Урок по истории России в 6 классе по теме России верные сыны. 13-14вв.)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории России в 6 классе «России верные сыны. 13 - 14 вв.»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель урока: повторить и расширить знания учащихся о великих русских полководцах Александре Невском и Дмитрии Донском, о Сергии Радонежском; раскрыть величие подвига русского народа и его полководцев; воспитывать патриотов Родины.

Оборудование: карта - схема «Куликовская битва»; картина А.Бубнова «Утро на Куликовом поле»; схемы сражений на р. Неве и Чудском озере, рисунок «Монах летописец»; выставка книг: Илья Глазунов, энциклопедия по истории Отечества «От древних славян до Петра Великого», С.Голицын «Сказание о земле Московской», «Задонщина, летописная повесть о побоище на Дону, сказание о мамаевом побоище».

Ход урока.

Сегодня мы проводим урок повторительного обобщения. Тема нашего урока «России верные сыны». Давайте вернёмся в 13 -14 вв. и ещё раз проследим жизненный путь отважных русских полководцев, которые приумножали славу русского оружия в борьбе за независимость своей Родины.

/ звучит музыка: отрывок из 1го концерта П.И. Чайковского/

Учитель. «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская. Многими красотами прославлена ты; озёрами многими славишься, реками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, бесчисленными городами великими, храмами божьими и князьями грозными. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!» Так писал автор «Слова о погибели земли Русской» Написано слово не позже 1246 года. Но Русь украшена не только дарами природы, богата она верными сынами своими.

Есть имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Но своей самоотверженной любовью к Родине, борьбой с её врагами они прославляли и своё имя на века, и Русскую землю. Такие люди становятся для грядущих поколений - вечными их спутниками, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила ими завещанного. Поэтому сегодня мы посвящаем наш урок им - верным сынам Отечества.

(в углу класса оформлена келья монаха - летописца: стол, на столе - подсвечник, толстая раскрытая книга, чернильница с гусиным пером)

Ученик в монашеском платье.

Я живу в угрюмой, тесной келье,

Из окошка узкого я вижу

Небо и верхушки тёмных ёлок,

Над окошком носятся, щебечут

Ласточки с рассвета до заката,

Дразнят вольной волей, жизнью пресной

И обратно в мир зовут вернуться.

Я люблю не меньше, чем другие,

Ласковое солнце, песни ветра,

Только не досуг нам наслаждаться-

Дни мои в молитвах и трудах.

В монастырской тишине проходят

Очинив гусиное перо,

Я кладу перед собой пергамент

И пишу о том, что видел сам

И что слышал от людей надёжных.

Учитель: О ком же пишет монах-летописец?

Мы узнаем, если вы ответите на вопросы и по ходу ваших ответов, решим кроссворд. Я зачитываю депеши, а вы отгадываете, кто мог их отправить, о ком идёт речь, о каком событии?

Н


о

Б

Н

е

в

с

к

и

й

е

г

в

р

в

о

и

г

а

р

н

е

о

ь

р

д

я

1.Шведские феодалы собрали большое войско и двинулись вверх по реке…(Нева).

2.Ой ты, древний город вольный, не привык поклоны класть.

Ты единственный меж всеми управлялся без князей… (Новгород).

3.Если можешь противиться мне, то я уже здесь и покорю землю твою?.. (Биргер).

4.Немецкие рыцари построили свой обычный боевой порядок, который назывался… (Свинья)

5.Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом…

Вопросы классу:

  • Кому принадлежит последняя депеша (Невскому)

  • О каких событиях сообщают эти депеши (О битве на Неве)

  • В какой битве немцы использовали боевой порядок «клином» или «свиньёй»?

(В битве на Чудском озере - «Ледовое побоище»)

  • Назовите даты этих событий (1240г., 1242г.).

Итак, мы с вами выяснили, что летописец пишет об Александре Невском.

Ученик. Князь Александр Невский прожил всего 43 года. Он стал новгородским князем в 10 лет, в 20 лет победил шведов на реке Неве, в 22 года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Александр Невский был не только выдающимся полководцем, но и умелым политиком, тонким дипломатом. Его деятельность пришлась на тяжёлую для Руси пору.

Звучит отрывок из «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Н. Римский -Корсаков).

