Урок Свобода рабовладельцев

Урок "Свобода рабовладельцев" в 5 классе проводится в соответствии со стандартами второго поколения в основной школе. На уроке используются следующие технологии; технология проблемного диалога, технология оценивания учебных успехов. технология продуктивного чтения. Работа ведется в учебных парах, группах, во фронтальном. диалоге. Эмоциональным моментом урока является обсуждение видеоролика Лизы Кристин о проблемах современного рабства.
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 38. Свобода рабовладельцев.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

  • Научить выявлять главное в хозяйственной и общественной жизни классической Греции.

Линия 3. Историческое мышление.

  • Научить объяснять причины, по которым свободные греки использовали труд рабов.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

  • Научить давать нравственную оценку такому историческому явлению, как применение рабского труда в полисе, где установлены демократические порядки.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Научить определять, объясняя, свои оценки с гражданских позиций таким явлениям, как «афинская демократия» и «древнегреческое классическое рабство».

Обязательный минимум содержания: роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйственной и общественной жизни классической Греции.

План урока:

I. Проблема урока: почему свободные греки пользовались трудом рабов?

II. Поиск решения проблемы:

1. Кто мог стать рабом? Предполагаемый вывод по проблеме: рабами были не эллины, а варвары; это оправдывает использование рабского труда.

2. Где и как использовался труд рабов? Примерный вывод по проблеме: используя труд рабов в хозяйстве, на рудниках, в мастерских, греки получали прямую выгоду для себя и для своей семьи.

3. Как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков? Примерный вывод по проблеме: рабский труд освобождал граждан для управления полисом.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Демонстрируется фрагмент видеофильма «34. Древняя Греция». my.mail.ru/mail/pantera50/video/330/719.html

- Сегодня мы продолжаем путешествие по Древней Греции.

Скажите, ребята, вам хотелось бы побывать в Греции, в Афинах?

Наш Антошка мечтал не только совершить путешествие в Грецию, но и жить в древних Афинах. Давайте посмотрим, как он это объясняет.

- Откройте с. 167. Читаем разговор Антошки и Источниковеда.

- Как Перикл в своей речи высказывается о государственном строе Афин и об отношениях между гражданами. 1

Фиксируем на доске: Перикл: Все обладают равными правами.

- Как Аристотель высказывается об отношениях свободных граждан и рабов? 1 Что это значит?

Фиксируем на доске:

Аристотель: Для свободных греков раб - это собственность.

- Сравните высказывания Перикла и Аристотеля. В чём противоречие1


- Какой возникает вопрос? 1

Фиксируем на доске проблему:

Почему свободные греки пользовались трудом рабов?


Читают вслух текст со слов: «…наш государственный строй»… до слов «все обладают равными правами».

- Все граждане обладают равными правами.

В углу доски размещается опорный сигнал (гражданин, =)

Читают текст до конца.

- Рабы для свободных граждан есть одушевлённая собственность. Значит, рабы не имели прав и должны были подчиняться свободным гражданам.

В двух разных углах доски фиксируются символами (раб, неравенство) два противоречащих факта.

- С одной стороны, Перикл заявляет о демократических порядках в Афинах, где все граждане имеют равные права, но, с другой стороны, факты утверждают обратное - наличие рабов. 1

По-разному формулируют проблему. Сравнивают свой вариант с авторским.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


II. Версии.

- Какие у вас есть версии решения проблемы? 2

Фиксируем на доске версии:

1) рабы были не эллины;

2) труд рабов был выгоден;

3) труд рабов позволял грекам заниматься делами управления.

Предлагают свои версии, принимаются любые. 2

От проблемы стрелками записываются ключевые слова:

- чужеземцы; - тяжелый труд;

- выгодно; - прибыль;

- свободное время.

III. Актуализация знаний.

- Для ответа на главный вопрос урока давайте вспомним, что такое полис, демократия, раб, гражданин.

- Какой способ управления государством утвердился в Афинах после реформ Солона? 3

Работа со слайдами презентации: выбирают из таблицы верные утверждения. Исправляют неверные утверждения. Составляют предложение с выделенными словами.

- Демократия. Законы Солона уравняли в правах всех граждан.

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

IV. Планирование деятельности.

- Итак, в Афинах после реформ Солона установилась демократия.

Почему же греки, ценившие равноправие, использовали труд рабов?

- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 3

Фиксирует на доске:

Надо узнать:

1) Кто мог стать рабом?

2) Где и как использовался труд рабов?

3) Как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков?

Определяют, каких знаний недостаточно, где и как их найти. 3

Составляют план действий, фиксируют на доске.

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Кто мог стать рабом?

- Прочитайте первые два предложения из п. 1, с. 168. Определите, кто в Греции мог стать рабом. 1

- Какой вывод, исходя из этого, можем сделать? 3

2. Где и как использовался труд рабов? 1

Выполнение продуктивного задания в группах:

Какие выгоды давало грекам использование труда рабов?

