучшим фильмом. На Парижской выставке искусств он получил высшую награду - «Супергран-при». Является автором фильмов «Октябрь», «Александр Невский» (1938г), за который он удостоен многих наград, в том числе Сталинской премии в 1941г.

Эйзенштейну было предложено снять фильм об Иване Грозном. Первая серия фильма «Иван Грозный» (1945г), воспевавшего идею великодержавности, была удостоена Сталинской премии. Вторая серия не вышла на экран, т.к, по мнению ЦК ВКП(б) , «не удалась». «Режиссер обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов…». Фильм был показан только в 1958г.

Задания: - О чем свидетельствует данная информация? Сделайте выводы из данных фактов.

- Подумайте над вопросом: в чем причины идеологического давления на деятелей науки, культуры, искусства, литературы?

После обсуждения результатов работы в группах предлагаем учащимся на выбор два вида деятельности:

  1. написать небольшое сочинение «С чем было связано послевоенное ужесточение сталинского режима?» ;

  2. организовав мини-группы, составить интеллект-карты по теме.

На это задание следует дать 20-25 минут, учебником и записями пользоваться разрешено.

По истечении времени проверим, отметим лучшие работы.

В конце урока напоминаем о следующем уроке в форме семинарского занятия.

Урок 3 -семинарское занятие.

Вопросы, вынесенные на обсуждение:

  1. Развитие народного хозяйства в послевоенные годы: успехи и неудачи.

  2. Трудные годы послевоенной деревни.

  3. Укрепление тоталитарного режима: в чем это выразилось?

  4. Влияние внутренних процессов на международное положение СССР. Политика «холодной войны».

По завершении семинара оцениваем знания учащихся. А также можно обсудить вопрос: что читали дополнительно или видели в телепрограммах по теме.

© 2010-2022