Ученик. Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя - внука Чингисхана,

Своё соседство с ним кляня.

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой,

Топча сухие ковыли.

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

Ученик. С Запада Руси угрожало нашествия германских, скандинавских и литовских феодалов. В этих условиях Александр Невский вёл сложную политическую борьбу, целью которой было сохранение независимости русского народа. Он вёл переговоры с папой римским, с Золотой Ордой, с германскими государствами. С детских лет Александр Ярославович много читал, изучал прошлое всех земель Руси, чтобы здраво судить о месте своей отчины в стране, да и о роли Руси в Европе.

Учитель. Так формировался нравственный идеал русского витязя - рыцаря, который посвятил свою жизнь непрерывному служению Отчизне. До наших дней дошла «Повесть о житии и храбрости Благоверного и великого князя Александра».

Монах-летописец. Сей князь ... Рост его был больше других людей, а голос

его как труба в народе. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему бог премудрость Соломонову, и храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю землю иудейскую. Так и князь Александр побеждал, но был непобедим.

(музыка, колокольный звон)


Ученик. 1240 год Тревожно звенят колокола Новгородской Софии. Затеяли шведы покорить их славный город, в римскую веру народ обратить. Призвали новгородцы князя Александра Ярославича на помощь. И пошёл он на врагов с малой дружиной. И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою.

(музыка, колокольный перезвон)

Ученик.

Ой ты, Новгород Великий,

Господин торговых дел!

От боёв с ордою дикой

Ты счастливо уцелел....

Там, куда садится солнце,

Неспокойно в этот час-

Ведь задумали ливонцы

Наши земли взять у нас.


(музыка, тревожное звучание колокола)


Учитель. 1242 год. Опять в набат бьёт Новгородская София. Снова посылают новгородцы к князю Александру за помощью. Князь же Александр, ополчившись, пошёл против них, и сошлись они на Чудском озере. И была сеча грозной.

Ученик.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклонясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды,

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы.

(звучит тревожная музыка)

Монах-летописец. И было прославлено имя его по всем странам. Своей осторожной, осмотрительной политикой он уберёг Русь от окончательного разграбления ратями врагов. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправить от страшного разорения. Александр умело строил отношения с Ордой. И в ноябре 1263 года он возвращался из Орды, занемог в дороге еле добрался из Нижнего Новгорода до Городца. Там он скончался 14 ноября 1263 года.

(музыка, «Реквием» Моцарта)

Из Городца тело Александра повезли во Владимир. Весь народ малый и великий, князья и бояре, митрополит с церковным чином, с кадилами и свечами в руках встречали скорбный возок за 10 вёрст от стольного города. Погребён был князь 23 ноября во Владимире.

Учитель. На отпевании митрополит Кирилл, обращаясь к собравшимся сказал: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской». Князю Александру суждено было обрести вторую посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами. Пётр Великий, более двадцати лет воевавший со Швецией, посвятил Александру Невскому главный монастырь в Петербурге и в 1724г перенёс туда его святые мощи. Теперь это Александро-Невская лавра. Пётр 1 учредил орден Александра Невского.

(Демонстрация плаката «Орден святого Александра Невского» из

комплекта плакатов «Россия. Истоки и современность. Ордена 17 - 19 вв.»)

В 20-м столетии две великие войны с Германией вновь вызвали грозную тень Александра Невского. 22 июля 1942 года был введён орден Александра Невского - общевойсковой орден для младших командиров, вручался за искусство, воевать не числом, а умением. В годы войны его получили 42000 чел. Образ рыцаря-воина, защитника Отечества вдохновил поэтов, художников и музыкантов на создание прекрасных произведений искусства. Это и кантата С.Прокофьева «Александр Невский», стихотворение К.Симонова «Ледовое побоище», картина художника А.К. Горбунова «Ледовое побоище».

Монах-летописец. Храбр был князь Александр, да не один он славен на Руси

Знамя защиты Руси в грозном 14 веке поднимает другой князь.

Учитель. Какой?

Я зачитываю депеши, а вы отгадываете, отвечая на вопросы, решая кроссворд.

1. «Хочу восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над Русскими землями»? /Мамай/

2. В битве с Мамаем нас поддерживает церковный деятель, основатель Троице - Сергиева монастыря? /Сергий Радонежский/

3.Осмотрел я местность, приказал переправить свои полки на правый берег реки? /Дон/.

