- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории Восстание Е. И. Пугачева (8 класс)
Конспект урока по истории Восстание Е. И. Пугачева (8 класс)
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Василюк И.А. |
Дата | 06.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока «Восстание Е. И. Пугачева»
Василюк И. А., учитель истории, МБОУ СШ № 6 г. Няндома. Архангельская область.
Учебник: История России: 8 класс. Учебник издательства «Русское слово».
Цель: показать размах войны, ее стихийный характер, причины поражения и историческое значение.
Задачи: Образовательные: закрепить представления учащихся о положении крестьян в 18 веке. Развивающие: развивать умения давать характеристику исторической личности на примере Е.И.Пугачева; развивать умения логического мышления, анализа.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувства гордости, уважения к русскому народу, Отечеству.
Основные знания 1773 - 1774 г.г. - крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачев; предводитель Е.И.Пугачев.
Оборудование и материалы Презентация, учебник, отрывок из фильма, раздаточный материал (таблица)
Тип урока Комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент. Здравствуйте ребята, я приглашаю вас на урок истории.
2. Повторение пройденного материала. Учитель: Опираясь на иллюстрации, расскажите о положении крепостных крестьян во времена царствования Екатерины II? (Рассказ с опорой на иллюстрации «Положение крепостных крестьян» )
Примерные ответы: а) полная зависимость от помещиков,
б) тяжелый труд,
в) жестокие наказания,
г) могли сослать в Сибирь на каторгу, затравить собаками,
д) разделяли семьи,
е) проигрывали крестьян в карты, дарили друг другу, продавали как животных или вещи. Вывод: тяжелое положение крестьянства не могло оставаться неизменным.
3. Мотивационный этап. Учитель: Как вы думаете, к чему могло привести такое отношение помещиков к крепостным крестьянам? -
Примерный ответ учеников: Восстание, мятеж, вооруженное сопротивление, смена законов.
Учитель: Таким событием в России стало вооруженное восстание под предводительством Пугачева. Что вам известно об этом событии?
Примерные ответы учеников: Я знаю…, никогда не слышал…, Что-то слышал… и т.д.
4. Переход к изучению новой темы Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Восстание Е. И. Пугачева».
- На какие вопросы нам нужно найти ответы?
Ответы учеников:
Когда произошло?
Почему произошло?
Кто участвовал?
Чем закончилось?
5. Изучение нового материала. Учитель: Общая картина вооруженных восстаний представлена как в художественных, так и в документальных фильмах. Опираясь на свои знания предположите, что такое восстание?
Восстание - это…(выбери) - массовое вооруженное выступление против власти - новые законы, направленные на изменения условий жизни людей - погромы и поджоги помещичьих усадеб Проблемная ситуация. - Учитель: Что делали восставшие крестьяне и казаки? (захватывали города, уничтожали заводы, убивали помещиков и царских служащих) - Что можно сказать о количестве восставших? (много, целая армия) - Как вы думаете, могло ли такое массовое восстание изменить жизнь угнетенных народов? ответы
А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описывая эти события, так комментировал восстание Пугачева: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
- Каким называет восстание писатель? (бессмысленным, беспощадным)
- Что значит бессмысленный? - значит, восставшие ничего не добились.
Какой возникает вопрос? Почему Пушкин считал это восстание бессмысленным?
Чтобы ответить на этот вопрос вы должны изучить материалы этого события. Работа в парах. Задание на листочках. Прочитайте, указанные в задании тексты, ответьте на вопросы, подготовьте выступления.
Поиск информацииДата
Учебник
стр. 110
В каком году началось восстание?
В каком году закончилось?
Сколько лет продолжалось?
Предводитель, участники, численность
Учебник
стр.111-112
Кто был предводителем восстания?
Кто поддержал Пугачева?
Личность Пугачёва
Учебник
стр. 111
Кем был Пугачёв?
Каким он был внешне?
Какие черты характера привлекли к нему людей?
География восстания
Учебник стр. 112-113, карта на слайде.
Какие районы охватило восстание?
Какие города были осаждены?
Требования восставших
(манифест стр. 114)
Какие требования выдвигали восставшие?
(Ответы на вопросы, заполнение таблицы)
Пересказ по таблице
Учитель:
- Какие цели преследовало восстание? - Чем закончилось восстание? Видеофрагмент - Чем закончилось восстание?
Почему Пушкин считал это восстание бессмысленным? (восставшие не добились своей цели)
Оно потерпело поражение, проиграв хорошо вооруженной царской армии, а так же разногласиям и предательству соратников Пугачева.
Крестьянское восстание ничего не изменило к лучшему в положении крестьянства. Лишь на горных заводах Урала были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труд. Призрак "пугачевщины" стал с тех пор преследовать помещиков и представителей власти.
Учитель: Давайте отметим и положительные стороны прошедших событий.
Примерные ответы учеников: Крестьяне поверили в свои силы
Помещики, боясь повторения событий, стали меньше притеснять крестьян.
Это восстание вошло в историю как пример сопротивления угнетенных слоев населения страны.
6. Рефлексия Вырази свое мнение Я узнал… Я удивился… Я согласен… Я плохо… Мне было…
7. Домашнее задание.
Учитель: Давайте запишем домашнее задание. Параграф 19, таблица на пересказ. Спасибо всем за урок.