Рабочая программа по истории Московской области

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Яхромская средняя общеобразовательная школа №3

Дмитровского муниципального района Московской области

Рассмотрено

на ШМО

протокол №

от ______________

Председатель ШМО_____



Согласовано

заместитель директора по УВР

___________________

«____» ____________ 20__ г.











Утверждена

Приказом директора школы
№ _______ от_________

___________ Дакшева ХХ.

На основании решения педагогического совета от ____________________

протокол №____________________







Рабочая программа учебного предмета

«история Московской области»

8 класс, базовый уровень



Разработана

Арзамасцевым Н.В.

учителем истории

высшей квалификационной категории


2014 г.

Пояснительная записка

При составлении данной рабочей программы использованы следующие нормативные документы:

-Программа курсов «история Московской области. Дмитровский район. » Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. М.,

-Основная образовательная программа МОУ Яхромской сош №3 на 2014-2015 учебный год.

-Учебно-календарный план МОУ Яхромской сош №3 на 2014-2015 учебный год.

-Расписание занятий МОУ Яхромской сош №3 на 2014-2015 учебный год.

Основная литература.

-Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История Московской области. Дмитровский район. Учебник 8 класса.: МГОУ. 2010

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ и Московской области. Рабочая программа обеспечивает выполнение важнейших задач курса отечественной истории и рассчитана на расширение и дополнение содержательной части уроков отечественной истории базисного учебного плана в рамках первого концерна.

В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная. Через краеведческий материал учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурой, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени.

Программа отражает содержание курса исторического краеведения. Курс рассчитан на изучение истории Московской области Дмитровского района в 8-х классах, всего 34 часа при нагрузке 1 час в неделю. Из них 16 часов отводится на изучение истории области и района с древнейших времен до к. 19 века и 8 часов - на изучение истории 20 века. Программой предусмотрено 29 уроков на изучение теоретического материала, 5 уроков на повторение, обобщение и контроль знаний.

В соответствии с БУП программа предполагает также 3 контрольно-обобщающих урока по курсу .

Задачи курса:

-формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей, приобщение к национальным традициям за счет приближения основных исторических событий к истории Московской области и Дмитровского района;

- воспитание патриотизма, любви к Родине - России и своей малой родине, чувства гордости за ее достижения;

-развивать у учащихся способности рассматривать события и явления местного уровня в контексте отечественной истории;

-дать конкретизированное представление о месте и роли Московского края в отечественной истории;

-научить учащихся вести поиск информации в исторических источниках, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, побуждать у учащихся желание проводить поисковую работу по истории края, села, школы, семьи, развивать творческие способности учащихся.

В соответствии с БУП программа предполагает также 3 контрольно - обобщающих уроков по курсу .

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ 8 класса:

Оценка устного ответа учащихся

Отметка«5»ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.




Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.




Содержание тем учебного курса

Раздел I : Дмитровский край в древности и в средние века- 13ч.

Особенности истории нашего края. Почему в ней чередуются взлеты и падения?

Племена и народы заселявшие Дмитровский край тысячи лет назад. Чем они отличались друг от друга?

Славянская колонизация Дмитровского края.

Юрий Долгорукий основатель Дмитрова.

Дмитров стал местом проведения важных переговоров русских князей.

Как, когда и почему Дмитров был присоединен к Москве?

Время расцвета Дмитрова.

Почему на смену процветанию пришло разорение?

Восстановление после Смуты.


Раздел II: В составе империи

XVIII столетие стало временем нового хозяйственного подъема Дмитровского края.

Почему изменился облик Дмитрова?

Дмитровские усадьбы.

Вклад жителей Дмитровского края в победу над Наполеоном.

Почему наш край сохранил добрую память о декабристах?

Успешное развитие промышленности Дмитровского уезда.

Почему свобода, полученная в 1861 г. не принесла крестьянам достатка?

Реформы после 1861г в Дмитровском крае.

Почему центром антиправительственных выступлений в годы первой российской революции стала Покровская мануфактура?




Раздел III: Время испытаний и побед

Переход власти в руки большевиков при поддержке населения.

Большевики смогли удержать власть и подавить все направленные против них выступления.

Административные изменения 1920-1930-х гг.

Почему удалось построить канал?

Контрнаступление Красной Армии в Московской битве началось на Дмитровской земле.

Развитие Дмитровского района в послевоенные годы.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

Контрольные

тесты

кол-во часов

Контрольные

работы

кол-во часов

I полугодие

1

Дмитровский край в древности и в средние века.

13

12

1

1

2

В составе империи

3

3

-

-

Итого за I полугодие:

16

15

1

1

II полугодие

2

В составе империи

8

7

1

1

3

Время испытаний и побед

10

9

1

1

Итого за II полугодие:

18

16

2

2

Итого за год:

34

31

3

3

Календарно-тематическое планирование по предмету «История Московской области» (8 класс)

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Домашнее задание

Дата проведения, план.

Дата проведения, факт.

1

Наш край и его прошлое

1

Вводный

Введение. Младший брат Москвы.

03.09

2

Дмитровский край в первобытную эпоху.

1

Объяснение нового материала

1. Над глубиной раскопа.

10.09

3

Славянская колонизация Дмитровского края

1

Комбинированный

2. Восточные славяне и их соседи.

17.09

4

Основание и первые десятилетия истории Дмитрова

1

Объяснение нового материала

3. «И заложи град во имя сына своего…»

24.09

5-6

Монголо-татарское нашествие и образование Дмитровского княжества

2

Объяснение нового материала

Комбинированный

4. В пламени нашествий и междоусобиц

01-08.10

7

Присоединение Дмитрова к Москве

1

Комбинированный

5. Дмитров и Москва

15.10

8-9

Дмитровский край в XV - начале XVI вв.