4.Пространство между Доном и рекой Непрядвой называлось? /Куликово поле./

5.Татар он с Руси прогнал. Слава добрая за ним до наших дней живёт. И князя этого народ нарёк? /Донским/






м







а







м







а

д

о

н

с

к

о

й

о


е

е

у


н


п

р

л





р

г

и





я

и

к





д

й

о





в


в




а


о


Вопросы классу. 1) О каком событии идёт речь? /Куликовская битва./

2) Назовите дату этого события? / 8 сентября 1380г/.

Учитель. Следующая повесть монаха - летописца о князе Дмитрии Донском. Уже 140 лет Русь стонет под игом монголо-татар, которое оставило страшный след в истории Руси и задержало её развитие, но не сломило дух русского народа. Захватчики сами того не подозревая, способствовали объединению Руси, сплочению всех её сил воедино. Именно Москва при князе Дмитрии объединяла русские земли и взяла на себя организацию борьбы против ненавистного ига

Монах-летописец. Тяжёлое время выпало на долю князя Дмитрия Ивановича... Был же сам крепок зело и мужественен, и телом велик, и широк и плечист ..., и тяжек собою зело, брадою же, и власы чёрн, взором же дивен зело...

Ученик. Рано пришлось ему взяться за оружие, уже в 12 лет во главе Московской рати осадил город Суздаль и вынудил Дмитрия Суздальского отказаться от ярлыка, который тот хитростью получил от ордынского хана. Победил он и тверского князя и усмирил рязанского. Вражеские стрелы угрожали Москве со всех сторон. Он отбил нападения литовского князя Ольгерда, а в 1378 году в сражении на реке Воже разбил поганых. Понял Мамай, что Москва нынче не та, которая покорно посылала дань. И начали в Орде готовиться к новому большому походу на Русь. И князь Дмитрий зорко следил за тем, что творилось в Орде. Послал он лучших своих бояр по всем землям русским - звать на помощь, вооружаться.

(звучит музыкальный отрывок из I концерта ПИ. Чайковского)

Ученик.

Доколь нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?

Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов

За нас и Сергия молитвы,

И прах замученных отцов!

Летим - и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран

Святую праотцов свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон! Настало время!

Надежда наша - бог и меч!

Сразим монголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!

Ученик. Князь Дмитрий собрал большую рать со всех русских земель.

Наступил день расставания с Москвой. На Красной площади вдоль Кремлёвской стены были выстроены войска. Все ворота Кремля распахнуты настежь. На великий подвиг провожала Москва своих сыновей. Никто не знал, вернётся ли домой защитник семьи, народа, государства. Войско двинулось в путь. Ударили в ворганы, затрубили ратные трубы, ржание коней перемешалось с громом и звоном литавр. Несметным числом красовалась московская рать, крепки и скоры были кони у русских наездников, блестели на позднем летнем солнце доспехи, солнечные блики играли на ножнах сабель и мечей, остриях копий, кованой меди и сверкающем железе щитов.

С кратким словом обратился к войску перед самым выездом Дмитрий Иванович. Он призвал положить головы, чтоб не взяли пришельцы городов наших, да не будем рассеяны мы по лицу земли, а жёны наши и дети не отведутся в плен на глумление врагам. Рать отвечала ему, что отдают жизнь за правое дело. С ясной душой и открытым сердцем уходили на грозную сечу русские воины во главе с великим князем.

(звучит музыкальный отрывок из «Сказания о великом граде Китеже и деве Февронии», Римский-Корсаков)

Монах-летописец.

Войско двинулось к Дону и стало на его берегу. Завязались стычки передовых отрядов.

«Только одна ночь между нашими и их полками, говорили в войске Дмитрия.

- Вооружайся, княже! Завтра нападут на нас ордынцы» Русские стали строить мосты, искать брода и перешли Дон.

Ученик.

Позади у воинов Непрядва,

Слева - затуманившийся Дон

И простор великий только на два,

Только на два стана разделён.

Вот сейчас - не в дальней дали где-то

Здесь сойдутся, как гроза с грозой...

