Урок по истории Древнего мира на тему Архитектура Древнего Рима (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






История древнего мира

5 класс

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА


Урок - путешествие


















Тема урока Архитектура Древнего Рима

Форма урока комбинированный урок, урок - путешествие

Цель урока углубление знаний учащихся об особенностях архитектуры Древнего Рима, наиболее известных памятниках и достижениях в области строительства.

Задачи урока - ознакомление учащихся с понятиями «базилика», «амфитеатр», «цирк», «термы», «триумфальная арка», «акведук», «Колизей», «Пантеон».

- научить учащихся выделять особенности древнеримской архитектуры, узнавать и называть наиболее известные памятники архитектуры Древнего Рима.

- воспитание у учащихся умения видеть совершенство архитектурных памятников античной эпохи.

Ход урока

1 этап - организационный момент.

2 этап - повторение изученного материала по истории Древнего Рима, мотивация учащихся на изучение нового материала.

3 этап - новый материал. Архитектура Древнего Рима.

4 этап - закрепление и проверка знаний, полученных на уроке.

1 этап - организационный.


Учащиеся делятся на группы по несколько человек (на пары).

2 этап - постановка задачи на урок,

повторение изученного материала по истории Древнего Рима.


Учитель называет тему урока и ставит перед учащимися следующие задачи

  • Вспомнить и проверить себя, что мы знаем по истории Древнего Рима.

  • Углубить знания о древнеримской архитектуре и ее особенностях.

  • Познакомиться с терминами, без знания которых невозможно говорить об архитектуре Древнего Рима.

Итак, я предлагаю вам представить такую ситуацию - вы пришли из школы домой и обнаружили в почтовом ящике билет на самолет до Рима, столицы Италии.

Что же мы с вами уже знаем и можем вспомнить об этом «вечном городе».

Далее учащиеся решают тестовые задания на листах.

Задание № 1 - Зачеркни лишнее

Аппенинский полуостров, Альпы, Рим, Тибр, Сицилия, Тирренское море, Сиракузы, Корсика, Аттика, Везувий, Сардиния.

Задание № 2 - Вставь пропущенные слова

Климат в Древнем Риме был ……………………………… Под палящим солнцем прекрасно дозревают ……………… Один из самых древних городов Италии - …….., был построен на семи холмах, чтобы легче было обороняться от врагов. Два главных холма, которые достигают в высоту 50 метров, называются …………………

и Палатин.

Задание № 3 - «Римская прописка» - из предложенного списка имен выбери только те, чьи владельцы на самом деле жили в Древнем Риме.

Александр Македонский, Анубис, Юпитер, Гермес, Катилина, Катон, Красс, Спартак, Лукреций, Цицерон, Аполлон, Нептун, Гай Юлий Цезарь.

Учащиеся смотрят фрагмент №1

Среди многочисленных проспектов в которых рассказывается о Риме я нашла желтый листок в котором перечисляются достижения древних римлян. Как вы думаете - все ли здесь верно?

Далее ученики читают на листах и выделяют верные утверждения.

Культурное наследие Древнего Рима


  • Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей


  • До сих пор латынь используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках.


  • На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы.


  • Римлянами была создана правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли.


  • Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбу человечества.


  • Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру. Синтез этих двух культур создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.


  • Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской культуры эпохи Возрождения и Нового времени.

3 этап - новый материал - «заочное путешествие по Риму»


Думаю к путешествию мы готовы. А разобраться в римских памятниках нам поможет карта и пояснения к ней.

(учащимся дается карта с реконструкцией римского форума, бланк с терминами)

По ходу путешествия я предлагаю отмечать те объекты, на которых мы побываем.

Конечно, не сразу Рим стал тем красивым городом, который видят туристы сейчас, и каким он представал перед путешественниками в древности.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города. Оно происходило под греческим и этрусским влиянием.

Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича.

Крупными общественными зданиями были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до н.э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.

Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города подпирала менее высокая стена. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.

Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей воды, для проведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров.

Новый этап городского строительства начался во II в. до н.э. - застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в цене. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н.э. многоэтажные здания, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона, и даже мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города - римский форум.

Учащиеся смотрят фрагмент №2 - римский форум.

Именно в этот период город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

В результате завоеваний разного рода богатства потекли в Рим. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому убранству, ко множеству украшений.

Учащиеся смотрят фрагмент № 3 - колонна Траяна.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, купола и своды, наряду с колоннами использовали столбы.

Новым типом зданий являются базилики. В них совершались торговые сделки и вершился суд. Также строились цирки в которых происходили соревнования колесниц.

Создается огромное количество зданий для практических нужд - мосты, акведуки, театры, амфитеатры (в них давались гладиаторские бои и бои со зверями).

Грандиозный Колизей изумлял всякого, кто впервые попадал в столицу империи. Четыре этажа постройки могли вместить 80 тыс. человек. На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца. Внутри здание выложено мрамором, а по фасаду - травертином (пористой породой, широко использовавшейся в античную эпоху). В ходе пышных торжеств по случаю открытия Колизея в 80 г. н.э. истребление животных на потеху зрителей приобрело поистине гигантские масштабы. Тогда гладиаторами было убито около 5 тыс. львов, слонов, зебр и гиппопотамов.

Учащиеся смотрят фрагмент № 4 - Колизей.

Представим на несколько минут, что мы попали на одно из гладиаторских представлений.

Учащиеся смотрят фрагмент №5 - из х/ф «Гладиатор».

В одном из средневековых паломнических гимнов поется «Сколько будет стоять Колизей, столько простоит и Рим. Если Колизей падет - Рим падет вместе с ним. Если погибнет Рим, исчезнет и весь мир».

Центральной улицей Древнего Рима была Аппиева дорога.

Учащиеся смотрят фрагмент №6 - Аппиева дорога.

Еще одним архитектурным памятником Древнего Рима является Пантеон или храм семи богов. Купол Пантеона - один из величайших шедевров зодчества; толщина камня у основания конструкции 6 м., тогда как вверху - всего полметра. Таинственность храму добавляет отсутствие окон. Естественный свет проникает внутрь только через «окулус» - 9- метровое отверстие в куполе.

Учащиеся смотрят фрагмент № 7 - Пантеон.

Это был последний пункт нашего путешествия. Теперь давайте проверим по карте, где мы побывали, какие архитектурные сооружения увидели.

На карте учащиеся отмечают и затем называют те сооружения о которых узнали на уроке.

В конце урока учитель подводит итог и дает домашнее задание - решить кроссворд (для тех учащихся, которые хотят проверить свои знания учитель предлагает дополнить кроссворд новыми терминами и названиями ).

© 2010-2022