«Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Межпредметный урок по истории и литературе по теме: «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».

(урок разработан учителем истории и обществознания МКОУ Лугавская СОШ №19 Шабалиной Н.И.)

Обоснование выбора темы.

Выбор данной темы не случаен, так как именно период конца 10-х и начало 20-х годов 19 века как в Европе так и в России были отмечены значительным подъемом революционного движения. Прославлявший в своих стихах вольнолюбивых деятелей отечественной истории, Рылеев и сам вошел в историю родины не только как вождь и вдохновитель первого в России революционного движения против царизма, но и как поэт, взявший в качестве обличительного оружия против деспотичного режима свою лирику. Именно на примере революционной деятельности и творчества можно установить межпредметные связи истории и литературы.

Цель:

углубить и расширить знания учащихся по теме, на основе межпредметных связей с литературой и краеведением.

Задачи:

  • обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и их роли в истории Отечества; познакомить с поэтическим творчеством поэтов-декабристов;

  • актуализировать развитие аналитического и образного мышления, устной речи учащихся, создать условия для развития творческих способностей учащихся;

  • воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.

Оборудование: выставка литературы, творческих работ; учебные картины по истории России «Восстание на Сенатской площади»; портретная галерея (участники движения декабристов, Николай I).

Оформление доски: название темы, эпиграф, вопросы.

Методы : словесный, наглядный, исследовательский,

Эпиграфы:

«Отчизне посвятим души прекрасные порывы» (А.С. Пушкин).

«Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия» (А.И. Герцен).

Ход урока.

  • Организационный момент.

  • Проверка знаний учебного материала о жизнедеятельности декабристов и их роли в истории Отечества; логически связанного с содержанием данного урока.

  • Переход к новому материалу.

  • Изучение нового материала.

  • Закрепление изученного материала.

  • Подведение итогов урока.

  • Домашнее задание.


  1. Организационный момент.

  2. Закрепление и изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: 14 декабря 1825 г. в Петербурге была предпринята попытка политического переворота, известная как восстание декабристов. В 20-30 г. ХIХ в. Европа буквально полыхала восстаниями, революциями и освободительными войнами. Восстание декабристов вошло в один ряд с подобными событиями в Европе. Но столь удивительным было вооружено выступление офицеров-дворян против монархии России, где дворянство от века было верной опорой трона.

Вопросы к классу:

  1. Кого современники и историки называли декабристами? (назовите организации декабристов, охарактеризуйте политические идеи).

  2. Какие факторы оказали влияние на формирование взглядов декабристов?

Проблемное задание: Какой нравственный опыт движения декабристов актуален для нас? Чему могли бы научить молодые люди I четверти ХIХ века современную молодежь? Что вы могли бы у них перенять?

Учитель истории:

Чем закончились выступления декабристов? Какая судьба выпала на долю декабристов? Об этом мы узнаем, ознакомившись с презентацией (ученикам представляются портреты участников Восстания на Сенатской площади, суд и расправа над декабристами).

Учитель истории:

Исследователь и писатель Вл. Гирченко так характеризует влияние декабристов на Сибирь: «Не пренебрегая никаким физическим трудом, никаким ремеслом, декабристы на этой трудовой основе строили рациональную хозяйственную деятельность, неизвестную ранее сибирскому населению. Они стремились поднять уровень окружающей их жизни и распространить свет знания на заброшенной далёкой окраине России».

Кто из декабристов отбывал ссылку в Минусинске? (Краснокутский, Кривцов, Мозголевский, Киреев, братья Беляевы и Крюковы). Какая участь постигла декабристов?

Учащийся (опережающее задание) знакомит с жизнедеятельностью декабристов, отбывавших ссылку в Минусинске?

Учитель литературы (далее Л.): Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве людей, надолго опередивших развитие общественной мысли своего времени, в частности о К.Ф. Рылееве.

Учащийся (опережающее задание) рассказывает о жизненном пути К.Ф. Рылеева с 1795 г. до 1820 г. (Именно с 1820 г. он начинает пробовать свои силы в литературе).

Учитель истории приводит пример свидетельство исторического факта:

«Однажды одному горожанину, обвинявшемуся в преступлении, было сказано, что если он не сознается, то его дело будет передано в уголовный суд, чего люди из народа обычно чрезвычайно опасались. Однако тот не только не испугался, а, наоборот стал благодарить за милость. В ответ на вопрос, за какую милость он благодарит, обвиняемый сказал: «Теперь я знаю, что избавлюсь от всех мук и привязок, знаю, что буду оправдан. Там есть Рылеев, он не дает погибать невинным».

Какие выводы можно сделать из утверждения обвиняемого горожанина о личности К.Ф. Рылеева, занимавшего выборную должность заседателя палаты уголовного суда ?

Учитель литературы знакомит ребят с литературным творчеством К.Ф. Рылеева.