Грянул поединок Пересвета,

Вышедшего в бой с Темир-Мурзой,

Копья устремив ожесточённо,

Оба пали под ноги коней...

И тогда сошлись полки у Дона

Кто у них отважней и сильней?

Чёрной тучей конница Мамая

Затянула весь простор степной,

Но её удары принимая,

Выстроились русичи стеной.

Вот порубит, как снопы соломы,

А потом - бесчинствуй и топчи....

Но крепки у русичей шеломы,

Но остры у русичей мечи!

Други! Мы живём под небом божьим,

А в бою сражаться нам самим.

Братья! лучше головы положим,

Но своей земли не посрамим!

Монах-летописец. Велико было всенародное ликование, когда под колокольный звон

Москва встречала победителей. С той поры прозвал народ Дмитрия Донским, а его сводного брата Владимира Андреевича Серпуховского - Храбрым.

Учитель. Дух русского воинства поднялся на высоту дотоле небывалую.

Русские победили потому, что знали, за что сражались - за Родину!

Монах-летописец.

Внезапно постигло землю Московскую большое несчастье: 19 мая 1389г., не достигши 40 лет от роду, скончался Дмитрий Иванович Донской.

(звучит музыкальный отрывок из «Реквиема» Моцарта.)

Похоронили Дмитрия в Архангельском соборе Кремля. Горе по кончине Дмитрия было поистине всенародным. Скорбели люди по всей Руси...

Учитель. Велики были заслуги Дмитрия перед народом русским.

И хоть не достиг он того, к чему стремился всю свою жизнь, не добилось его воинство свержения ига монголо-татар, но подготовлена была для того почва. Завершили его благородное дело следующие поколения русских людей. Чтобы сбросить варварское иго Орды, построить прочное, независимое государство, необходимо было самому русскому обществу приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением. Этому делу, нравственному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь преподобный Сергий Радо женский - верный сын Отечества. Деятельность Сергия Радонежского - самый яркий пример патриотического служения Отечеству в тяжёлую эпоху ордынского засилья на Руси.

Монах-летописец. Жизнеописание преподобного Сергия: Родился в 1314 г. в боярской семье. В 1330г. родители переселились из Ростова в Радонеж. В 23 года принял монашеский постриг Сергий Радонежский - печальник за землю Русскую, собиратель земель русских, духовный родоначальник Московской Руси. Он творил благородное дело - обновления нравственных сил народа. Это был образованнейший человек 14 века.

Преподобный Сергий благословил на священную битву на подвиг князя Дмитрия, сказав: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству. Только мужайся и крепись!» И народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец с духом, встал на поработителей, повалил на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. Умер преподобный Сергий в 1392 году в возрасте 78лет

(отрывок из «Реквиема» Моцарта)

Учитель. Наш урок подошёл к концу. Слава полководцев русских до сих пор живёт в народе, потому что Александр Невский и Дмитрий Донской были патриотами земли Русской, храбрыми воителями за свободу и независимость своей Родины. Сражение на Дону сделалось символом непобедимого русского народа, стремление к независимости, и ни одна русская победа над иноземными врагами, вплоть до Бородинского сражения 1812 г, не послужила темой для такого количества прозаических и поэтических произведений как Куликовская битва. Это древнерусское произведение «Задонщина» рязанца Софония, Летописная повесть о побоище на Дону, «Сказание о Мамаевом побоище»

(демонстрация книг).

Первым памятником павшим героям стала церковь на Куликовом поле, срубленная из могучих дубов Зелёной дубравы, где прятался запасный полк во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынцом и князем Владимиром Андреевичем. Время не пощадило её, сохранились только резные деревянные врата иконостаса.

В Москве на площади Ногина, стоит по-прежнему каменная церковь «Всех святых, на Кулишках», заложенная Дмитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле русских воинах.

Архитектором Брюлловым был разработан проект памятника, и 8 сентября 1950 г памятник на Куликовом поле был открыт: 28-метровый чугунный столп, сужавшийся кверху, взметнулся над Красным холмом. Торжественно звучали слова посвящения: «Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому - признательное потомство»

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней

Вспоминай их добрым словом

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

(звучит музыка «Славься» из оперы «Садко» Римский Корсаков)

Наш урок окончен. Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Всем участникам за урок отметки «5».


© 2010-2022