Рабочая программа по истории Средних веков

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание тем учебного курса «Истории Средних веков

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Ключевые вопросы:

Чем отличается эпоха Средневековья от эпохи Древнего мира?

Почему особые изменения в эту эпоху произошли именно в Европе?

Что такое «Средние века»?

РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV -X вв.) (9 ч.)

Ключевые вопросы:

Как изменялся средневековый мир в первые века своей истории?

Каким образом европейские народы и государства переместились с окраин этого мира в его центр?

Картина мира на рубеже Древности и Средневековья: центр и периферия ойкумены глазами жителей Римской империи.

В центре Ойкумены (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Почему история Восточной Римской империи оказалась на тысячу лет длиннее истории Западной?

Какую роль Византийская империя и ее столица играли в средневековом мире? Каков вклад Византии в мировую культуру?

Византийская империя, или империя ромеев. Век Византии.

Бури на окраинах (3 ч.)

Ключевые вопросы:

Какие процессы одновременно с расцветом Византийской империи происходили на окраинах ойкумены: в Северной Европе и Западной Азии?

Почему через одно-два столетия мир Раннего Средневековья раскололся на два враждующих мира: христианский и мусульманский?

Римляне и германцы в последние века Древнего мира. «Варвары против варваров». Великое переселение народов и его последствия для Западной Римской империи.

Германцы - новые хозяева Европы. Возникновение и распространение ислама.

Мир ислама.

Держава франков (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Почему государство франков не исчезло с исторической арены Раннего Средневековья, как другие королевства варваров, и, более того, превратилось в самую сильную империю?

Почему в VIII -IX вв. папы римские перестали ориентироваться на византийского императора и пошли на союз с королями франков?

Образование и укрепление государства франков в V - VIII вв.

Империя Карла Великого.

Северная Европа в Раннем Средневековье (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Какие процессы в Раннем Средневековье протекали в Северной Европе?

Какую роль норманны сыграли в европейской и всемирной истории?

«Люди Севера» - норманны. Сколько раз завоевывали Англию?

Раннее Средневековье в фактах, лицах и вопросах.

ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (XI - XV вв.) (14 ч.)

Ключевые вопросы:

Каковы основные черты средневекового мира в XI - XV вв.?

Почему этот период называется Зрелым Средневековьем?

Средневековое европейское общество (3 ч.)

Ключевые вопросы:

Почему в Средние века главным богатством для людей была земля?

На какие группы делилось средневековое общество в Европе и какой была жизнь людей из разных сословий?

Сословия в средневековом европейском обществе.

Земля и власть. Вечные труженики. За стенами замков.

Роль церкви и духовенства в средневековом обществе (3 ч.)

Ключевые вопросы:

Что способствовало возвышению христианской церкви в Западной Европе в X -XII веках?

Какую роль крестовые походы сыграли в истории Европы и мусульманского мира?

Наследие Каролингов. Крестовые походы.

Лики средневекового города (3 ч.)

Ключевые вопросы:

Почему в XI - XIII вв. в Западной Европе происходит бурный рост городов?

Каким был средневековый город и кем были его обитатели?

Какую роль город играл в хозяйственной, политической и культурной жизни Средневековья?

Упадок городов на закате античной цивилизации и в Раннем Средневековье.

«Возвращение» городов. Сердце средневекового города. В поисках знаний.

Ключевые вопросы:

Какое положение католическая церковь занимала в XII -XV вв. и какое влияние она оказывала на средневековый мир?

Что нового происходит в государствах Западной Европы в XII - XV вв., почему этот этап их развития называется «вершиной Средневековья»?

Каковы особенности исторического развития стран Восточной Европы в средние века? Чем они обусловлены?

Во главе христианского мира. Государства Европы в XII - XV вв. XIV столетие - век потрясений. На востоке Европы.

Зрелое Средневековье в фактах, лицах и вопросах.

Мир за пределами Европы (3 ч.)

Ключевые вопросы:

Какое значение для европейцев, живших в конце Средневековья, имели путешествие Марко Поло в Китай и книга о его странствиях?

Что представлял собой мир за пределами Европы? Что знали и не знали о нем люди Средневековья?

Средневековая карта мира (представления европейцев о географии и населении Земли в Средние века). Путешествие Марко Поло в Китай (1271 - 1295) и его значение для географической картины мира средневекового европейского общества.

Империя монголов. Индия: раджи и султаны. Поднебесная империя. Япония в VII - XV вв. Очень разная Африка. Мир совсем неизвестный.

Мир, близкий и далекий.

ЕВРОПА НАКАНУНЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (1 - 2 ч.)