- Чтобы проверить эту версию мы с вами будем работать в группах с текстом (п. 1, с. 168-169). Первая группа будет работать на необходимом уровне и составит список работ, ГДЕ использовался труд рабов. Вторая группа работает на повышенном уровне и составит список ПРЕИМУЩЕСТВ, которые получали греки от использования труда рабов.

Ответ вы оформите в виде таблицы: первая группа - занесет ответ в первый столбик, вторя группа - во второй столбик. Любой из вас, выполнивший задание на необходимом уровне, может приступить к выполнению задания на повышенном уровне. 4 5

Критерии выполнения задания:

  1. Заполнены правильно все строки таблицы для каждого уровня.

  2. Представлен аргументированный ответ.

Ознакомление с алгоритмом «Правила работы в группе»:

  1. Думай, слушай, высказывайся.

  2. Уважай мнение других.

  3. Записывай идеи.

  4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у других.

  5. Не бери всю инициативу на себя.

  6. Не жди подсказки.

ТОУУ, алгоритм самооценки 4

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать? 3

3. Как использование труда рабов повлияло на жизнь греков?

Выполнение продуктивного задания в учебных парах.

- Итак, используя труд рабов в усадьбе, на рудниках, в мастерских, на кораблях греки получали прямую выгоду для себя и для своей семьи.

Посовещайтесь в парах и дайте ответ на следующий вопрос:

- Можно ли этими выгодами оправдать применение рабского труда? 1 Свой ответ вы должны подтвердить аргументами.

ТОУУ, алгоритм самооценки 4

Просмотр видеосюжета о современном рабстве.

- Ребята, как вы считаете, существует ли рабство в современном мире? Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о современном рабстве. Его подготовила американка Лиза Кристин, которая посвятила свою жизнь защите рабов. После просмотра видеосюжета обсудим задание:

- Почему рабство продолжает существовать в настоящее время? Нужно ли привлекать мнение общества к проблеме рабства? Почему?

Читают вслух текст, выделяют главное.

- Рабами были военнопленные - варвары-иноземцы.

- Греки использовали труд рабов, т.к. рабами были не свободные эллины, а варвары-иноземцы. 3

Работа по алгоритму выполнения продуктивного задания.

Составление таблицы: 4 5

Где использовался труд рабов?

Выгоды для греков?

1. В усадьбе рабовладельца

1. Рабы стоили недорого.

2. На рудниках

2. Излишки продуктов, которые накапливались от т руда рабов.

3. В мастерских

3. Рабы выполняли тяжелую работу.

4. На кораблях

4. Большой денежный доход.




Высказывают оценочное мнение.

- Используя труд рабов, греки получали прямую выгоду для себя и своей семьи. 3

- У них появлялось свободное время, которое они могли использовать по своему усмотрению (например, для участия в государственных делах).

Высказывают свои мнения.

Аргументируют свои ответы.

Оценивают свои ответы и ответы товарищей.

- Рабство существует, потому что оно по-прежнему приносит большой денежный доход, а затраты на содержание рабов небольшие, их обеспечивают только самым необходимым для жизни. Рабы выполняю всю тяжелую и грязную работу. Обсуждать тему рабства нужно обязательно, чтобы как можно больше людей узнали о том, что есть рабы, чтобы смогли защитить их. Все люди должны быть свободны, потому что все равны.

5. Представлять информацию в разных формах (таблица).

6. Доказывать.

7. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.


Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

VI. Выражение решения проблемы.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 3

- Подтвердились ли версии, которые мы с вами выдвинули в начале урока?

Примерный вывод по проблеме:

- Свободные греки пользовались трудом рабов, так как это давало прямую выгоду. К тому же использование рабского труда оправдывало греков, так как рабами были не эллины, а варвары.


VII. Применение нового знания.

- Как вы думаете, почему авторы учебника назвали параграф «Свобода рабовладельцев»?

Фронтальная беседа

- Используя свои новые знания, скажите, какие афинские порядки, на ваш взгляд, можно было бы использовать в современном обществе, а какие - нет? 2

- Посовещавшись в парах, выскажите своё мнение. 1

ТОУУ - после выполнения задания можно использовать алгоритм самооценки 4

Уровни успешности:

Необходимый уровень: типовая, многократно отработанная задача. Полностью справился с ней - 4 («хорошо»); частично справился (с недочетом, с помощью) - 3 («норма, удовлетворительно»).

Повышенный уровень - нестандартная задача, непривычная ситуация. Полностью справился - 5 («отлично»), частично - 4+«приближается к отлично».

Максимальный уровень - «сверхзадача», материал не изучали, не отрабатывали. Полностью справился - 5 и 5 («превосходно»), частично - 5+.

Высказывают свои предположения.

Критериями правильности ответа можно считать следующие:

+

-

- участие граждан в управлении государством;

- воспитание;

- олимпийские игры;

- защита интересов полиса

- использование труда рабов


VIII. Домашнее задание.

- На следующем уроке мы с вами продолжим разговор о свободе рабовладельцев. Дома вы прочтете § 27, и, пользуясь алгоритмом выполнения продуктивного задания, ответите письменно на вопрос стр.171


© 2010-2022