Учитель литературы:

На уроках истории вы узнали, что Рылеев был членом Северного общества, но прославился он не только как участник этой организации, но и как поэт-вольнодумец.

Широкая известность пришла к Рылееву с его первой сатирой «К временщику» (1820). Хотя, помня о цензуре, поэт представил ее как подражание сатире римского поэта Персия, все сразу узнали в главном герое всевластного временщика и фаворита Александра I - Аракчеева.

Ребята, давайте вспомним, кем же был Аракчеев?

Далее сообщение ученика об Аракчееве (опережающее задание).

Ученик декламирует стихотворение «К временщику» (опережающее задание).

Учитель литературы. Как же характеризует К.Ф. Рылеев Аракчеева? (Ответ учеников).

Итак, сатира « К временщику» исполнена жгучим презрением и ненавистью к Аракчееву, она была воспринята всем обществом как обвинение, брошенное не просто царскому фавориту, но всему самодержавно-крепостническому строю.

В 1821-1823 годах Рылеев пишет цикл исторических дум - небольших стихотворных рассказов, в которых отразилась русская история от 10 до начала 19 веков. Всего К.Ф. Рылеев написал 31 думу. В них воспеваются люди смелые, сильные, готовые всем пожертвовать ради счастья родного края. Это - Олег Вещий, Святополк, Дмитрий Самозванец, Мстислав Удалой, Дмитрий Донской, покоритель Сибири Ермак. В его поэзии они предстают борцами за независимость родины, страстными обличителями несправедливости. Своими думами Рылеев стремился зажечь в сердцах вольнолюбивые гражданские идеи. Именно ради этого он романтизировал и идеализировал своих исторических героев, допуская анахронизмы, приписывая деятелям далекой эпохи высказывания декабристского толка.

Чтение думы «Дмитрий Донской».

Учитель литературы:

Можно ли соотнести призыв князя с призывом декабристов восстать против деспотичного царского режима? Докажите свою точку зрения.

(Делается акцент на начале стихотворения, где князь обращается к народу:

Доколь нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?

Летим - и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцев свободу

И древние права граждан!).

Учитель литературы: С помощью каких стилистических приемов поэтом достигается эпичность думы, ее эмоциональность?

Учитель литературы:

Перед вами два стихотворения Рылеева, оба написанные в 1824 году - «Гражданин» и «Стансы».

После ознакомления, постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Что вам известно об истории написания этих стихотворений? (Опережающее домашнее задание). К кому обращается в этих стихотворениях поэт и к чему призывает?

  2. Каково отношение поэта к обществу в этих произведениях? С помощью каких стилистических приемов характеризуется его отношение к современникам?

  3. Данные стихотворения написаны в одном и том же году. Чем они отличаются друг от друга? Какие чувства испытывает поэт в обоих произведениях? Обоснуйте.

Вывод: Обобщенный образ героя, от имени которого обращается Рылеев в этих двух стихотворениях, контрастирует с образом самого поэта, борца и гражданина. Отсюда вырастает формула Рылеева «Я не поэт, а гражданин».

Учитель литературы: Рылеев оставался верен себе, своим убеждениям и в казематах Петропавловской крепости, за каменными стенами и железными решётками. Один из декабристов рассказывал, что переведённый в другую камеру, он нашёл в ней тарелку. На обратной стороне которой прочитал стихи Рылеева:

Тюрьма мне в честь, не в укоризну:

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдиться сих цепей, Коли ношу их за Отчизну.

В конце урока обращаемся к проблемному заданию. Какой нравственный опыт движения декабристов актуален для нас? Чему могли бы научить молодые люди I четверти ХIХ века современную молодежь? Что вы могли бы у них перенять?

Итог: Душевная щедрость, твердая воля, преданность, любовь и умение пострадать за ближнего, гражданское мужество, патриотизм - все то, что впитали в себя поэты-декабристы из любви к своему Отечеству, - волнует нас и поныне, это все то, что мы можем перенять у молодых людей того времени.

Домашнее задание: Выбрать одну из исторических дум К.Ф. Рылеева, сравнить образ литературного героя и образ исторической личности, проанализировать, что поэт привнес в образ героя, постараться ответить на вопрос, для каких целей?

Список использованной литературы.

  1. Гессен А.И. Во глубине сибирских руд…М., «Детская литература», 1976.

  2. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. М., 1988.

  3. Марич М. "Северное сияние"

  4. Нечкина М.В. Декабристы. М., «Наука», 1983.

  5. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-я половина). М., «Высшая школа», 1985.

  6. Поэзия и письма декабристов. (Сост. Фомичев С.А.). Горький, 1984.

  7. Рылеев К.Ф. Думы. М., «Наука», 1975.

  8. Рылеев К.Ф. Стихотворения» Издательство «Ир». - Орджоникидзе, 1981.



7


© 2010-2022