- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории Средних веков
Рабочая программа по истории Средних веков
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щепилова Т.В. |
Дата | 19.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание тем учебного курса «Истории Средних веков
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Ключевые вопросы:
Чем отличается эпоха Средневековья от эпохи Древнего мира?
Почему особые изменения в эту эпоху произошли именно в Европе?
Что такое «Средние века»?
РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV -X вв.) (9 ч.)
Ключевые вопросы:
Как изменялся средневековый мир в первые века своей истории?
Каким образом европейские народы и государства переместились с окраин этого мира в его центр?
Картина мира на рубеже Древности и Средневековья: центр и периферия ойкумены глазами жителей Римской империи.
В центре Ойкумены (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему история Восточной Римской империи оказалась на тысячу лет длиннее истории Западной?
Какую роль Византийская империя и ее столица играли в средневековом мире? Каков вклад Византии в мировую культуру?
Византийская империя, или империя ромеев. Век Византии.
Бури на окраинах (3 ч.)
Ключевые вопросы:
Какие процессы одновременно с расцветом Византийской империи происходили на окраинах ойкумены: в Северной Европе и Западной Азии?
Почему через одно-два столетия мир Раннего Средневековья раскололся на два враждующих мира: христианский и мусульманский?
Римляне и германцы в последние века Древнего мира. «Варвары против варваров». Великое переселение народов и его последствия для Западной Римской империи.
Германцы - новые хозяева Европы. Возникновение и распространение ислама.
Мир ислама.
Держава франков (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему государство франков не исчезло с исторической арены Раннего Средневековья, как другие королевства варваров, и, более того, превратилось в самую сильную империю?
Почему в VIII -IX вв. папы римские перестали ориентироваться на византийского императора и пошли на союз с королями франков?
Образование и укрепление государства франков в V - VIII вв.
Империя Карла Великого.
Северная Европа в Раннем Средневековье (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Какие процессы в Раннем Средневековье протекали в Северной Европе?
Какую роль норманны сыграли в европейской и всемирной истории?
«Люди Севера» - норманны. Сколько раз завоевывали Англию?
Раннее Средневековье в фактах, лицах и вопросах.
ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (XI - XV вв.) (14 ч.)
Ключевые вопросы:
Каковы основные черты средневекового мира в XI - XV вв.?
Почему этот период называется Зрелым Средневековьем?
Средневековое европейское общество (3 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему в Средние века главным богатством для людей была земля?
На какие группы делилось средневековое общество в Европе и какой была жизнь людей из разных сословий?
Сословия в средневековом европейском обществе.
Земля и власть. Вечные труженики. За стенами замков.
Роль церкви и духовенства в средневековом обществе (3 ч.)
Ключевые вопросы:
Что способствовало возвышению христианской церкви в Западной Европе в X -XII веках?
Какую роль крестовые походы сыграли в истории Европы и мусульманского мира?
Наследие Каролингов. Крестовые походы.
Лики средневекового города (3 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему в XI - XIII вв. в Западной Европе происходит бурный рост городов?
Каким был средневековый город и кем были его обитатели?
Какую роль город играл в хозяйственной, политической и культурной жизни Средневековья?
Упадок городов на закате античной цивилизации и в Раннем Средневековье.
«Возвращение» городов. Сердце средневекового города. В поисках знаний.
Ключевые вопросы:
Какое положение католическая церковь занимала в XII -XV вв. и какое влияние она оказывала на средневековый мир?
Что нового происходит в государствах Западной Европы в XII - XV вв., почему этот этап их развития называется «вершиной Средневековья»?
Каковы особенности исторического развития стран Восточной Европы в средние века? Чем они обусловлены?
Во главе христианского мира. Государства Европы в XII - XV вв. XIV столетие - век потрясений. На востоке Европы.
Зрелое Средневековье в фактах, лицах и вопросах.
Мир за пределами Европы (3 ч.)
Ключевые вопросы:
Какое значение для европейцев, живших в конце Средневековья, имели путешествие Марко Поло в Китай и книга о его странствиях?
Что представлял собой мир за пределами Европы? Что знали и не знали о нем люди Средневековья?
Средневековая карта мира (представления европейцев о географии и населении Земли в Средние века). Путешествие Марко Поло в Китай (1271 - 1295) и его значение для географической картины мира средневекового европейского общества.
Империя монголов. Индия: раджи и султаны. Поднебесная империя. Япония в VII - XV вв. Очень разная Африка. Мир совсем неизвестный.
Мир, близкий и далекий.
ЕВРОПА НАКАНУНЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (1 - 2 ч.)