Ключевые вопросы:

Что нового появилось в жизни Западной Европы в XV веке?

Почему европейцам стало тесно в границах средневекового мира?

Началом какой исторической эпохи был конец истории Средних веков?

Представления европейцев о мире и «других» народах в XV в. Предпосылки Великих географических открытий: психологические, экономические, политические, научные технические и др.

И снова Европа: навстречу новой эпохе. Средневековье продолжает жить с нами.



Планируемые результаты

Предметные результаты изучения шестиклассниками истории Средних веков включают в себя:

  • целостное представление об историческом этапе развития человечества в V - XV вв. как важном и оригинальном периоде Всеобщей истории, в котором в разных частях планеты существовали яркие и самобытные культуры, круг цивилизаций стал намного шире, чем в древности, и они уже занимали большую часть обитаемой суши;

  • понимание, почему именно христианская Европа, будучи на протяжении всего Средневековья только одной из нескольких крупных цивилизаций, к XV веку набрала силы для рывка вперед, будущих открытий и завоевания «остального мира»;

  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важных научных открытий в эпоху Средневековья;

  • способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Средних веков, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов средневекового прошлого;

  • представление об исторических легендах как органичной форме реконструкции прошлого в эпоху Средневековья и специфическом историческом источнике;

  • умения датировать важнейшие события и процессы в истории Средних веков, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировых цивилизаций, синхронизировать факты из истории разных народов и государств эпохи Средневековья;

  • умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Средневековья, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

  • умения выделять и объяснять отличия средневековых географических карт от современных аналогов, изучать их как средства отражения картины мира в средневековом обществе на разных этапах его развития, прослеживать тенденции в изменении географических знаний и мировоззренческих установок людей в V - XV вв.;

  • умения давать комплексную характеристику важных фактов из истории Средних веков (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни и др.);

  • умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты из истории Средних веков, как в рамках одной цивилизации (к примеру, христианской цивилизации), так и относящихся к разным цивилизациям (Восток - Запад, христианство - ислам и т.д.), объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

  • умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных групп средневекового европейского общества (сословия, цехи, гильдии), описывать памятники истории и культуры Средневековья, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого;

  • умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средних веков;

  • умения соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Средневековья, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении;

  • умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Средневековья, почерпнутыми их аксиологического анализа документов;

  • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Средних веков, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России.

Метапредметные результаты изучения шестиклассниками истории Средних веков включают в себя:

  • способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);

  • готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

  • умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты);

  • способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

Личностные результаты изучения шестиклассниками истории Средних веков включают в себя:

  • расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;

  • приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в эпоху Средневековья, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых продолжалось в Средние века, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.



Тематическое планирование№

Наименование раздела и тем

Количество часов

Дата проведения урока

Примечания

План

Факт

1

Введение. Что такое Средние века?

1


Раздел 1. Раннее средневековье

9


Тема 1. В центре Ойкумены

2

2

Византийская империя, или империя ромеев.

1

3

Век Византии

1


Глава 2. Бури на окраинах

3

4

Германцы - новые хозяева Европы.

1

5

Возникновение и распространение ислама

1

6

Мир ислама

1


Глава 3. Держава франков

2

7

Образование и укрепление государства франков в V - VIII вв.

1

8

Империя Карла Великого.

1


Глава 4.Северная Европа в Раннем Средневековье

2

9

«Люди Севера» - норманны.


10

Сколько раз завоевывали Англию?



Раздел 2. Зрелое Средневековье (XI - XV вв.)

14


Глава 5. Средневековое европейское общество

3

11

Земля и власть

1

12

Вечные труженики

1

13

За стенами замков

1


Глава 6. Роль церкви и духовенства в средневековом обществе.

3

14

Наследие Каролингов

1

15-16

Крестовые походы

2


Глава 7. Лики Средневекового города

3

17

«Возвращение» городов

1

18

В сердце Средневекового города

1

19

В поисках знаний

1


Глава 8. Вершина Средневековья

5

20

Во главе христианского мира

1

21

Государства Европы в XII - XV вв.

1

22-23

XIV столетие - век потрясений.

2

24

На востоке Европы

1


Раздел 3. Мир за пределами Европы

3

25

Империя монголов. Индия: раджи и султаны

1

26

Поднебесная империя. Япония в VII - XV вв.

1

27

Очень разная Африка

1


Раздел 4. Европа накануне Нового времени

2

28

И снова Европа: навстречу новой эпохе.


29

Средневековье продолжает жить с нами




© 2010-2022