2

Объяснение нового материала

Комбинированный

6. Время расцвета.

22.10-29.10

10-11

Дмитров в период правления Ивана Грозного и в Смутное время

2

Объяснение нового материала

Комбинированный

7. «И этот город также пуст…»

12.11-19.11

12

Дмитровская земля при первых Романовых

1

Комбинированный

8. Трудное восстановление

26.11

13

Контрольное тестирование к главе 1

1

Контрольный

1-8

03.12

14

Хозяйственное развитие Дмитровской земли в XVIII в.

1

Объяснение нового материала

9. «Лицом к Петербургу»

10.12

15

Образование Дмитровского уезда Московской губернии

1

Комбинированный

10. Уезд и губерния

17.12

16

Усадьбы Дмитровской земли

1

Комбинированный

11. Время усадеб

24.12

17-18

Дмитровский край в 1812 г.

2

Объяснение нового материала

Комбинированный

12. Дмитровский край в 1812 г.

14-21.01

19

Декабристы на Дмитровской земле

1

Комбинированный

13. Наши декабристы

28.01

20

Промышленное развитие Дмитровского края в XIX - начале ХХ вв. и его последствия

1

Объяснение нового материала

14. Трудности роста

04.02

21

Развитие сельского хозяйства в XIX - начале ХХ вв.

1

Комбинированный

15. Крестьянская доля

11.02

22

Реформы управления в XIX в. и Дмитровский край

1

Объяснение нового материала

16. Великие реформы: до и после

18.02

23

Первые революционные выступления в Дмитровском крае

1

Комбинированный

17. Первые всполохи

25.02

24

Контрольное тестирование к главе 2

1

Контрольный

9-17

04.03

25

Дмитровский край в 1917 г.

1

Комбинированный

18. Установление власти большевиков

11.03

26-27

Дмитровская земля в годы гражданской войны

2

Объяснение нового материала

Комбинированный

19. Свет и тьма новой жизни

25.03-01.04

28

Дмитровский край в 1920-е - начале 1930-х гг.

1

Комбинированный

20. Уезд становится районом

08.04

29

Строительство канала Москва - Волга

1

Комбинированный

21. Каналстрой и каналоармейцы

15.04

30-31

Великая Отечественная война и Дмитровский край

2

Объяснение нового материала

Комбинированный

22. Воин на Перемиловской высоте

22.04-29.04

32

Дмитровский район в послевоенные десятилетия

1

Объяснение нового материала

23. Между войной и перестройкой

06.05-13.05

33

Контрольное тестирование к главе

1

Контрольный

18-24

20.05

34

Дмитров и Дмитровский район в конце ХХ - начале XXI вв.

1

Комбинированный

24. Новые рубежи

27.05



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данного курса учащиеся 8 класса должны

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и Дмитровского района с древности до наших дней; выдающихся деятелей Дмитровского края;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной истории и истории Дмитровского края; определять последовательность и длительность важнейших событий истории Дмитровского района Московской области;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов на территории нашего края, границы района, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях Дмитровского района и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе мини- сочинений), рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям Дмитровского края и истории России, достижениям отечественной и дмитровской культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и Дмитровского края;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и Дмитровского в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

1. Знать важнейшие события, хронологические рамки, последовательность расположения во времени событий, происходивших на территории Московской области и Московского района.

2.Соотносить единичные, местные события и исторические факты и события Российской истории.

3.Сравнивать исторические события края и России, определять в них общее и различное. Давать оценку событиям и их значению для истории края.

4.Определять роль историко - географической среды обитания людей на территории области и района.

5.Уметь ориентироваться по карте Московской области и Дмитровского района. Знать историческую географию края.

6.Называть места, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий края, уметь рассказывать о них.

7.Описывать условия и образ жизни, занятия людей, особенности быта в разные исторические эпохи.

8.Объяснять цели, результат, значение деятельности известных людей и участников событий в области и районе.

9.Называть памятники и произведения художественной и церковной культуры края, уметь рассказывать о них.

10. Проводить поиск и оформление информационных источников по истории края, вещественных исторических источников, уметь составлять паспорт находки.

11.Знать основные понятия, связанные с историей края и уметь работать с ними.

Список литературы:

Основная литература.

1. Учебник.Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История Московской области. Дмитровский район. МГОУ. 2010.

2.Сухов В.В. Морозов А.Ю. и др. История Московской области. Методическое пособие для учителя. Москва. МГОУ.2010.

Дополнительная литература.

  1. Герои земли Дмитровской / Составитель Н.Л. Еловская. Дмитров, 2005.
    2. Города Подмосковья. Кн. 2. М.,1980.
    3. Детская энциклопедия: Дмитров. «Аргументы и Факты». М., 2011.
    4. Дмитровский край / Составители И.Н. Курышев, Н.Н. Попов, Р.Ф. Хохлов. Дмитров, 2003.
    5. Дмитровский край из глубины веков до наших дней. Путеводитель в 2-х т. Дмитров, 2005.
    6. Дмитровский уезд Московской губернии. Издание Дмитровского края, 1925 (Имеется в литературном фонде МЗДК).
    7. Иванов Ю. Памятные места Подмосковья. М., 2006 г.
    8. Кишкин И. Дмитровский хронограф. М., 2003.
    9. Кишкин И. Дмитров и его окрестности: Краткий энциклопедический словарь, Дмитров, 2000.
    10. Чернов Ю.М. Мой Дмитров. М., 2004.
    11. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковье: учебное пособие. М., 2005.
    12. Шолохова Т.Д. Святыни земли Дмитровской, Дмитров, 2004.
    13. Ясинская В.Н. Деденево далекое и близкое. М., 2002. Подбор ссылок в Интернете см. на сайте Википедии (статья «Дмитров»).

15


© 2010-2022