Ключевые вопросы:
Что нового появилось в жизни Западной Европы в XV веке?
Почему европейцам стало тесно в границах средневекового мира?
Началом какой исторической эпохи был конец истории Средних веков?
Представления европейцев о мире и «других» народах в XV в. Предпосылки Великих географических открытий: психологические, экономические, политические, научные технические и др.
И снова Европа: навстречу новой эпохе. Средневековье продолжает жить с нами.
Планируемые результаты
Предметные результаты изучения шестиклассниками истории Средних веков включают в себя:
-
целостное представление об историческом этапе развития человечества в V - XV вв. как важном и оригинальном периоде Всеобщей истории, в котором в разных частях планеты существовали яркие и самобытные культуры, круг цивилизаций стал намного шире, чем в древности, и они уже занимали большую часть обитаемой суши;
-
понимание, почему именно христианская Европа, будучи на протяжении всего Средневековья только одной из нескольких крупных цивилизаций, к XV веку набрала силы для рывка вперед, будущих открытий и завоевания «остального мира»;
-
яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важных научных открытий в эпоху Средневековья;
-
способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Средних веков, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов средневекового прошлого;
-
представление об исторических легендах как органичной форме реконструкции прошлого в эпоху Средневековья и специфическом историческом источнике;
-
умения датировать важнейшие события и процессы в истории Средних веков, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировых цивилизаций, синхронизировать факты из истории разных народов и государств эпохи Средневековья;
-
умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Средневековья, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;
-
умения выделять и объяснять отличия средневековых географических карт от современных аналогов, изучать их как средства отражения картины мира в средневековом обществе на разных этапах его развития, прослеживать тенденции в изменении географических знаний и мировоззренческих установок людей в V - XV вв.;
-
умения давать комплексную характеристику важных фактов из истории Средних веков (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни и др.);
-
умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты из истории Средних веков, как в рамках одной цивилизации (к примеру, христианской цивилизации), так и относящихся к разным цивилизациям (Восток - Запад, христианство - ислам и т.д.), объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
-
умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных групп средневекового европейского общества (сословия, цехи, гильдии), описывать памятники истории и культуры Средневековья, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого;
-
умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средних веков;
-
умения соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Средневековья, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении;
-
умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Средневековья, почерпнутыми их аксиологического анализа документов;
-
готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Средних веков, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России.
Метапредметные результаты изучения шестиклассниками истории Средних веков включают в себя:
-
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);
-
готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;
-
умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты);
-
способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.
Личностные результаты изучения шестиклассниками истории Средних веков включают в себя:
-
расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;
-
приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в эпоху Средневековья, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых продолжалось в Средние века, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
-
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Тематическое планирование№
Наименование раздела и тем
Количество часов
Дата проведения урока
Примечания
План
Факт
1
Введение. Что такое Средние века?
1
Раздел 1. Раннее средневековье
9
Тема 1. В центре Ойкумены
2
2
Византийская империя, или империя ромеев.
1
3
Век Византии
1
Глава 2. Бури на окраинах
3
4
Германцы - новые хозяева Европы.
1
5
Возникновение и распространение ислама
1
6
Мир ислама
1
Глава 3. Держава франков
2
7
Образование и укрепление государства франков в V - VIII вв.
1
8
Империя Карла Великого.
1
Глава 4.Северная Европа в Раннем Средневековье
2
9
«Люди Севера» - норманны.
10
Сколько раз завоевывали Англию?
Раздел 2. Зрелое Средневековье (XI - XV вв.)
14
Глава 5. Средневековое европейское общество
3
11
Земля и власть
1
12
Вечные труженики
1
13
За стенами замков
1
Глава 6. Роль церкви и духовенства в средневековом обществе.
3
14
Наследие Каролингов
1
15-16
Крестовые походы
2
Глава 7. Лики Средневекового города
3
17
«Возвращение» городов
1
18
В сердце Средневекового города
1
19
В поисках знаний
1
Глава 8. Вершина Средневековья
5
20
Во главе христианского мира
1
21
Государства Европы в XII - XV вв.
1
22-23
XIV столетие - век потрясений.
2
24
На востоке Европы
1
Раздел 3. Мир за пределами Европы
3
25
Империя монголов. Индия: раджи и султаны
1
26
Поднебесная империя. Япония в VII - XV вв.
1
27
Очень разная Африка
1
Раздел 4. Европа накануне Нового времени
2
28
И снова Европа: навстречу новой эпохе.
29
Средневековье продолжает жить с нами